Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Непризнанные судами нарушения на выборах



Большое количество нарушений не были признаны судами. Кратко отметим, что суды отказались признать следующие нарушения:

1) Подсчет бюллетеней вне зоны видимости веб-камер. В частности, Киров­ским судом установлено, что «на отдельных избирательных участках» Кировско­го района г. Астрахани веб-камеры и столы были установлены таким образом, что при установлении итогов голосования места работы со списками избирате­лей, а также места, где проводилась непосредственная сортировка и подсчет из­бирательных бюллетеней, «не всегда попадали в зону видимости камер видеона­блюдения». По мнению суда, несоблюдение требований инструкции «О поряд­ке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участко­выми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Феде­рации 4 марта 2012 года» не препятствовало гласности процедуры голосования и открытости подсчета голосов и не нарушает ни одну норму федерального закона. На самом деле, использование веб-камер не предусмотрено нормами закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации».

2) Суды отказались признать зафиксированные факты вброса бюллетеней. Председатель одного избирательного участка в Кировском районе чиновник Ф.

Бабичев на судебном процессе прокомментировал видеозапись манипуляций с бюллетенями: «Бюллетени прятали под шубу в шуточной форме». По мнению суда, если член УИК спрятал под верхнюю одежду пачку бюллетеней, а потом изъял из-под одежды и положил на стол пачку бюллетеней, это не является дока­зательством подмены бюллетеней.

3) Суд отказался признать факты несоответствия итоговых протоколов УИК копиям, которые были выданы этими УИК наблюдателям и членам УИК от оп­позиции. В частности, в Кировском районе из 51 избирательного участка в суд были поданы заверенные копии протоколов с 11 избирательных участков, кото­рые отличались от официальных результатов на этих участках. По утверждению членов УИК от оппозиции, именно в поданных ими копиях протоколов, подпи­санных руководителями УИК, содержались подлинные, первоначальные резуль­таты подсчета бюллетеней, а официальные результаты были сформированы поз­же (предположительно в ТИК), то есть сфальсифицированы. Суд решил, что эти копии «не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства по делу», поскольку они оформлены ненадлежащим образом. В результате получается зам­кнутый круг: руководитель УИК может сознательно оформить копию протоко­ла ненадлежащим образом и сам лишает эту копию юридической силы. При этом открытым является вопрос о том, насколько неправильно были оформлены ко­пии протоколов. В постановлении суда указано, что одним из аргументов непод- линости копий является то, что они не соответствуют данным, «проставленным в протоколе, предоставленном суду территориальной избирательной комиссией». То есть то, что копия протокола не соответствует официальным результатам вы­боров, является аргументом о том, что «неподлинной» является сама копия, а не официальные итоги выборов.

4) Суд отказался признать нарушением громкую музыку, которая играла на некоторых избирательных участках во время подсчета итогов голосования. С одной стороны, бюллетени должны считаться гласно и наблюдатели должны слышать, как оглашаются бюллетени. С другой стороны — закон не предусматри­вает каких-то требований об уровне шума во время этого процесса.

5) Суды обосновали удаления наблюдателей и даже членов избирательных ко­миссий от оппозиции с одинаковой формулировкой: «находились в непосред­ственной близости от членов избирательной комиссии, тогда как наблюдатель не вправе принимать участие в проводимом членами комиссии с правом решаю­щего голоса подсчете бюллетеней, производили фото- и видеосъемки членов ко­миссии без их согласия и другие действия, прерывающие работу избирательной комиссии». Таким образом, суды отклонили жалобы о незаконном удалении на­блюдателей и представителей оппозиции почти на всех избирательных участках Астрахани.

Таким образом, обжалованные нарушения на выборах в Астрахани суд сгруп­пировал следующим образом:

1) часть нарушений не была признана судом, в том числе свидетельства о фальсификациях;

2) 12 видов нарушений были признаны судом, но они «не могли повлиять на итоги голосования»;

3) из них 5 видов нарушений были признаны судом, но суд отказался квали­фицировать их как нарушения закона (фактически суд легализовал эти наруше­ния закона).

«Астраханский кейс» обнаружил: правовая защита институтов выборов в Рос­сии превосходит самые пессимистичные оценки. Выявились не только лакуны и недостатки избирательного законодательства. Потрясающим и фантастическим оказалось само поведение суда. Уникальность астраханского случая заключается в том, что какой угодно высокий уровень доказанных нарушений не является до­статочным для пересмотра итогов выборов.

Неизвестно, ставили ли авторы текста судебного решения цель скомпромети­ровать российскую судебную и избирательную систему, но они эту цель достиг­ли. На самом деле, не часто можно увидеть документ, который является скан­дальным и сенсационным сам по себе — даже если мы совершенно забудем про электоральный кризис в Астрахани весной 2012 г. и собственно все, что происхо­дило на выборах мэра Астрахани 4 марта 2012 г. Можно обратить внимание, что автор текстов судебных решений четырех районных судов по иску Олега Шеина был, вероятно, один. Судебные решения не просто похожи. Резолютивные ча­сти постановлений Кировского и Трусовского районных судов написаны слов­но под копирку.

Результаты правового беспредела на выборах не заставили себя долго ждать. Если астраханские суды промолчали, то горожане сами ответили на вопрос о до­верии выборам. В октябре 2012 г. в г. Астрахани прошли довыборы депутатов об­ластного парламента, которые зафиксировали несколько антирекордов. Явка на этих выборах составила 8% от числа зарегистрированных избирателей. Победи­тель получил поддержку 4% избирателей своего округа и стал наименее «леги­тимным» депутатом астраханского областного парламента за всю историю. Ин­ститут выборов приближается к предельному уровню деградации, при котором выполнять какие-либо функции для политической системы он не в состоянии.

В России нет эффективных правовых механизмов противодействия фальси­фикациям и нарушениям на выборах. Это, конечно, было известно и до «астра­ханского кейса». Но все последние события призывают к изменению существу­ющей невозможной ситуации. Материалы судебных решений по иску Олега Ше- ина прямо указывают на проблемные зоны, на конкретные направления оздо­ровления правовых механизмов борьбы с нарушениями на выборах. События на выборах в Астрахани стали «лакмусовой бумагой», которые выявили неэффек­тивность и необходимость исправления определенных норм избирательного за­конодательства. Эта эмпирическая база позволила сформулировать ясные реко­мендации по изменению избирательного законодательства с целью восстановле­ния правовой защиты института выборов в России.

Вадим Карастелев, Москва

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.