Философскими проблемами идеальных ценностей занимается специальная наука – аксиология. В юридической науке проблема ценностного подхода к исследованию государственно-правовых явлений приобретает все большую актуальность. Границы нормативистского подхода в юриспруденции не позволяют решать аксиологические проблемы норм и оценок.
Право неразрывным образом связано с системой ценностей, т.к. система ценностей выражается в нормах права, а, с другой стороны, при помощи норм права ценности воплощаются в реальной жизни.
Отсюда следует, что, во-первых, вся юридическая деятельность четко сориентирована на определенные ценности: безопасность, справедливость, правопорядок и т.д. Во-вторых, ценности выступают в роли оснований для оценок норм права и институтов государства: справедливость, общее благо и т.д. В-третьих, само право рассматривается как инструментальная ценность, т.е. как средство для решения социальных, экономических и политических задач.
В качестве понятия ценности мы определяем все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, значимость и т.д. Ценности - есть представление о должном, о лучшем, о самом важном (А.Пригожин).
Наиболее распространенной классификацией ценностей является следующая:
1) Предметы ценности. К этому виду ценностей прежде всего относятся вещи. Ценность вещей обусловлена их связью с человеком, их способностью удовлетворять его потребности, способствовать развитию его сущности. Критерий того, что является ценностью, а что нет – в самом человеке;
2) Эмоциональные ценности или их иначе называют плотские ценности;
3) Идеальные ценности: научные, эстетические и этические, т.е. духовные ценности, которые имеют непосредственные отношения к праву и государству – идеи, образы, цели, нормы, идеалы. Они характеризуют высшие запросы людей и в отличие от материальных ценностей не выражаются в количественных показателях и не измеряются ими. Их называют также ценностями духовной культуры.
Духовные ценности относятся к сфере должного.
Аксиология, таким образом, находит применение и в теории государства и права.
Правовые ценности, оценки и оценочные суждения имеют регулирующее значение. Правовые нормы приобретают значения ценностей и становятся объектом ценности.
В силу этого теория государства и права как наука включает в свой предмет изучения и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права, ценностные аспекты правовых норм, критерии оценки в области права и т.д. В силу этих объективных оснований в теории государства и права образуются определенные теоретические направления – аксиология права, этика права.
Норма права непосредственно связана с ценностями, по тому как в нормах права наряду с дескриптивных (описательных) и прескриптивных (предписывающих) содержатся и оценочные элементы. В самой диспозиции нормы права соединено дескриптивное и прескриптивное содержание. Таким образом, норма права описывает, оценивает и предписывает соответствующий вид и меру поведения. Но с другой стороны, сама норма, институт государства может быть предметом оценки, т.е. они могут и должны оцениваться с точки зрения их соответствия идеалом справедливости, свободы и т.д.
В связи с этим возникает проблема о видах ценностей. Можно говорить об универсальных ценностях и ценностях, относящихся к государству и праву. По этому вопросу в нашей юридической науке возник спор, суть которого состоит в выяснении вопроса о том, являются ли ценности, лежащие в основе государства и права юридическими ценностями, либо они носят вне юридический характер и являются универсальными, т.е. моральными ценностями, находящими свое отражение в праве.
Ценности, имеющие отношение к государству и праву можно разделить на два вида: 1) универсальные ценности, которые носят вне правовой, общесоциальный характер и распространяются на все сферы общественных и личных отношений. Эти ценности не исчерпываются правом и представляют собой идеалы, стандарты в оценке существующей государственно-правовой действительности. К подобному виду ценностей можно отнести, например, справедливость. Это универсальная ценность, выступающая как в роли идеала правотворческой правоприменительной деятельности, так и в качестве стандарта оценки права, государства и их институтов.