Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Интерес к деятельности общественных организаций



Между тем интерес к деятельности общественных организаций в воронежском социуме сохраняется. Примером может служить отношение к деятельности Об­щественной палаты Воронежской области. Почти каждый четвертый воронежец (23%) заявил, что интересуется деятельностью Общественной палаты. Гендерное различие сравнительно небольшое: среди женщин интерес проявляют 23,5 рес- понденток (соответственно, 76,5% не интересуется), а среди мужчин немного меньше 21,7% интересующихся (соответственно, 78,8% не интересующихся). Но в то же время личное участие в организованных мероприятиях как источник ин­формации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты подтвердили только 2,2% опрошенных. Чаще всего источниками информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты Воронежской области выступают средства массовой информации (70,3%) и интернет (36,8%). В этом вопросе позиции мужчин и женщин, участвовавших в опросе, фактиче­ски совпадают. Правда, наряду со СМИ и интернетом мужчины отметили также участие в различных мероприятиях как особый источник информации о деяте­льности общественных организаций. Другие источники информации, включая ориентацию на мнение информированных знакомых, суммарно составляют нем­ногим более 14% (табл. 3.1.7).

Таблица 3.1.7 Источники информации о деятельности общественных организаций, в %, по данным 2011 г.
Источники %
Участие в организованных мероприятиях как источник информации о деятельности общественных орга­низаций и Общественной палаты 2,2
СМИ как источник информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты 70,3
Интернет как источник информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты 36,8
Ориентация на мнение информированных знакомых как источник информации о деятельности обще­ственных организаций и Общественной палаты 12,7
Другие источники информации 1,5

 

Таким образом, социологическое исследование массового сознания вороне- жцев, проведенное в ноябре—декабре 2011 г., позволило выявить представления о сущности и содержании понятия «гражданское общество», его главных компо­нентах, отношении воронежцев к различным общественным структурам, фор­мам политического участия и т.д. В результате мы пришли к следующим выводам:

Подавляющему большинству воронежцев известен смысл понятия «граждан­ское общество». Оно ассоциируется, в первую очередь, с активным личным уча­стием граждан в общественной жизни, а также с общественным контролем над деятельностью государственных структур. Немаловажным является тот факт, что наиболее полное обеспечение прав и свобод человека также входит в содержание понятия «гражданское общество». Политический плюрализм, то есть разнообра­зие политических партий и общественных объединений, занимает достаточно весомую позицию в представлениях воронежцев о содержании понятия «граж­данское общество», хотя и уступает первым трем позициям.

2. Знакомство воронежцев с деятельностью различных общественных орга­низаций нельзя назвать полным и всесторонним. Скорее оно недостаточное, особенно в отношении благотворительных и молодежных организаций. Луч­ше известна респондентам деятельность профсоюзов и правозащитных органи­заций, что, возможно, связано с неблагополучием в сфере трудовых и политико- правовых отношений. Явно недостаточно известна воронежцам деятельность Общественной и особенно Национальной палаты Воронежской области, что предполагает проведение ими более активной информационной политики в це­лях приобщения жителей города к общественной деятельности.

3. Доверие различным политическим институтам со стороны воронежцев не является одинаковым. Наибольшим доверием на сегодняшний день пользуются благотворительные, правозащитные и экологические организации; существенна также поддержка профсоюзов, СМИ и молодежных организаций. Доверие Об­щественной палате Воронежской области, политическим партиям и движениям, Национальной палате Воронежской области заметно ниже. Полученные данные отражают общероссийскую тенденцию поддержки гражданами, прежде всего, неполитических объединений. Низкие рейтинги доверия политическим парти­ям отражают общее разочарование их деятельностью и запрос на новые струк­туры, способные в большей степени соответствовать актуальным запросам раз­личных социальных групп и слоев. Сравнительно невысокий уровень поддерж­ки Общественной и Национальной палат Воронежской области объясняется сла­бой информированностью граждан об их деятельности вследствие недостаточ­ной публичности, отсутствия прямого доступа к телеэфиру, несвоевременностью обновления информации на сайтах и т.д.

