Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рыночные институты и рынок факторов производства.



Основ. знач. в построении рыноч. отнош. имеет создание адекватной законодательн. и институциональн. базы, организационной инфраст-ры. Рын. эк-ка: в которой только решения самих потреб-лей, поставщ-в рес-сов и частн. фирм определяют стр-ру распределения рес-ов. Рынок: совокуп. институтов, обеспеч-щих орг-цию совмест. эк. деят-ти людей, эк. обмена м/у ними в форме купли-продажи т-ров и услуг, основ-ого на таких принципах, как:• частн. собствен.;• добровольн. и эквивалент. взаимодей-ие самостоят-х и независ-х эк. субъектов;• конкуренция.«Рыночность» институтов определ-ся соотв-вием их хар-ра основн. принципам рын.эк-ки, таким как:• свобода хоз.деятельн-ти;• всеобщность рын. отнош.;• плюрализм и равноправие форм собств-ти;•саморегулир. хозя. деят-ти;• свободн. ценообразов.;•самофинансир. и эк-ая ответств-ть;• гармонич. сочет. гос-ва и рынка. Степень реализ-ции этих принц-ов указ-ет на ур. зрелости рын. институтов как формальных(правовые нормы, законы и нормативные акты, и т.д.), так и неформальных (моральные нормы, традиции, обычаи, и др.).При анализе рыночных институтов и видов рынков важен макро-(блоки нац. стат-ки) и микроуровень(совокуп. эк-их субъектов:предприним-лей, наем. работников и т.д.).

Задача науч. анализа: проследить как выстраиваются институцион-ые формы в повседневном взаимод-вии эк-их субъектов.В основу структурир-ия и классифицир-ния типов рын. эк-ки, рынков и рын. институтов положим такие признаки и критерии, как эк. субъекты и объекты, отрасли и др.

 

Признак субъекты: Рынок покупателей, продавцов, госзакупок, посредников
объекты: товаров и услуг, рабочей силы (труда), капитала, финансовый и т.д.;
отрасли: автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.;
характер продаж: оптовый,розничный;
территория: мировой, региональный, национальный, местный.

Рынки характер-ся также по ур. насыщения, степени конкурент. зрелости, монопол-ции, правовому статусу (легальный, нелегальный) и др.Чтобы охарактер-ть сост-ие рынка, надо рассмотреть его в единстве с процесс. произ-ва, распредел., обмена и потребл., с характер-ками видов и прав собствен. и эк.обособления, обществ-го раздел. труда, найма раб.силы, риска хоз. деятельн., соотношения спроса и предлож., цен, а также рыноч. инфраст-ры(учреждения, биржи, ассоциации и т.д.).Важн. роль играют рын. институты, закрепляющие и развивающие фундаментальн.рын. ценности: институт частной собствен. и свободы предприним-ва, институт свободной и честной конкуренции и др.Для воплощения института частн.собств-ти надо создавать и обеспеч. зрелость:• рыночн. правового гос-ва (право собственности, договорное право и т.д.);•конкурент.среды(конкуренц. соц. интересов, антимонопольн. законод-во и т.д.).В число ключевых инфраструк-ных элементов, обеспеч-щих их реализацию, входят струк-ры юридич. и аудиторск. сопровождения, информац. услуг и проф. подготовки.

Важнейш. рын-ми, где функц-ют реальн. рын. институты, процессы и мех-мы, явл. рынки факторов произв-ва (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков.Но глав. роль в рын. эк-ке играет рынок факторов пр-ва (рынок рес-сов).Факторы пр-ва(ФП):использ-мые в процессе произ-ва материальн. блага и услуги рес-сов эк-ки.Их раздел. на 4 группы: земля, труд, капитал, предприним. деят-ть.

В соответствии с 4 группами ФП различают 4 основн. вида доходов: земельн.ренту, зарплату, %, предприним. доход (прибыль), это плата за услуги этих ФП. Цена самого ФП =современ. стоимости (с.с. платежа, осуществля-го в нек. момент в будущем, явл-ся суммой, кот. надо вложить сегодня, чтобы получить указ. выплату к этому моменту) всех связанных с ним настоящ. и будущ. платежей за использ-ие этого ФП.

