Между тем интерес к деятельности общественных организаций в воронежском социуме сохраняется. Примером может служить отношение к деятельности Общественной палаты Воронежской области. Почти каждый четвертый воронежец (23%) заявил, что интересуется деятельностью Общественной палаты. Гендерное различие сравнительно небольшое: среди женщин интерес проявляют 23,5 рес- понденток (соответственно, 76,5% не интересуется), а среди мужчин немного меньше 21,7% интересующихся (соответственно, 78,8% не интересующихся). Но в то же время личное участие в организованных мероприятиях как источник информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты подтвердили только 2,2% опрошенных. Чаще всего источниками информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты Воронежской области выступают средства массовой информации (70,3%) и интернет (36,8%). В этом вопросе позиции мужчин и женщин, участвовавших в опросе, фактически совпадают. Правда, наряду со СМИ и интернетом мужчины отметили также участие в различных мероприятиях как особый источник информации о деятельности общественных организаций. Другие источники информации, включая ориентацию на мнение информированных знакомых, суммарно составляют немногим более 14% (табл. 3.1.7).
Таблица 3.1.7
Источники информации о деятельности общественных организаций, в %, по данным 2011 г.
Источники
%
Участие в организованных мероприятиях как источник информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты
2,2
СМИ как источник информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты
70,3
Интернет как источник информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты
36,8
Ориентация на мнение информированных знакомых как источник информации о деятельности общественных организаций и Общественной палаты
12,7
Другие источники информации
1,5
Таким образом, социологическое исследование массового сознания вороне- жцев, проведенное в ноябре—декабре 2011 г., позволило выявить представления о сущности и содержании понятия «гражданское общество», его главных компонентах, отношении воронежцев к различным общественным структурам, формам политического участия и т.д. В результате мы пришли к следующим выводам:
Подавляющему большинству воронежцев известен смысл понятия «гражданское общество». Оно ассоциируется, в первую очередь, с активным личным участием граждан в общественной жизни, а также с общественным контролем над деятельностью государственных структур. Немаловажным является тот факт, что наиболее полное обеспечение прав и свобод человека также входит в содержание понятия «гражданское общество». Политический плюрализм, то есть разнообразие политических партий и общественных объединений, занимает достаточно весомую позицию в представлениях воронежцев о содержании понятия «гражданское общество», хотя и уступает первым трем позициям.
2. Знакомство воронежцев с деятельностью различных общественных организаций нельзя назвать полным и всесторонним. Скорее оно недостаточное, особенно в отношении благотворительных и молодежных организаций. Лучше известна респондентам деятельность профсоюзов и правозащитных организаций, что, возможно, связано с неблагополучием в сфере трудовых и политико- правовых отношений. Явно недостаточно известна воронежцам деятельность Общественной и особенно Национальной палаты Воронежской области, что предполагает проведение ими более активной информационной политики в целях приобщения жителей города к общественной деятельности.
3. Доверие различным политическим институтам со стороны воронежцев не является одинаковым. Наибольшим доверием на сегодняшний день пользуются благотворительные, правозащитные и экологические организации; существенна также поддержка профсоюзов, СМИ и молодежных организаций. Доверие Общественной палате Воронежской области, политическим партиям и движениям, Национальной палате Воронежской области заметно ниже. Полученные данные отражают общероссийскую тенденцию поддержки гражданами, прежде всего, неполитических объединений. Низкие рейтинги доверия политическим партиям отражают общее разочарование их деятельностью и запрос на новые структуры, способные в большей степени соответствовать актуальным запросам различных социальных групп и слоев. Сравнительно невысокий уровень поддержки Общественной и Национальной палат Воронежской области объясняется слабой информированностью граждан об их деятельности вследствие недостаточной публичности, отсутствия прямого доступа к телеэфиру, несвоевременностью обновления информации на сайтах и т.д.