4. Лишь каждый третий воронежец считает, что общественные организации представляют интересы жителей города Воронежа. Чаще других фигурирует мне­ние о том, что они защищают свои собственные интересы либо интересы власти, бизнеса и даже теневых структур. Иными словами, большинство граждан не ви­дят в общественных организациях защитников своих интересов. Отсюда обра­щение к ним за помощью является скорее исключением, нежели правилом. Это особенно справедливо в отношении политических партий и движений, СМИ и благотворительных организаций. Лишь каждый десятый воронежец подтвердил, что получал ту или иную необходимую помощь от общественных организаций.

5. Примечателен факт роста числа обращений к правозащитным организа­циям как отражение, с одной стороны, явного неблагополучия в области защи­ты прав и свобод человека, а с другой — оперативных возможностей последних в оказании юридической помощи (консультаций, юридических советов и т.д.). Показательно, что правозащитные организации по объему оказанной помощи почти в полтора раза превзошли профсоюзы — традиционных защитников ин­тересов трудящихся. Это доказательство того, что последние, наряду с полити­ческими партиями, постепенно уступают свои позиции новым общественным объединениям.

6. Основной формой политического участия подавляющего большинства во- ронежцев является участие в выборах органов власти различного уровня, учас­тие в коллективном благоустройстве подъездов и окружающих территорий и в сборе средств, вещей для людей, попавших в тяжелое положение. Существенно меньшее число горожан участвуют в собственно политической деятельности — в подписании обращений и петиций, в проведении избирательных кампаний, в митингах, демонстрациях, пикетах, забастовках, в деятельности общественных организаций. Высокий уровень электоральной активности и неполитических форм общественной солидарности позволяет говорить о существенном социа­льном капитале воронежцев как необходимом условии формирования зрелого гражданского общества.

7. Причины абсентеизма, то есть неучастия в общественной жизни, вызваны преимущественно неверием большинства населения в возможности обществен­ных организаций оказать им какую-либо помощь, защитить их интересы либо привычкой решать свои проблемы собственными силами. Информирование о деятельности этих организаций на сегодняшний день явно недостаточно, хотя интерес к их деятельности сохраняется благодаря ее освещению в СМИ и интер­нете.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Значительными негативными факторами в процессе формирования гражданского общества на региональном уровне выступают дефицит ресурсов в совокупности со слабостью навыков в их мобилизации, а также нестабильность формально правовых рамок деятельности НКО в сочетании с тенденцией к бюрократизации их деятельности. Это не только сужает их возможности по реализации интересов жителей региона, но и превра­щает их в более слабого партнера во взаимодействии с властными структурами.

Несмотря на наличие Общественных палат, консультативных советов и т.п., формы координации деятельности некоммерческих организаций развиты слабо. Необходима открытая площадка, на которой могли бы встречаться инициативы разных организаций. В этих целях следует активнее использовать интернет, пре­доставляющий дополнительные возможности артикуляции и агрегирования ин­тересов, усиления общественной поддержки, мобилизации активности.

Далеко не все зарегистрированные общественные организации области осу­ществляют постоянную деятельность и являются в полной мере автономными. Даже реально действующие НКО в большинстве случаев не имеют тщательно разработанного, адаптированного к задачам организации, своевременно об­новляемого сайта, тогда как потребность в нем исключительно велика.

Дополнительным отягчающим фактором выступают дефицит квалифици­рованных специалистов необходимого профиля в органах власти и управления, а также клиентельно-патронажные связи, искажающие конкуренцию в среде НКО, НПО. Подавляющее большинство организаций третьего сектора региона ограничено в использовании такого ресурса, как международные гранты и сети, хотя подобные возможности имеются. Проблема заключается не только в более жестких требованиях отчетности, но и в слабом владении иностранными языка­ми, отсутствии специалистов, способных правильно оформить документацию. Особенно это касается районных НКО и НПО. Общественные организации не в должной мере владеют социальными и политическими технологиями, несмотря на то, что в 2009 г. различными формами подготовки кадров и актива было охва­чено около 35 тыс. человек. Косвенным доказательством этого является низкая активность в представлении проектов на различные конкурсы.

