Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы типологии государств.



Типология государств и их правовых систем представляет собой один из важнейших приемов в познании исторического прогресса развития государства (М.Н. Марченко).

Проблема типологии государств получила фундаментальную разработку в трудах немецкого ученого Г. Еллинека, который дает определение нескольким понятиям «тип государства» в зависимости от функционального (методологического) назначения этого понятия. Во-первых, это идеальный тип, имеющий две разновидности. Один из них – это утопический, поскольку является продуктом отвлеченной спекуляции. Он есть не что-либо существующее, а долженствующее существовать. Другой же – конструируется по образцу существующих государств или их отдельных учреждений. Еллинек выделяет, во-вторых, эмпирический (средний) тип государства, который конструируется в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

Кроме того, он вводит в научный оборот понятия «типы развития» и «типы существования» (динамические и статические типы) государственных явлений. Здесь речь идет о переходных типах государства. Наибольшее эвристическое значение Еллинеком придавалось эмпирическому (среднему) типу, поскольку именно он удовлетворяет синтетической потребности свести многообразие явлений к единству, что составляет и высшую цель науки вообще. Кроме того, эмпирический (средний) тип государства, как справедливо считал Г. Еллинек, давал возможность, на примере одного типа, прогнозировать развитие аналогичных типов государства.

В русской политико-правовой мысли второй половины XIX века были попытки классификации государств. Русский ученый И. Андреевский выделял следующие типы государств.

Государства древневосточного мира – это деспотические государства, основанные на подавлении личности и религиозном освящении власти деспота религиозными догматами, которые заменяли закон. Далее в его классификации идут древнегреческие государства и тип римского государства. Для последнего характерным было наличие противоречий между патрициями и плебеями, смысл которого состоял в том, что последние боролись за те права, которыми обладали патриции. В качестве самостоятельного типа определялось древнегреческое государство. Отдельными типами были – французское, английское и немецкое. Что же касается русского типа государства, то оно обладало рядом специфических черт, обусловленных тем, что: а) в истории развития России не было ленных отношений, жизнь городов получила иное развитие, нежели в Западной Европе;

б) господство православия не породило двоевластия, т.е. конфликта между светской и церковной властью; в) на возникновение и развитие российского государства оказывала влияние продолжительная борьба с враждебным окружением. Именно последнее обстоятельство, по мнению И. Андреевского, послужило предпосылкой формирования сильной государственной власти и неразвитости института гражданской свободы.

В отечественной юридической науке были другие подходы к типологии государств. Так, ряд русских ученых особый акцент делали на двух типах государств: а) «бюрократическом» (абсолютистском); б) конституционном (правовом).

Особый научный интерес представляет концепция С.А. Котляревского.

Он дает наиболее полную классификацию исторических типов государств: теократическое государство; государство Античного Мира (Рим и Греция); средневековое государство, как феодальное; абсолютистское (бюрократическое) государство. Пятым типом, с точки зрения С.А. Котляревского, стало конституционное, как форма частичной реализации идеи правового государства. Таким образом, один исторический тип государства отличается от другого в зависимости от того, насколько прочны правовые рамки осуществления государственной деятельности и на каком качественном уровне обеспечены права и свободы человека.

Необходимо обратить внимание еще на один теоретически и практически значимый аспект, который является дискуссионным в современной теории государства и права: методологическое значение понятия “современное государство”.

Необходимо отметить факт неоднозначного отношения к термину «современное государство» в нашей юридической науке как прошлого, так и настоящего времени. Критически к нему подходил Н.Н. Алексеев. В целом негативную позицию по этому вопросу занимает О.В. Мартышин.

По-иному оценивают понятие “современное государство” О.Э. Лейст,

И.Ф. Мачин. С их точки зрения оно имеет хронологически-сущностное значение, поскольку включает ряд устойчивых признаков, характерных для демократического государства. Формирование современного государства рассматривается О.Э. Лейстом и И.Ф. Мачиным в неразрывной связи со становлением гражданского общества. Этот процесс не завершен ни в одной отдельно взятой стране, ни в целом в мировом сообществе, поэтому ни одного государства современного мира не может быть представлено, а тем более навязано силой в качестве образца для развития остальным государствам.

Важное методологическое значение имеет разграничение понятий “конституционное” и “правовое государство”. Вместе с тем, не все теоретики государства и права идут по пути разграничения этих понятий (В.Н. Хропанюк). Однако мы не разделяем этого мнения. На наш взгляд более обоснованными представляются утверждения О.Э. Лейста и О.В. Мартышина, которые рассматривают правовое государство как философско-правовое понятие, “идеальный тип”, программное положение”.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.