Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Часть I. Психокоррекция семейных отношений в родительских группах



Блок I. Межличностные отношения в семье

Цель: гармонизация межличностных отношений в семье, повы­шение психолого-педагогической грамотности родителей. Задачи:

1. Повышение самоценности родителей.

2. Расширение знаний родителей о психологии семейных отношений.

3. Осознание внутрисемейных проблем.

4. Разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия.

Первое занятие

Цель: создать благоприятные условия для работы, начать освое­ние приемов самодиагностики и способов самораскрытия, присту­пить к освоению активного стиля общения.

1. «Представление»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Методика проведения: в начале работы каждый должен оформить визитку, в которой указывается его тренинговое имя. При этом родите­ли вправе взять себе любое имя. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Время на оформление визиток — 5 минут. Затем, найдя себе партнера, каждый участник в течение 5 минут должен подго­товиться к представлению его всей группе. Основная задача представ­ления — подчеркнуть необычность своего партнера как родителя, рас­сказать о нем так, чтобы все остальные участники его сразу запомнили.

2. «В картинной галерее»

Цель: саморефлексия, осознание слабых сторон своей личности.

Методика проведения: родители должны представить, что они в картинной галерее, в зале, где собрано множество удивительных пор­третов. Под одним из них надпись: «Заботящийся». Ведущий: «Пе­ред вами человек, который смысл всей своей жизни видел в заботе о других. В его осанке видны натянутость, жесткость, за которыми скры­ваются стеснительность, действительная или мнимая неполноцен­ность. Взгляд напряженно устремлен вперед и как бы говорит о го­товности к интенсивной отдаче, напряженном внимании. Этот чело­век сидит, но как? Он плотно сомкнул ноги и ступни, готовый в лю­бой вскочить. Прижатые к телу руки компенсируют скрываемое чувство слабости и смущения. Улыбка и та неуверенная, робкая.

Этот человек считает себя способным бескорыстно, безусловно любить. Он специально приобрел профессию, связанную с оказани­ем помощи людям. Мы не знаем, какую именно: сиделки, няни, со­трудника дома престарелых, врача, медсестры, работника социаль­ной службы, терапевта. Да это и неважно. В любом случае его само­отверженность порой такова, что никто не в состоянии ответить той же мерой. Такое поведение подпитывается бессознательными фанта­зиями: «Я должен отдать всего себя, и мне когда-нибудь воздастся по заслугам, это должно обязательно произойти». И если ничего подоб­ного не происходит, наступает день, когда им овладевает смущение и обида на тех, кому он так бескорыстно отдавал себя.

Такой человек всегда находит тех, кому плохо и требуется помощь. Он делает все для других, но при этом не позволяет другим что-либо делать для него, ставя тем самым этих «других» в зависимость от себя.

Вглядитесь внимательно в этот портрет. Нет ли в нем знакомых черт? Не создается ли у вас ощущение, что вы смотрите не на порт­рет, а в зеркало? Конечно, в целом это не вы, но... А впрочем, давайте перейдем к следующему портрету.

Вот он. Называется «Прячущийся». В напряженной осанке, пле­чах, спине, жестком наклоне головы — острая нервная насторожен­ность. Увидев этого человека в движении, мы были поражены твер­дой, порывистой походкой. Склонность именно к такой «ходульной», неестественной походке, к торопливым, угловатым, неритмичным движениям — примитивной реакции защиты — угадывается даже сей­час, когда этот человек сидит. Обостренность чувств сквозит во всем: в плотно скрещенных ногах, судорожно сжимающих друг друга ру­ках, побелевших от напряжения пальцах, в жестких складках на лбу, сжатом рте, «каменных» скулах. Особенно выразительны широко рас­крытые глаза (они глядят на нас как бы сбоку, но при этом полны страха и желания спрятаться).

Самосознание этого человека переполнено Долгом. У него обяза­тельства перед всем светом; вероятно, поэтому он изо всех сил стара­ется быть незаметным. На работе стремится «не высовываться», а потому выполняет все добросовестно «от сих и до сих», не нарываясь ни на хулу, ни на похвалу. В облике, в позе словно бы проступает склонность спрятаться. Иногда эта склонность может проявляться в желании замаскировать свое лицо волосами, очками, большим ко­личеством грима. Такие люди избегают контактов, которые требуют проявления сильных эмоций.

А теперь на минутку вообразите, что это не портрет, а зеркало. Узнаете ли вы себя?.. Нет, ни одной схожей черточки. Что ж, пойдем дальше...

Вот совсем другой персонаж. Внизу название — «Сильный». Он и в самом деле (на первый взгляд) кажется сильным: расправленные плечи, выпяченная грудь, запрокинутая голова — вся поза как бы за­являет о желании предстать сильным и одновременно дать это заме­тить окружающим. Но за внешней натянутостью, жесткостью безус­пешно прячутся чувствительность, агрессивная импульсивность и вспыльчивость, стремление самоутвердиться. Та же потребность в самоутверждении, демонстративность — в широко расставленных ногах, упирающихся в бедра руках.

Портрет очень выразителен: чуть-чуть фантазии — и он оживет. Наш герой смотрит на нас сверху вниз; оценивающий, прямой, при­щуренный взгляд пронзает нас холодом и надменностью, остро вы­резанный, сжатый рот подчеркивает решимость и холодность. Про­мелькнувшая кривая улыбка-усмешка выдает внутреннюю противоречивость, склонность к отрицанию и обесцениванию... Хорош! Но он не желает, чтобы его рассматривали; как будто чувствует, что за деланным превосходством и высокомерием мы прочитаем тщатель­но скрываемую душевную надтреснутость и подавление чувства не­полноценности. Да, этот человек только демонстрирует силу, пряча внутреннее напряжение, переполняющее его тело и душу. У него нет другого выхода, он привык «держать себя в руках» и даже считает это своим достоинством, как, впрочем, и то, что он - «человек долга». Роль «сильного парня» побуждает его «замораживать» боль и другие сильные чувства волевыми усилиями, либо с помощью алкоголя, нар­котиков и т. п. Некоторые используют в качестве изоляционной «по­душки» пищу. Еда может успокоить или уменьшить боль, но такое поведение, сходное с употреблением наркотиков, не решает проблем, а чаще создает новые.

