Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Региональные приоритеты



У России нет ни ресурсов, ни потребности проявлять высо­кую активность везде и всюду. Предпочтительнее определить шкалу приоритетов и соразмерять с ней уровень нашей вовле­ченности в те или иные региональные процессы.

Главным для России региональным приоритетом является постсоветское пространство — в силу исторических, геополи­тических, экономических, гуманитарных и иных соображений. Есть механизм для упрочения наших позиций на упомянутом пространстве — СНГ, и его надо крепить, превращая в дина­мичное интеграционное объединение.

Члены СНГ в неодинаковой степени готовы к сближению, поэтому оправдана линия на многоуровневую и разноскоростную интеграцию. Учитывая европейский опыт, а равно интере­сы и позиции наших соседей на постсоветском пространстве, наиболее достижимо на нынешнем этапе экономическое взаи­модействие. В зависимости от ситуации следует выбирать формы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более узких объединениях, таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективной безопасности. Высшая на сегодняш­ний день форма интеграции — создающийся Союз России и Беларуси.

Успех политики на постсоветском пространстве зависит от соблюдения определенных принципов и учета ряда моментов:

1. Интеграция может осуществляться исключительно на принципах добровольности и равноправия.

2. Молодые государства, переживая пору становления, оза­бочены упрочением своего суверенитета. Проявления ментор­ства с нашей стороны воспринимаются ими весьма болезнен­но, как рецидивы имперских амбиций, отталкивают партнеров от России, побуждают их искать моральную и политическую опору на других направлениях, прежде всего у США.

3. Попытки поставить под сомнение существующие грани­цы, муссировать территориальные вопросы и иные споры по­литического характера, предвзятость в конфликтах между пост­советскими государствами тем более отдаляют обиженных от России и бросают их в объятия других центров силы.

4. Проявляя взвешенность, сдержанность и гибкость в упо­мянутых вопросах, мы вместе с тем должны отдавать себе отчет в том, что страны ближнего зарубежья будут стремиться к ди­версификации внешних связей. Это естественно для независи­мых молодых и испытывающих социально-экономические трудности государств, ищущих признания и надежные источ­ники финансовых и технологических ресурсов. Да и Россия сама добивается углубления партнерства с развитыми и богаты­ми партнерами.

5. Наше влияние на постсоветском пространстве должно обеспечиваться следующими мерами:

отчетливо выраженным пониманием стремления молодых государств к укреплению суверенитета и территориальной це­лостности, расширению внешних связей;

преодолением наслоений и стереотипов, оставшихся в на­следство от прошлого;

сотрудничеством с властями и общественностью постсовет­ских государств в обеспечении законных прав наших диаспор;

разработкой и внедрением в жизнь комплексной программы по всемирному развитию торгово-экономических контактов с ближними соседями;

беспристрастностью в отношении споров между постсовет­скими государствами, посредничеством в урегулировании этих споров;

искренней заинтересованностью, воплощаемой в конкрет­ных делах, в поступательном развитии и процветании всего постсоветского пространства;

объединением усилий с соседями в противодействии общим вызовам: терроризм, наркомафия, техногенные катастрофы, болезни и т.д.

Традиционный приоритет внешней политики России — Ев­ропа. Мы неразрывно связаны с этим континентом географи­чески, исторически, цивилизационно; от ситуации в Европе и наших отношений с европейскими странами напрямую зависят безопасность России и перспективы ее политического и эконо­мического реформирования. Наш стратегический, долгосрочный интерес заключается в полном интегрировании в Европу. На пути реализации этого интереса у демократической России нет непреодолимых преград, имеются лишь разного рода труд­ности, которые предстоит постепенно преодолевать.

Жизнь континента развивается на нынешнем этапе под зна­ком ускоряющейся интеграции. Евросоюз продолжает расши­рять свои ряды, переходит к единой валюте — евро, осущест­вляет институциональную реформу, формирует «оборонную идентичность». Укрепление ЕС способствует миру, стабильнос­ти и процветанию на многострадальном континенте.

Отношения с упомянутой организацией имеют для России ключевое значение. Надо стремиться к достижению такого уровня сближения с ЕС, чтобы можно было на равных сотруд­ничать в области обеспечения безопасности и экономики и действовать в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудниче­стве между РФ и ЕС 1994 г., которое еще не заработало в пол­ную силу. Конкретные проблемы (прежде всего — учет наших интересов в процессе расширения и реформирования ЕС) можно решать на основе одобренной в 1999 г. Стратегии раз­вития отношений РФ с Европейским Союзом.

Аналогичным образом России выгодно продолжать участво­вать в Совете Европы и продвигать вперед двусторонние отно­шения со всеми европейскими государствами, особенно веду­щими — Германией, Францией, Англией, Италией.