4. Лишь каждый третий воронежец считает, что общественные организации представляют интересы жителей города Воронежа. Чаще других фигурирует мнение о том, что они защищают свои собственные интересы либо интересы власти, бизнеса и даже теневых структур. Иными словами, большинство граждан не видят в общественных организациях защитников своих интересов. Отсюда обращение к ним за помощью является скорее исключением, нежели правилом. Это особенно справедливо в отношении политических партий и движений, СМИ и благотворительных организаций. Лишь каждый десятый воронежец подтвердил, что получал ту или иную необходимую помощь от общественных организаций.
5. Примечателен факт роста числа обращений к правозащитным организациям как отражение, с одной стороны, явного неблагополучия в области защиты прав и свобод человека, а с другой — оперативных возможностей последних в оказании юридической помощи (консультаций, юридических советов и т.д.). Показательно, что правозащитные организации по объему оказанной помощи почти в полтора раза превзошли профсоюзы — традиционных защитников интересов трудящихся. Это доказательство того, что последние, наряду с политическими партиями, постепенно уступают свои позиции новым общественным объединениям.
6. Основной формой политического участия подавляющего большинства во- ронежцев является участие в выборах органов власти различного уровня, участие в коллективном благоустройстве подъездов и окружающих территорий и в сборе средств, вещей для людей, попавших в тяжелое положение. Существенно меньшее число горожан участвуют в собственно политической деятельности — в подписании обращений и петиций, в проведении избирательных кампаний, в митингах, демонстрациях, пикетах, забастовках, в деятельности общественных организаций. Высокий уровень электоральной активности и неполитических форм общественной солидарности позволяет говорить о существенном социальном капитале воронежцев как необходимом условии формирования зрелого гражданского общества.
7. Причины абсентеизма, то есть неучастия в общественной жизни, вызваны преимущественно неверием большинства населения в возможности общественных организаций оказать им какую-либо помощь, защитить их интересы либо привычкой решать свои проблемы собственными силами. Информирование о деятельности этих организаций на сегодняшний день явно недостаточно, хотя интерес к их деятельности сохраняется благодаря ее освещению в СМИ и интернете.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Значительными негативными факторами в процессе формирования гражданского общества на региональном уровне выступают дефицит ресурсов в совокупности со слабостью навыков в их мобилизации, а также нестабильность формально правовых рамок деятельности НКО в сочетании с тенденцией к бюрократизации их деятельности. Это не только сужает их возможности по реализации интересов жителей региона, но и превращает их в более слабого партнера во взаимодействии с властными структурами.
Несмотря на наличие Общественных палат, консультативных советов и т.п., формы координации деятельности некоммерческих организаций развиты слабо. Необходима открытая площадка, на которой могли бы встречаться инициативы разных организаций. В этих целях следует активнее использовать интернет, предоставляющий дополнительные возможности артикуляции и агрегирования интересов, усиления общественной поддержки, мобилизации активности.
Далеко не все зарегистрированные общественные организации области осуществляют постоянную деятельность и являются в полной мере автономными. Даже реально действующие НКО в большинстве случаев не имеют тщательно разработанного, адаптированного к задачам организации, своевременно обновляемого сайта, тогда как потребность в нем исключительно велика.
Дополнительным отягчающим фактором выступают дефицит квалифицированных специалистов необходимого профиля в органах власти и управления, а также клиентельно-патронажные связи, искажающие конкуренцию в среде НКО, НПО. Подавляющее большинство организаций третьего сектора региона ограничено в использовании такого ресурса, как международные гранты и сети, хотя подобные возможности имеются. Проблема заключается не только в более жестких требованиях отчетности, но и в слабом владении иностранными языками, отсутствии специалистов, способных правильно оформить документацию. Особенно это касается районных НКО и НПО. Общественные организации не в должной мере владеют социальными и политическими технологиями, несмотря на то, что в 2009 г. различными формами подготовки кадров и актива было охвачено около 35 тыс. человек. Косвенным доказательством этого является низкая активность в представлении проектов на различные конкурсы.