Это, конечно, не ваш портрет... Хотя многие мужчины и даже жен­щины несут на себе крест «сильного парня», которого ничто не может вывести из себя. Гастрит, язва желудка, гипертония, инфаркт — их «лю­бимые» болезни. А впрочем, давайте перейдем к другому портрету.

Этот называется «Инертный». Вялая осанка, склоненная голова выдают недостаток воли, твердости, самоконтроля. Поза такова, слов­но человек желает одного — чтобы его оставили в покое. Широко рас­ставленные ноги, расслабленные руки, пальцы, вяло барабанящие по столу, — во всем незатронутость, незаинтересованность. В полуприк­рытых глазах — душевная инертность, отсутствие интереса к миру... А вместе с тем нечто в выражении лица, в улыбке выдает наивную са­мовлюбленность и тщеславие... Если случится чудо и этот человек встанет, то уйдет он от нас вразвалку, мягко покачиваясь. Мы услы­шим шарканье, увидим широкие округлые движения, а за ними — стремление приспособиться к миру и все ту же леность, пассивность.

Этот человек не обременен тяжкой ношей долга. Он давным-давно отказался от этого чувства, убедившись в том, что все усилия тщетны: «хорошим» все равно не будешь. Гораздо проще сделать вид, что стара­ешься. А чтобы не уличили в пассивности, всегда можно, к примеру, сказать: «У меня так болит голова - будьте ко мне снисходительны...»

Самое удивительное, что головная (или любая другая) боль - не выдумка, а реальность. Жизнь научила: когда заболеешь, это вызывает у окружающих, вечно чего-то от тебя ждущих и требующих, раскаяние и сожаление. Боль помогает получить награду: снисхождение, заботу, помощь. И требования, связанные с чувством долга, отсутствуют.

И в этом портрете вы не узнали себя? Увидели только черты неко­торых своих знакомых, не правда ли? У нас остается последний портрет с грустным названием «Безжизненный». Человек на холсте зас­тыл в нерешительной позе, весь изогнутый. Голова безнадежно сви­сает на грудь, а впалая грудь почти не дышит, плечи сведены мучи­тельной позой, называемой жизнью. Левая рука беспомощно теребит край одежды, правая вяло свисает вдоль тела. Во всей позе — раздвоен­ность, отсутствие уверенности, замешательство, робость, как у не выу­чившего урок ученика, идущего к строгому учителю. В глазах — пусто­та, а на самом дне - стыд и стеснение. Лицо поражает выражением горечи. Беспомощность и в опущенных уголках рта, и в страдальчес­кой складке... Больно смотреть на такого человека...

Он и сам, вероятно, думает: «Я не могу больше этого выносить; единственное, что может мне помочь, это смерть». Он ощущает себя беспомощным, он всего боится».

Затем проводится обсуждение итогов игры в виде свободного об­мена впечатлениями.

3. «Мое имя»

Цель: повышение самоценности родителей.

Методика проведения: каждый участник должен записать свое имя в вертикальный столбик. Затем к каждой букве своего имени подобрать позитивную, радостную характеристику себя. Если в имени две или три одинаковые буквы, необходимо найти на каждую разные слова.

4. «Интонация»

Цель: реорганизация арсенала средств общения в семье. Методика проведения: произнести (ласково, грубо) свое имя, имя мужа (жены) и имена своих детей.

5. «Вручение подарка»

Цель: развитие творческих способностей, создание положитель­ного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

Методика проведения: каждый участник придумывает подарок для своего соседа. Потом тот, кто захочет быть первым, без слов вручает подарок соседу слева. При этом надо так показать подарок движени­ями руки, головы и тела, чтобы все догадались, что это такое.

6. «Ласковое имя» (домашнее задание)

Цель: реорганизация арсенала средств общения в семье. Методика проведения: родители должны вспомнить и написать, какими ласковыми именами называют друг друга в семье.

7. «Откровенно говоря...» Цель: отреагирование эмоций.

Методика проведения: нужно закончить предложения, которые даны, высказав тем самым свое отношение к происходящему.

 

Откровенно говоря...

Дата занятия___________________

Мое имя_______________________

1. Во время занятия я понял, что...

2. Самым эффективным считаю...

3. Я не смог быть более откровенным, так как...

4. На занятии мне не удалось...

5. Больше всего мне понравилось, как работал (а)...

6. На следующем занятии я хотел бы...

7. На месте ведущего я...

Второе занятие

Цель: ориентация системы психологических взаимодействий на изменение межличностных отношений в семье.

/. «Здравствуй, ты представляешь...»

Цель: активизация и сближение группы, снятие напряжения, по­вышение уверенности в себе.

Методика проведения: родители обращаются друг к другу по оче­реди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и на­чинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни.

2. «Какой я родитель?»

Цель: саморефлексия.

Методика проведения: каждый участник должен записать не ме­нее 30 характеристик — ответов на вопрос: «Какой я родитель?». За­тем родители садятся в большой круг и по очереди высказываются, комментируя свой рассказ о себе и отвечая на вопросы.

3. «Поводырь и слепец».

Цепь: формирование социального доверия.