Рынок ФП функц-ет по законам спроса и предлож., но спрос на ФП вторичный, т.к. предприн-ль приобретает их не для удовлетвор. личн. потребн., а для пр-ва конеч. прод-ции, приносящей прибыль.

Предлож.ФП рассм-ся с 2сторон:1)общего предложения и 2)их распределения м/у отраслями и п/п, что связано с мобильностью конкретного фактора.

Рынок труда: многомерн., многоуровнев. сис-ма рын. институтов, орг-ций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и обществ. объединений, решающих совокупн. проблем воспр-ва раб. силы и использ. труда и выполняющих для этого многочисл. функции на микро- и на макроуровне. Когда речь идет о рынке капитала, то имеют в виду рынок финанс. капитала, прежде всего кредит. рынок.

Наряду с базисн. институтами частн. собств. и свободы предпр-ства при рассмотрении сущности и содержания рынка ФП важную роль играют также конкуренция (совершенная и несовершенная), монополия и др.Институц.-организац. основой функц-ния рынка ФП явл. биржевой мех-зм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).

39.Основные формы ведения хоз-ва. Преобразование форм собственности.

Переход к рын.эк-ке в обязательн. порядке предполаг. фор-ние субъектов рын. отнош.: независ., самост. эк-ки, ответств. товаропроизв-лей. Для этого почти при абсолют. преоблад. гос. собствен-ти в эк-ке РБ требовалось осуществить разгосударствл.(Р) и приватизац.(П) п/п и орг-ций различ. отраслей нархоза.Р:передача имущее-ва из гос. собс-ти в иную акционер., коллективн., кооперативн., частн., смешан.П:передача гос.собств-ти за плату или безвозмездно в частн. собств.Конституц.РБ и Гражд.кодекс определ.2 формы собств.: гос(в виде республ. и коммунальн.)и частн.Исключит. собств. гос-ва: недра, вода, леса, земли с/х назнач.Реформир. гос. собств. в Б началось в 1991 и было напрямую связано с необход. повыш. эфф-ти всего хоз. комплекса страны.К нач. рын. реформир-ия общая числен. объектов гос. собств-ти, подлежащих разгосударствл. и приват-ции, 8,7 тыс., в т.ч. 3,4 тыс.(39,2%) республик. и 5,3 тыс.(60,8%) коммунальн. собств-ти. В общ.числ-ти объектов промышл. п/п сост. 14,7%, строительства 11,2, транспорта 4,5, торговли и обществ. питания 23,3, быт. обслуж.3,8, прочих 42,5% . В процессе Пс 1991-08 в РБ реформировано свыше 4тыс. объектов госсобствен-ти, ок. 41% от всех п/п, подлеж.П.На базе реформир.гос. п/п создано ок.2тыс. ОАО,свыше 1400 гос. объектов продано по конкурсу и на аукционе.Числ. раб-щих на п/п и в орг-циях частн.формы собств. в 2009 составила 51,1 % всех занятых в эк-ке страны.В 2010Пподлежат 129 п/п. Глав.задачи РиП явл.:•формир. необход. для рын. эк-ки среды, обеспеч-щей конкуренцию, разв-ие предпр-льства, многооб. форм собств., видов хоз. субъектов;•усиление хоз. и труд. мотиваций, повыш. эффект-ти использ-ния созд. в стране эк. потенц-ла и стимулир. его приумнож.;•созд. возмож-ти самовыраж. граж-нам, задейств. их энергии, инициативы;•увелич. поступл. ср-в в бюджет за счет продажи гос.имущества, связывание ср-в п/п, отвлеч. части денег с потребительск. рынка и способств. его стабилиз.В преобраз. форм собств. в Б выдел-ся 3 этапа:1)П только за денежные ср-ва, в осн. по инициативе «снизу». Заинтересован. в П труд. коллек-вы п/п обращались в органы Псо своими предложениями о выкупе гос.имущества.Такие п/п после П преобраз-сь в коллектив., а после в АО или ООО. До 1993 П проходила на основе отдельн. времен. норматив. актов и в целом не имела законодат. базы.2)в 1993 приняты законы «О Р и П гос. собств. в РБ», «Об именных Пционных чеках», Гос. прогр. П,и др. При П каждого объекта 50%стоимости оплач. деньгами и 50%чеками «Имущество». Ср. и крупн. п/п пром-ти, строит-ва, трансп. могли преобраз-ся в ОАО. На конкурсы и аукционы выставлялись малые п/п коммунальн. собств., объекты незавершен. строит-ва. Принятая в 1994 Программа неотложн. мер по выходу эк-ки РБ из кризиса предусм-ла наряду с преодол. спада произ-тва осуществл. Р и П, разв-ие мал. и сред. бизнеса. Это активизир-ло процесс П. 3) совершенст-ие стратегии и тактики преобраз. отнош-ий собств-ти.Основн. направл. определ. указами Президента РБ «О мерах по совершенст-ию реформир. гос. собств.»(1995), «Об упорядочении распоряж-ия гос. имуществом», «Об особом праве гос-ва на участие в управл. АО»(1997).В 1998 принят Декрет Президента РБ «О Р и Пгос. собств. в РБ», кот. позволил обеспеч. един. гос. политику по рефор-ию гос. собств., усилить соц. направл. этого процесса, создать благопр. усл. для привлеч. отеч. и иностр. инвесторов. В 2000 разработ. и одобр. Концепц. управл. гос. имуществом в РБ на 2001-05.