Межсекторное партнерство в Воронежской области строится с большим трудом. Власть пытается взаимодействовать отдельно с бизнесом, отдельно с гражданским обществом, для чего конструируются параллельные структуры: одна — для бизнеса, другая — для гражданского общества. Не случайно довольно большое распространение получили временные «социальные альянсы», когда для достижения определенной цели объединяются ресурсы и усилия организаций только двух секторов. Обычно в подобное взаимодействие вступают представители власти и бизнеса. Тем самым институты гражданского общества оказываются исключенными из основного поля публичной политики региона и, лишившись возможности участвовать на равных условиях в осуществлении механизмов прямой и обратной связи с государством и бизнес-структурами, утрачивают стимулы к активной деятельности. Отсюда рост недоверия по отношению к своим потенциальным партнерам.
На сегодняшний день приоритетным направлением, способствующим развитию конструктивного диалога, является создание нормативно-правовой базы и организационно-правовых механизмов сотрудничества и совместной работы в консультационных группах и комиссиях по различным видам деятельности. Это свидетельствует о том, что и в стране, и в Воронежской области начинается процесс институционализации отношений партнерства, хотя он еще далек от завершения.
Гражданское общество в Воронежской области само должно стать более активным, инициативным, научиться четко, связно, аргументированно представлять свои предложения, программы, проекты, а также результаты деятельности. От этого напрямую зависит то, как органы власти будут относиться у людям и будет ли развиваться диалог. На сегодняшний день факт существования множества общественных организаций сочетается со слабостью их публичного влияния, неразвитостью практически-деятельных и информационных связей с большинством населения, отсутствием должной поддержки со стороны последнего.
До тех пор, пока будет сохраняться данная тенденция, говорить об эффективно функционирующем гражданском обществе в Воронежской области не приходится. Без активного участия граждан в работе различных НКО оно утрачивает смысл. Вместе с тем обнаруженный в ходе проведенного исследования потенциал гражданского общества в Воронежской области представляется весьма существенным, оставляющим надежду на его укрепление в средне- и долгосрочной перспективе.
Николай Гришин
«Суд Олега Шеина»: астраханский опыт обжалования результатов выборов.
Электоральный кризис в России 2011—2012 гг. свидетельствует о неблагополучии многих институтов публичной политики. Кризис института выборов был бы невозможен при эффективном функционировании свободной прессы, механизмов публичного контроля, суда. Российские суды внесли свою лепту в упадок избирательного процесса страны, продемонстрировав отсутствие правовой защиты института выборов. По мере деградации института выборов происходит аналогичный процесс в сфере правовой защиты выборов. Судебное обжалование нарушений на выборах в 2012 г. оказалось несколько в тени бурных протестных акций; между тем происходящие здесь события представляются интересными и неординарными.
События в Астрахани в 2012 г. были выдающимися как в плане феноменальных нарушений на выборах, так и в плане последующего их обжалования в суде. Но внимание общественности привлекли в основном только голодовка и про- тестные акции после фальсификаций на выборах мэра Астрахани 2012 г. Судебное обжалование результатов выборов, инициированное кандидатом на пост мэра Астрахани О.В. Шеиным, уже в меньшей степени привлекло внимание общества. После того как в апреле 2012 г. Олег Шеин и его сторонники завершили голодовку, последующие события лишились интриги. Большинство людей, наблюдавших за событиями, сошлись во мнении, что «все завершилось» и судебное разбирательство ничего не изменит. Судебное разбирательство по иску О.В. Ше- ина об отмене результатов выборов мэра Астрахани в целом закончилось предсказуемо — отказом в исковых требованиях. Однако неправы оказались те, кто считал, что этот судебный процесс не даст ничего интересного. Напротив, судебные процессы по обжалованию выборов в Астрахани оказались беспрецедентны-
Задача этой статьи — охарактеризовать кризис правовой защиты института выборов на примере астраханских судебных процессов 2012 г.