Межсекторное партнерство в Воронежской области строится с большим тру­дом. Власть пытается взаимодействовать отдельно с бизнесом, отдельно с граж­данским обществом, для чего конструируются параллельные структуры: одна — для бизнеса, другая — для гражданского общества. Не случайно довольно бо­льшое распространение получили временные «социальные альянсы», когда для достижения определенной цели объединяются ресурсы и усилия организаций только двух секторов. Обычно в подобное взаимодействие вступают представите­ли власти и бизнеса. Тем самым институты гражданского общества оказываются исключенными из основного поля публичной политики региона и, лишившись возможности участвовать на равных условиях в осуществлении механизмов пря­мой и обратной связи с государством и бизнес-структурами, утрачивают стимулы к активной деятельности. Отсюда рост недоверия по отношению к своим потен­циальным партнерам.

На сегодняшний день приоритетным направлением, способствующим разви­тию конструктивного диалога, является создание нормативно-правовой базы и организационно-правовых механизмов сотрудничества и совместной работы в консультационных группах и комиссиях по различным видам деятельности. Это свидетельствует о том, что и в стране, и в Воронежской области начинается про­цесс институционализации отношений партнерства, хотя он еще далек от завер­шения.

Гражданское общество в Воронежской области само должно стать более ак­тивным, инициативным, научиться четко, связно, аргументированно предста­влять свои предложения, программы, проекты, а также результаты деятельности. От этого напрямую зависит то, как органы власти будут относиться у людям и будет ли развиваться диалог. На сегодняшний день факт существования множе­ства общественных организаций сочетается со слабостью их публичного влия­ния, неразвитостью практически-деятельных и информационных связей с боль­шинством населения, отсутствием должной поддержки со стороны последнего.

До тех пор, пока будет сохраняться данная тенденция, говорить об эффективно функционирующем гражданском обществе в Воронежской области не прихо­дится. Без активного участия граждан в работе различных НКО оно утрачивает смысл. Вместе с тем обнаруженный в ходе проведенного исследования потен­циал гражданского общества в Воронежской области представляется весьма су­щественным, оставляющим надежду на его укрепление в средне- и долгосрочной перспективе.

Николай Гришин

«Суд Олега Шеина»: астраханский опыт обжалования результатов выборов.

Электоральный кризис в России 2011—2012 гг. свидетельствует о неблагополу­чии многих институтов публичной политики. Кризис института выборов был бы невозможен при эффективном функционировании свободной прессы, механиз­мов публичного контроля, суда. Российские суды внесли свою лепту в упадок из­бирательного процесса страны, продемонстрировав отсутствие правовой защи­ты института выборов. По мере деградации института выборов происходит ана­логичный процесс в сфере правовой защиты выборов. Судебное обжалование на­рушений на выборах в 2012 г. оказалось несколько в тени бурных протестных ак­ций; между тем происходящие здесь события представляются интересными и не­ординарными.

События в Астрахани в 2012 г. были выдающимися как в плане феноменаль­ных нарушений на выборах, так и в плане последующего их обжалования в суде. Но внимание общественности привлекли в основном только голодовка и про- тестные акции после фальсификаций на выборах мэра Астрахани 2012 г. Судеб­ное обжалование результатов выборов, инициированное кандидатом на пост мэра Астрахани О.В. Шеиным, уже в меньшей степени привлекло внимание об­щества. После того как в апреле 2012 г. Олег Шеин и его сторонники завершили голодовку, последующие события лишились интриги. Большинство людей, на­блюдавших за событиями, сошлись во мнении, что «все завершилось» и судебное разбирательство ничего не изменит. Судебное разбирательство по иску О.В. Ше- ина об отмене результатов выборов мэра Астрахани в целом закончилось пред­сказуемо — отказом в исковых требованиях. Однако неправы оказались те, кто считал, что этот судебный процесс не даст ничего интересного. Напротив, судеб­ные процессы по обжалованию выборов в Астрахани оказались беспрецедентны-

Задача этой статьи — охарактеризовать кризис правовой защиты института выборов на примере астраханских судебных процессов 2012 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.