В 2008 в Б принят план П на 2008-10.По нему в теч. 3лет в стране в общ. слож-ти д.б. акц-рованы 519 субъектов респ.собст-ти.В РБ по закон-тву, использ. методы П:•преобраз. гос. орг-ций в АО;•выкуп арендов-го имущ-ва арендной орг-цией;•продажа на аукционе и по конкурсу.Наиб. распростр. метод Р преобразов. в АО, при этом сохр-ся большая доля акций, принадлеж. гос-ву, оно может использ. «золотую акцию» как особое право управл. А п/п. В послед. г. в РБ преоблад. «точечн.» реформ-ие объектов гос. собств. исходя из эк. эффек-ти, возмож-ти внедр. нов. технолог., освоения выпуска нов. видов прод-ции.Глав. цель Р и Постается повыш. эффектив-ти произ-тва и созд. конкурент. среды, активиз. инвестиц. и инновац. деят-ти, привлеч. иностр. инвест.,учитывая соц и эколог последств. П.По Гражд. кодексу РБ, хоз. субъек-мим.б.коммерч. и некоммерч. орг-ции. Полн. товарищ-во: участники кот. в соотв-вии с заключ. м/у ними дог-ром заним-ся предприним. деятельн. от имени товарищ-ва и солидарно друг с другом несут субсидиар. ответств. своим имущ-вом по обяз-вам товарищества.Коммандит.:в кот. наряду с участ-ми, осуществл-ми от имени товарищества предприним. деят. и отвечающ. по обяз-вам тов-ва всем своим, есть 1 или нес-ко участников, кот. несут риск убытков, связ. с деят-тью тов-ва, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществл. тов-вом предприним. деят. ООО: учрежд. 2 или более лицами общ-во, устав.фонд кот. разделен на доли определен. учредительн. док-ми размеров. Участники ООО не отвечают по его обяз-вам и несут риск убытков, связ. с деят. общества, в пределах стоим-ти внесен. ими вкладов.ОДО:учрежд. 2 или более лицами общ-во, устав. фонд кот. разделен на доли определен. учредительн. док-ми размеров. Участники солидар. несут субсидиар. ответств. по его обяз-вам своим имущ. в пределах, определ-х учредительн. док-ми общества. АО:общ-во, устав. фонд кот. разделен на определ. число акций. Учас-ки не отвеч. по его обяз-вам и несут риск убытков, связ. с деят. общ-ва в пределах стоимости принадлеж. им акций.ОАО: общ-во, если его участник м. отчуждать принадлеж. ему акции без согласия др. акц-ров неогранич. кругу лиц. ЗАО:участник кот. м. отчуждать принадлеж. ему акции с согласия др. акционеров и(или) огранич. кругу лиц. Произв. кооператив:коммерч. орг-ция, участники кот. обязаны внести имуществ.паевой взнос, принимать личн. труд. участие в его деят. и нести субсидиар. ответств. по обяз-вам производств. копер. в равных долях, если иное не определено в уставе.Унитар.п/п:коммерч. орг-ция, не наделен. правом собств. на закреплен. за ней собств-ком имущество.

