Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Элита и ё-мобиль современной России: сравнительная элитология и проблемы диагностики качества политических элит



Само многообразие форм элит заставляет элитологию заниматься постоян­ным их аналитическим сравнением и поиском ответа на вопрос, чем вызвано это многообразие, несмотря на явно ограниченные ее ресурсы, качества и базовые ценности. Ответить на этот вопрос поможет нам сравнительная элитология. Для краткости отметим, что она занимается не только линейным сравнением досто­инств и недостатков одних элит с другими, но также выясняет меру соответствия эталона элиты (ее идеи) с ее реальностью и уточняет, насколько существующие ныне научные теории элит отражают политическую действительность.

Сравнению подвергаются как статусные характеристики элиты, так и ее ду­ховные параметры. Сравнение может идти как во временном (вертикальном) аспекте, так и в профессиональном (горизонтальном) ракурсе. Например, могут сравниваться политические элиты эпохи Александра I и Николая I, а могут срав­ниваться элиты одного времени, но разной профессиональной деятельности, например, культурная элита и религиозная. Главная цель подобных сравнений — выявить динамику развития элитного качества, установить его отличительные особенности, характеризующие элиты с предельной стороны.

Путем сравнения мы можем также выделить и удалить из науки те знания и ту информацию, которые оказываются фальсифицированы (инфекцированные ло­жью). Процедура верификации элитологического знания занимает не меньше, а подчас и гораздо больше времени, чем получение нового объективного знания. При относительной свободе доступа к информации сегодня возрастает роль ее проверки на качество, так как не все, что говорится об элите, заслуживает того, чтобы стать элитологическим (научным) знанием[215].

В настоящей работе мы попробуем сравнить нашу национальную элиту с не совсем необычным объектом — «национальным автомобилем». Как известно, в российском автопроме больше заимствований, чем собственных инноваций. Преодолеть эту зависимость попытались в начале 2010-х гг., когда возник проект ё-мобиля. В апреле 2010 г. российский миллиардер Михаил Прохоров совместно с российско-белорусской компанией «Яровит-Моторс» объявили о начале совмест­ного проекта по выпуску гибридного ё-мобиля. Дискуссия, идущая ныне в от­крытой печати по поводу этого проекта, удивительным образом напоминает дис­куссии элитологов о сущности и предназначении российской элиты. Для облег­чения нашего восприятия мы осмелимся наряду с уже существующим понятием «ё-мобиль» ввести и такой термин, как «ё-элита» (кто-то может в этом усмотреть ерничество, но попробуем хотя бы на мгновенье отнестись к этому серьезно).

Ё-элита — это сумма качеств, предельно характеризующих исключительно национальные особенности российской власти, за вычетом всех ее общих родовых признаков; как сердцевина национальной элиты, ее базовые характеристики («на­род имеет ту власть, которую заслуживает»). Поэтому ё-элита — чисто россий­ский проект, национальная элита без инородной примеси (порой этот самый «за­падный налет» выглядит как сусальное золото, как существующая для отвода глаз маскировка). Сам термин «ё-элита» нами используется как сокращенный аналог (в духе «бритвы Оккама») термина «национальная российская элита». Попутно отметим, что в прессе появились уже такие термины, как «ё-иннова- ции», «ё-модернизация», «ё-имитации», «ё-пиар-проект», «ё-сауна» (в смысле — баня) и др., которые, на наш взгляд, оказываются применимыми и к поли­тической элитологии, поскольку предельно точно характеризуют современную ё-элиту.

Итак, сравнивая эти два «Ё», мы вдруг обнаруживаем их поразительное род­ство — ё-мобиль оказывается своего рода «железной» реинкарнацией ё-элиты. Общее у них не только это самое «ё», но и многие другие параметры. Так, кри­тики проекта ё-мобиля указывают на его многочисленные недостатки, которые при беглом сравнении с недостатками современной ё-элиты к немалому нашему удивлению оказываются их общими характеристиками. Приводим для сравне­ния следующую составленную нами таблицу:

Сравнительный анализ ё-мобиля и ё-элиты

Ё-мобиль Ё-элита
Низкая пассивная безопасность в связи с невоз­можностью создать зоны программируемой дефор­мации в монококе (тип пространственной конструк­ции, в которой внешняя оболочка является основ­ным и, как правило, единственным несущим эле­ментом)'. Элита имеет минимальную безопасность, не гаранти­рующую ей непременную победу в открытой публич­ной борьбе за власть. При этом форма элиты часто ока­зывается лишенной своего содержания (элитности), то есть формальной.
Отсутствие обнародованных результатов испытаний безопасности. Во время электоральных кампаний элиты с трудом про­ходят или отказываются проходить свою апробацию на публике.
Анонсируемые ходовые характеристики автомоби­ля рассчитаны для идеальных случаев, в реальных же условиях емкости конденсатора может не хва­тать, что приведет к заметному дефициту мощно­сти и снижению скорости. В ходовых характеристи­ках не учтены расходы энергии на питание системы управления, фар, кондиционера и других внутрен­них систем''. Парадные характеристики (достоинства) элиты власти носят идеальный характер и не рассчитаны на измене­ния в реальной жизни; проверить их на практике порой бывает просто невозможно.
Использование двигателя зарубежного производ­ства идет вразрез с идеей создания российского ав­томобиля, на 90% состоящего из отечественных комплектующих'''. Использование западных PR-технологий не приносит желаемого результата, поскольку российское общество («дороги») на них не реагирует.

