Здесь соединенные в неразрывное смысловое триединство
Месяц, звезды и собор только подчеркивают соборно-космическую
Значимость святочного действа.
На Коляду прославляли Зимнее Солнце-Коло, повернувшее от
Зимы к лету. На Масленицу его провожали и встречали новое
Весеннее Коло (Ярило нижегородских сказаний). То, что в обоих
Случаях речь идет об одном и том же Коло, но в разных ипостасях
-- зимнем и весеннем -- доказывает бытовавший еще в прошлом
веке обычай "петь Коляду" на Масленицу. В масленичных колядках,
Тексты которых сохранились, также, как и в святочных,
Величаются хозяин, хозяйка и их дети, живущие в трех
Златоверхих теремах и попеременно сравниваемые с Красным
Солнышком, Светлым Месяцем и Частыми Звездочками.
Архаика колядок обнаруживается еще и в том, что в их
Устойчивых образах явственно проступает предшествующая эпоха
Космического яйца: в святочных песнопениях помимо
Космическо-небесных светил доминируют птицы: гуси-лебеди, ясны
Соколы, серы утушки. Вообще мифологические доминанты могут быть
Привязаны к той или иной исторической эпохе более менее
Условно. Любая из предшествующих эпох сохраняется в следующих
За ней. В результате происходит перемешивание, пересечение и
Даже слияние образов, появившихся в разное историческое время.
Так произошло соединение крыльев и солнечного полета и
Возникновение нового символа -- Крылатого (солнечного) диска,
Распространенного в Древнем Египте, Двуречье, Иране, Малой
Азии, откуда через хеттов и Византию символика в сильно
Изменившейся форме попала на герб России в виде двуглавого орла
С распростертыми крыльями.
Коляда -- ликующе бесшабашный праздник с элементами
Карнавала. Но не всегда он был веселым и безобидным, а колядки
-- шуточными, задорными припевками. Чудом сохранившаяся русская
Колядка из собрания Ивана Михайловича Снегирева (1793 --
1868) -- убедительное свидетельство тому:
За рекою, за быстрою, ой, колядка!
Леса стоят дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы,
Поют песни колядушки.
В средине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати!..91
Приведенный отрывок недвусмысленно свидетельствует: в
Древности празднование Коляды на Руси сопровождалось кровавыми
Жертвоприношениями, которые постепенно были вытеснены
Символическими дарами в честь Бога Колы (Коляды).
Однако у вышеприведенной колядки есть еще и окончание,
Живо напоминающее сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке,
Превратившемся в козленочка. Жалобы девушки, утопленной в
Сказке ведьмой, неожиданным образом переносятся на братца
Иванушку:
Ты, братец Иванушко,
Ты выди, ты выпрыгни!
Я рад бы выпрыгнуть,
Горюч камень
К котлу тянет,
Желты пески
Сердце высосали.
Ой, колядка! Ой, колядка!
Особый интерес здесь представляет устойчивое
словосочетание "пески сердце высосали". По объяснению
Снегирева, в нем изображено жертвоприношение, когда кровь
Жертвы изливалась на специально насыпанный песок (что до
Недавнего времени еще практиковалось у северных народов). Тот
Факт, что жутковатая идиома превратилась в невинную поговорку,
Свидетельствует, во-первых, о древности самого обряда, а
Во-вторых, о перемешении в нем человеческих и животных
Жертвоприношений. Сама колядка вроде бы свидетельствует о
Вытеснении человеческого жертвоприношения козлиным, но из
Контекста так и проступает ужас человека, обреченного на
Заклание (к тому же и названного по имени). Вспомним, для
Примера, что еще незадолго до испанского завоевания ацтеки
Только в один праздник плодородия вырезали в качестве жертвы
Солнцу сердца у 20 тысяч (!) обреченных.
Летом 1907 года немецкий историк О.Шрадер по приглашению
Российских коллег посетил Олонецкую губернию. Более всего он
был поражен архаикой одного на первый взгляд заурядного обычая:
русские крестьяне в так называемое "баранье воскресенье",
Приуроченное к Ильину дню, повсеместно резали жертвенных
Поиск по сайту:
|