Отношения между странами «ядра» и транснациональными структурами, с одной стороны, и развивающимися странами — с другой, не следует воспринимать как нечто статичное и стереотипное. На самом деле транснациональные формирования не обязательно воспринимать как инструменты для создания новых структур господства стран Севера над Югом. Например, на третьей конференции министров стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО), состоявшейся в Сиэтле 30 ноября — 3 декабря 1999 г., так и не удалось принять согласованное решение о проведении в новом тысячелетии очередного раунда переговоров о дальнейшей либерализации мировой торговли. В ходе обсуждений возник конфликт между представителями правительственных ведомств и неправительственных организаций (НПО) развитых и развивающихся стран, ибо последние почувствовали, что решение планируется принимать без них. Отстаивая свой проект противодействия гегемонии, большинство недовольных выступало за демократизацию процесса глобализации посредством расширения участия гражданских групп и правительств. Сам факт появления оппозиции, ставящей цель узаконить решения ВТО, говорит о значимости новой борьбы за демократизацию новых международных структур типа ВТО. ВТО и впредь будет международным форумом для достижения консенсуса по вопросам торговли практически между всеми странами. Придя на смену Международному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), ВТО уже имеет в своем составе ПО членов, а такие страны, как Китай, добиваются права вступить в члены ВТО и стать участником многосторонних торговых соглашений. Международные структуры типа ВТО станут важными источниками проведения торговых границ в условиях глобализации. Благодаря своему практически всеохватному характеру, ВТО будет не просто регулировать торговлю посредством многосторонних соглашений, но и превратится в арену соперничества между различными державами. Такое соперничество будет проявляться в формировании новых альянсов и контр-альянсов, которые под эгидой ВТО станут источником разграничения и проведения границ.
Фаза глобализации будет способствовать развитию асимметричных и симметричных форм взаимозависимости между регионами, странами, классами и движениями на глобальном
уровне. Это можно объяснить тем, что глобализация высвободила более широкое пространство для оперирования мощью методами, которые будут наращивать как конфликтность, так и возможные формы сотрудничества с участием государств и гражданских обществ. Как и в случае с международными структурами, в процессе глобализации также возникают международные движения. Например, проблемы прав человека, охраны окружающей среды и трудовых стандартов (в том числе недопустимость детского труда) уже оказались в фокусе внимания на глобальном уровне. Именно такими вопросами и занимаются международные движения на уровне глобального международного гражданского общества. Очевидно, что данная фаза вызовет к жизни новые альянсы и контр-альянсы в более широком пространственном масштабе. Формированию таких альянсов будут способствовать прогресс в сфере информации вообще и кибер-пространство в частности.
В условиях господства передовых индустриализованных стран мира (или стран «ядра») крупные зоны так называемого «третьего мира» и Восточной Европы также попадут в сеть связей между господствующими и зависимыми субъектами, которые диктуются асимметричными отношениями взаимозависимости. Тем не менее, термин третий мир не следует применять в качестве однородного понятия, ибо в самом третьем мире существуют крупные диспропорции мощи и ресурсов. Воздействие инновационных технологий и наукоемких отраслей на процесс глобализации пока не поддается измерению, но развивающиеся страны, применяя новые подходы, могут найти в этих сферах определенные преимущества. Примером тому служит растущая мощь Ирландии, Израиля и Индии в области создания и производства программного обеспечения. Однако возможности стран «ядра» в импорте подготовленных программистов могут дать этим странам конкурентные преимущества даже в данной отрасли. Мобильность капитала и соответствующее отсутствие мобильности неквалифицированной рабочей силы в условиях глобализации будет и далее обеспечивать передовым странам лидирующие позиции. Поэтому на глобальном уровне влияние передовых стран на процесс формирования границ гораздо более очевидно, чем влияние стран развивающихся. Проекты противодействия гегемонии со стороны правительств и движений развивающихся стран на данном этапе могут лишь изменить, но не радикально заменить структуры господства, действующие в условиях гегемонии стран «ядра». По всей видимости, влияние определенных развивающихся стран сильнее ощущается не на глобальном уровне, а на уровне регионов.
Появление регионов
Одним из заметных явлений глобализации стали подъем и конституционализация регионов во всех частях мира. Регионализация стала одним из главных инструментов общения с реалиями глобализации. Как следствие, такие организации прошлого как Европейское сообщество были преобразованы в макро-региональные структуры типа Европейского союза (ЕС), а на сцене в то же время стали появляться новые организации политической, экономической, торговой, военной и культурной направленности. С течением времени мир стал подразделяться на различные сети региональных группировок, которые практически поглотили все суверенные государства. Политически и юридически оформленные экономические регионы в основным конструируются на основе четко определенных смежных географических пространств. Генезис и логика формирования региональных организаций различаются по регионам. Так, во-первых, как только США выступили с инициативой создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), ведущие американские политики, начиная с Картера (1976—1978 гг.), приступили к лепке панамериканского имиджа своей страны. Со временем, путем достижения компромисса в вопросе о единых трудовых и экологических стандартах с учетом мексиканских реалий, была сформирована НАФТА. Достижение компромисса было ускорено опасениями США потерять мексиканский рынок в пользу японцев или немцев. Аналогичным образом транснациональные компании и предприниматели Европы, стремясь укрепить свои возможности в конкуренции с японскими или американскими производителями, решили выйти на передовые позиции и подтолкнуть европейские государства к разработке проекта интеграции в рамках ЕС. Это позволило увеличить ассигнования на НИОКР и обеспечило более гибкие подходы к слиянию и объединению компаний (особенно в ключевых высокотехнологичных отраслях) в рамках ЕС. На едином рыночном пространстве ЕС поощрялись операции инвесторов из стран ЮВА и Америки. На деле, как отмечает Р. Хадсон, в промышленной политике ЕС коренится момент напряженности, который проявляется с одной стороны, в стремлении ЕС развивать конкурентноспособные (в глобальном масштабе) отрасли, и с другой — в политике ЕС в сфере конкуренции, посредством которой создан единый общий рынок, подразумевающий единообразие социальных, политических и экономических условий на пространстве ЕС. Таким образом, ЕС одновременно и поощряет глобализацию, и является одним из очагов сопротивления глобализации.
Ведущие державы развивающихся регионов мира — Нигерия, Иран, Индия, Южная Африка и ряд других — стремятсяиграть главную роль в налаживании сотрудничества на уровне регионов и региональных движений. Так, на юге Африке появился Южно-Африканский совет по координации развития, в состав которого вошли девять африканских стран, выступавших за изоляцию режима апартеида. Избавившись от апартеида, ЮАР стала наиболее активным сторонником развития регионального сотрудничества в Южно-Африканском сообществе развития. В центре процесса конституционализации регионов стоят главные региональные державы, которые активизируют укрепление связей и структур сотрудничества при опоре на крупные экономические системы, нацелив их на то, чтобы соответствующая группа государств имела в своем распоряжении больше козырей при обсуждении условий торговли. В то же время ведущие региональные державы имеют тенденцию контролировать более слабые государства в рамках своих регионов. Характер реакции регионов на феномен глобализации, т.е. их содействие или противодействие, зависит и будет зависеть от конкретных обстоятельств в данном регионе и от его дальнейшего взаимодействия с глобализующимся миром. Одним словом, регионы стали одним из источников разграничения в условиях глобализации. Находясь в гуще множества перекрестно действующих сил, которые постоянно участвуют в проведении новых границ, нация-государство испытывает массированное экзистенциальное давление и сталкивается с некоторыми трудностями.