Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятия и виды ценностей.



Философскими проблемами идеальных ценностей занимается специальная наука – аксиология. В юридической науке проблема ценностного подхода к исследованию государственно-правовых явлений приобретает все большую актуальность. Границы нормативистского подхода в юриспруденции не позволяют решать аксиологические проблемы норм и оценок.

Право неразрывным образом связано с системой ценностей, т.к. система ценностей выражается в нормах права, а, с другой стороны, при помощи норм права ценности воплощаются в реальной жизни.

Отсюда следует, что, во-первых, вся юридическая деятельность четко сориентирована на определенные ценности: безопасность, справедливость, правопорядок и т.д. Во-вторых, ценности выступают в роли оснований для оценок норм права и институтов государства: справедливость, общее благо и т.д. В-третьих, само право рассматривается как инструментальная ценность, т.е. как средство для решения социальных, экономических и политических задач.

В качестве понятия ценности мы определяем все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, значимость и т.д. Ценности - есть представление о должном, о лучшем, о самом важном (А.Пригожин).

Наиболее распространенной классификацией ценностей является следующая:

1) Предметы ценности. К этому виду ценностей прежде всего относятся вещи. Ценность вещей обусловлена их связью с человеком, их способностью удовлетворять его потребности, способствовать развитию его сущности. Критерий того, что является ценностью, а что нет – в самом человеке;

2) Эмоциональные ценности или их иначе называют плотские ценности;

3) Идеальные ценности: научные, эстетические и этические, т.е. духовные ценности, которые имеют непосредственные отношения к праву и государству – идеи, образы, цели, нормы, идеалы. Они характеризуют высшие запросы людей и в отличие от материальных ценностей не выражаются в количественных показателях и не измеряются ими. Их называют также ценностями духовной культуры.

Духовные ценности относятся к сфере должного.

Аксиология, таким образом, находит применение и в теории государства и права.

Правовые ценности, оценки и оценочные суждения имеют регулирующее значение. Правовые нормы приобретают значения ценностей и становятся объектом ценности.

В силу этого теория государства и права как наука включает в свой предмет изучения и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права, ценностные аспекты правовых норм, критерии оценки в области права и т.д. В силу этих объективных оснований в теории государства и права образуются определенные теоретические направления – аксиология права, этика права.

Норма права непосредственно связана с ценностями, по тому как в нормах права наряду с дескриптивных (описательных) и прескриптивных (предписывающих) содержатся и оценочные элементы. В самой диспозиции нормы права соединено дескриптивное и прескриптивное содержание. Таким образом, норма права описывает, оценивает и предписывает соответствующий вид и меру поведения. Но с другой стороны, сама норма, институт государства может быть предметом оценки, т.е. они могут и должны оцениваться с точки зрения их соответствия идеалом справедливости, свободы и т.д.

В связи с этим возникает проблема о видах ценностей. Можно говорить об универсальных ценностях и ценностях, относящихся к государству и праву. По этому вопросу в нашей юридической науке возник спор, суть которого состоит в выяснении вопроса о том, являются ли ценности, лежащие в основе государства и права юридическими ценностями, либо они носят вне юридический характер и являются универсальными, т.е. моральными ценностями, находящими свое отражение в праве.

Ценности, имеющие отношение к государству и праву можно разделить на два вида: 1) универсальные ценности, которые носят вне правовой, общесоциальный характер и распространяются на все сферы общественных и личных отношений. Эти ценности не исчерпываются правом и представляют собой идеалы, стандарты в оценке существующей государственно-правовой действительности. К подобному виду ценностей можно отнести, например, справедливость. Это универсальная ценность, выступающая как в роли идеала правотворческой правоприменительной деятельности, так и в качестве стандарта оценки права, государства и их институтов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.