Отдельного внимания заслуживает НАТО. Эта организация является реальностью, отражающей волю многих европейских государств, с которой необходимо считаться, как и с тем объ­ективным фактом, что ликвидация американского военного присутствия в Европе может привести к разбалансировке взаи­моотношений между европейскими державами (например, Гер­манией и Францией). Осознавая это, Россия подписала с НАТО в 1997г. Основополагающий акт о взаимных отношени­ях, сотрудничестве и безопасности. Он должен был снять рос­сийскую озабоченность расширением альянса, заложить осно­вы партнерских отношений. Однако балканский кризис 1999г. вновь поставил на повестку дня ряд беспокоящих Россию про­блем.

Во-первых, НАТО осуществило силовое вмешательство во внутреннюю жизнь суверенного государства без санкции СБ ООН, по собственному решению.

Во-вторых, очевидна растущая готовность НАТО использо­вать военную силу на различных уровнях и в различных ситуа­циях.

В-третьих, новая стратегическая концепция альянса предус­матривает расширение географии применения силы далеко за пределы «зоны ответственности» НАТО. При этом насторажи­вает не только усиление активности на потсоветском пространстве, но и заявки на объявление его части сферой «интересов безопасности» НАТО (в частности, бассейна Каспийского моря).

Особый смысл приобретают усилия натовцев по разработке новейших, военных технологий, отработка приемов их использования в новых условиях, планы по дальнейшему расширению рядов альянса. Напрашивается вывод, что НАТО стремится утвердиться в качестве доминирующей силы во вновь выстра­иваемой системе европейской и даже международной безопас­ности.

Но альтернативы сотрудничеству с НАТО по-прежнему нет, и надо неуклонно вести дело к формированию равноправных и конструктивных взаимоотношений с альянсом в рамках упоми­навшегося Основополагающего акта 1997 г.

Одновременно Россия не должна отказываться от задачи создания единой общеевропейской системы безопасности. До­биться этого можно лишь на базе Организации по безопаснос­ти и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объединяющей практи­чески все государства континента и связывающей их разветвленной системой обязательств. Следует вести дело к тесному взаимодействию ОБСЕ, с одной стороны, с ООН, а, с другой, — с ведущими европейскими союзами, включая НАТО. Здесь важно максимально использовать потенциал принятых в нояб­ре 1999 г. на Стамбульском саммите документов — Хартии ев­ропейской безопасности и адаптированного Договора об обыч­ных вооруженных силах в Европе. При этом необходимо вся­чески препятствовать попыткам подчинить ОБСЕ Североатлан­тическому альянсу и перепрофилировать ее исключительно на контроль за ситуацией на пространстве бывшего СССР.

Не требует доказательств приоритетность отношений с США. Между нами уже нет идеологических противоречий: Рос­сия сама желает стать демократическим государством с рыноч­ной экономикой, и Соединенные Штаты не могут не привет­ствовать такой курс, но проблема заключается в том, что США, оставшись единственной сверхдержавой, увлеклись рас­ширением зоны своего влияния и фактически ведут дело к подчинению собственному контролю остального мира, вклю­чая Россию.

Нельзя не учитывать, что мир перестал быть биполярным и что у России нет ни потенциала, ни союзников для сохранения баланса сил с США. Но Москва не может согласиться и на роль младшего, послушного партнера Вашингтона: нам пред­почтительно проводить маневренную политику.

Необходимо крепить инфраструктуру российско-американ­ского взаимодействия как в целом, так и по конкретным во­просам — ограничение и сокращение стратегических ядерных вооружений, безопасность в Европе, ближневосточное урегулирование, терроризм и т.д. Важно предупредить образование пауз в контактах, не допуская сбоев в переговорах на актуаль­ные темы. Мы должны, как и прежде, доводить до американ­цев свои принципиальные позиции, противодействовать нега­тивным аспектам американской политики, в том числе вместе с заинтересованными сторонами (Китай, Индия, Иран, Палес­тина, Франция и т.д.), не пытаясь, однако, превращать коорди­нацию в перманентный альянс.

Россия не может обеспечить национальные интересы в пол­ном объеме, не укрепив своего положения в Азии. Наши основ­ные цели в регионе: обеспечение безопасности границ; сохра­нение стабильности в прилегающих к ним районах, характери­зующихся достаточно высоким конфликтным потенциалом; использование экономического сотрудничества с азиатскими государствами для модернизации национальной экономики, прежде всего в восточной части России.

Ситуация в АТР отличается противоречивым сочетанием партнерства и соперничества. С одной стороны, там сохраняет­ся общая стабильность, постепенно набирают обороты интег­рационные процессы. Участие России в основных региональ­ных структурах — в Форуме «Азиатско-Тихоокеанское эконо­мическое сотрудничество», в Асеановском региональном фору­ме по безопасности, в созданной при российской инициатив­ной роли «Шанхайской пятерке», дает полезные инструменты в области многосторонней дипломатии.

Успешно развиваются отношения с большинством госу­дарств региона. Важнейший наш ресурс — взаимопонимание с Китаем и Индией. Совпадение взглядов с этими странами по многим вопросам мировой политики способствует региональ­ной и глобальной стабильности. В обоих случаях задачей явля­ется подтягивание экономических контактов до уровня поли­тического взаимодействия.