40.Структурная перестройка нац. эк-ки. Диверсификация эк-ки.

РБ после распада СССР стала самост. суверен. гос-вом и получ. в наследство о развит. эк-ку с многоотрасл. стр-рой, где преимущ. роль играли:машиностр-ие, хим. и нефтехим., лесн. и деревообраб., легк. и пищ. пром-ть, животновод., льновод. и картофелевод.В первые годы струк-ные преобраз. осуществ. стихийно, с помощью либер-ции хоз жизни, приватиз., жестк. Д-К политики, что не привело к ожид.результ.Надо использ. инвестиц. как важнейш. рычаг структур. преобраз. и повыш.роли гос-ва в их осуществ. на основе разработки и реализ. эффектив. инновац.-инвестиц. политики, учит-щей специфич. особен. страны и мир. опыт структур. преобразов.Структур. деформации в эк-ке: несоответств. струк-ры произ-ва внутр. и внеш. спросу;высокие энерго- и материалоем. произв-ва, его сильн.завис. от импортн. поставок топливно-энергетич. и сырьев. рес-ов;высок. ур. физич. и моральн. износа актив. части основ. производств. фондов;недостаточ. разв. наукоемк. экспорт. произ-в, имеющ. высок. долю добавл. стоим.Ближайш. 2-3 5летия ключевые для эк-ки РБ. Д.б. сформир. стр-ра произ-ва, отвеч.долгосроч. целям страны, завершены начат. институцион. преобразов., создана адекват. рын.м усл-ям сис-ма мотивации поведения предприним-ей и наем. персонала, достигнуто радикальн. повыш. ур. жизни насел. Надо с учетом нац. особен. оптимально встроить бел. эк-ку в мир.хоз-во, используя двусторон. и многосторон. связи; обеспеч.модернизац. стр-ры эк-ки в направл. роста ее наукоем-ти, экологич. сбалансир-ти и энергоэффектив-ти; перевести сис-му управл.эк-кой на корпоратив. принципы и обеспеч. формир. качественно новых стимулов инновац.актив-ти.Надо обновить не только технологии и парк действующ. оборуд., но и воспроизводств., отрасл. и технологич. стру-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующ.работу п/п.При преобразов.стр-ры эк-ки предстоит усоверш. межсектор., межотрасл. и межрегион. пропорции: м/у гос. и частн. секторами эк-ки; произв-вом, потребл.и накопл.; м/у отрасл. специализ., ориентирован. на экспорт прод-ции, и вспомогат. и обслуж. произв-ми; пром-тью и с/х; отрас-ми, производящ. товары, и сфер. услуг; м/у круп. и мелк. бизнесом; оптимизировать пропорции в ур. соц.-эк. развития обл. и г. Минска; усилить соц. ориентацию преобраз-ий.Перед сис-мой гос. регулир. возник. новые задачи:•структур. модерниз. эк-ки;•полноцен. включ. мех-мов рын. конкуренц. и мех-ма коммерц-ции нововведений, что обеспечит долгосроч. рост конкурентоспособ.бел. эк.Принципы структурн.преобразов.:•многоукладн. эк-ки,равн. усл. хоз-ния всем юр. и физич. лицам;•концентрац. рес-в на эффектив. использ.;•постепен. трансформ. отнош. собс-ти, разв. предпр-ства, либерализ. всех видов эк. деят.;• переход на инновац. путь разв-я эк-ки;• соц. ориентац. перспектив. стр-ры эк-ки, ускорен. разв. сф. услуг;•приоритет разв-я наукоемк., высокотехнологич., конкурентоспособ., экспортоориентир. и импортозамещающ. нересурсоемк. отраслей и производств с высок. долей доб. стоим.;•учет факторов глобал-ции эк-ки, регион. интеграц. в перв. очередь с РФ и СНГ;•гармонизац. разв-я круп. произ-ва (создание нац. и вхожд. в транснацион.