Современное правовое гос характериз тем, что для человека, личности созд все условия для правов свободы, в кот лежит принцип дозволено все, что не запрещено законом. Под правовым гос понимается демократическое гос, кот обеспечивает господство права и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прави свобод человека и гр.Природа правов го раскрывается в его принципах:
- гос м/б только демократическим (в этом случае законодательно провозгл и обеспечиваются права и свободы человека, а гр общесту предоставляется возможность влиять на состав гос органов и содержание наиболее важных решений).
Черты демокр режима:
1 источник влсти народ.
2 Право гр общества влиять на выработку полит решений
3 Политический плюрализм.
–принцип господства права означает рассмотрение всех вопросов жизни гос и общества с позиции права, правовую организацию гос власти.
Правовые законы должны закреплять справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей
-принцип верховенства закона производная от принципа господства права. Предполагает признание закона принятых представительным органом, актами облад высшей юрид силой.
-принцип разделения власте. Этот принцип способствует рассредоточенности гос власти м\у различными властными звеньями и структурами, это предупреждает ее концентрацию в какой-л одной структуре.
-важнейший принцип гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. За индивидом признается определенная сфера свободы, за пределы которой гос выходить не может. Гос действует в интересах обеспечения потребностей гр общества и личности, признает , гарантир и защищает от произвола.
-принцип взаимной ответственности гос-ва, личности и общества. Взаимоотношения м/у ними строятся на основе равенства и справедливости. Обределяя сферу свободы личности. Гос тем самым ограничивает себя, подчиняясь праву гос органы не могут наруш его предписания, за невыполнение несут ответ-ть.
Таким образом идея правов гос – это идеальная модель , к кот современный мир должен стремиться.
Вопрос № 59. Реализация в РФ принципа разделения властей
Конституционное закрепление РФ как демокр, правового гос-ва не означает . что в нашей стране уже есть такое гос. Особыую тревогу вызывает реализация принципа разделения властей, согласно, кот в правовом гос-ве должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительна, судебная. Суть их в избежании сосредоточения власти в одних руках.
Ученые, однако, говорят о чрезмерных функциях, кот-ми наделен Президент. Не являясь главой исполнит власти, он фактически осущ ее, не только нормотворчеством. Но и организационной деят-ю – назначает фед министров, руководит их работой.
Законодат власть является выразителем интересов гр общества, в то же время не имеет права парламентского контроля за деят исполнительной власти.
Назначение фед судей Президентом, процедура назначения судей Верховного, конституционного, ВАС Советом Федераций Фед соб по представлению президента не свидетельствует в пользу разделения властей.
КС РФ при проверке конституционности ряда законов своими постановлениями устанавливает новые нормы, т е выполн функ законодательные, хотя его роль состоит в толковании, а не в восполнении пробелов и создания новых норм.
Вопрос № 60. Понятие и виды правового статуса личности.
Правовой статус личности
Правовой статус личности — система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой виды возможного поведения человека, признанные и обеспеченные государством, обязанности — виды должного поведения личности, обеспеченные силой государственного принуждения. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны.