Большое количество нарушений не были признаны судами. Кратко отметим, что суды отказались признать следующие нарушения:
1) Подсчет бюллетеней вне зоны видимости веб-камер. В частности, Кировским судом установлено, что «на отдельных избирательных участках» Кировского района г. Астрахани веб-камеры и столы были установлены таким образом, что при установлении итогов голосования места работы со списками избирателей, а также места, где проводилась непосредственная сортировка и подсчет избирательных бюллетеней, «не всегда попадали в зону видимости камер видеонаблюдения». По мнению суда, несоблюдение требований инструкции «О порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года» не препятствовало гласности процедуры голосования и открытости подсчета голосов и не нарушает ни одну норму федерального закона. На самом деле, использование веб-камер не предусмотрено нормами закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2) Суды отказались признать зафиксированные факты вброса бюллетеней. Председатель одного избирательного участка в Кировском районе чиновник Ф.
Бабичев на судебном процессе прокомментировал видеозапись манипуляций с бюллетенями: «Бюллетени прятали под шубу в шуточной форме». По мнению суда, если член УИК спрятал под верхнюю одежду пачку бюллетеней, а потом изъял из-под одежды и положил на стол пачку бюллетеней, это не является доказательством подмены бюллетеней.
3) Суд отказался признать факты несоответствия итоговых протоколов УИК копиям, которые были выданы этими УИК наблюдателям и членам УИК от оппозиции. В частности, в Кировском районе из 51 избирательного участка в суд были поданы заверенные копии протоколов с 11 избирательных участков, которые отличались от официальных результатов на этих участках. По утверждению членов УИК от оппозиции, именно в поданных ими копиях протоколов, подписанных руководителями УИК, содержались подлинные, первоначальные результаты подсчета бюллетеней, а официальные результаты были сформированы позже (предположительно в ТИК), то есть сфальсифицированы. Суд решил, что эти копии «не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства по делу», поскольку они оформлены ненадлежащим образом. В результате получается замкнутый круг: руководитель УИК может сознательно оформить копию протокола ненадлежащим образом и сам лишает эту копию юридической силы. При этом открытым является вопрос о том, насколько неправильно были оформлены копии протоколов. В постановлении суда указано, что одним из аргументов непод- линости копий является то, что они не соответствуют данным, «проставленным в протоколе, предоставленном суду территориальной избирательной комиссией». То есть то, что копия протокола не соответствует официальным результатам выборов, является аргументом о том, что «неподлинной» является сама копия, а не официальные итоги выборов.
4) Суд отказался признать нарушением громкую музыку, которая играла на некоторых избирательных участках во время подсчета итогов голосования. С одной стороны, бюллетени должны считаться гласно и наблюдатели должны слышать, как оглашаются бюллетени. С другой стороны — закон не предусматривает каких-то требований об уровне шума во время этого процесса.
5) Суды обосновали удаления наблюдателей и даже членов избирательных комиссий от оппозиции с одинаковой формулировкой: «находились в непосредственной близости от членов избирательной комиссии, тогда как наблюдатель не вправе принимать участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней, производили фото- и видеосъемки членов комиссии без их согласия и другие действия, прерывающие работу избирательной комиссии». Таким образом, суды отклонили жалобы о незаконном удалении наблюдателей и представителей оппозиции почти на всех избирательных участках Астрахани.
Таким образом, обжалованные нарушения на выборах в Астрахани суд сгруппировал следующим образом:
1) часть нарушений не была признана судом, в том числе свидетельства о фальсификациях;
2) 12 видов нарушений были признаны судом, но они «не могли повлиять на итоги голосования»;
3) из них 5 видов нарушений были признаны судом, но суд отказался квалифицировать их как нарушения закона (фактически суд легализовал эти нарушения закона).
«Астраханский кейс» обнаружил: правовая защита институтов выборов в России превосходит самые пессимистичные оценки. Выявились не только лакуны и недостатки избирательного законодательства. Потрясающим и фантастическим оказалось само поведение суда. Уникальность астраханского случая заключается в том, что какой угодно высокий уровень доказанных нарушений не является достаточным для пересмотра итогов выборов.
Неизвестно, ставили ли авторы текста судебного решения цель скомпрометировать российскую судебную и избирательную систему, но они эту цель достигли. На самом деле, не часто можно увидеть документ, который является скандальным и сенсационным сам по себе — даже если мы совершенно забудем про электоральный кризис в Астрахани весной 2012 г. и собственно все, что происходило на выборах мэра Астрахани 4 марта 2012 г. Можно обратить внимание, что автор текстов судебных решений четырех районных судов по иску Олега Шеина был, вероятно, один. Судебные решения не просто похожи. Резолютивные части постановлений Кировского и Трусовского районных судов написаны словно под копирку.
Результаты правового беспредела на выборах не заставили себя долго ждать. Если астраханские суды промолчали, то горожане сами ответили на вопрос о доверии выборам. В октябре 2012 г. в г. Астрахани прошли довыборы депутатов областного парламента, которые зафиксировали несколько антирекордов. Явка на этих выборах составила 8% от числа зарегистрированных избирателей. Победитель получил поддержку 4% избирателей своего округа и стал наименее «легитимным» депутатом астраханского областного парламента за всю историю. Институт выборов приближается к предельному уровню деградации, при котором выполнять какие-либо функции для политической системы он не в состоянии.
В России нет эффективных правовых механизмов противодействия фальсификациям и нарушениям на выборах. Это, конечно, было известно и до «астраханского кейса». Но все последние события призывают к изменению существующей невозможной ситуации. Материалы судебных решений по иску Олега Ше- ина прямо указывают на проблемные зоны, на конкретные направления оздоровления правовых механизмов борьбы с нарушениями на выборах. События на выборах в Астрахани стали «лакмусовой бумагой», которые выявили неэффективность и необходимость исправления определенных норм избирательного законодательства. Эта эмпирическая база позволила сформулировать ясные рекомендации по изменению избирательного законодательства с целью восстановления правовой защиты института выборов в России.