Форма гос-ва раскрывает особенности его внутренней организации: порядок образования и структуру гос органов, характер взаимоотн гос органов и населения, также методы способы и приемы, используемые для организационной и управленческой деят-ти. Наиболее полное представление о форме дают 3 составляющие – форма праления, гос устройства и полит режим.
Форма правления раскрывает 3 главные характеристики гос-ва: организацию высших органов гос-ва, их структуру, порядок образования, степень участия населения; взаимоотношение орг власти м/у собой и с населением; компетенцию этих органов. Форма правления показывает кто правит в гос-ве, осущ верховную власть. Выдел 2 основные формы: монархическую и республиканскую.
Черты монархической формы:
-единоличный правитель
-династическое наследование власти
- пожизненность правлении
-концентрация в руках монарха всей власти
-отсутствие какой-л ответ-ти монарха
Монархия делится на ограниченную и неорганиченную ( перечисленные выше признаки более подходят к неограниченной). Ограниченная делится на дуалистическую ( наряду с независимостью монарха сущ представительные органы с законодат и контроль функциями, исполнит власть принадлежит монарху, кот осущ ее непосредственно или через представителей) и парламентскую, для кот характерно:
-полномочия монарха органич во всех сферах власти
-исполнит власть реализ правит-м ответ-е перед парламентом
-правит-во формируется из партий победивших на выборах, глава правит-ва – лидер партии
-законы принимает парламент, их подписывает монарх (чисто формальность).
Республике характерны:
-верховная власть осущ выборным органом
-источник власти народ
-срочность полномочий высших представительных орг власти
-использование институтов демократии в разнообразных формах
-юр и полит ответ-ть главы гос-ва.
Республика делится на президентскую (- в руках президента соед полномочия главы гос и главы правит-ва
- и парламентскую.(- верховн власть принадл парламенту
-президент избир парламентом или спец коллегией
-правит-во формир только парламентским путем, глава правит-во – лидер правящей партии
- характерна сильная законодат-я власть и подчинение ей исполнот-й власти. (Гнрмания, Италия, Турция).
Государственное устройство- это политико-территориальная организация гос-ва, вкл характер взаимоотношений м/у центральн и местными властями. Выделяют 2 видаунитарное и федеративное.
Унитарное – единая слитная структура, не имеющая госуд-х образований. Ей характерны:
-единый центр гос власти для всей страны
-одна сист законодательства
-единое гражданство
-ед судебная система
-одноканальная система налогов
- адм-террит единицы не облада-т самостоят-ю.
Унитарные м/б централизованные (нет местного самоуправлении, во главе местн органов стоят назначенные чиновники из центра) и децентрализованные (орг местн власти избир населением и пользуются значит самостоятельностью)
Федерация –сложное гос устройство, в соответствии с кот имеются гос образования, обладающие значительной полит самостоятельностью. Образования в федерациях наз субъекты. Для федереции характерно:
-полит и юр самостоятельность субъектов
-двуканальная система органов гос власти
-две системы законодат-ва
-двойное гражданство
-в двупалатном парламенте одна из палат представл интересы субъектов
-двуканальная система налогов
-разграничение предметов ведения.
Выдел национальную ( непрочная, т к преувеличена роль национального фактора) и территор (способствует укреплению гос, стимулирует процесс интеграции) федерации.
Национальная культурная автономия – право нац меншинств на пользование родным яз, обучение на нем, развитие нац обычаев, традиций и т д.
Государственно-правовой режим – совокупность приемов, способов и методов, с помощью кот осущ. власть.
Они делятся на демократические и недомократические
Демократические:
-народовластие
-свобода личности в экономической сфере
-реальная гарантия прав и свобод
-основанность на принципе разделения властей
-выборности и сменяемость органов власти
-полит плюрализм
-наличие легальной оппозиции.
В демократический выдел: либерально-демократические (плюрализм во всех сферах общества) и собственно демократические (признание равенства и свободы всех людей).
Из недемократических выделяют тоталитарный и авторитарный..
Тоталитарный – контроль гос-ва над обществом, применение насилия или угроза. Черты:
-идеологизация всей общественной жизни, нетерпимость к инокомыслию
-монополия на инфу, цензура
-подавление индивидуальности. Массовый террор
-однопартийность, жесткая централиз власть, упразднение орг мест самоупр
-домин положение гос соб-ти.
Тоталитарный делится на 3 вида (левый (коммунизм), правый (фашизм), религиозный (фундаментализм).
Авторитарный – более мягкий. Гос-м руководит узкий круг, элита, кот пользуется большими привилегиями и льготами. Черты:
-власть элиты не ограничена законом
-народ отстранен от управл гос-м
-допускается многопартийность, но нет оппозиции
-есть сферы свободные от полит контроля
-приоритет интересов гос-ва над личностью
-в отношении открытых противников примен принуждение и насилие.
Этот режим заним промежут место м/у тоталитарным и демокр.