Барашков. Мясо заколотых животных относилось на берег озера и
Варилось в 12 котлах (исключительно мужиками, женщины к
Жертвенному таинству не допускались)92. Схема ритуала та же,
Что и в приведенной выше колядке, разница только в приносимых
Жертвах. Профессор Бреславльского университета сразу же уловил
Главное: следы русского северного обряда теряются в самых
Отдаленных глубинах индоевропейской древности.
Сам по себе характер жертвоприношения менялся в течение
Веков и тысячелетий. Человеческие жертвы повсюду заменялись
Животными, растительными плодами или иными дарами, хотя еще в
Начале нынешнего века среди некоторых народностей Российского
Севера еще бытовало мнение, что человеческая жертва намного
Действеннее животной. Русский фольклор также хранит память о
Трагических ритуалах. В былине о Садко разбушевавшуюся морскую
Стихию пытаются умилостивить путем принесения жертвы по жребию,
Который, как известно, достался самому Садко.
Из поколения в поколение, из года в год -- и так на
Протяжении многих веков да и тысячелетий -- колядующие внушали
Каждому хозяину, что его дом -- частица Вселенной. Так как семь
Столбов символизируют семь древнеарийских священных небес), что
Все люди -- в родстве с Солнцем, Месяцем и частыми звездами. И
Та звезда, которую несли в обязательном порядке впереди группы
Ряженых песенников, лишь после введения христианства стала
Называться Вифлеемской звездой (слабая смычка с новым для
Древних славян праздником Рождества). А до этого она
Олицетворяла древнее Божество -- Коло, в честь которого пелись
Колядки и отмечался самый праздник Коляды. А рукотворный лик
Колы -- расписной круг с зубцами одинаково соответствовал и
Солнцу, и звездам (одним из древних народных названий Полярной
Звезды, главного ориентира северного неба, было Кол,
Сопряженное с именем Бога Колы).
В архаичном миропонимании не только славян, но и прибалтов
(например, латышей) Солнце зачастую имеет женский род.
Древнерусское женское название Солнца -- Солонь встречается в
Самой древней из дошедших русских рукописных книг --
Остромировом евангелье (в современном языке известно
малоупотребительное слово "посолонь", что означает "по
Солнцу"). По русским народным поверьям, Солнце, возвращаясь из
Зимы в лето, надевает праздничный сарафан и кокошник, что
Наглядно свидетельствует о женской принадлежности (об этом же
Говорит популярная загадка: Что такое: красная девушка в окошко
Глядит? -- Солнце).
В тайных и, несомненно, древнейших заклинаниях великороссы
обращались к дневному светилу: "Матушка, красное солнце!"
Сохранилась в записи XIX века значительная по своему
Космическому мироощущению песня липецкой девушки (Тамбовская
Губерния), которая перечисляет свою астрально-космическую
родословную, подчеркивая неотделимость человека от Вселенной:
Мне матушка -- красна Солнушка,
А батюшка -- светел Месяц,
Братцы у меня -- часты Звездушки.
А сестрицы -- белы Зорюшки.
Тема -- достаточно распространенная в русской обрядовой
Поэзии. Купальская песня крестьян Смоленской губернии доносит
До нас ту же архаику древнего космического мировоззрения, когда
Человек мыслил себя полноправным членом небесно-космической
Семьи.
А я роду хорошего...
А я роду богатого...
А мой батька -- ясен месяц...
Моя матка -- красное солнце...
Женская природа Солнца легко прослеживается и в сказочном
Образе Царь-девицы. Она -- всесильная солнечная дева (в сказке
Ершова "Конек-горбунок" она -- сестра Солнца); живет за
Морем-океаном или огненной рекой; владеет чудесным дворцом, из
Окон которого видна вся Вселенная; от ее взоров нельзя
Спрятаться ни в облаках, ни на суше, ни под водой. Другое ее
Имя -- Царевна Солнце. По старым русским представлениям Солнце
(Солонь) находится в брачных отношениях с Месяцем. Если в
Сказках и песнях говорится: звезды -- дети, Солнце (мать) и
Месяц (отец), то в более общем плане это означает: звезды
Возникли из световой стихии, олицетворением которой выступали
Поиск по сайту:
|