Методика проведения: группа распределяется попарно. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой — веду­щего. Ведомый завязывает себе глаза. После этого ведущие коллек­тивными усилиями быстро переставляют мебель. Задача ведущих со­стоит в том, чтобы познакомить своих ведомых с особенностями ви­доизмененного пространства. Ведущие должны провести своих по­допечных по самому сложному маршруту в комнате. Затем участники меняются ролями, и все повторяется снова.

4. «Ассоциация»

Цель: улучшение социальной адаптации, развитие умения пони­мать эмоциональное состояние другого.

Методика проведения: родители садятся в кресло так, чтобы каж­дый мог видеть всех остальных. После этого они начинают описы­вать состояние друг друга, используя различные ассоциации, привле­кая художественные образы, метафоры. Описываемый участник мо­жет либо согласиться с тем, как его описали, либо выразить несогла­сие, но в любом случае должен прокомментировать сказанное.

5. «Брачное объявление»

Цель: развитие стремления к самосовершенствованию.

Методика проведения: представить текст брачного объявления, в котором нужно указать прежде всего свои основные достоинства, а также в нескольких словах охарактеризовать свой идеал.

6. «Ласковое имя»

Цель: реорганизация арсенала средств общения в семье.

Методика проведения: родители садятся в круг и рассказывают, какими ласковыми именами называют своего ребенка, свою жену (мужа). Когда? Почему?

7. Домашнее задание

Цель: осознание внутрисемейных проблем.

Методика проведения: написать сочинение на тему «Моя семья».

8. «Откровенно говоря...»

См. первое занятие, упражнение 7.

Третье занятие

Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмос­феры благополучия.

1. «Комплимент»

Цель: формирование умения видеть сильные стороны, положи­тельные качества другого человека.

Методика проведения: родители садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и поду­мать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и что он хочет сказать об этом, то есть сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать при­ятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время выс­казывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

2. «Злость»

Цель: отреагирование негативных эмоций, изменение представ­лений о ребенке.

Методика проведения. Ведущий: «Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы по­пали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии лю­дей, на которых вы обижены (среди них и ваш ребенок). Походите по выставке, постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную си­туацию, связанную с этим человеком, а лучше, если этим человеком будет ваш ребенок. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте, что выражаете чувства своему ре­бенку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стес­няйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите».

3. «Я глазами семьи»

Цель: осознание межличностных отношений в семье.

Методика проведения: участник должен представить себя в окру­жении близких ему людей и сделать предположения: «Сын считает меня...», «Муж (жена) думает, что я...»

4. «Размышления»

Цель: расширение знаний родителей о психологии семейных от­ношений.

Методика проведения: поразмышлять над следующими русскими пословицами:

1. Коли у мужа с женою лад, так не надобен и клад.

2. Умей дитя родить, умей и научить.

3. Любишь жену, люби и детей кормить.

4. Дитя не плачет — мать не разумеет.

5. Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.

6. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

7. Каково семя, таково и племя.

5. Этюд «Наши конфликты с детьми»

Цель: изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком.

Методика проведения: проигрывание анонимных семейных кон­фликтов между родителями и детьми. Используется метод видеокор­рекции. Ведется запись взаимодействия родителей с ребенком. Роль ребенка играет родитель, после проигрывания просматривается ви­деозапись и делается групповой анализ.

6. Домашнее задание

1. См. второе занятие, упражнение 6.

Родители зачитывают сочинения на тему «Моя семья». На вто­ром этапе проводится обсуждение и анализ сочинений.

7. «Откровенно говоря...»

См. первое занятие, упражнение 7.

Четвертое занятие

Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмос­феры благополучия.

1. «Здравствуй, ты представляешь...»

Цепь: формирование установки на активное участие в группе.

Методика проведения: родители обращаются друг к другу по оче­реди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и на­чинают описывать какой-то случай, произошедший с ним и его ре­бенком, или необычный эпизод из семейной жизни.

2. «Земляничная поляна»

Цель: обучение приемам релаксации.

Методика проведения. Ведущий: «Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Представьте эту земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите. Или ничего не делайте, просто побудьте там».

3. «Без маски»

Цель: отреагирование негативных эмоций, осознание внутрисе­мейных проблем.

Методика проведения: необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Причем их должно быть больше, чем число родителей, на случай, если кто-то не сможет с первого раза выполнить задание.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда члены моей семьи...»

«Мне очень трудно забыть, но я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Мне бывает стыдно, когда я...»

«Особенно меня раздражает то, что я...»

«Мне особенно приятно, когда меня...»

«Знаю, что это очень трудно, но я...»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

«Верю, что я еще...» «Думаю, что самое важное для меня...» «Когда я был маленький, я часто...» «Мои родители...»

4. «Модальность»

Цель: реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Методика проведения. Ведущий: «Попробуйте на минутку почувство­вать себя подростком. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей или родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». По­чти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты мо­жешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...». А теперь перейдите в позицию родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...».

При обращении к подростку родителям необходимо модальность долженствования свести к минимуму.

Например:

Типичная фраза Как необходимо говорить
«Ты должен хорошо учиться!» «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»
«Ты должен думать о будущем!» «Интересно, каким человеком ты хо­тел бы стать? Какую профессию пла­нируешь выбрать?»
«Ты должен уважать старших!» «Ты знаешь: уважение к старшим -это элемент общей культуры человека».
«Ты должен слушать учителей и родителей!» «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

Фразы для самостоятельного задания:

• «Мы в твои годы жили гораздо хуже».

• «Ты должен ценить заботу старших».

• «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

5. «Обратная связь»

Цель: осознание внутрисемейных проблем, повышение самоцен­ности родителей.

Методика проведения: каждому участнику необходимо представить всех людей, о которых он должен заботиться, то есть тех, за которых он несет ответственность. Следует обратить внимание, включили ли они себя в данный список, и если да, то каким по счету. Затем нужно написать ответ на следующий вопрос: «В чем состоят мои обязанно­сти по отношению к ребенку?». После этого написать ответ на такой вопрос: «В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?» После этого проводится групповое обсуждение.

6. «Они обо мне»

Цель: повышение уверенности родителей в том, что они могут до­стичь позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье.

Методика проведения. Ведущий: «Возьмите лист бумаги и составь­те список всего отрицательного, что вы слышали когда-либо о себе от родителей, учителей, друзей. Проведите минут тридцать, припоминая такие подробности. Что они говорили о вашем имени, о вашем теле? А что об одежде? О любви и о взаимоотношениях между людьми? О ва­ших способностях? Так к вам относились, когда вы были ребенком, и это очень грустно. И хотя это было очень давно, вы по-прежнему часто относитесь к себе именно так, не правда ли? Так вас «запрограммиро­вали» в ранние годы, и в этом состоит одна из причин ваших тепереш­них трудностей в общении с людьми. Вы, как примерный ребенок, до сих пор с готовностью принимаете то, что «они» говорили тогда. И поэтому думаете, что всегда будет так, что вы никогда не будете счаст­ливы. И даже если помечтаете о светлом будущем, после все равно бу­дет плохо. Последнее — неправда. Все теперь в ваших руках».

7. «Откровенно говоря..»

См. первое занятие, упражнение 7.

Пятое занятие

Цель: закрепление новых внутрисемейных стереотипов, оказание психологической поддержки.

1. «Здравствуй, мне очень нравится...»

Цель: повышение самоценности родителей, создание положитель­ного эмоционального фона в группе.

Методика проведения: приветствия и установление контактов про­водятся с обязательным использованием в начале разговора фразы: «Здравствуй, мне очень нравится...» Участник вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким.

2. «Просьбы и требования»

Цель: принятие новых разнообразных способов взаимодействия. Методика проведения:

1. Сядьте вместе с вашим партнером, который согласится исполнять роль.

2. Попросите его о чем-либо в требовательной форме.

3. Что вы ощущаете, когда требуете?

4. Выясните, что чувствует при этом ваш партнер.

5. Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спраши­вая и выслушивая, что чувствует другой (партнер находится в роли ребенка).

3. «Маленькому защита»

Цель: обучение приемам релаксации, развитие родительской ком­петентности.

Методика проведения. Ведущий: «Представьте себя маленьким ребенком (5-6 лет). Загляните глубоко в глаза этому малышу. Поста­райтесь увидеть его глубокую тоску и понять, что это тоска по любви. Протяните руки и обнимите этого малыша, прижмите его к своей гру­ди. Скажите, как сильно вы его любите. Скажите, что вы восхищае­тесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают... Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это бу­дет необходимо. Теперь пусть ребенок сделается маленьким, величи­ной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там в самом защищенном и самом уютном уголке. Сделайте это не­жно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цве­тов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сер­дце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте ему всю вашу любовь, столь важную для него.

Говорят, в человеческом сердце достаточно любви, чтобы выле­чить всю нашу планету. Но давайте вылечим сначала самих себя. Почувствуйте тепло, разливающееся по вашему телу, мягкость и не­жность. Пусть это дорогое чувство начнет менять вашу жизнь».

4. «Контакты»

Цель: расширение знаний о психологии семейных отношений, закрепление новых способов общения в семье.

Методика проведения: ведущий задает родителям тему для дискус­сии, например, «Нужна ли человеку семья?». Участники одного кру­га выступают в роли членов семьи, их задача - доказать, что без се­мьи человек просто не в состоянии быть счастливым. Находящиеся в другом кругу выступают в роли противников семьи, их задача - найти серьезные аргументы и обосновать, что и вне семьи можно быть счастливым. Полемика одной пары длится 5 минут, затем следует смена партнеров и новая дискуссия.

Каждый раз члены группы должны внимательно выслушать до­воды собеседника и найти дополнительные аргументы, усиливая свою позицию. Целесообразно отводить достаточно времени на обсужде­ние результатов проведенной встречи.

5. «Чемодан»

Цель: повышение самоценности родителей, изменение родитель­ских установок и позиций, оказание психологической поддержки.

Методика проведения: доброволец выходит из комнаты, а осталь­ные участники начинают «собирать ему в дорогу чемодан». В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет ему в общении с ребенком. Обязательно нужно напомнить «отъезжающе­му» о том, что будет мешать ему в дороге, то есть обратить внимание на его отрицательные качества, с которыми необходимо бороться, чтобы семейная жизнь стала более приятной и продуктивной. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5 — 7 характеристик, как поло­жительных, так и отрицательных. Затем участнику, выходившему из комнаты, зачитывается и передается полученный список. У него есть право задать любой вопрос, если не совсем понятно то, что записал секретарь. Потом из комнаты выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так до тех пор, пока каждый не получит свой «чемодан».

6. «Контракт-обязательство»

Цель: отреагирование эмоций, повышение уверенности родите­лей в том, что они могут достичь позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье.

Методика проведения:

________________дата_____________________________место

Личный контракт-обязательство

Я,________________________________________, осознаю, что:

Мне нравится мое или и следующие созвучные с именем ощуще­ния моей сущности:

а)___________________________________________________

б)___________________________________________________

в)___________________________________________________

Мне нравится мое настоящее «Я» и особенно мои следующие черты:

а)____________________________________________________

б)___________________________________________________

в)____________________________________________________

Я как мужчина (женщина) силен (сильна) в следующем:

а)____________________________________________________

б)____________________________________________________

в)____________________________________________________

Я очень хочу расти и развиваться. Вот те изменения, которые уже произошли во мне и являются моим достижением:

а)____________________________________________________

б)___________________________________________________

в)____________________________________________________

Это очень полезное открытия, и я хочу идти дальше к новым делам:

а)____________________________________________________

б)____________________________________________________

в)____________________________________________________

Я действительно способен добиться этого. Поэтому я стремлюсь к новым изменениям, чтобы обогатить свою жизнь и насладиться ею. Продолжая развиваться, я намерен:

а)____________________________________________________

б)____________________________________________________

в)____________________________________________________

Мне радостно понимать, что теперь я сам выбираю свой собствен­ный стиль жизни и это позволяет мне двигаться к полному осуществ­лению своих желаний и по праву занять принадлежащее мне место в мире. Я также признаю, что я могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми — как захочу.

