Само многообразие форм элит заставляет элитологию заниматься постоянным их аналитическим сравнением и поиском ответа на вопрос, чем вызвано это многообразие, несмотря на явно ограниченные ее ресурсы, качества и базовые ценности. Ответить на этот вопрос поможет нам сравнительная элитология. Для краткости отметим, что она занимается не только линейным сравнением достоинств и недостатков одних элит с другими, но также выясняет меру соответствия эталона элиты (ее идеи) с ее реальностью и уточняет, насколько существующие ныне научные теории элит отражают политическую действительность.
Сравнению подвергаются как статусные характеристики элиты, так и ее духовные параметры. Сравнение может идти как во временном (вертикальном) аспекте, так и в профессиональном (горизонтальном) ракурсе. Например, могут сравниваться политические элиты эпохи Александра I и Николая I, а могут сравниваться элиты одного времени, но разной профессиональной деятельности, например, культурная элита и религиозная. Главная цель подобных сравнений — выявить динамику развития элитного качества, установить его отличительные особенности, характеризующие элиты с предельной стороны.
Путем сравнения мы можем также выделить и удалить из науки те знания и ту информацию, которые оказываются фальсифицированы (инфекцированные ложью). Процедура верификации элитологического знания занимает не меньше, а подчас и гораздо больше времени, чем получение нового объективного знания. При относительной свободе доступа к информации сегодня возрастает роль ее проверки на качество, так как не все, что говорится об элите, заслуживает того, чтобы стать элитологическим (научным) знанием[215].
В настоящей работе мы попробуем сравнить нашу национальную элиту с не совсем необычным объектом — «национальным автомобилем». Как известно, в российском автопроме больше заимствований, чем собственных инноваций. Преодолеть эту зависимость попытались в начале 2010-х гг., когда возник проект ё-мобиля. В апреле 2010 г. российский миллиардер Михаил Прохоров совместно с российско-белорусской компанией «Яровит-Моторс» объявили о начале совместного проекта по выпуску гибридного ё-мобиля. Дискуссия, идущая ныне в открытой печати по поводу этого проекта, удивительным образом напоминает дискуссии элитологов о сущности и предназначении российской элиты. Для облегчения нашего восприятия мы осмелимся наряду с уже существующим понятием «ё-мобиль» ввести и такой термин, как «ё-элита» (кто-то может в этом усмотреть ерничество, но попробуем хотя бы на мгновенье отнестись к этому серьезно).
Ё-элита — это сумма качеств, предельно характеризующих исключительно национальные особенности российской власти, за вычетом всех ее общих родовых признаков; как сердцевина национальной элиты, ее базовые характеристики («народ имеет ту власть, которую заслуживает»). Поэтому ё-элита — чисто российский проект, национальная элита без инородной примеси (порой этот самый «западный налет» выглядит как сусальное золото, как существующая для отвода глаз маскировка). Сам термин «ё-элита» нами используется как сокращенный аналог (в духе «бритвы Оккама») термина «национальная российская элита». Попутно отметим, что в прессе появились уже такие термины, как «ё-иннова- ции», «ё-модернизация», «ё-имитации», «ё-пиар-проект», «ё-сауна» (в смысле — баня) и др., которые, на наш взгляд, оказываются применимыми и к политической элитологии, поскольку предельно точно характеризуют современную ё-элиту.
Итак, сравнивая эти два «Ё», мы вдруг обнаруживаем их поразительное родство — ё-мобиль оказывается своего рода «железной» реинкарнацией ё-элиты. Общее у них не только это самое «ё», но и многие другие параметры. Так, критики проекта ё-мобиля указывают на его многочисленные недостатки, которые при беглом сравнении с недостатками современной ё-элиты к немалому нашему удивлению оказываются их общими характеристиками. Приводим для сравнения следующую составленную нами таблицу:
Сравнительный анализ ё-мобиля и ё-элиты
№
Ё-мобиль
Ё-элита
Низкая пассивная безопасность в связи с невозможностью создать зоны программируемой деформации в монококе (тип пространственной конструкции, в которой внешняя оболочка является основным и, как правило, единственным несущим элементом)'.
Элита имеет минимальную безопасность, не гарантирующую ей непременную победу в открытой публичной борьбе за власть. При этом форма элиты часто оказывается лишенной своего содержания (элитности), то есть формальной.
Отсутствие обнародованных результатов испытаний безопасности.
Во время электоральных кампаний элиты с трудом проходят или отказываются проходить свою апробацию на публике.
Анонсируемые ходовые характеристики автомобиля рассчитаны для идеальных случаев, в реальных же условиях емкости конденсатора может не хватать, что приведет к заметному дефициту мощности и снижению скорости. В ходовых характеристиках не учтены расходы энергии на питание системы управления, фар, кондиционера и других внутренних систем''.
Парадные характеристики (достоинства) элиты власти носят идеальный характер и не рассчитаны на изменения в реальной жизни; проверить их на практике порой бывает просто невозможно.
Использование двигателя зарубежного производства идет вразрез с идеей создания российского автомобиля, на 90% состоящего из отечественных комплектующих'''.
Использование западных PR-технологий не приносит желаемого результата, поскольку российское общество («дороги») на них не реагирует.
Отказ от дешевых комплектаций, что, по мнению критиков, выводит ё-мобиль из категории «доступных» городских автомобилей".
