Количество людей, которые получают травмы, становятся инвалидами или погибают по вине водителей с телефонами в руках, шокирует. В одних только Соединенных Штатах такие водители ежегодно убивают больше людей, чем погибло в терактах 11 сентября. И это далеко не полные данные, поскольку в случае ДТП редко устанавливается и фиксируется факт использования телефона. Все, что вынуждает нас отвести взгляд от дороги, убрать руки с руля или переключить наше сознательное внимание, влечет за собой серьезные риски. И, разумеется, не только телефон может отвлечь наше внимание во время вождения и спровоцировать опасные ситуации. При желании во время вождения автомобиля можно заняться множеством посторонних дел: настроить аудиосистему, полюбоваться красивыми пейзажами, заглядеться на интересный рекламный щит, распаковать шоколадный батончик, поговорить по душам или выяснить отношения с пассажиром, наложить макияж или побриться, помочь ребенку, которого вдруг начало тошнить, перенастроить навигатор, стряхнуть шоколадные крошки от съеденного батончика и т.д. Опасная вещь — сильный шум, который часто бывает в автомобиле, перевозящем молодежную компанию, причем за рулем машины обычно находится неопытный водитель254. Когда радио орет на полной громкости, очень трудно услышать сигналы других автомобилей, предупреждающие вас об опасности, или сигнал скорой помощи, которая просит уступить дорогу255.
Из всех возможных причин аварий мобильный телефон — опаснее всего, поскольку он прямо-таки вездесущий, он есть в любом месте и в любое время. За двухчасовую поездку вы вряд ли съедите за рулем больше одного гамбургера, а вот разговаривать по телефону можете беспрерывно. Разумеется, невозможно устранить все отвлекающие факторы, поэтому мы должны сосредоточиться на самых опасных и распространенных. А мобильный телефон занимает среди них первое место. 80% водителей пользуются им во время вождения, 40% делают это регулярно, а 7–10% водителей — постоянно. И это еще не апогей рассеянного вождения — все идет к тому, что скоро водители начнут поголовно использовать очки дополненной реальности Google Glass.
Если на дороге возникла сложная ситуация, требующая пристального внимания, вы можете отложить шоколадный батончик, выключить радио и перестать болтать с пассажиром. Но телефонный звонок может раздаться в любое время, потому что другие люди не в курсе вашей дорожной ситуации. Из-за привычки, принятых в компании правил, чувства неловкости перед звонящим человеком или из-за пресловутой зависимости большинство людей не могут побороть позыв ответить на звонок — если только ситуация на дороге не слишком сложная. Хотя многих не останавливает даже это.
Кроме того, когда вождение превращается в привычную процедуру и передается в ведение рефлекторного мозга, оно становится скучным. Поскольку основная работа выполняется рефлекторным мозгом, мыслящий мозг начинает скучать. Из-за чрезмерной самонадеянности мы можем забыть, что наш рефлекторный мозг способен справляться только с рутинными операциями, а мыслящий мозг может выполнять только одно дело одновременно.
Новейшие статистические данные привести довольно трудно, поскольку с каждым годом телефоны за рулем используют все больше и больше. Американское Национальное управление по безопасности дорожного движения на автострадах256 установило, что 80% водителей пользуются телефоном во время вождения, и чаще всего это делают водители моложе 25 лет. В этой возрастной группе 60% водителей читают и отправляют текстовые сообщения за рулем, не снижая при этом скорости. И буквально ничто не в силах удержать их от такого поведения — даже очень плохая погода останавливает всего половину из них. Их решение ответить на звонок или текстовое сообщение во время движения зависит исключительно от того, насколько важен для них этот человек или это взаимодействие. При этом они совершенно не думают ни о дорожной ситуации, ни о личной безопасности, ни о соблюдении законов. Как это ни парадоксально, эти люди понимают всю опасность такого поведения: когда они едут в качестве пассажиров, а водитель отвлекается на текстовое сообщение, они обязательно делают ему замечание.
(Ужасающие) факты:
На что люди чаще всего отвлекаются во время вождения (в порядке распространенности, а не риска): разговор по телефону или с другими пассажирами (80%), настройка радио (65%), еда/питье (45%), общение с детьми, которые сидят сзади (27%), использование портативного плеера (30%).