корпоратив. стр-ры) и малого предприним-тва;•обеспеч. рациональн. использ. природно-эк., демографич. и др. местн. рес-ов;• комплексн. разв. производительн.сил страны и ее регионов;• экологизац. эк-ки, сохр. окруж. среды для нынешнего и будущ. поколений;• рациональн.сочет. сис-мы гос. регулир. и рыноч. саморегулир., гос.поддержки наиб. эффектив. п/п.Опыт многих стран свидетельст. о необход. примен. различ. стратегий структур. преобразов.: стратегии использ. мест. прир. рес-сов с привлеч.иностр. инвест. и последующ. направл. получ. доходов на разв-е др. отраслей; стратегии «преследования», ориентир. на освоение конкурентоспособ. прод-ции развит. стран, но с более низк. ценами; стратегии «передовых рубежей», разработ. и созд. нов. продуктов и технологий на основе достиж.НТП.Целесообраз. отрасли подразделить на группы:1. Отрасли и произ-ва по использ. региональн. фактор. усл. и рес-ов; ввозим. рес-ов(специализир. отрасли и произ-ва АПК:животновод. и др.;лесн., деревообраб. и др.; хим. и нефтехим. пром-ть; транспорт). Направл. структур. перестройки: наращ. объем. пр-тва конкурентосп. прод-ции путем модерниз. пр-тва, внедр. прогрессив. технолог. и техники, привлеч. ПИИ. 2. Традици. отрасли пром-ти, облад. большим науч.-технич. потенц-м и способн. в относ. коротк. сроки повысить ур. конкурентоспособ. выпуск. прод-ции и создать ее нов. виды, соответ. потребит. св-вам мир. и внутр. рын., но нужд. в гос. поддержке (трактор. и с/х машиност., автомобилест., станкост., и т.д., черн. металлург., легк. пром-ть). Направл. структур. перестройки: модерниз., переспециализ. пр-ва на осн. соврем., в т.ч. заимствов. технолог. и закупки нов. оборуд., выпуск нов. конкурентосп. видов прод-ции. 3. Наукоемк. экспортоориент. отрасли и пр-тва, реализ. передовые достиж. НТП и использ. чел. потенциал. Включ. пр-ва и отрасли, основан. на разработке и использ. новейш. и высок. технолог.,относ.: лазерные, электронно-плазмен., техн-гии, основан. на примен. нов. видов сырья, конструкц. м-лов; пр-ва по выпуску м-лов для микро- и наноэлектроники, композиц. м-лов; п/п по хим. и биолог. синтезу фармацевтич. ср-в и пищ. добавок и т.д.Надо примен. комплекс методов гос. регулир.:сниж. налог. нагрузки, льгот. кредит., прямые гос. инвест. и субсидии и др. Важнейш. орг. стр-ми должны стать транснац., межгос., межотрасл., отрасл. и территор. корпоратив.стр-ры в форме ТНК, ФПГ и др. Это обеспеч. сниж. издержек пр-ва, привлеч. инвест., в т.ч. зарубеж. и повыш. конкурентоспособ. прод-ции.

Цель структур. перестройки эк-ки:сниж. доли и масштабов энерго- и материалоемк. пр-ств, замена неэффектив. произ-тв на высокотехнолог. Приоритет:информатиз., ПО, нанотехн-гии и наном-лы, модерниз. энергетич. отрасли, биотехнолог. и генетика.В эк-ке РБ активно идет процесс диверсифик.: расшир. ассортимента, измен. вида продукции, производ. п/п, фирмой, освоение нов. видов производств и переориентация рынков сбыта с целью повыш. эффектив. производства, получ.эк. выгоды, предотвращ. банкротства.

