Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стратегия России в современном мире



На протяжении всего последнего десятилетия XX в. Россия в целом сохраняла приверженность курсу на преодоление самоизоляции и обособленности, на вхождение в мировую эко­номику, расширение политических, военных, культурных и других связей со всеми без исключения странами мира, на ис­пользование иностранного опыта и ресурсов для своего внут­реннего развития. Процесс этот отличался и продолжает отли­чаться противоречивостью, болезненностью, медленными тем­пами. Причин тому несколько.

Во-первых, современное мировое сообщество оказалось не столь идеальным, каким оно виделось на заре реформ. Как вы­яснилось, не все беды порождались «холодной войной», ком­мунистической идеологией и политикой. Многие государства, как развитые, так и развивающиеся, создают проблемы и угро­зы в международных отношениях, в том числе и для России.

Во-вторых, возродившаяся после непродолжительной паузы тяга России к независимой и наступательной внешнеполити­ческой линии встречает противодействие со стороны Вашинг­тона, уже выработавшего вкус к единоличному лидерству в гло­бальных масштабах. Откорректированный курс Москвы прово­цирует подозрения и страхи в Европе, особенно в Восточной, в ряде стран СНГ, которые опасаются рецидивов нашей им­перской политики.

В-третьих, исторический синдром неприязни к России уси­ливается из-за нынешнего состояния нашего общества — кри­минализация, рост оргпреступности, социально-экономичес­кий кризис, этнические конфликты, терроризм и сепаратизм, выплескивающиеся во внешний мир, — отпугивают от России потенциальных партнеров, ведут к потере у них веры в наше нормальное будущее. Линия федерального центра на наведение порядка на Северном Кавказе силовыми методами вызывает еще большее отторжение.

В-четвертых, заметно сузилась ресурсная база российской внешней политики: экономическая, военная, информационно-культурная. Нам все труднее отстаивать свои интересы на ми­ровой арене.

Тем не менее, благодаря ориентации на демократизацию общества и рыночную экономику, а также за счет прагматич­ной дипломатии, ослабевающей России все же удается доби­ваться определенных успехов во внешней сфере: Москва сохра­няет неконфронтационные отношения с Западом; она принята в «большую восьмерку», в основные экономические и финан­совые институты современного мира; Россия получает по­мощь по линии международных организаций; у нас нет от­крыто враждебных отношений ни с одним правительством и т.д.

Вместе с тем к концу истекшего столетия возник и расши­рился целый «букет» угроз безопасности России как спрово­цированных нашими ошибками и слабостью, так и имеющи­ми независимое происхождение. Это следующие угрозы.

В политической сфере:

действия, угрожающие территориальной целостности Рос­сийской Федерации, в первую очередь — через поощрение се­паратистских сил на этнонациональной или конфессиональной основе;

расшатывание наших позиций в ключевых институтах в об­ласти международной безопасности, а также подрыв или обход компетенции таких институтов, как Совет безопасности ООН;

попытки реализации доктрины «гуманитарного вмешатель­ства» при игнорировании суверенитета России;

противодействие интеграционным процессам в СНГ; созда­ние на пространстве СНГ замкнутых объединений государств, действующих вразрез с российскими интересами.

В экономической сфере:

дискриминационные меры против российских экспортеров;

блокирование кредитного сотрудничества России с между­народными финансовыми организациями по политическим мотивам;

незаконный вывоз капитала за пределы РФ;

хронические крупномасштабные неплатежи за поставляе­мые в страны СНГ топливно-энергетические ресурсы.

В военной сфере:

действия США, подрывающие нашу способность к ядерно­му сдерживанию (создание национальной системы противора­кетной обороны (ПРО);

укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток и принятие этим альянсом новой военной доктрины;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воин­ских контингентов;

распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки;

конфликты и очаги напряженности, особенно в прилегаю­щих к РФ районах.

В гуманитарной сфере:

нарушения законных прав российских граждан и русскоя­зычной диаспоры за рубежом.

В криминальной сфере:

международный терроризм, в первую очередь — в Северо­кавказском регионе;

деятельность международных преступных группировок, во­влеченных в наркобизнес, торговлю людьми, крупномасштаб­ные экономические преступления.

В экологической сфере:

использование территории РФ для захоронения ввозимых из-за рубежа отходов вредных производств и размещения таких производств;

последствия экологических катастроф в сопредельных госу­дарствах.

Нейтрализация и устранение перечисленных и всех других возможных угроз является важнейшей задачей. Другая мас­штабная задача — создание оптимальных внешних условий для социально-экономического развития страны, демократических преобразований, соблюдения прав и свобод человека. Третья задача заключается в превращении нашего государства в авто­ритетный центр влияния в мировом сообществе, в его участии в формировании справедливого и стабильного миропорядка.

Для решения перечисленных основополагающих задач Рос­сия должна и может проводить открытую, прагматичную, ма­невренную, многовекторную и сбалансированную политику.

Только такая политика способна противостоять упоминав­шимся угрозам национальной безопасности, поскольку эти уг­розы многообразны и возникают на самых различных направ­лениях.

Ни военный потенциал, ни нынешнее геостратегическое и экономическое положение не позволяют России допустить новую «холодную войну» с Западом. На Юге и Востоке возни­кают и могут возникать в будущем угрозы, которые придется отражать вместе с Западом. Кремль должен быть заинтересован в тесном взаимодействии с КНР для блокирования натовского диктата в международных делах и противодействия исламскому экстремизму на Юге. Необходима сбалансированность в рам­ках СНГ: любое сближение России с одной из конфликтующих

сторон в ущерб другой ставит под удар стабильность на всем постсоветском пространстве.

Такая же линия необходима для успешного решения внут­ренних проблем. Страна нуждается в больших количествах со­временных технологий, инвестиций, товаров. Без внешнего фактора экономика будет пробуксовывать. Даже в разгар бом­бардировок Югославии Москва, с одной стороны, объявила о приостановлении всех контактов с НАТО, а с другой — прове­ла переговоры с МВФ и получила от него очередную порцию финансовой помощи.

Итак, у России нет иного выхода, как продолжать курс на связи с Западом в интересах своего внутреннего развития. Но одновременно надо расширять связи с партнерами на восточ­ном и южном направлениях. Срыв в отношениях с ближайши­ми соседями — странами СНГ — может лишить нас доступа к транспортным магистралям, природным ресурсам, полигонам и т.д. Так, разлад с Азербайджаном затруднит доступ к каспий­ской нефти, недоразумения с Казахстаном помешают исполь­зованию космодрома в Байконуре и центров по испытанию во­оружений. Раскол с Беларусью поставит под угрозу коммуника­ции, соединяющие Россию с Европой, — железнодорожные, авиационные, электрические и прочие. Чрезвычайно важны для российской экономики связи со странами АТР, Ближнего Востока и т.д.

Ту же логику можно применить к линии на возрастание роли России в мире. Поскольку мы не в состоянии, как преж­де, соперничать с Вашингтоном за мировое лидерство, то нам выгодно пропагандировать идею многополярности в междуна­родных отношениях, которая требует сбалансированного под­хода к различным блокам и странам, невзирая на их идеологи­ческую расцветку (в отличие от периода 1991—1992 гг., когда Россия активно подыгрывала Западу в распространении в мире демократического «евангелия»).

При этом России следует ратовать за такую многополярную систему, которая будет создана совместными усилиями госу­дарств и которая исключит традиционное противоборство от­дельных центров силы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.