В теории сложились различные образы права, различные его концепции. В этом многообразии правопониманий можно выделить наиболее типичные, устойчивые черты, характеризующие права.
По нашему мнению тип правопонимания – это теоретико- методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического и практического видения проблемы.
В основу классификации типов правопонимания можно положить два критерия теоретический и практический (А.В.Поляков). Теоретическая разработка проблем понимания права имеет и практическую направленность. Тип правопонимания оказывает влияние на правотворчество, процесс правового воспитания, на формирование ценностного отношения к праву.
От типа правопонимания, как представляется, зависит тот или иной тип правовой системы. К настоящему времени в европейской науке сложились три основных типа правопонимания: нормативный; естественно-правовой, социологический.
Нормативный (формально-юридический) тип правопонимания имеет следующие основные черты.
Право рассматривается как система норм и правил поведения, установленных государственной властью и охраняемых им. Нормативное правопонимание отождествляет право и закон. Закон как нормативный правовой акт рассматривается в качестве основного источника права, что является характерным для романо-германской правовой системы. На базе нормативизма развивается теория позитивного права.
Достоинство нормативного типа правопонимания состоит в том, что он отличается четкостью и определенностью в установлении границ дозволенного и запрещенного поведения; указывает на формальную определенность и общеобязательность правовых норм; право есть принудительный порядок установленный и охраняемый государством.
Нормативистский подход и понимание права имеет свои недостатки, которые можно классифицировать следующим образом.
1.Нормативизм исходит из разделения сущего и должного. Только должное, выражающееся в нормах права, может быть предметом юридической науки.
2.Норма права подлежит принятию, изучению и применению без учета влияния на ее моральных, экономических, политических и иных ценностных (идеологических) факторов.
3. Нормативизм исключает возможность оценки нормы права с позиций моральных и иных ценностей. В этом смысле конкретная правовая система является закрытой и недоступной критике извне.
4. Сверхрационализм нормативной теории права привел к появлению так называемой «юриспруденции понятий», т.е. такой юридической науки, которая занималась не изучением права как социального явления, а анализом правовых понятий. По сути дела юридическая наука утратила свой предмет исследования – право (Л.Нельсон).
Естественно-правовой подход к пониманию права. Он основывается на теории естественного права. Эта теория основывается на таких концептуальных и ценностных предпосылках:
1) естественное право это безусловная ценность в отличие от государства, которое является безусловным злом вместе с им же установленным позитивным правом;
2) естественное право существует независимо от государства, общества и сознания человека;
3) как идеальное явление естественное право не подвержено «порче» существует неизменно и постоянно;
4) в контексте естественно-правовой теории различаются право и закон.
Представляется, что такого права, как естественное право, в реальности не существует. Совокупность идей и представлений о справедливом и правильном праве – это составная часть общественного правосознания. Эти идеи либо находят реализацию в нормах позитивного права, либо нет. Кроме того, естественное право может быть основой для формирования стандартов оценки существующего позитивного права.
Социологический подход сложился во второй половине XIX века как направление в юридической науке, главной целью которого было познание права как социального явления.
Отправным моментом в этой теории является утверждение о том, что право нельзя отождествлять с тем правом, которое записано в кодексах, законах и т.д.
Право складывается в фактических отношениях. Это живое право, а то право, которое зафиксировано на бумаге – это мертвое право. Сторонники социологического подхода не отрицают силу законов, но, с другой стороны, законы не признаются в качестве основных источников права.
Понимание источников права социологическая юриспруденция дополняет еще несколькими компонентами, главными из них являются: а) судебные или административные решения (прецеденты); б) юридические факты; в) документы различных объединений (союзов): уставы, положения и т.д.
При социологическом подходе к праву придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения и т.д. Суд своими решениями может создавать право, основываясь на складывающихся в обществе представлениях о должном и справедливом.
Наряду с указанными особенностями, которые можно отнести к достоинствам социологического правопонимания, ряд ученых отличают и его недостатки. Пожалуй самым главным недостатком этого типа правопонимания по мнению большинства ученых Романо-германской правовой системы, включая и российских, является опасность размывания принципа законности, основанного на нормативном понимании права.
Наибольшее распространение социологическое понимание права в различных его вариантах получил в США и в настоящее время во многом определяет содержание англо-саксонской правовой системы.
Сторонники социологической теории права: Е.Эрлих, С.А.Муромцев, П. И. Стучка, Р. Паунд, О.Холмс и другие.
Весьма заметным явлением в социологической теории права стал психологический подход к пониманию права, который не потерял своего значения и сегодня.(Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер, П.Сорокин).
Психологический вариант социологической юриспруденции получил большое распространение в странах английского языка: США, Канада, Великобритания, а также в Скандинавских государствах.
В настоящее время пробивает себе путь интегральное правопонимание, т.е. создание такой концепции права, которая могла бы на базе современной философской методологии объединить жизненные идеи основных правовых школ и направлений (А.В.Поляков). Идею интегрального типа правопонимания выдвинул Г.Дж. Берман, который предлагает объединить идеи позитивизма, исторической школы права и естественного права.