Я люблю______________________________________________,

близкого мне человека, и считаю своим приятным долгом говорить ему об этом сейчас и в будущем.

Я люблю своих детей и хочу, чтобы они знали об этом, чтобы они были уверены, что я действительно принимаю и люблю их за то, что они есть.

Я люблю следующих людей:

а)____________________________________________________

б)___________________________________________________

в)____________________________________________________

Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать при­знательность за их существование.

Я люблю следующие дела:

а)_________________;________________________________________

б)________________________________________________________

в)________________________________________________________

И я намерен более полно и настойчиво заниматься ими. Все ска­занное мною о моих способностях, целях, правах и обязанностях — правда.

Я беру на себя обязательство сделать все, что в моих силах, чтобы выполнить условия этого контракта.

Я оставляю за собой право пересматривать и изменять формули­ровки утверждений, изложенных выше, совершенствуя записи, пе­реутверждая обязательства.

Собственноручно подписано мною сегодня.

7. «Откровенно говоря...»

См. первое занятие, упражнение 7.

Блок II. Повышение сензитивности к ребенку

Цель: выработка адекватного представления о детских возможно­стях и потребностях, изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком.

Задачи:

1. Развитие родительской компетентности.

2. Отреагирование негативных эмоций.

3. Закрепление новых способов общения с ребенком.

Первое занятие

Цель: активизация и сближение группы, уменьшение напряже­ния, повышение уверенности в себе.

/. «Яхочу тебе подарить...»

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

Методика проведения: приветствуя друг друга и обмениваясь лю­безностями, каждый участник должен подарить партнеру подарок, но не реальный, а гипотетический. Поздоровавшись с партнером, нужно преподнести ему свой подарок, исходя из личных особеннос­тей собеседника. Спрашивать «Что тебе подарить?» или «Что ты хо­чешь?» нельзя.

2. «Черный ящик»

Цель: развитие сензитивности к ребенку.

Методика проведения: родители должны представить образ свое­го ребенка и дать характеристику его личности.

Вспыльчивый - сдержанный Безвольный — волевой
Лицемерный - искренний Глупый - умный
Пессимист - оптимист Агрессивный - миролюбивый
Тревожный - спокойный Ранимый - невозмутимый
Разбросанный - целеустремленный Грубоватый - тактичный
Замкнутый - общительный Ленивый - трудолюбивый
Легкомысленный — серьезный Черствый — отзывчивый
Выскочка — скромный Злой - добрый
Пассивный - активный Самовлюбленный — самокритичный
Уступчивый - принципиальный Возбудимый — уравновешенный

3. «Воспоминание»

Цель: изменение родительских установок и позиций.

Методика проведения: предложить родителям оглянуться на свое прошлое и вспомнить те наивные и непоследовательные поступки, со­вершенные в том возрасте, в котором сейчас находится ребенок. Обра­тить внимание на наивность поведения в прошлом. Подумать, чем оно обусловлено, и попросить привести примеры из воспоминаний детства.

4. «Список»

Цель: формирование адекватного представления о детских воз­можностях и потребностях.

Методика проведения: составить список из десяти поступков ре­бенка, с которыми родители не согласны. Затем найти в каждом из этих поступков такие стороны, которые могут вызвать у родителей ощущение радости, удовольствия. Затем, в состоянии расслабления и покоя, попросить представить, что это не их, а соседский ребенок или любой другой. Ведущий: «Вспомните свои чувства по отноше­нию к нему. Вероятно, вы не раз испытывали и получали удоволь­ствие, наблюдая или общаясь с ним. Почему бы вам не стать более свободным и, отказавшись от ответственности за решения вашего ребенка, приблизиться к нему, стать другом, а не надсмотрщиком?»

5. Домашнее задание

Цель: осознание причин неэффективного родительского отношения.

Методика проведения: в течение дня отмечать мысли о ситуациях, в которых возникла проблема с ребенком. Стараться не нервничать и не мучаться по этому поводу, а просто отметить первую пришедшую в голову мысль (например, «Он (она) у меня дождется»). Записать эти мыс­ли в дневник. После каждой мысли из первого пункта мысленно про­говорить записанную фразу. Это необходимо делать до тех пор, пока данное сочетание мыслей не войдет в привычку. При этом можно про­должать заботиться о ребенке, интересоваться им, но отказаться от того, чтобы контролировать и наставлять в каждом из его решений.

6. «Откровенно говоря...»

Цель: отреагирование эмоций.

Методика проведения: нужно закончить предложения, которые приведены ниже, высказав тем самым отношение к происходящему.

Откровенно говоря...

Дата занятия_______________

Мое имя__________________

1. Во время занятия я понял, что...

2. Самым эффективным считаю...

3. На занятии мне не удалось...

4. На месте ведущего я...

Второе занятие

Цель: диагностика детско-родительских отношений, повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

1. «Здравствуй, мне очень нравится...»

Цель: закрепление положительных эмоций.

Методика проведения: приветствие проводится с обязательным использованием фразы: «Здравствуй, мне очень нравится...» Участ­ник вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало долж­но быть именно таким.

2. «День рождения»

Цель: активизация и сближение членов группы, уменьшение на­пряжения.

