Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

На эмоциональном компоненте психики



 

Рассмотрим теперь качества, основывающиеся на эмоциональном компоненте психики. Начнем с эмоциональности, под которой обычно понимается проявление эмоций в речи того, кто говорит. Важна, ко­нечно, и другая сторона процесса – эмоции, возникающие при воспри­ятии этой речи у того, кто слушает. В конечном итоге речевое воз­действие чаще всего и сводится к тому, чтобы пробудить у слушателя адекватные замыслу говорящего эмоции и чувства, которые, в свою очередь, окажут влияние на поведение и деятельность. Взаи­мосвязи между эмоциональным и знаковым компонентами психики начи­нают складываться уже на первом году жизни, развиваются и совер­шенствуются в последующие годы. Но если накопление речевого опыта происходит в процессе специально организованного обучения, то об эмоциональном опыте этого сказать нельзя. Его накопление происхо­дит в основном стихийно.

Принимая во внимание известную ограничен­ность современного школьника стимулами, вызывающими важные для становления личности эмоции и чувства, желательно не ограждать его от жизненных проблем, чаще включать в соответствующие ситуа­ции. Люди, пережившие подлинные трудности, надежду и отчаяние, миг торжества над неблагоприятными обстоятельствами или собствен­ными слабостями, приобретают нечто такое, чему нет цены. Потому что наши привязанности, цели, успехи и неудачи определяются эмоциональной сферой. Лица, чей эмоциональный опыт крайне беден, ред­ко испытывают удовлетворение от выполняемой работы, у них отсутст­вует любовь к близким, чувство стыда, вины. Иначе говоря, нет тех самых внутренних преград, без которых человек легко превращается в существо, обладающее большой разрушительной силой [102].

Могут ли слова, кото­рые, по замыслу говорящего, должны вызывать у слушателей состра­дание, гордость, стыд, возбудить подобные чувства у такого чело­века? Конечно, нет, потому что они падают на «вакуум» в его эмо­циональном компоненте психики. Еще хуже, если накоплен негативный эмоциональный опыт: положительные эмоции возникают у индивида в том случае, когда удается кого-то унизить, оскорбить, избежать за чей-то счет трудностей и хлопот. Реакция на речевое воздействие может просто отсутствовать или приобретает грубый, циничный оттенок.

Всякое речевое действие преломляется в сознании слушателей через сложившуюся к моменту общения систему связей между эмоциональным и знаковым компонентами. Имея доступ к познанию этой системы, можно было бы обеспечить ее направленное совершенствование. Это, в свою очередь, привело бы к немаловажным для воспитательного процесса последствиям: расширились бы возможности эстетического восприятия – слова писателя, артиста легче бы находили соответствующий эмоциональный отклик; возросло бы влияние семьи и школы на формирование потребностно-мотивационной сферы школьника; а так как эмоции непосредственно связаны с волевой регуляцией поведения и деятельности, то, несомненно, возросла бы эффективность процесса самовоспитания.

Так как эмоциональность, как и образность, занимает особое место в системе речевых качеств, то его обстоятельное изучение было тоже осуществлено в лабораторном эксперименте. Тем не менее, особенности восприятия рассматриваемого качества речи младшими школьниками изучалось и в естественных условиях. Для этой цели были отобраны (из художественных произведений) 10 пар предложений; в одном предложении пары говорилось об отношениях (к людям, событиям), которые имели выра­женную эмоциональную окраску, а в другом – описание факта, действия, лишенное эмоциональной нагрузки. В качестве примера ниже приводятся третья и седьмая пары:

№ 3. а. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука; сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

б. Старушка быстро вязала детский чулок и поглядывала поверх очков на своего внука, неуклюжего мальчика, игравшего на куче песка.

№ 7. а. Трава была так густа и сочна, так сказочно-прелестно зеле­на и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве.

б. Потом барсук сел и заплакал, глядя на нас круглыми и мок­рыми глазами; он стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос.

Выполнение задания предварялось следующей инструкцией: «Сейчаc вы услышите два предложения. Отметьте на бланке номер того из них, после которого у вас возникли более сильные переживания (кого-то жаль, за кого-то страшно)».