 

Отказ от дешевых комплектаций, что, по мнению критиков, выводит ё-мобиль из категории «доступ­ных» городских автомобилей". Высокие и непрозрачные расходы на содержание са­мой элиты, возрастающая коррупционная составляю­щая ё-элиты.
Серьезное изменение внешнего вида ё-кроссовера, показанного во Франкфурте, по сравнению с изна­чальным дизайном". То, что элита (ее лидеры) обещают во время избира­тельной кампании, часто не соответствует с их последу­ющими реальными шагами.
Отказ от выпуска ё-микровена (его описание ис­чезло с сайта производителя во время проведения Франкфуртского автосалона). После выборов из списков кандидатов часто бесслед­но исчезают многие топ-персоны, которые привлекали симпатии электората.
Роторно-лопастной двигатель, который рассматри­вается в качестве одного из будущих вариантов дви­гателя, в ходе испытаний, по всей видимости, не по­казал достаточных ресурсных характеристик. Топливно-энергетический сектор экономики уже начи­нает давать сбои и не устраивать своими параметрами материальные запросы элиты.
Смещение сроков открытия первого завода и запу­ска серийного автомобиля"'. Многие инициативы (законопроекты) власти смести­лись в сроках на неопределенное время.

 

Из приведенного сравнения мы видим, что ё-элита и ё-мобиль оказываются «бли­жайшими родственниками». Получается, что у ё-мобиля и ё-элиты так мало от­личий, что мы можем говорить об их тождестве.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев по поводу перспектив ё-мобиля заявил, что «все красиво, все симпатично, но пока малореально»2. Данное заявление столь высокопоставленого госчиновника мож­но свободно перенести и на современную политическую элиту. Критики откро­венно сомневаются в этой «ё-инновации» и считают, что «конструкция ё-мобиля до конца не определена, многие решения принимаются "на бегу", конструктор­ская часть сильно отстает от полета мысли разработчиков концепции»3. Но самое главное: нет информации о каких-либо натурных испытаниях ё-мобиля, прибли­женного к серийному образцу. Эксперты считают, что на самом деле мы наблю­даем сверхпрофессиональный пиар проекта — В.В. Путин покатался на показан­ном ему прототипе ё-мобиля4. Что будет дальше с этим проектом, нам пока неиз­вестно. Но то, что он является прекрасной иллюстрацией современной россий­ской элиты, видно на приведенных выше его недостатках.

С ё-мобилем происходит то же самое, что и с ё-элитой, — мы его теряем.

Заявлен проект, но его реализация не соответствует самой заявке. Еще А. Тойнби писал, что если творческое меньшинство не справляется с вызовом своей эпохи, оно должно уйти и уступить место более способной элите. Но неспособ­ная элита любыми силами пытается удержаться за власть. Она оказывается спо-

2 Минпромторг: появление ё-мобиля в 2012 году малореально. URL: http://www.zr.ru/a/283617/ - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

3 Малеев О. Ё-мобиль: инновации на марше? URL: http://trv-science.ru/2011/07/05/yo-mobil-innovacii-na- marshe/ - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

4 Доклад на Всероссийской научной конференции «Парламентаризм в России на современном этапе поли­тического развития». СПб. 7 декабря 2012 г.

собной только на это. На большее у нее уже не хватает ни сил, ни средств, ни вре­мени.

В век господства технических достижений национальный автомобиль стал фактически лицом своей нации. Но именно по его характеристикам мы можем судить о том, какая у нации политическая элита. Из всего этого может быть вы­ведена нехитрая формула: национальная политическая элита есть отражение сути своей нации, а национальный автомобиль — отражение сути правящей элиты. «Mercedes-Benz» стал символом порядка германской элиты, «Peugeot» и «Renault» — французской, «Fiat» — итальянской, «Toyota» — японской... танк «Т-34» — совет­ской. У современной России нет даже ё-мобиля. В идеале ё-мобиль должен был стать народным автомобилем — подарком отечественной олигархии российской демократии. Но в реальности не вышло даже просто как в Китае скопировать тех­нические данные с уже известных механизмов.

Ё-мобиль — не роскошь и даже не средство передвижения, а нерадивая за­бава русского олигарха, решившего потешить свое уязвленное самолюбие. Тан­ком «Т-34» мы гордимся до сих пор. Ё-мобиль, как и сама наша ё-элита, вызыва­ет только саркастический смех. Злорадствовать над этой неудачей не приходит­ся, поскольку она затрагивает честь всей России. Но сделать соответствующие выводы из данной истории мы должны. А они таковы: современная российская политико-финансовая элита и стоящая за ней и рядом с ней олигархия не спо­собны решить и довести до конца ни одного национального проекта. Вместо ло­гического завершения проекта они предлагают обществу всё новые и новые про­жекты, хаотическое нагромождение которых и составляет суть современной рос­сийской политики.

История с ё-мобилем — это попытка отечественной элиты (или какой-то ее части) выглядеть лучше, чем она есть на самом деле. Перед нами фактиче­ски история тотального нарушения принципа «бритвы Оккама», когда без не­обходимости умножаются сущности. Элита чувствует, что для упрочения ее вла­сти ей нужен хотя бы один успешно осуществленный национальный проект. Но за 20 лет реформ ей так ничего и не удалось довести до логического завер­шения. Какой будет следующий ё-проект нашей ё-элиты, мы не знаем. Наше ё-воображение подсказывает нам, что таковыми ё-прогнозами лучше не зани­маться — ё-действительность всегда окажется намного богаче любой нашей ё-фантазии. Но постигшая отечественную элиту и российский автоопрос неуда­ча не должна останавливать их общего развития. Впереди ждут новые оптими­стические ё-проекты, а ё-модернизация должна быть непременно завершена не без помощи ё-имитации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.