Методика проведения: доброволец должен представить, что у него сегодня день рождения. К нему собираются в гости члены группы. Он надеется, что каждый из них принесет какой-то подарок и хоро­шее настроение. Пространство группы преобразуется в пространство квартиры, у дверей которой доброволец-именинник и встречает сво­их гостей. Условием «входа» в эту воображаемую квартиру является произнесение поздравления имениннику и мотивированное вруче­ние ему некоторого (воображаемого) подарка.

3. «Обвинение»

Цель: расширить знания родителей о психологии семейных отно­шений, психологических законах развития ребенка.

Методика проведения: ведущий предлагает группе поиграть в не­что вроде процедуры суда. Это делается примерно так: «У нас сегодня суд над очень известным правонарушителем, можно сказать, преступ­ником (речь идет о нарушении прав ребенка). Вот он сидит, казалось бы, наш товарищ, а на самом деле злостный преступник и правона­рушитель. Мы будем его судить. Процедура будет такой. Встает пер­вый обвинитель и произносит краткую речь, в которой обвиняет на­шего героя в конкретном правонарушении, совершенном против ре­бенка. Не надо обвинять в чем-то фантастическом. Попробуйте вспомнить что-то правдоподобное о нашем герое, что можно поло­жить в основу вашего обвинения. За него решает «штатный защит­ник» — тот, кто сидит во второй шеренге напротив обвиняемого. «За­щитник» должен защитить подсудимого от нападок обвинения. Если это не сможет сделать «штатный защитник», я предоставлю слово любому другому человеку из шеренги защитников. Важно, чтобы за­седание обязательно состоялось.

Затем берет слово второй «обвинитель» и произносит свою обви­нительную речь. Постарайтесь найти другое обоснование для обви­нения подсудимого, отличное от предыдущего (предыдущих). Защи­щает подсудимого второй «штатный защитник».

Так продолжается до тех пор, пока не выступят все пары «обви­нителей» и «защитников». Только после этого предоставляется оп­равдательное слово «подсудимому».

4. «Жестокие сцены детства»

Цель: отреагирование негативных эмоций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, повышение сензитивности к ребенку и его проблемам.

Методика проведения. Ведущий: «Попробуйте оказаться в своих пе­реживаниях в том доме, где вы выросли. Вспомните какой-нибудь кон­кретный эпизод из жизни. Вглядитесь в лицо тех людей, которые вас окружали, услышьте снова их голоса, воскресите свои чувства, мысли.

Решимся посмотреть кинофильм «Жестокие сцены детства». Это могут быть глаза вашей матери, когда она впервые ударила вас. Или сердитый голос бабушки, которая ругала папу за что-то. Это может быть эпизод, когда вы — пятилетний ребенок — заигрались на улице и не пришли вовремя домой, а родители, рассердившись, жестоко наказали вас. А может быть, вы вспомните эпизод, когда вы — четы­рех с половиной лет — проснулись ночью в кроватке в круглосуточном садике. Темно, никого нет рядом. Вы проснулись оттого, что за- : мерзли, но дотянуться до одеяла, лежащего в ногах, не было сил. Ру­чонки и все тело сковал страх: позвать няню нельзя — отругает или побьет. И вы всю ночь просидели в этом ледяном ужасе.

Это могут быть любые моменты из детства, связанные с жестоким обращением. Позвольте своим воспоминаниям пробиться в сегодняшний день. Посмотрите на эти сцены снова, постарайтесь чтото понять или принять их. Это будут и моменты стыда, и грустные, и страшные, и болезненные ситуации. Постарайтесь увидеть, услышать и почувствовать то, что происходило тогда. Разберитесь в том, что вы чувствуете сейчас и какое влияние эти воспоминания и события оказывают на вас сегодня».

5. «Незаконченные предложения»

Цель: повышение уверенности родителей в том, что они могут достичь позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в ; семье.

Методика проведения: доброволец сидит на «горячем» стуле в центре круга, ведущий — напротив него. Он предлагает добровольцу зак­рыть глаза и следовать его инструкции: «Сейчас я произнесу неза­конченные предложения. Ты должен повторить его и закончить, то есть довести до точки. После этого я дам следующее незаконченное предложение. Ты поступишь так же: повторишь и доведешь до точки. Старайся по возможности ничего не менять в той части предложе­ния, которую произношу я. Готов?»

Начальные незаконченные предложения:

1. Моя семья общается со мной, как...

2. Я люблю своего ребенка, но...

3. Считаю, что большинство детей...

4. Мой ребенок для меня...

5. Моей самой большой ошибкой было...

6. Мой ребенок и я...

7. Будущее кажется мне...

8. Сделал бы все, чтобы забыть...

9. Раньше я...

10. Думаю, что я достаточно способен...

6. «Больше всего мне понравилось...»

Цель: отреагирование эмоций.

Методика проведения: родители соединяются в большой круг для проведения заключительных «посиделок», во время которых они мо­гут высказать свои впечатления, задать вопросы.

Третье занятие

Цель: повышение сензитивности к ребенку и его проблемам.

1. «Здравствуй!»

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

Материал: мяч для большого тенниса.

Методика проведения: родители садятся в круг. Ведущий ловит взгляд одного из них и кидает ему мяч со словами: «Здравствуйте! Я рад вас видеть». Далее он дает инструкцию: «Выберите любого в груп­пе, кто вам интересен, поймайте его взгляд, перекиньте ему мячик, поздоровайтесь». В какой-то момент ведущий уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его».

2. «Я—икс»

Цель: осознание внутрисемейных проблем, эмоциональное отре­агирование внутреннего напряжения.