Материалы опыта свидетельствуют о том, что с первого по тре­тий класс сходство в оценке содержания предложений детьми и взрослыми увеличивается:

I класс II класс III класс

63,4% 66,5% 83,0%

На фоне практически одинаковых показателей в первом и втором классах об­ращает на себя внимание заметный их рост в третьем классе. Этот факт может быть связан с более глубоким изучением литературы, на которую здесь отводится больше времени, увеличением общеречевого опыта. Итогом этих изменений явилось совершенствование навыков и умений чтения, восприятия речи на слух. В этой связи представляют интерес материалы исследования А.И.Захарова, в котором отмечается, что в возрасте до 10 лет дети отличаются повышенной внушаемостью [42]. Эта особенность может иметь самое непосредственное отношение к совершенствованию характера связей между вербальным и эмоциональным компонентами психики; ведь без опоры на эмоции словесное внушение невозможно. С другой стороны, совершенствование рассматриваемых взаимосвязей может рассматриваться как одна из причин повышения внушаемости у десятилетних.

Учебно-воспитательный процесс требует учета не только воз­растных, но и индивидуальных особенностей учащихся, так как они нередко оказываются значительнее, чем различия между возрастными группами. К тому же общение по своей сути носит индивидуальный характер – даже если учитель обращается одновременно к несколь­ким ученикам, классу в целом, восприятие и понимание его речи индивидуально-своеобразно. На это указывают индивидуальные показа­тели: по 8-10 адекватных выборов отмечено почти у каждого четвертого испытуемого в первом классе, у каждого третьего – во втором клас­се и у троих из четырех третьеклассников. Очевидна неравномер­ность процесса формирования эмоциональной стороны речевого вос­приятия у каждого отдельного школьника. Не случайно уже среди первоклассников есть такие, оценки которых полностью соответст­вуют оценкам взрослых. В то же время почти половина испытуемых первого и около трети – второго класса осуществили менее полови­ны адекватных выборов; среди третьеклассников подобные случаи редки.

К группе качеств, объединяемых на эмоциональной основе, отно­сится также побудительность. О ней можно судить по степени легко­сти, с которой учащиеся включаются в предлагаемые виды деятельно­сти под влиянием речи учителя. В контексте исследования особый интерес вызывает способ выражения побуждения. В соответствии с критерием силы их можно разделить на следующие уровни: I (просьба, приглашение к совместным действиям, пожелание, совет, упрек); II (указание, вопрос, убеждение, внушение, предупреждение); III (протест, приказ, требование, запрет, угроза). На этой основе был подготовлен экспериментальный материал, включающий десять наборов предложений. Выполнение задания предваряла следующая инструкция: «Сейчас вы услышите три команды. Слушайте их внимательно, укажите номер той из них, которую вы бы выполнили охотнее». В качестве примера ниже приводятся второй и четвертый наборы:

№ 2. а. Закройте, пожалуйста, книги и откройте тетради! (просьба)

б. Закрыть книги; открыть тетради! (приказ)

в. Закройте книги. Откройте тетради! (указание)

№ 4 а. Какое правило о звонких согласных ты знаешь? (вопрос)

б. Вспомним, какое правило о звонких согласных мы учили? (просьба)

в. Рассказывай правило о звонких согласных! (требование)

Какой же уровень побудительности предпочитают дети? Ответ легко угадывается по соотношению сделанных ими выборов:

I класс II класс III класс

I уровень 63,0% 52,0% 77,0%

II уровень 24,0% 27,0% 21,0%

II уровень 13,0% 21,0% 2,0%

Как видим, абсолютное большинство детей охотнее, по их мнению, выполняли бы команды-побуждения первого уровня. Они предпочитают, чтобы к ним обращались в более мягкой форме и им, несомненно, кажется, что такие команды-побуждения они выполнят охотнее, с большей готовностью. Хотя материалы наблюдений нередко говорят об обратном, в этом предпочтении видится нормальное развития «Я»-концепции ребенка, рассчитывающего на оптимальный характер общения со взрослыми людьми. Такое предпочтение может рассматриваться как благоприятная основа для формирования положительных отношений к людям, делу, самому себе.

Естественно, поэтому, заостренное внимание к случаям частого предпочтения второго и третьего уровней побудительности, которые, возможно, доминируют в системе общения конкретного школьника. Формирование этой системы начинается в семье. И если в итоге ребенок начинает адекватно реагировать только на более высокие уровни побуждения, то такая реакция становится привычной, переносится на общение с другими людьми. Неудивительно, что в школе такой ребенок будет во многом предопределять выбор учителем соответствующего уровня побуждения. Плохо от этого прежде всего ему самому. Исчезает теплота человеческого общения, замедляется эмоциональное, а значит, и общее развитие подрастающего человека.

Побудительность – сложное качество, играющее важную роль в деятельности учителя. Не случайно от 43 до 77% времени его говорения на уроке – побудительная речь. Поэтому учителю важно знать возможности понимания учащимися побуждений на каждом этапе обуче­ния, чтобы совершенствовать это качество дальше. Можно, например, добиться более тонкой дифференциации побудительных конструкций, используемых в процессе взаимодействия.

