Разумеется, все, что я написал об использовании телефона во время управления легковыми машинами, в той же мере же относится к грузовым автомобилям и специализированным транспортным средствам. Использование телефона за рулем, например, вилочного погрузчика увеличивает риск аварии от 4 до 23 раз!
Иногда безответственные или невежественные компании заставляют своих сотрудников всегда находиться на связи, в том числе и во время вождения. Они устанавливают в грузовых машинах специальные гаджеты, чтобы с водителями можно было связаться в любую минуту и чтобы те могли делать кое-какую дополнительную работу — например, заполнять путевые листы, отвечать на запросы клиентов, вводить информацию для диспетчеров и т.п., — и все это во время движения.
В ходе одного исследования ученые разметили в кабинах грузовых автомобилей видеокамеры и наблюдали за поведением 200 дальнобойщиков на расстоянии примерно 5 трлн км. Камеры регистрировали не только ДТП, но и аварийные ситуации и случаи опасного поведения. В результате было обнаружено, что отправка текстовых сообщений — самая опасная из отвлекающих видов деятельности: она повышает риск в 23 раза по сравнению с сосредоточенным вождением. Это в два раза опаснее, чем читать 5–6 строк текста на диспетчерском устройстве. Но водители смотрят на диспетчерские устройства гораздо чаще, чем отправляют SMS, поэтому в конечном итоге такие устройства оказались самыми опасными из всех. Второй наиболее опасный отвлекающий фактор — разговор по мобильному телефону. Одни компании требуют от водителей, чтобы те немедленно отвечали на звонки и сообщения, в других фирмах нет таких условий. Но поскольку зарплата водителей часто зависит от скорости доставки, они не хотят терять даже 15 минут на то, чтобы остановиться и спокойно ответить на сообщения и звонки.
Два года назад компания Coca-Cola проиграла суд и заплатила огромную сумму за своего сотрудника, который стал виновником ДТП из-за того, что вел служебный разговор по телефону… с использованием устройства «Свободные руки». Вот цитата из издания Risk Management Monitor : «На прошлой неделе суд присяжных в Корпус-Кристи, штат Техас, обязал выплатить 21 млн долларов в качестве возмещения ущерба женщине, которая была сбита водителем компании Coca-Cola. Во время происшествия он разговаривал по мобильному телефону. Адвокаты истца смогли успешно доказать: политика компании в отношении использования мобильных телефонов водителями “расплывчата и неопределенна”. Они также предположили, что компания хорошо осведомлена обо всех рисках, однако “утаивает эту информацию от водителей”. Непосредственно это и привело к обстоятельствам, которые стали причиной несчастного случая. Вот что сказал Томас Генри, один из адвокатов истца: “Когда я получил показания водителя, а также невнятный документ, который компания Coca-Cola называет “регламентом использования мобильной связи персоналом”, я осознал, что мы имеем дело с корпоративным гигантом, у которого в сфере охраны и безопасности труда зияет огромная прореха”»293.
Вы скажете, это «типично американский случай»? На настоящий момент — да. Но подождите несколько лет: подобные иски заполонят и европейские суды.
Мы должны подумать и о машинистах поездов, водителях трамваев и автобусов. Вот лишь несколько примеров. Капитан буксира, занятый серфингом в Интернете, стал виновником аварии со смертельным исходом. По вине машиниста поезда, который переписывался по телефону (!) и не заметил красный сигнал семафора, произошло столкновение с впереди идущим составом. В результате погибло 25 человек. Под Барселоной сошел с рельсов скоростной поезд: 79 погибших. Вот что написала New York Times по поводу этой катастрофы: «Прямо перед аварией машинисту поезда позвонил диспетчер железнодорожной компании Renfe. Чтобы ответить на его вопрос, машинисту потребовалось заглянуть в карту…». Если вы зайдете на YouTube и наберете в строке поиска: «Водитель автобуса» и «Мобильный телефон», то увидите сотни примеров реальных аварий.
Риски на предприятиях
Теперь давайте рассмотрим в свете рисков многозадачности и использования мобильных телефонов другие рабочие ситуации — например, на производстве.
Когда я провожу семинары для руководителей предприятий и менеджеров по безопасности, то мои лекции о последствиях использования мобильных телефонов и ИКТ за рулем открывают многим участникам глаза. Они понимают, что многочисленные опасные ситуации возникают по тем же причинам не на дороге, а на территории их предприятий. Например, на многих складах водители вилочных погрузчиков получают инструкции по мобильному телефону. Что еще хуже, на некоторых погрузчиках установлены сенсорные экраны — по ним водители получают инструкции и должны вводить текстовую информацию для диспетчеров (текстовое сообщение = риск × 23!). То есть отвлекающие внимание факторы встроены в саму систему! Эти плохо информированные компании буквально принуждают своих водителей к небезопасному поведению. Подобные бомбы замедленного действия рано или поздно приведут к несчастным случаям! Я рад, что благодаря моим семинарам многие менеджеры снабжают такие сенсорные устройства функцией, блокирующей их использование во время движения.
Участники семинаров рассказывают мне множество трагических и драматических историй из жизни. Например, мастер цеха забыл закрутить один из семи болтов на оборудовании, потому что получил по рации другое срочное задание. Это стало причиной несчастного случая. Рабочий не заметил ступеней и скатился с лестницы, потому был увлечен разговором по телефону…
Если вы отвечаете за безопасность труда или сами работаете в цеху, подумайте, в каких ситуациях на вашем производстве многозадачность встроена в систему и является фактором риска.
Рабочий с телефоном в руке в заводском цеху — такая же потенциальная жертва, как и пешеход, увлеченный телефонным разговором на улице. Вы должны дважды подумать, прежде чем использовать мобильный телефон там, где малейшая невнимательность может привести к несчастному случаю. Например, на производстве с движущимся оборудованием. Если вы — руководитель предприятия или менеджер по безопасности и охране труда, вам следует запретить любое использование телефонов в цехах. Так поступают сегодня все больше компаний.
Часть III КАК ОСВОБОДИТЬ СВОЙ МОЗГ ОТ ОКОВ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ НА ТРЕХ УРОВНЯХ
Цель этой книги — помочь вам улучшить свою интеллектуальную деятельность, используя такой мощный потенциал, как сбалансированные взаимодействия между человеком и машиной: между вами и ИКТ. Надеюсь, первые две части этой книги убедили вас в том, что использование ИКТ для постоянного получения информации не делает человека интеллектуально продуктивнее. Наоборот, постоянная подключенность скорее «оглупляет». Как только вы это поймете, то сразу же увидите и потрясающие возможности для улучшения качества и эффективности вашего умственного труда.
Стратегии и тактики, которые я описываю в этой части книги, родились во время многочисленных дискуссий со слушателями моих лекций и семинаров по управлению стрессом, изменениями и по повышению интеллектуальной продуктивности. Многие идеи были протестированы на моих клиентах, которые обращались ко мне за самой разной помощью — начиная от преодоления психического истощения до потребности развить лидерские навыки.
Таким образом, вы можете рассматривать этот раздел как набор инструментов, из которых можно выбрать подходящие именно вам. И скорее это не инструкции, а вдохновляющие идеи и рекомендации, призванные воодушевить вас на действия. Впрочем, некоторые советы настолько важны, что к ним нужно отнестись почти как к заповедям.