В 2009 году инвестиции в основной капитал составили 43377,6 млрд. руб. или 31,7% от ВВП (показатель экономической безопасности: не менее 20%). Это дает возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат — более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.
Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики:
-промышленность 27,7 %
-жилищное строительство 17,9 %
-сельское хозяйство 14,6 %
-транспорт 8,4 %
-торговля и общественное питание 5,0 %
-строительство 3,9 %
-связь 2,9 %
За 2008 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций (на долю прямых иностранных инвестиций приходилось 34,9% от всех полученных иностранных инвестиций).В 2009 году иностранные инвестиции в белорусскую экономики составили $9,3 млрд. (рост на 6,8%). При этом свыше $4,9 млрд. составили прямые инвестиции.
Основными задачами инвестиционной деятельности являются:
· совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;
· повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;
· создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.
Главными направлениями их реализации станут:
Ø вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных производств;
Ø модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий;
Ø создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;
Ø поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;
Ø развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.
Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.
Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго- и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.
27.Состав потребительского комплекса национальной экономики.
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.
Розничная торговля.Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект. Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Продвижение отечественной продукции на внутренний рынок определяется углублением интеграции розничной торговли с товаропроизводящими отраслями - предприятиями промышленности, сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.
Общественное питание.
Общественное питание — отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов). Кроме государственных и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы общественно организованного питания населения в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха. Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением их финансовой самостоятельности, совершенствованием методов хозяйствования, появлением стимулов к повышению конкурентоспособности.
Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие др. бытовые услуги. В стране уменьшается доля услуг по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ремонту бытовой аппаратуры, но резко возрастает доля услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, парикмахерских. Экономическая эффективность предприятий бытового облуживания населения зависит от многих факторов.
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, уборку и благоустройство территорий населённых пунктов. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложное разнообразие предприятий, служб, оказывающих и или производящих продукты — всего более 30 видов деятельности. Основным показателем, который характеризует жилищное хозяйство, является наличие жилого фонда.