Методика проведения: родители должны взять ручку (карандаш) и небольшой листок бумаги и записать на нем название предмета, который находится в поле его зрения. Никаких особых ограничений на выбор предмета нет. Выбирается доброволец, который садится на «горячий» стул в центре круга и передает свою записку ведущему. До­пустим, на ней написано слово «бутылка». Ведущий предлагает ис­пытуемому три раза с разными интонациями произнести фразу «Я — бутылка». После этого он предлагает участнику еще раз произнести эту фразу и продолжить монолог от имени бутылки. Ведущий может спросить:

1. О детстве бутылки: как она родилась, с кем дружила, кого боя­лась, как к ней в детстве относились родители, были ли они вооб­ще, когда бутылка с ними рассталась, почему?

2. О детях: как они относятся к бутылке, где они сейчас, любит ли их бутылка, как она их воспитывает, чем сейчас она помогает и пр.

3. Об эмоциях и переживаниях. Здесь необходимо «подстроиться» к некоторому более эмоциональному содержанию из монолога и ответов на вопросы «бутылки».

3. Ролевая игра

Цель: выработка адекватного представления о детских возможно­стях и потребностях.

Методика проведения: у ребенка (в его роли родитель) возникла потребность о чем-либо поговорить. Родители отмахиваются от него, пытаются превратить все в шутку. Обсуждение игры. Рефлексия.

4. «Сидящий и стоящий»

Цель: развитие социальной сензитивности.

Методика проведения: один партнер сидит, другой стоит. Поста­райтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут нужно поменяться позициями, чтобы каждый испытал ощущения «сверху» и «снизу». Еще через несколько минут нужно поделиться своими чувствами.

5. Домашнее задание

Цель: выявить особенности родительской позиции автора сочи­нения и реализуемый им тип воспитания.

Методика проведения: написать сочинение на тему «Портрет мое­го ребенка».

6. «Больше всего мне нравилось...»

См. второе занятие, упражнение 6.

Четвертое занятие

Цель: ликвидация психолого-педагогической неграмотности ро­дителей, закрепление новых способов общения в семье.

/. «Здравствуй, ты представляешь...»

Цель: активизация и сближение группы.

Методика проведения: родители обращаются друг к другу по оче­реди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и на­чинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни.

2. «Семья»

Цель: реорганизация арсенала средств общения в семье.

Методика проведения: каждому участнику вручается билетик, в котором указано, как вести себя в этой игре. Содержание биле­тика хранится в тайне до конца игры и лишь потом, во время об­суждения можно признаться, что кому было предложено делать. Группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстриро­ваны.

3. «Разожми кулак»

Цель: отработка новых форм взаимодействия.

Методика проведения: упражнение выполняется в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его. По окончании ведущий выявляет, использовались ли «несиловые» методы вроде просьб, уговоров, хитростей.

4. «Я—ребенок»

Цель: повышение сензитивности к ребенку и его проблемам.

Методика проведения. Ведущий: «Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь мысленно подойдите к ваше­му ребенку и предложите ему поиграть в эту игру. В процессе игры вы дол­жны исполнять роль ребенка, держаться «на равных» с вашим партнером. Осуществление равноправных позиций с ребенком связано с реализаци­ей его справедливых требований, признанием его лидерства, вступлени­ем в равноправный диалог по поводу вводимых в игру правил, стремле­нием пользоваться детским языком в процессе коммуникации».

5. Домашнее задание

См. третье занятие, упражнение 5.

Методика проведения: родители зачитывают сочинение на тему «Портрет моего ребенка». На втором этапе проводится обсуждение и анализ сочинений.

6. «Больше всего мне понравилось...»См. второе занятие, упражнение 6.

Пятое занятие

Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе занятий, закрепить новые способы общения в семье.

1. «Здравствуй, ты представляешь...»

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Методика проведения: родители обращаются друг к другу по оче­реди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и на­чинают описывать какой-то случай, произошедший с ними и его ре­бенком, необычный эпизод из семейной жизни.

2. Тест «Кинестетический рисунок семьи»

Интерпретация ведущим детско-родительских отношений в се­мьях по результатам теста, обсуждение, рекомендации родителям (анонимно).

3. «Брачное объявление»

Цель: повышение сензитивности к ребенку.

Методика проведения: представить текст брачного объявления, в котором нужно указать прежде всего основные достоинства своего ребенка.

4. «Последняя встреча»

Цель: отреагировать, какие изменения произошли в процессе за­нятий.

Методика проведения. Ведущий; «Закройте глаза и представьте, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько ми­нут откройте глаза и скажите это».

5. «Откровенно говоря»

См. первое занятие, упражнение 6.

Блок III. Гармонизация родительских отношений

Цель: повышение уверенности родителей в том, что они смогут достичь позитивных изменений в поведении ребенка и отношениях в семье, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми.

Задачи:

1. Развитие навыков самоанализа и преодоление психологических барьеров.

2. Закрепление новых способов общения в семье.

3. Формирование установки на будущее.

Первое занятие

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности роди­телей, развитие родительской компетентности.

/. «Здравствуй, мне очень нравится...»

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

Методика проведения: приветствие проводится с обязательным использованием фразы: «Здравствуй, мне очень нравится...» Участ­ник вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало долж­но быть именно таким.

2. «Здесь и теперь»

Цель: формирование установки на активное участие в группе.

Методика проведения: каждый участник должен обратиться к группе. Цель обращения—помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к работе, сосредоточиться на ситуации «здесь и теперь», полностью вклю­читься в работу. После того как все участники выполнят это задание, ве­дущий обращается к группе с вопросом: «Чье обращение подействовало на вас наиболее сильно, помогло включиться в ситуацию «здесь и теперь», отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе?»

