а) реальных предметов (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность)
б) простых изображений (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность)
в) контурных изображений (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность)
г) перечеркнутых (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность)
д) фрагментарных (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность)
е) наложенных (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность)
ж) с недостающими деталями (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность)
Пальцевой гнозис
Года
• Знает большой и указательный пальцы
Лет
• Знает названия пальцев
• Тест на исследование пальцевой чувствительности с закрытыми глазами
Лицевой гнозис
не нарушен, нарушен (не может определить пол, возраст персонажей на картинке, не различает индивидуальные особенности лица)
Года
• Различает детей по полу
Лет
• Узнавание знакомых лиц
Зрительно-пространственное восприятие
Года
• Различает 3 длины
• Ориентируется на улице
• Различает «право/лево» и показывает направление
Года
• Проводит линию, соединяющую 2 точки
• Составляет разрезанную картинку из 2-х элементов
Зрительный пространственный гнозис
(не нарушен, нарушение ориентировки в пространственных признаках изображение, в системе координат«верх-низ», «право-лево», увеличен латентный период, импульсивность ответов)
Символический гнозис(буквенный, цифровой)
Исследуется с 6-7 лет.
(не нарушен, нарушение узнавания, называния букв и цифр, смешение букв, сходных по начертанию, затруднения в подборе одинаковых букв разного шрифта)
2. Восприятие ритмов (не нарушен, нарушение оценки ивоспроизведения ритмов: более/менее выражено в случае акцентированных/неакцентированных ритмов, пачек ритмов; отсчет ритмической структуры улучшает/не улучшает выполнение пробы, сужение объема восприятия)
а) оценка ритмов(не нарушена, не может определить количество ударов, сравнить 2 серии ударов)
б) воспроизведение ритмов (по слуховому образцу, по инструкции) (не нарушено, не улавливает структуру ритмов, персеверации, теряет структуру ритмов)
3. Восприятие мелодий (не нарушено, нарушено)
Цветовой гнозис
(различает, соотносит, называет)
Года
• Различает основные цвета
• Указывает напредметы красного; желтого, зелёного, синего цветов
Года
• Указывает на предметы черного и белого цветов.
• Подбор чёрно-белых предметных изображений к цветовому фону
Лет
• Указывает напредметы коричневого, розового, голубого, оранжевого, сиреневого цветов.
• Подбор черно-белых предметных изображений к цветовому фону
Соматосенсорный гнозис
1. Соматогнозис
(Нарушение право-левой ориентировки, игнорирование левой части тела, искаженное восприятие частей собственного тела, нарушение «схемы тела»)
2. Стереогноз правая, левая рука
(нарушение узнавания, нарушение называния, инактивность ощупывания, игнорирование правой, левой стороны при тактильном восприятии)
— избирательность (не нарушена, нарушена, контаминация групп стимулов, лишние стимулы);
— удержание порядка элементов (не нарушено, нарушено, путает порядок элементов, персеверации элементов);
— оптико-пространственные ошибки (неправильное воспроизведение пространственной конфигурации стимула, нарушение взаимоотношений элементов между собой).
Импрессивная речь
Года
• Понимает значение слов «больше» и «меньше»
Года
• Распознает количество «два» и выполняет инструкцию «Дай мне два...»
• Понимает «утром/вечером»
• Различает предлоги «да» и «под» и выполняет инструкцию «Положи... на/под...»
• Понимает «усталый», «голодный»
• Показывает все, что летает
Лет
• Понимает «впереди», «позади», «вверху», «внизу»
Понимание:
а) внеситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);
б) ситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);
в) простых инструкций (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность).
Понимание слов
а) предметы и серии предметов (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);
б) предметные изображения и серии изображений (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);
в) части тела и серии частей тела (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова).