Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проекты противодействия гегемонии



Отношения между странами «ядра» и транснациональными структурами, с одной стороны, и развивающимися странами — с другой, не следует воспринимать как нечто статичное и сте­реотипное. На самом деле транснациональные формирования не обязательно воспринимать как инструменты для создания новых структур господства стран Севера над Югом. Напри­мер, на третьей конференции министров стран-членов Все­мирной торговой организации (ВТО), состоявшейся в Сиэтле 30 ноября — 3 декабря 1999 г., так и не удалось принять со­гласованное решение о проведении в новом тысячелетии оче­редного раунда переговоров о дальнейшей либерализации ми­ровой торговли. В ходе обсуждений возник конфликт между представителями правительственных ведомств и неправитель­ственных организаций (НПО) развитых и развивающихся стран, ибо последние почувствовали, что решение планирует­ся принимать без них. Отстаивая свой проект противодейст­вия гегемонии, большинство недовольных выступало за демо­кратизацию процесса глобализации посредством расширения участия гражданских групп и правительств. Сам факт появле­ния оппозиции, ставящей цель узаконить решения ВТО, го­ворит о значимости новой борьбы за демократизацию новых международных структур типа ВТО. ВТО и впредь будет меж­дународным форумом для достижения консенсуса по вопро­сам торговли практически между всеми странами. Придя на смену Международному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), ВТО уже имеет в своем составе ПО членов, а такие страны, как Китай, добиваются права вступить в члены ВТО и стать участником многосторонних торговых соглашений. Международные структуры типа ВТО станут важными источ­никами проведения торговых границ в условиях глобализации. Благодаря своему практически всеохватному характеру, ВТО будет не просто регулировать торговлю посредством многосто­ронних соглашений, но и превратится в арену соперничества между различными державами. Такое соперничество будет проявляться в формировании новых альянсов и контр-альян­сов, которые под эгидой ВТО станут источником разграниче­ния и проведения границ.

Фаза глобализации будет способствовать развитию асим­метричных и симметричных форм взаимозависимости между регионами, странами, классами и движениями на глобальном

уровне. Это можно объяснить тем, что глобализация высвобо­дила более широкое пространство для оперирования мощью методами, которые будут наращивать как конфликтность, так и возможные формы сотрудничества с участием государств и гражданских обществ. Как и в случае с международными структурами, в процессе глобализации также возникают меж­дународные движения. Например, проблемы прав человека, охраны окружающей среды и трудовых стандартов (в том числе недопустимость детского труда) уже оказались в фокусе внимания на глобальном уровне. Именно такими вопросами и занимаются международные движения на уровне глобального международного гражданского общества. Очевидно, что дан­ная фаза вызовет к жизни новые альянсы и контр-альянсы в более широком пространственном масштабе. Формированию таких альянсов будут способствовать прогресс в сфере инфор­мации вообще и кибер-пространство в частности.

В условиях господства передовых индустриализованных стран мира (или стран «ядра») крупные зоны так называемого «третьего мира» и Восточной Европы также попадут в сеть связей между господствующими и зависимыми субъектами, которые диктуются асимметричными отношениями взаимоза­висимости. Тем не менее, термин третий мир не следует при­менять в качестве однородного понятия, ибо в самом третьем мире существуют крупные диспропорции мощи и ресурсов. Воздействие инновационных технологий и наукоемких отрас­лей на процесс глобализации пока не поддается измерению, но развивающиеся страны, применяя новые подходы, могут найти в этих сферах определенные преимущества. Примером тому служит растущая мощь Ирландии, Израиля и Индии в области создания и производства программного обеспечения. Однако возможности стран «ядра» в импорте подготовленных программистов могут дать этим странам конкурентные пре­имущества даже в данной отрасли. Мобильность капитала и соответствующее отсутствие мобильности неквалифицирован­ной рабочей силы в условиях глобализации будет и далее обеспечивать передовым странам лидирующие позиции. Поэ­тому на глобальном уровне влияние передовых стран на про­цесс формирования границ гораздо более очевидно, чем вли­яние стран развивающихся. Проекты противодействия гегемо­нии со стороны правительств и движений развивающихся стран на данном этапе могут лишь изменить, но не радикаль­но заменить структуры господства, действующие в условиях гегемонии стран «ядра». По всей видимости, влияние опреде­ленных развивающихся стран сильнее ощущается не на гло­бальном уровне, а на уровне регионов.

Появление регионов

Одним из заметных явлений глобализации стали подъем и конституционализация регионов во всех частях мира. Региона­лизация стала одним из главных инструментов общения с реа­лиями глобализации. Как следствие, такие организации про­шлого как Европейское сообщество были преобразованы в макро-региональные структуры типа Европейского союза (ЕС), а на сцене в то же время стали появляться новые организации политической, экономической, торговой, военной и культур­ной направленности. С течением времени мир стал подразде­ляться на различные сети региональных группировок, которые практически поглотили все суверенные государства. Полити­чески и юридически оформленные экономические регионы в основным конструируются на основе четко определенных смежных географических пространств. Генезис и логика фор­мирования региональных организаций различаются по регио­нам. Так, во-первых, как только США выступили с инициати­вой создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), ведущие американские политики, начиная с Картера (1976—1978 гг.), приступили к лепке панамериканского имид­жа своей страны. Со временем, путем достижения компромис­са в вопросе о единых трудовых и экологических стандартах с учетом мексиканских реалий, была сформирована НАФТА. До­стижение компромисса было ускорено опасениями США поте­рять мексиканский рынок в пользу японцев или немцев. Ана­логичным образом транснациональные компании и предпри­ниматели Европы, стремясь укрепить свои возможности в кон­куренции с японскими или американскими производителями, решили выйти на передовые позиции и подтолкнуть европей­ские государства к разработке проекта интеграции в рамках ЕС. Это позволило увеличить ассигнования на НИОКР и обес­печило более гибкие подходы к слиянию и объединению ком­паний (особенно в ключевых высокотехнологичных отраслях) в рамках ЕС. На едином рыночном пространстве ЕС поощрялись операции инвесторов из стран ЮВА и Америки. На деле, как отмечает Р. Хадсон, в промышленной политике ЕС коренится момент напряженности, который проявляется с одной сторо­ны, в стремлении ЕС развивать конкурентноспособные (в гло­бальном масштабе) отрасли, и с другой — в политике ЕС в сфере конкуренции, посредством которой создан единый общий рынок, подразумевающий единообразие социальных, политических и экономических условий на пространстве ЕС. Таким образом, ЕС одновременно и поощряет глобализацию, и является одним из очагов сопротивления глобализации.

Ведущие державы развивающихся регионов мира — Ниге­рия, Иран, Индия, Южная Африка и ряд других — стремятсяиграть главную роль в налаживании сотрудничества на уровне регионов и региональных движений. Так, на юге Африке по­явился Южно-Африканский совет по координации развития, в состав которого вошли девять африканских стран, выступав­ших за изоляцию режима апартеида. Избавившись от апартеи­да, ЮАР стала наиболее активным сторонником развития ре­гионального сотрудничества в Южно-Африканском сообществе развития. В центре процесса конституционализации регионов стоят главные региональные державы, которые активизируют укрепление связей и структур сотрудничества при опоре на крупные экономические системы, нацелив их на то, чтобы со­ответствующая группа государств имела в своем распоряжении больше козырей при обсуждении условий торговли. В то же время ведущие региональные державы имеют тенденцию кон­тролировать более слабые государства в рамках своих регионов. Характер реакции регионов на феномен глобализации, т.е. их содействие или противодействие, зависит и будет зависеть от конкретных обстоятельств в данном регионе и от его дальней­шего взаимодействия с глобализующимся миром. Одним сло­вом, регионы стали одним из источников разграничения в ус­ловиях глобализации. Находясь в гуще множества перекрестно действующих сил, которые постоянно участвуют в проведении новых границ, нация-государство испытывает массированное экзистенциальное давление и сталкивается с некоторыми труд­ностями.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.