Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансовая система нац. экономики.



Финансы определяют как совокупность эко­номических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ре­сурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти от­ношения или связи через финансовую систему — совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов обра­зования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, иму­щественного и личного страхования; валютные резервы госу­дарства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие спе­циальные фонды. В организационном плане она охватывает со­вокупность финансовых учреждений страны.

Согласно Европейской системе национально­го счетоводства (СНС), движение денежных потоков осущест­вляется в разрезе секторов и подсекторов экономики:

• нефинансовых корпоративных и квазикорпоративных пред­приятий;

• финансовых учреждений; • страховых предприятий; • органов государственного управления; • частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; • домашних хозяйств.

Финансы органов государственного управления образуют государственные финансы, которые включают бюджетную сис­тему страны и государственный кредит. Бюджетная система состоит из государственного бюджета и государственных вне­бюджетных фондов (первый уровень), бюджетов регионов (вто­рой уровень) и местных бюджетов.

Финансы остальных блоков (секторов) образуют финансы хозяйствующих субъектов и населения. В свою очередь финан­совые институты включают центральные банковские институ­ты, другие финансовые и кредитные институты.

Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между пред­приятиями), юридическими лицами и государством, юридиче­скими лицами и физическими лицами (населением).

Финансы населения (домашних хозяйств) образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.

Государственные финансы — это финансы сектора государ­ственного управления, который включает все институциональ­ные единицы (институциональная единица — такая хозяй­ственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом), занятые оказанием не­рыночных услуг, предназначенных для коллективного потреб­ления, и перераспределением национального дохода и богат­ства.

Организация государственных финансов определяется сис­темой государственного управления. Основными институцио­нальными единицами сектора государственного управления яв­ляются законодательные и исполнительные органы власти на республиканском, областном и местном уровнях, государствен­ные внебюджетные фонды, посольства, консульства и другие государственные учреждения за рубежом. (В эту группу не входят принадлежащие государству предприятия корпоратив­ного и квазикорпоративного типа, а также кредитно-финансо­вые учреждения, в частности, Национальный банк, осущест­вляющий функции денежно-кредитного регулирования, страховые компании и прочие финансо­во-кредитные учреждения, которые относятся к финансовому сектору экономики страны. При этом не имеет значения тот факт, что они могут полностью принадлежать органам государ­ственного управления или последние владеют большей частью их капитала.)В рамках и контексте представленных выше понятий и структур рассматривается государственная финансовая систе­ма Беларуси.

Национальная финансовая система Беларуси возникла с об­разованием в 1990 г. суверенного государства — Республики Беларусь, которая прошла сложный путь становления и разви­тия в условиях выхода из глубокого системного кризиса, выз­ванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет со­бой систему, построенную по международным стандартам с уче­том специфики экономики страны. Ее новые (рыночно ориенти­рованные) сущность, назначение, структура, функции закреп­лены в Конституции и Налоговом кодексе Республики Бела­русь.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 232): «Фи­нансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюд­жетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валют­ная политика».

Осуществляя переход от централизованной плановой к ры­ночной экономике, Беларусь строила свою систему финансов одновременно с созданием всего комплекса государственных институтов независимой страны: внешней политики, обороны и безопасности, национальной экономики, управления и т.д. И ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и госу­дарства, выработка и реализация финансовой политики.

Финансовая политика представляет собой совокупность це­лей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эф­фективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспре­деления и использования для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является органичной частью социально-экономической политики, в которой определяются стратегические и тактические цели развития экономики, об­щий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финан­совыми методами. Основными документами правительства в этой области являются Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет, Основные направле­ния социально-экономического развития (СЭР) на 10 лет, Про­грамма СЭР на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом до­кументе осуществляется выбор долговременных и краткосроч­ных целей и составление целевых программ концентрации фи­нансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. При разработке перспективной финан­совой политики прогнозируются тенденции развития финан­сов, формируются концепции их использования, отрабатыва­ются принципы организации финансовых отношений.

В период перехода экономики республики к рыночным от­ношениям изменялись и подходы к формированию финансовой политики с учетом разнообразия форм собственности, новых институтов рынка, реформы ценообразования и т.д.

Финансовая политика вырабатывается и реализуется систе­мой управления финансами или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят финансовые служ­бы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страхо­вые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

На уровне республики управление финансами осуществля­ют прежде всего высшие органы государственной власти — Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверж­дающие его путем принятия соответствующего Закона о бюдже­те на предстоящий финансовый год.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управ­ление финансами, являются Министерство финансов Республи­ки Беларусь и его органы на местах (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Схема управления финансами*

 

Указанные блоки и элементы управления реализуются че­рез функции прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля, бюджетно-налоговую политику, кото­рая осуществляется посредством бюджетной и налоговой сис­тем страны.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.