Фонематические процессы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
Анамнез
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалобы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности голоса, его силы и тембра:
нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония
Изменения тембра голоса: ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер голосообразования и атаки голоса:
твердая, мягкая, придыхательная
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ощущения в гортани:
сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей
Особенности дыхания:
без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонационный выдох:
достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп, ритм речи:
норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Время максимальной фонации:
максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интонационные особенности речи:
Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов
Заключение __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ
Состояние артикуляционного аппарата
(строение и функция):
Губы
— наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии
Верхняя губа
Норма _______________________________________________
Укорочена ____________________________________________
Подвижность — достаточна, ограничена
Переключаемость движений — достаточна, недостаточна
Преддверие полости рта — глубокое, неглубокое, не сформировано, сформировано
Зубы — крупные, мелкие, редкие
Зубной ряд — сформирован, не сформирован
Прикус — нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости)
Язык — форма и размер — обычные; массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий
Корень языка — норма, гипертрофия
Кончик языка — истонченный, широкий
Подъязычная связка — норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области
Позиция в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта
Подвижность языка достаточная, недостаточная
Переключаемость движений — достаточная, недостаточная
Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т. д.
Тонус мышц языка — норма, повышен, понижен
Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения)
Твердое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо — широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба
Мягкое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное
Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике — наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации
Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д.
2. Состояние дыхательной функции:
• физиологическое дыхание;
• фонационное дыхание.
Оценка физиологического дыхания — определение типа: ключичный, грудной, нижнереберный-диафрагмальный.
Оценка фонационного (речевого) дыхания — длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии.
3. Состояние голосовой функции:
• тембр голоса;
• высота голоса;
• сила голоса.
Предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.
Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса.
Поиск по сайту: