Сразу отметим тот факт, что правовое государство, в том числе и в России, реально существует в образе конституционного государства, т.к. его основные признаки закреплены в Конституции РФ. Обычно к таким признакам принято относить:
Господство или верховенство права.
Правовое господство достигается прежде всего путем формирования такого государственного режима, в условиях которого все органы государста действуют на законных началах. Только закон и никакой иной нормативный правовой акт должен определять правовой статус органов государства и должностных лиц.
Господство права может быть достигнуто только тогда, когда парламент научится принимать не просто законы, но правовые законы, т.е. те, которые соответствуют требованиям социальной справедливости и общечеловеческой морали, правам и свободам человека, а не произволу и интересам лиц находящихся у власти.
Очень важным условием существования правового государства является обеспечение верховенства Конституции РФ в системе нормативных правовых актов, что достигается, прежде всего, эффективной работой органов конституционной юстиции.
Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности – это еще один из принципов правового (конституционного) государства. Этот признак – одна из аксиом правовой государственности.
Представляется, что права и свободы человека это стержень правового социального государства. Наибольшую значимость в настоящее время приобретает гарантированность и реализуемость социально-экономических прав, а среди них права на достойную жизнь. Без этого другие права, особенно политические, теряют всякий смысл.
Права и свободы не могут быть ограничены, хотя и законом, но в угоду политической целесообразности, интересам правящего класса.
В правовом государстве отношение между личностью и государством должны быть урегулированы правом. В силу этого не только государство имеет юридические права, но и личность. Юридические обязанности и ответственность также распределяются равным образом между личностью и государством. Все отношения между государством и личностью должны быть в высшей степени рационализированы при помощи юридических норм.
Мистическому и иррациональному в этих отношениях не должно быть места. У гражданина должна быть доступная возможность защищать свои права, прежде всего, внутри государства. При этом не исключается обращение в международные правозащитные институты.
Наконец принцип разделения властей как основа организации власти в правовом государстве должен реально действовать. Его значение не следует ни преувеличивать, ни, в тоже время, преуменьшать.
В этой связи требуют непредвзятых оценок особенности принципа разделения властей, отраженного в Конституции РФ, поскольку он вовсе не похож на классический вариант.
Само собой разумеется реальное функционирование институтов правового социального государства вряд ли возможно без соответствующего уровня политической и правовой культуры, политического и правового сознания всех граждан как правящих, так и управляемых. Культурный уровень определяет качество законов как при их принятии, так и при применении. Этот момент очень важный для нашей страны, поскольку ее населяют народы, находящиеся на различных уровнях культурного развития.
В Конституции РФ наряду с понятием «правовое» применительно к российскому государству употребляется термин «социальное». Принцип правового социального государства закрепляются в Конституции ФРГ, Франции, Италии и др.
Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:
1) высокий уровень экономического развития страны;
2) социально ориентированную экономику, что выражается в многообразии форм собственности;
3) формирование гражданского общества;
4) разработку государством разнообразных социальных программ;
5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;
6) развитое социальное законодательство;
7) социально-правовую ответственность государства по отношению к своим гражданам и т.д.
В ст. 7 Конституции РФ указываются некоторые признаки социального государства.
Социальность государства выражается в его функциях, которые осуществляются в правовых (юридических) формах: поддержка социально не защищенных слоев населения (безработные, пенсионеры, инвалиды и т.д.), охрана труда и здоровье людей; поддержка семей, материнства и детства; борьба с безработицей.
Конституционное положение о том, что Россия – социальное правовое государство, являются программными, так как они определяют цели государства, еще не достигшего уровня социального правового. Это объясняется различными причинами социально-политического, экономического и правового толка, которые находятся во взаимных связях между собой.
Можно сказать, что юридические, конституционно-правовые предпосылки формирования правового социального государства созданы, осталось только наполнить их реальным содержанием. А это дело не одного года труда.