3. «Телефон»

Цель: реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Методика проведения: каждый участник должен поговорить по во­ображаемому телефону со своим ребенком. В ходе разговора ничего не нужно произносить вслух, следует сохранять только беззвучную арти­куляцию и другие невербальные проявления. Задача остальных — по­нять, с кем и о чем говорит их коллега.

4. «Доверие»

Цель: выработка адекватного представления о детских возможнос­тях и потребностях, реконструкция стереотипов поведения с ребенком.

Методика проведения: родители разделяются на подгруппы по 4-5 че­ловек. Ведущий: «Сейчас каждый из вас постарается вспомнить ситуа­цию, в которой ваше представление о ребенке или его качествах, отноше­нии к вам или другим людям оказалось ошибочным. Когда все будут гото­вы, по очереди максимально подробно и детально опишите эту ситуацию и постарайтесь сформулировать причину вашей ошибки. Когда все рас­скажут о своих ситуациях, обобщите обнаруженные вами ошибки и будь­те готовы к тому, чтобы сообщить всем нам сделанные выводы».

5. «Волшебный магазин»

Цель: формирование адекватного отношения к себе и другим.

Методика проведения: каждый участник может выставить на про­дажу свой товар, а взамен заказать себе что-нибудь другое. Напри­мер, один из игроков говорит: «Меняю 500 граммов выдержки на 100 граммов доброты». Если у кого-либо из присутствующих есть жела­ние поменять товар, то это значит, что сделка состоялась. Важно, что­бы каждый участник предложил на рынок свой товар.

6. «Мудрец из храма»

Цель: обучение приемам релаксации.

Методика проведения. Ведущий: «Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава поднимается до колен, и лепестки цветков касаются ваших ног. Вокруг деревья их листвой шелестит теп­лый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвист птиц, стрекотание кузнечиков, по­трескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые ба­рашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду. Вы пересе­каете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропин­ка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торо­пясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев здание необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм — обитель тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких сту­пеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на по­золоте узоров, украшающих дверь. Вы поднимаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожи­данно легко и бесшумно. Внутри храма — полумрак и приятная про­хлада, все звуки остаются снаружи. На стенах — старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество старинных книг, фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, - большой стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокро­венные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спро­сить его о том, что вас волнует, и, возможно, получите ответ, который так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу — вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внут­ри пламени появляется сначала размытый, а затем более четкий об­раз... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листке календаря четко выделяется дата — запомните ее...

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что он встретился с вами...

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выхо­дите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где нача­лось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидывае­те взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...»

7. «Мой рисунок»

Цель: отреагирование эмоций.

Методика проведения: в течение пяти минут родители должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Рисунок можно сделать в любой манере, главное, чтобы он отражал видение, образ сегодняшнего дня работы. Затем каждый участник представляет свой рисунок и проводится обсуждение.

Второе занятие

Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов.

/. «Цветное настроение»

Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое со­стояние.

Методика проведения: родители, подумав некоторое время, гово­рят, какого они цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об

отражении в цвете их внутреннего состояния. Дается некоторое вре­мя на обдумывание задания, после чего каждый участник говорит всем, какого он сейчас цвета.

2. «Рекламный ролик»

Цель: развитие умения выделять позитивные личностные каче­ства другого человека, диагностика детско-родительских отношений.

Методика проведения: объектом рекламы участников будут являть­ся члены их семьи. Предполагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. В рекламном ролике должны быть отра­жены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объек­та, необходимо также назвать категорию «потребителей», на которую будет рассчитана реклама.

3. «Поводырь и слепец»

Цель: развитие социального доверия.

Методика проведения: группа разбивается на пары. Одному из партнеров предлагается закрыть глаза и на протяжении примерно 5 минут представить, что он слепой. Задача «поводырей» — познако­мить «слепых» с комнатой, в которой находится группа, то есть сво­бодно поводить их по комнате. После выполнения задания ведущий побуждает бывших «слепых» рассказать о своих ощущениях в этой роли, об их переживаниях и наблюдениях.

4. «Метафора проблемы»

Цель: осознание и отреагирование негативных эмоций.

Методика проведения: родители должны изобразить свою семей­ную проблему в метафорической форме. Ведущий: «Закройте глаза. Мысленно вернитесь в ту ситуацию, когда вы в последний раз ис­пытали трудность, которую считаете для себя труднопреодолимой... Посмотрите на нее как бы со стороны, оставаясь к ней достаточно эмоционально холодными... Какие ассоциации вызывает у вас эта проблемная ситуация? Какой образ рождается? С чем или с кем ас­социируетесь вы сами? Вернитесь немного назад и вспомните дру­гую ситуацию, которую вы также приняли как проблемную... Мо­жет быть, из памяти всплывают другие ситуации, когда вы сталки­ваетесь с трудностями... Та же ли эта проблема? Если нет, попро­буйте понять, в чем сходство этих проблем? Может быть, они имеют один корень? С чем ассоциируется у вас этот корень проблемы? Какой образ возникает перед внутренним взором, когда вы думаете о корне этой проблемы?.. А теперь откройте глаза, молча возьмите кисточку и начинайте рисовать картинку, которую можно было бы назвать «Моя проблема». Обязательно нужно, чтобы ваш рисунок

содержал метафору вашей проблемы. Время на работу — не более получаса».

После обсуждения рисунков участники создают метафору рабо­ты над своей проблемой. Работа над новой метафорой может занять пятнадцать - двадцать минут. Желательно, чтобы предоставление метафоры каждым участником сопровождалось аплодисментами.

5. «Комплимент»

Цель: установление межличностной обратной связи.

Методика проведения: родители стоят по кругу. Доброволец выхо­дит в центр круга. Остальные участники вспоминают его действия, проявления, то, как он говорит, смотрит, улыбается. Затем все по оче­реди делают ему комплименты и т. д.

Третье занятие

Цель: развитие родительской компетентности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.