Изучение вопроса осуществлено на материале, включающем пять наборов из пяти предложений, различающихся лексическими средства­ми выражения побуждения. Этот экспериментальный материал был пред­ложен испытуемым в письменной форме. Результаты опыта – процентное соотношение предпочитаемых структур – приводятся ниже:

I класс II класс III класс

Пожалуйста, прочитай (убери...)... 78.0% 77.0% 94.0%

Я думаю, тебе надо………............. 9.0% 1.0% 2.0%

Прочитай (убери...) ………. 6.0% 18.0% 4.0%

Не думаешь ли ты, что........ …... 4.0% 0.0% 0.0%

Надо бы .......................................... 3.0% 4.1% 0.0%

Очевидно, что в большинстве случаев предпочтение отдается по­буждению, включающему слово «пожалуйста». Это, скорее всего, результат воздей­ствий социальной среды. Ведь уже в первые годы жизни ребенок за­мечает, как часто это слово употребляется взрослыми; его также учат быть вежливым по отношению к другим людям и выражение этого отношения обеспечивается словом «пожалуйста». Наконец, оно отно­сится к наиболее частотным в словаре учителя на уроке – звучит в классе примерно один раз в минуту.

Еще одно важное качество этой группы – тактичность-категоричность. Посколь­ку речевой опыт детей включает не только тактичную речь, постоль­ку, слушая учителя, младшие школьники по-разному реагируют на про­явления этого качества. Для изучения особенностей восприятия младшими школьниками тактичности речи, им было предложено задание, состоящее из десяти пар предложений; предложения каждой пары от­личались друг от друга степенью тактичности:

№ 1. а. Кто его (ее) поправит?

б. Уточните, пожалуйста, сказанное Мишей (Аллой).

№ 6. а. Смотри в свою тетрадь и работай внимательнее.

б.Не вертись, как юла, и не смотри в чужую тетрадь.

Перед опытом испытуемым предлагалась инструкция следующего содержания: «Вы на уроке. Какое из двух предложений вы предпочли бы услышать по поводу вашей работы или поведения. Укажите его но­мер на бланке». Прослушав поочередно каждую пару предложений, уча­щиеся отмечали номер предпочитаемого варианта. Процентное соотно­шение адекватных выборов следующее:

I класс II класс III класс

74,2% 80,8% 96,5%

Приведенные данные свидетельствуют о том, что за период обучения в начальной школе восприятие школьниками тактичности-категоричности речи совершенствуется. Практически отсутствует разница между показателями учащихся первого и второго классов; велики индивидуальные различия в пределах класса; имеется сходство в характере выбора предпочитаемой фразы. Что касается третьеклассников, абсолютное большинство сделанных ими выборов оказались адекватными. Индивидуальные различия почти незаметны; их выявление требует усложнения экспериментального материала. Видимо, к этому времени существенно обогащаются связи между вербальным и эмоциональным компонентами сознания, упорядочиваются связи внутри каждого компонента.

Причина предпочтения учащимися отдельных предложений, не отличавшихся с точки зрения взрослых тактичностью, выявилась в беседе с учительницей класса, обратившей внимание на поведение части школьников во время опыта и реакции на содержание отдельных фраз. Они были восприняты ими скорее как смешные, остроумные, а не как выражающие раздражение, недовольство говорящего. Скорее всего, эти учащиеся практически не сталкивались с подобными высказываниями в свой адрес в конкретной житейской ситуации, а поэтому содержание реплик не вызвало никаких отрицательных эмоций. Тем не менее, учителю надлежит проявлять особую заботу о развитии этого качества речи, ибо «за вульгарностью языка возникает и развивается вульгарная грубость сознания» [107, c.61].

Материалами проведенного опыта было показано, что в оценке и выборе фраз младшие школьники преимущественно ориентировались на содержание, чтобы выявить роль интонации в обеспечении тактичности-категоричности, им было предложено новое задание, включающее десять пар предложений на неизвестном им языке (немецком). Одна фраза пары произносилась диктором сочувственно, ласково, деловито, другая – насмешливо, грубо, с раздражением. Учитывая высокую пластичность и чувствительность слухового и речедвигательного анализаторов детей, которые позволяют до 10-12 лет овладевать без акцента навыками произношения на втором-третьем языке, можно было ожидать высокой успешности младших школьников в опыте. Полученные результаты в целом подтвердили эти ожидания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.