41.Гос. регулир. эк-ки – фактор развития нац. эк-ки.

Гос-во, его институты и струк-ры играют исключ. важную роль в эк-ке кажд. страны. Одним из принцип. вопросов явл. соотнош. рын. и гос. регуляторов. Мир. разв-ие эк-ки в XX в. свидетельств. о чередов. периодов усиления рын. и гос. регулир. В эк. теории и политике преобл. то концепц. усиления роли гос-ва в эк-ке (прежде всего кейнсианство, господств. как в эк. теории, так и практике хоз. регулир. вплоть до к. 70-х гг.), то концепция неогранич. возможностей рын. регуляторов эк. развития (монетаризм, неолиберализм и др. теории, ставшие наиб. влиятельными в 80-90-е XX в.). Что касается бывшего СССР и большинства соц. стран, то в них гос-во определяло практически все соц.-эк. процессы путем разработки и реализ. директивных планов, использ. административ.-команд. методов управл.

На соврем. этапе в преобл. большинстве стран усил. регулир. роль гос-ва по отнош. как к гос., так и к частн. сектору эк-ки.Гос. регулир. эк-ки, независ. от того, командно-распредел. или рыноч. она явл-ся, объективно необходимо для люб. правительства. Эк. политика гос-ва важн. элемент рын. сис-мы. Гос-во прямо или косвенно определяет важнейш. параметры рынка, устанавл. ориентиры деят-ти отдельн. фирм и предпринимателей. Оно формир. общее эк. пространство, устанавл. ограничения для общественно опасной деят-ти.Гос. регулир. эк-ки: сис-ма мер законодательного, исполнит. и контролир. хар-ра, осуществляемых гос. учреждениями с целью обеспеч. устойч. соц.-эк. разв-ия страны. Эк. политика гос-ва должна способств.укрепл. финансов субъектов хоз-ния и домаш. хозяйств, накоплению отеч. капитала, повышению доступности кредит. рес-ов отечеств. товаропроизводителям.

Конкрет. направл., формы, масштабы гос. регулир. эк-ки определ-ся особен-ми соц.-эк. развития страны в данный период.

Глав. задача гос. управл.в эк. сфере: обеспеч. роста матер. производства с целью удовлетвор. все возрастающих потребн. насел. Процесс управл. эк-кой предполаг. решение многих вопросов: повыш. эффектив-ти и конкурентоспособ. нац.эк-ки, рациональн. использ. внутр. рес-сов, развития науки и инновац. деят-ти, формир. оптимальной стр-ры хоз. комплекса, его соц. ориентации, поддержки экспорта, обеспеч. занятости населения и т.д.

В этом вопросе Сачёк сказал, упомянуть функции гос-ва, они расписаны в вопросе 42

42. Регулир. функции гос-ва в период перехода к новым экономическим отношениям.

В план. эк-ке гос-во управляло почти всеми соц.-эк. процессами, кот. поддаются централиз. регулир. Сис-мой директив.х адресных заданий гос. органы определяли основ. параметры деят-ти кажд- п/п и его хоз. связи. За п/п сохр-сь самостоят. в реш. прежде всего внутрихоз. вопросов: налаж. пр-дства, орг-ции и оплаты труда и др.

В рын. эк-ке гос-во не осуществ. непосредств. управл. эк. сферой, основ.регулятор: рынок. Гос. регулир. играет глав. роль только в тех сферах, кот. определ. нац. безопасность страны или в кот.регуляторы в силу различ. причин неэффективны.

Чисто рын. эк-ки нет ни в одной стране мира.

