Я уже приводил шокирующие данные о том, что в любой момент 10% водителей за рулем заняты своими телефонами. 80% водителей пользуются телефонами во время вождения. 60% читают и отправляют текстовые сообщения во время вождения. 24% всех ДТП связаны с использованием мобильного телефона, а 50% водителей считают, что разговор по телефону никак не отражается на качестве их вождения.
Не нужно быть экспертом-статистиком, чтобы понять:
многие водители не только управляют автомобилем в сонном состоянии, но и еще отвлекаются на свои телефоны. Некоторые из них считают, будто общение по телефону помогает им не заснуть и, таким образом, способствует безопасности. Но на самом деле это делает их вождение предельно опасным;
когда вы отвлекаетесь на телефон, вы подвергаетесь двойному повышенному риску. Во-первых, это опасность совершить ошибку самому. Во-вторых, другой водитель в это время может клевать носом и не успеет среагировать, чтобы избежать аварии.
Кстати, кофеин помогает снизить чувство сонливости. Он улучшает реакцию, повышает внимательность, бдительность, способность к концентрации внимания (хотя и на ограниченном числе объектов). Конечно, такое улучшение носит временный и ограниченный характер, но его бывает достаточно, чтобы сократить вероятность опасных ситуаций и аварий из-за сонливости.
Однако кофеин не справляется с рассеянностью внимания. Если в вашем поле зрения вдруг появляется что-то неожиданное, кофеин не улучшает реакцию. А когда вы хотите спать и пытаетесь подавить это желание кофеином, у вас ухудшается способность разделять внимание — это еще больше затрудняет многозадачность274.
Словом, кофеин — хорошее средство борьбы с сонливостью, когда нет возможности остановиться и вздремнуть. Только вот действовать он начинает примерно через 20 минут. Поэтому лучше всего выпить кофеиносодержащий напиток, а затем поспать 15–20 минут (почему не дольше, узнаете в третьей части книги). К моменту пробуждения кофеин начнет работать и поможет вам оставаться бодрым и бдительным. Хотя, конечно, самое безопасное — вообще не садиться за руль в сонном состоянии.
Когда водитель с телефоном в руках встречает пешехода с телефоном в руках
Результаты исследований пешеходов и велосипедистов столь же однозначны: использование мобильного телефона во время ходьбы или езды на велосипеде повышает риск несчастных случаев. Отправка текстовых сообщений гораздо опаснее, чем разговор по телефону, а разговор по телефону гораздо опаснее, чем прослушивание музыки. Индивидуальные факторы не играют никакой роли: это правило верно для всех275. В одном исследовании всего 8% пешеходов, занятых своими телефонами, увидели клоуна на одноколесном велосипеде, который пересекал им дорогу. А среди людей, которые шли вместе с друзьями, клоуна увидели 60%276.
Среди пешеходов нередки несчастные случаи из-за невнимательности — например, столкновение с фонарным столбом из-за чтения или набора текстовых сообщений. После этого людям приходится обращаться за медицинской помощью. Так вот, по сравнению с 2006 годом, количество таких случаев выросло в четыре раза. Чем моложе пешеходы, чем чаще они получают такие травмы. Половину жертв «телефонных травм» составляют люди моложе 30 лет, а четверть — люди в возрасте от 40 до 60 лет277.
Разумеется, последствия злоупотребления телефонами у пешеходов далеко не столь серьезны, как у автомобилистов. «Пешеход наткнулся на мусорный бак и сломал запястье» — это далеко не то же самое, что «Водитель, говоривший по телефону, сбил насмерть двух пешеходов». Однако нельзя забывать, что пешеход — самый уязвимый участник дорожного движения. А с учетом нынешних реалий вероятность того, что занятый телефоном пешеход столкнется на дороге с водителем, занятым телефоном, возрастает в разы. Несмотря на это, многие пешеходы собственноручно лишают себя защиты в виде повышенной бдительности. Они полностью погружаются в свои телефоны вместо того, чтобы внимательно смотреть по сторонам.