Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Здесь соединенные в неразрывное смысловое триединство



Месяц, звезды и собор только подчеркивают соборно-космическую

Значимость святочного действа.

На Коляду прославляли Зимнее Солнце-Коло, повернувшее от

Зимы к лету. На Масленицу его провожали и встречали новое

Весеннее Коло (Ярило нижегородских сказаний). То, что в обоих

Случаях речь идет об одном и том же Коло, но в разных ипостасях

-- зимнем и весеннем -- доказывает бытовавший еще в прошлом

веке обычай "петь Коляду" на Масленицу. В масленичных колядках,

Тексты которых сохранились, также, как и в святочных,

Величаются хозяин, хозяйка и их дети, живущие в трех

Златоверхих теремах и попеременно сравниваемые с Красным

Солнышком, Светлым Месяцем и Частыми Звездочками.

Архаика колядок обнаруживается еще и в том, что в их

Устойчивых образах явственно проступает предшествующая эпоха

Космического яйца: в святочных песнопениях помимо

Космическо-небесных светил доминируют птицы: гуси-лебеди, ясны

Соколы, серы утушки. Вообще мифологические доминанты могут быть

Привязаны к той или иной исторической эпохе более менее

Условно. Любая из предшествующих эпох сохраняется в следующих

За ней. В результате происходит перемешивание, пересечение и

Даже слияние образов, появившихся в разное историческое время.

Так произошло соединение крыльев и солнечного полета и

Возникновение нового символа -- Крылатого (солнечного) диска,

Распространенного в Древнем Египте, Двуречье, Иране, Малой

Азии, откуда через хеттов и Византию символика в сильно

Изменившейся форме попала на герб России в виде двуглавого орла

С распростертыми крыльями.

Коляда -- ликующе бесшабашный праздник с элементами

Карнавала. Но не всегда он был веселым и безобидным, а колядки

-- шуточными, задорными припевками. Чудом сохранившаяся русская

Колядка из собрания Ивана Михайловича Снегирева (1793 --

1868) -- убедительное свидетельство тому:

За рекою, за быстрою, ой, колядка!

Леса стоят дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят великие,

Вокруг огней скамьи стоят,

Скамьи стоят дубовые,

На тех скамьях добры молодцы,

Добры молодцы, красны девицы,

Поют песни колядушки.

В средине их старик сидит,

Он точит свой булатный нож.

Котел кипит горючий,

Возле котла козел стоит,

Хотят козла зарезати!..91

Приведенный отрывок недвусмысленно свидетельствует: в

Древности празднование Коляды на Руси сопровождалось кровавыми

Жертвоприношениями, которые постепенно были вытеснены

Символическими дарами в честь Бога Колы (Коляды).

Однако у вышеприведенной колядки есть еще и окончание,

Живо напоминающее сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке,

Превратившемся в козленочка. Жалобы девушки, утопленной в

Сказке ведьмой, неожиданным образом переносятся на братца

Иванушку:

Ты, братец Иванушко,

Ты выди, ты выпрыгни!

Я рад бы выпрыгнуть,

Горюч камень

К котлу тянет,

Желты пески

Сердце высосали.

Ой, колядка! Ой, колядка!

Особый интерес здесь представляет устойчивое

словосочетание "пески сердце высосали". По объяснению

Снегирева, в нем изображено жертвоприношение, когда кровь

Жертвы изливалась на специально насыпанный песок (что до

Недавнего времени еще практиковалось у северных народов). Тот

Факт, что жутковатая идиома превратилась в невинную поговорку,

Свидетельствует, во-первых, о древности самого обряда, а

Во-вторых, о перемешении в нем человеческих и животных

Жертвоприношений. Сама колядка вроде бы свидетельствует о

Вытеснении человеческого жертвоприношения козлиным, но из

Контекста так и проступает ужас человека, обреченного на

Заклание (к тому же и названного по имени). Вспомним, для

Примера, что еще незадолго до испанского завоевания ацтеки

Только в один праздник плодородия вырезали в качестве жертвы

Солнцу сердца у 20 тысяч (!) обреченных.

Летом 1907 года немецкий историк О.Шрадер по приглашению

Российских коллег посетил Олонецкую губернию. Более всего он

был поражен архаикой одного на первый взгляд заурядного обычая:

русские крестьяне в так называемое "баранье воскресенье",

Приуроченное к Ильину дню, повсеместно резали жертвенных

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.