При переходе к рын.эк-ке роль гос. регулир. более значима, чем в усл. слож-ся рын. хоз-ва. Переход к рын. хоз-ву не происходит автоматич. Гос-во призвано регулир. этот процесс, стимулир. создание инфраст-ры рынка, усл. его норм. функц-ния.Роль гос-ва в регулир. эк-ки определ. созданием усл. не только для функц. рынка, но и соблюд. баланса обществ. интересов, соц. стабильн. и защиты нац. интересов как во внутренней, так и во внеш. политике.Даже самый отлажен. рын. мех-зм не в сост. справиться со всеми соц. и эк. проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем берет на себя гос-во.При переходе к рын. эк-ке выполн. гос-вом функции в эк. процессах объективно должны постепенно сокращ-ся, для чего надо правильно определить приоритеты гос. управ. и обеспеч. жизненно важн. эк. и соц. потребн.общества.За гос-вом должны сохраняться ф-ции:•эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулир.;•обеспеч. гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хоз-ния;•формир. устойч. макроэк. ситуации, включ. эффектив. функц-ие финанс. учрежд.;•обеспеч. min соц. стандартов по предоставл. благ и услуг общ. польз-ния (образов., здравоохр. и т.д.);•реализ. антимонопольн. мер и поддержка конкурент. среды;•разв.науки, инновац. деят-ти и информац. технологий;• проведение актив. внешнеэк. политики, разв. интеграц. связей с сосед. странами;•формир. производств.,соц. и экологич. инфраструктур общегос. знач., обеспеч. условия для роста эк-ки и улучш. жизнедеят. насел.;•поддержка соц. незащищ. групп насел.;•охрана окруж. среды, совершенств. экологич. регуляторов, международ. сотруднич. при реш. экологич. проблем;•формир. рац. территор. пропорций воспр-тва и комплекс. разв-е производит. сил регионов;•обеспеч. нац. безопасн. страны;•созд. правовой базы рын. отношений и обеспеч. неукоснительного соблюд. законов, развитие институцион. инфрастр-ры;•разработ. и реализ. стратегии соц.-эк. разв.

В переход. период более ответств. и слож. станов. роль гос-ва по управл. собств. Надо преодол. тотальн. монополизацию гос. собств., осуществ. ее разгосударств. и приватиз.Задача гос. управл.:создать возможн. для эффектив.работы п/п с использ. рын. законов: конкуренции, спроса, предложения и т.д.

Для регулир. соц.-эк. процессов госу-во использ. сис-му методов и инструмент., кот. мен-ся в завис. от сложив. ситуации, накопл. опыта, выбран. модели и стратегич. целей развития.Методы: правовые, административ., эк.

Особ. форма гос. регулир.: разраб. прогнозов и программ(как для страны, так и отдельн. отраслей и регионов и т.д.), кот. определ. стратегич. и тактич. цели и задачи разв-ия, этапы и меры для их достиж., необход. ср-ва для их реализ.

Вся сис-ма гос. регулир. нац. эк-ки д.б. направл. на обеспеч. эк. безопас. страны, ее устойч. разв. с учетом возмож. измен. внутр. и внеш. факторов.

Важн. усл. реализ. госу-вом своих функций по управл. эк-кой при переходе к рынку: формир. соответст. стр-ры гос. управл. и аппарата, способ. професс. действ. в новой эк. и политич. среде.

Действующ.. сис-ма гос. управления РБ, построен. по функцион.-отрасл. и территор. принципам, включает: министерства РБ; Гос. комитеты (Комитет гос. безопас., Гос. комитет погранич. войск, Гос. тамож. комитет и др.); комитеты при Сов.Министр. и гос. орг-ции, подчинен. Правительству РБ.

Сложив-ся сис-ма гос. управл. эк-кой в РБ еще не в полн. мере обеспеч. эффектив. взаимод. различ. власт. стр-р при выполн. ими своих полномочий. Отчасти это происх. потому, что одни и те же полномоч.закрепл. за различ. ур. управ.Формир. в РБ соц. ориентир. рын. эк-ки требует повыш. эффек-ти взаимод. органов отрасл. и территор. управл. при реш. как общегос., так и регион. проблем, что в конеч. счете обеспечит переход страны к устойч. развитию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.