Мужчины чаще женщин используют навигаторы (55% мужчин, 46% женщин), навигационные приложения в смартфонах (30% мужчин, 21% женщин) и портативные плееры с наушниками (4% мужчин, 1% женщин).
Женщины чаще мужчин общаются с детьми на заднем сиденье автомобиля (23% мужчин, 31% женщин) и занимаются своей внешностью (3% мужчин, 8% женщин).
Примерно в два раза больше водителей (77%) отвечают на входящие звонки, чем звонят сами (41%). Точно так же почти вдвое больше водителей (10%) читают входящие текстовые сообщения и электронные письма, чем отправляют их (10%).
Мужчины и женщины в равном соотношении звонят по телефону и отвечают на звонки во время вождения (42% мужчин, 39% женщин), читают SMS и электронные письма (10% мужчин, 9% женщин) и отправляют сообщения (по 6%).
Среди водителей в возрасте до 25 лет гораздо больше тех, кто регулярно ведет переписку во время вождения, чем среди водителей более старшего возраста.
Молодые водители в возрасте от 18 до 20 лет гораздо чаще, чем водители более старшего возраста, во время вождения звонят по телефону из-за скуки.
Существует очень мало ситуаций во время движения, в которых водители никогда не будут отвлекаться на телефонный разговор и тем более на переписку. На первом месте среди них — плохая погода, эту причину назвали 54% респондентов. Около 25% сказали, что плотный автомобильный поток «бампер к бамперу» или быстро движущийся поток может удержать их от разговора по телефону и переписки. В то же время такие ситуации, как полицейский на дороге, езда в ночное время, езда в отмеченной знаками школьной зоне и присутствие ребенка в машине назывались редко (от 1 до 6% респондентов).
На вопрос, меняется ли характер вождения во время разговора по телефону или отправки сообщений, около половины водителей (54%) ответили, что разговор по телефону никак не сказывается на качестве их вождения. Четверть водителей (25%) сказали то же самое о наборе SMS. Некоторые ответили, что во время разговора по телефону (20%) или набора сообщений (31%) они стараются снижать скорость.
Больше половины молодых водителей (61% против 50% среди водителей старшего возраста) считают, что разговор по телефону никак не отражается на качестве их вождения!!!
Некоторые водители сообщают, что снижают скорость во время разговора по телефону, и здесь тоже есть разница в возрасте респондентов: 14% среди молодых водителей и 21% среди водителей в возрасте от 45 до 64 лет.
Как это ни парадоксально, но, находясь в роли пассажиров, практически все респонденты считают: если водитель отправляет SMS или электронное письмо (86% мужчин, 90% женщин) или читает текстовые сообщения и e-mail (84% мужчин, 88% женщин), то его поведение очень опасно. Такое отношение усиливается с возрастом: 62% в младшей возрастной группе и 96% в возрастной группе 65 лет и старше.
В одном удивительном исследовании ученые оснастили каждый из 100 автомобилей257 компьютером, GPS-навигатором, сетью датчиков и пятью видеокамерами. За 18-месячный период они собрали данные, охватывающие 43 000 часов вождения и общее расстояние в 3 млн км. Всего приборы зарегистрировали 10 000 аварий, аварийных ситуаций (когда удалось избежать ДТП) и опасных ситуаций. Почти в 80% всех аварий и в 65% всех аварийных ситуаций водитель незадолго перед инцидентом не смотрел на дорогу.
Процент аварий и аварийных ситуаций, вызванных невниманием, значительно уменьшался с увеличением возраста водителей: среди молодых водителей от 18 до 20 лет он был в четыре (!) раза выше, чем в более старшей возрастной группе (35 лет и старше).
Использование телефонов было самой частой причиной возникновения опасных ситуаций разной степени тяжести. Более редкой, но такой же опасной причиной было отвлечение внимания на посторонний предмет или серьезный разговор с пассажиром. Кстати, в ходе своего исследования ученые обнаружили: аварии происходят примерно в пять раз чаще, чем сообщается в полицию258. Следовательно, статистика, основанная на полицейских отчетах, значительно занижает реальные цифры.