Механизм государства понимается в 2 аспектах: в узком – органы гос-ва, в широком – совокупность гос органов, учреждений и организаций. Органы гос власти образуют гос аппарат, а гос учреждения и орган-и реализуют различные функции. В механизм гос вкл-я публичные службы и корпорации, процедуры принятия гос решений, ресурсное обеспечение. К публичными отн 3 гр служб: занимающиеся охраной правопорядка, призванные оказывать общественные услуги, гос корпорации (газпром).
Среди процедур выделяют: выборы и референдумы, самост принятие решений гос органами на основе регламента, совместные решения нескольких органов и др.
Ресурсное обеспечение сост из: управления гос соб-ю, регул бюджетно-налоговых отношений, использование прир ресурсов и др.
Механизму гос-ва присущи особенности:
-иерархичная система
-первичные структурные звенья – гос органы
-механизм служит средством осущ гос власти и функций гос
-структура механизма изменчива и во многом зависит от задач.
Орган гос-ва – главный элемент М., имеет признаки
-представляет собой автономную часть гос-ва
-наделен властными полномочиями
-издает обязательные к исполнению акты
-действуют от имени гос
-вправе применять принуждение
-состоит из гос служащих, имеющих особый статус.
Универсальная классификация орга гос власти по принципу разделения властей: законодательная, исполнит, судебная. По способу создания: первичные и производные. По объему властных полномочий :высшие и местные. По широте компетенции: общей и специальной. По способу решения вопросов: коллегиальные и единоличные.
Законодательная власть - осущ представительным органом, избираемым населением страны, кот решает все вопросы в коллегиальном порядке. В разных странах этот орган носит разные названия: Фед собрание, Конгресс, сейм и т д., но все их принято обозначать парламент. Чаще Парламент сост из 2 палат: верхней и нижней (кот как правило формир путем выборов на опред срок , в РФ 4 года). Верхняя палата в разных странах формир по разному (назначение, избрание, по наследству и др). Сущ страны с однопалатным парламентом – Алжир.
Главная функция парлам – законодательная, принятие законом по опред процедуре. Также осущ представительные функции – выражает общественный интерес. Учредительная функция – позволяет создавать высшие органы гос-ва (в РФ гос дума дает согл на назначение председ правит-ва). Парламент обладает исключительными бюджетными првами – право принимать закон о гос бюджете. Важнейшая, контрольная функция – контроль за работой правительства (запрос). К внутренним органам парламента отн партийные функции, объединяющих депутатов принадл к одной партии.
Исполнительная власть (правительство) – выполнение законов, реализация их в процессе управления. Находится в строгом вертикальном подсинении: вышестоящие орг дабт нижестоящим обяз для исполнения указания. Выделяют 3 уровня организации исполнит власти: общегосударственная, власть субъекта и органы местного самоуправления. Разделяют ОИВ общей компетенции (президент, правительство) и отраслевой (министерства, ведомства).
Исполн власти присущи:
-относительная самостоятельность и независимость
-универсальность, функционирует постоянно и на всей террит
-подзаконность, акты не могут противор законам
-структурированность, действует от имени гос-ва
-организующий характер
-принимать общеобязат для исполнения нормативных и правоприменит актов (постановления, распоряжения).
Судебная власть – занимает особое место, осуществление правосудия, имеющ конечный результат защиту прав и свобод личности.
Суд власть облад специф юр природой, кот проявляет признаки:
-самостоятельность и независимость
-наделение присущими только ей функциями (правозащитная, суд контроль. Толкование и др.)
-осущ правосудие в строго определенной процедурной форме
-особый правовой статус судей (несменяемость, неприкосновенность и др)
-осущ правосудия только судом, выступ от имени гос-ва
-занимает особое место в системе сдержек и противовесов