е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение
Состояние звукопроизношения:
Характер проявления:
а) изолированные нарушения
б) нарушения в слогах
в) нарушения в словах
г) нарушения во фразах
Инструкция: Повторяй за мной.
1. Слоги:
са — со — су — сы
се — ся — си — сё — сю
ас — ос — ус — ыс
спа — сна — сва — тса — лса — ска — сма — мса
При необходимости аналогично проводится уточнение произношения и других звуков.
2. Слова:
Ш: шапка — мишка — малыш
С: сумка — посуда — пульс
СЬ: сито — лисята — лось
З: зонт — изба
ЗЬ: зима — корзина
Ж: жаба — лыжи
Щ: щеки — роща — плащ
Ч: часы — ночка — дочь
Ц: цыпленок — водица — заяц
Р: руки — парус — удар
ТР: травы — матросы — театр
РЬ: реки — варежки — ударь
Л: луна — белка — гол
ЛЬ: лес — плита — соль
Б: банан — забор
БЬ: белка — обед
В: вата — сова
ВЬ: ветер — муравей
Г: галка — огород
ГЬ: гитара — сапоги
Д: дым — задача
ДЬ: диван — одежда
К: кот — окно — замок
КЬ: кит — санки
М: муха — комната — дом
МЬ: мел — камин
Н: норы — санки — сон
НЬ: нитки — коньки — день
П: пол — дупло — суп
ПЬ: песня — записка — выпь
Т: туман — лента — кот
ТЬ: тюлень — затея — петь
Ф: фары — туфли — пуф
ФЬ: фикус — конфета
X: хурма — ухват — петух
ХЬ: хитрый — мухи
Я, Е, Ё, Ю: ястреб — енот — ёлка — юбка
Й: мойка — зайка — лейка — змей
дай — стой — танцуй — плюй.
2. Фразы
М, М', Н, Н', Л, Л', В, В', Ф, Ф', П, П', Т, Т', X, X', Д, Д', Б, Б', К, К', Г, Г': Лампа на потолке. Мама купила лимоны. Ампула упала на пол. Поля полола пионы. Томе купили новые туфли. В фильме мы видели филина. Телята пили воду. У Тани новый бант. У папы билет на футбол. В комнатах хорошо пахло хвоей. Петухи поют у хаты. Мила мыла малину. Дети ели миндальные вафли. В комнате открыли окно. В море плыла голубая глыба льда. Кате купили меховую куртку. Белые снега укрыли луга. У елки колкие иголки. Гена играет на гитаре.
С — С': Самолет оставил в небе белый след. На снегу видны следы лося и лисы. Сима написала письмо Васе.
З — З': В магазин привезли арбузы. Замели землю зимние метели. Зине купили изюм. На полях взошла зеленая озимь.
С — З: Наступила золотая осень. В лесу поспела земляника. Вася разрезал спелый арбуз. В синем небе засияла золотая звезда.
Ц: У овцы куцый хвост. Курица снесла яйцо под крыльцом. На кустах акации расцвели цветы. Пословица недаром молвится.
Ш: Миша пошел в школу. Кошка Крошка сидит на окошке. На вешалке шуба и шапка.
С — Ш: У Саши пушистая шапка. Осина шелестит листьями. Малышу купили ушастого мишку. Соне снился страшный сон.
Ж: На лужайке кружились и жужжали жуки. Женя бежал на лыжах по лыжне.
Ш — Ж: В машине большие повреждения. У Шуры шелковый жилет. Женя слушает шум дождя за окошком. Даша нашла на опушке ежевику.
Ж — З: Ежи — полезные животные. На дорогах зимой снежные заносы. Зина и Женя запускали бумажного змея.
Ч: Танечка ловит бабочек. Олечка пьет черный чай с печеньем. Из почки показался колючий листочек.
Ч — С: У нас на даче песочные часы. У девочки новый сачок. Света сломала сучок.
Ч — Т': Птичка вылетела из клеточки. Птенчик забрался под крылечко. Дети хотят качать качели. Мама хочет напечь печенья.
Ч — Ш: Маша налила чай в чашки. В бабушкиной шкатулочке— катушечки и клубочки. Кувшинчики и ковшички стоят на полочке.
Щ: Петя поймал щуку и леща. Лила любит сгущенное молоко. В дощатом ящике клещи и гвозди.
Щ — Ч: В пирожки положили овощную начинку. На крючок попался золотистый лещ.
Р — Р': Утром на тропинке сверкали капли росы. Матросы идут по корабельному трапу. Роман собрал ведро рыжиков и груздей.
Хорек — хищный зверек. Рита варит варенье из черешен. Царевна живет в резном тереме.
Ярко сверкает роса на зорьке. Римма пригласила Рому на праздник. Марина прыгает через веревочку.
Р — Л: Лариса приготовила заливную рыбу. В саду созрели сладкие персики. Дворец построили из белого мрамора. Орел парил над горами. Соревнования по лыжам проходили в феврале.