Финансы определяют как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему — совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов образования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные фонды. В организационном плане она охватывает совокупность финансовых учреждений страны.
Согласно Европейской системе национального счетоводства (СНС), движение денежных потоков осуществляется в разрезе секторов и подсекторов экономики:
• нефинансовых корпоративных и квазикорпоративных предприятий;
• финансовых учреждений; • страховых предприятий; • органов государственного управления; • частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; • домашних хозяйств.
Финансы органов государственного управления образуют государственные финансы, которые включают бюджетную систему страны и государственный кредит. Бюджетная система состоит из государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов (первый уровень), бюджетов регионов (второй уровень) и местных бюджетов.
Финансы остальных блоков (секторов) образуют финансы хозяйствующих субъектов и населения. В свою очередь финансовые институты включают центральные банковские институты, другие финансовые и кредитные институты.
Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами (населением).
Финансы населения (домашних хозяйств) образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.
Государственные финансы — это финансы сектора государственного управления, который включает все институциональные единицы (институциональная единица — такая хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом), занятые оказанием нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, и перераспределением национального дохода и богатства.
Организация государственных финансов определяется системой государственного управления. Основными институциональными единицами сектора государственного управления являются законодательные и исполнительные органы власти на республиканском, областном и местном уровнях, государственные внебюджетные фонды, посольства, консульства и другие государственные учреждения за рубежом. (В эту группу не входят принадлежащие государству предприятия корпоративного и квазикорпоративного типа, а также кредитно-финансовые учреждения, в частности, Национальный банк, осуществляющий функции денежно-кредитного регулирования, страховые компании и прочие финансово-кредитные учреждения, которые относятся к финансовому сектору экономики страны. При этом не имеет значения тот факт, что они могут полностью принадлежать органам государственного управления или последние владеют большей частью их капитала.)В рамках и контексте представленных выше понятий и структур рассматривается государственная финансовая система Беларуси.
Национальная финансовая система Беларуси возникла с образованием в 1990 г. суверенного государства — Республики Беларусь, которая прошла сложный путь становления и развития в условиях выхода из глубокого системного кризиса, вызванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет собой систему, построенную по международным стандартам с учетом специфики экономики страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, назначение, структура, функции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе Республики Беларусь.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 232): «Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика».
Осуществляя переход от централизованной плановой к рыночной экономике, Беларусь строила свою систему финансов одновременно с созданием всего комплекса государственных институтов независимой страны: внешней политики, обороны и безопасности, национальной экономики, управления и т.д. И ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и государства, выработка и реализация финансовой политики.
Финансовая политика представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является органичной частью социально-экономической политики, в которой определяются стратегические и тактические цели развития экономики, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами. Основными документами правительства в этой области являются Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет, Основные направления социально-экономического развития (СЭР) на 10 лет, Программа СЭР на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом документе осуществляется выбор долговременных и краткосрочных целей и составление целевых программ концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. При разработке перспективной финансовой политики прогнозируются тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, отрабатываются принципы организации финансовых отношений.
В период перехода экономики республики к рыночным отношениям изменялись и подходы к формированию финансовой политики с учетом разнообразия форм собственности, новых институтов рынка, реформы ценообразования и т.д.
Финансовая политика вырабатывается и реализуется системой управления финансами или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят финансовые службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.
На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти — Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего Закона о бюджете на предстоящий финансовый год.
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, являются Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах (рис. 6.5).
Рис. 6.5. Схема управления финансами*
Указанные блоки и элементы управления реализуются через функции прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля, бюджетно-налоговую политику, которая осуществляется посредством бюджетной и налоговой систем страны.