Высокие и непрозрачные расходы на содержание самой элиты, возрастающая коррупционная составляющая ё-элиты.
Серьезное изменение внешнего вида ё-кроссовера, показанного во Франкфурте, по сравнению с изначальным дизайном".
То, что элита (ее лидеры) обещают во время избирательной кампании, часто не соответствует с их последующими реальными шагами.
Отказ от выпуска ё-микровена (его описание исчезло с сайта производителя во время проведения Франкфуртского автосалона).
После выборов из списков кандидатов часто бесследно исчезают многие топ-персоны, которые привлекали симпатии электората.
Роторно-лопастной двигатель, который рассматривается в качестве одного из будущих вариантов двигателя, в ходе испытаний, по всей видимости, не показал достаточных ресурсных характеристик.
Топливно-энергетический сектор экономики уже начинает давать сбои и не устраивать своими параметрами материальные запросы элиты.
Смещение сроков открытия первого завода и запуска серийного автомобиля"'.
Многие инициативы (законопроекты) власти сместились в сроках на неопределенное время.
Из приведенного сравнения мы видим, что ё-элита и ё-мобиль оказываются «ближайшими родственниками». Получается, что у ё-мобиля и ё-элиты так мало отличий, что мы можем говорить об их тождестве.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев по поводу перспектив ё-мобиля заявил, что «все красиво, все симпатично, но пока малореально»2. Данное заявление столь высокопоставленого госчиновника можно свободно перенести и на современную политическую элиту. Критики откровенно сомневаются в этой «ё-инновации» и считают, что «конструкция ё-мобиля до конца не определена, многие решения принимаются "на бегу", конструкторская часть сильно отстает от полета мысли разработчиков концепции»3. Но самое главное: нет информации о каких-либо натурных испытаниях ё-мобиля, приближенного к серийному образцу. Эксперты считают, что на самом деле мы наблюдаем сверхпрофессиональный пиар проекта — В.В. Путин покатался на показанном ему прототипе ё-мобиля4. Что будет дальше с этим проектом, нам пока неизвестно. Но то, что он является прекрасной иллюстрацией современной российской элиты, видно на приведенных выше его недостатках.
С ё-мобилем происходит то же самое, что и с ё-элитой, — мы его теряем.
Заявлен проект, но его реализация не соответствует самой заявке. Еще А. Тойнби писал, что если творческое меньшинство не справляется с вызовом своей эпохи, оно должно уйти и уступить место более способной элите. Но неспособная элита любыми силами пытается удержаться за власть. Она оказывается спо-
2 Минпромторг: появление ё-мобиля в 2012 году малореально. URL: http://www.zr.ru/a/283617/ - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
3 Малеев О. Ё-мобиль: инновации на марше? URL: http://trv-science.ru/2011/07/05/yo-mobil-innovacii-na- marshe/ - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
4 Доклад на Всероссийской научной конференции «Парламентаризм в России на современном этапе политического развития». СПб. 7 декабря 2012 г.
собной только на это. На большее у нее уже не хватает ни сил, ни средств, ни времени.
В век господства технических достижений национальный автомобиль стал фактически лицом своей нации. Но именно по его характеристикам мы можем судить о том, какая у нации политическая элита. Из всего этого может быть выведена нехитрая формула: национальная политическая элита есть отражение сути своей нации, а национальный автомобиль — отражение сути правящей элиты. «Mercedes-Benz» стал символом порядка германской элиты, «Peugeot» и «Renault» — французской, «Fiat» — итальянской, «Toyota» — японской... танк «Т-34» — советской. У современной России нет даже ё-мобиля. В идеале ё-мобиль должен был стать народным автомобилем — подарком отечественной олигархии российской демократии. Но в реальности не вышло даже просто как в Китае скопировать технические данные с уже известных механизмов.
Ё-мобиль — не роскошь и даже не средство передвижения, а нерадивая забава русского олигарха, решившего потешить свое уязвленное самолюбие. Танком «Т-34» мы гордимся до сих пор. Ё-мобиль, как и сама наша ё-элита, вызывает только саркастический смех. Злорадствовать над этой неудачей не приходится, поскольку она затрагивает честь всей России. Но сделать соответствующие выводы из данной истории мы должны. А они таковы: современная российская политико-финансовая элита и стоящая за ней и рядом с ней олигархия не способны решить и довести до конца ни одного национального проекта. Вместо логического завершения проекта они предлагают обществу всё новые и новые прожекты, хаотическое нагромождение которых и составляет суть современной российской политики.
История с ё-мобилем — это попытка отечественной элиты (или какой-то ее части) выглядеть лучше, чем она есть на самом деле. Перед нами фактически история тотального нарушения принципа «бритвы Оккама», когда без необходимости умножаются сущности. Элита чувствует, что для упрочения ее власти ей нужен хотя бы один успешно осуществленный национальный проект. Но за 20 лет реформ ей так ничего и не удалось довести до логического завершения. Какой будет следующий ё-проект нашей ё-элиты, мы не знаем. Наше ё-воображение подсказывает нам, что таковыми ё-прогнозами лучше не заниматься — ё-действительность всегда окажется намного богаче любой нашей ё-фантазии. Но постигшая отечественную элиту и российский автоопрос неудача не должна останавливать их общего развития. Впереди ждут новые оптимистические ё-проекты, а ё-модернизация должна быть непременно завершена не без помощи ё-имитации.