Существует возможность достижения подлинного добросо­седства с Японией, отвечающего интересам обеих сторон. В рамках существующих переговорных механизмов следует про­должать поиск взаимоприемлемого оформления государствен­ной границы. Перспективен курс на расширение сотрудничест­ва с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которую следует рассматривать как один из важных центров складывающейся системы международных отношений.

С другой стороны, в Азии сохраняются, а на ряде направле­ний усиливаются опасные тенденции. Из региональных очагов напряженности наибольшую озабоченность вызывает Корей­ский полуостров. Нельзя допустить развития обстановки по кризисному сценарию, усилия должны сосредоточиваться на обеспечении нашего полновесного участия в урегулировании корейской проблемы, на поддержании сбалансированных отно­шений с обоими корейскими государствами.

Хроническую напряженность в Центральную Азию привно­сит кризис в Афганистане. Взаимодействуя с заинтересованны­ми государствами, Россия должна прилагать усилия для поли­тического урегулирования проблемы.

Необходимо последовательно вести дело к подписанию Ин­дией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединению к Договору о нерас­пространении ядерного оружия, поддерживать линию на созда­ние в Азии зон, свободных от ядерного оружия.

Нельзя не обратить внимания и на нарастание геополити­ческих противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе между США и КНР. Поднимающийся китайский исполин бро­сает вызов доминированию США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и провоцирует со стороны последних все новые контр­меры. Не менее нервно реагирует на усиление Пекина Токио, который в ответ интенсифицирует оборонное сотрудничество с Вашингтоном. Параллельно у японцев растут собственные по­литические амбиции. Разворачивающееся соперничество гиган­тов подстегивает военные приготовления средних и малых стран. При этом многие из них, несмотря на всевозможные трения с Вашингтоном, предпочитают сохранение в АТР ста­тус-кво, т.е. лидерства США. Их пугает перспектива милитари­зации Китая и в несколько меньшей степени, — Японии.

В наших интересах не провоцировать обострение противо­речий между США, КНР и Японией, не стремиться к созда­нию антиамериканских военно-политических альянсов с Кита­ем, а также с Индией. На них никто не согласится, а если такое вдруг и произойдет, то Россия ничего не выиграет: мы станем заложниками чужих интересов, позиций и взглядов, окажемся втянуты в не относящиеся к России конфликты и подорвем всю глобальную систему взаимоотношений с США и их союзниками.

Разумнее сделать акцент в АТР на созидательной работе, посредничая (в осторожном и сдержанном ключе) в распутыва­нии «узлов» напряженности, активно добиваясь укрепления ре­жима нераспространения ОМУ, обуздания гонки обычных во­оружений, упорядочения международной торговли оружием и т.д. Особое значение следовало бы придавать формированию многоярусной сети многосторонних диалогов и форумов без­опасности на региональном и субрегиональном уровнях, выра­ботке мер доверия, механизмов превентивной дипломатии и урегулирования конфликтов. В свете растущей взаимозависи­мости государств, а также ограниченности наших финансовых ресурсов именно такая линия обеспечения национальной безопасности России в АТР предпочтительна (в противовес под­ключению к новому витку гонки вооружений).

При этом нецелесообразно пытаться возглавить процессы становления коллективной системы безопасности. Лучше усту­пить пальму первенства средним и малым государствам и учи­тывать предрасположенность большинства участников между­народных отношений в АТР к постепенным, неспешным дей­ствиям, к неформальным договоренностям.

Необходимо исходить также из того, что безотлагательное преодоление отсталости восточных районов РФ является не только первоочередной внутренней социально-экономической задачей, но и проблемой, напрямую связанной с обеспечением нашей национальной безопасности и территориальной целост­ности. При этом попытки закрыть Сибирь и Дальний Восток от Китая из-за опасений демографической экспансии с его стороны чреваты лишь тем, что наши восточные районы окон­чательно превратятся в «задворки» АТР и рано или поздно не­пременно станут объектом экспансии соседних держав, и, прежде всего Китая. Напротив, широкое открытие Сибири и Дальнего Востока для КНР и других зарубежных партнеров по­зволит преодолеть отсталость и одновременно приведет к тес­ной взаимозависимости стран региона, их заинтересованности в благополучии друг друга, проложит путь к глубокой интегра­ции наподобие той, которая имеет сейчас место в Европе или в Юго-Восточной Азии.

Целесообразно добиваться разработки комплексной про­граммы привлечения на Дальний Восток и в Сибирь китайских и других зарубежных капиталов, рабочей силы, технологий. Использовать привлекательность для Китая и всех соседних го­сударств российской ресурсной базы (нефть, газ, уголь, лес, металлы и т.д.). Влиять на потенциальных партнеров через АТЭС и другие международные форумы, договариваться с ними на двусторонней основе.

Не может Россия уйти из еще одного региона — Ближнего и Среднего Востока. Благодаря своим богатым человеческим и естественным ресурсам, а также географическому положению этот регион имеет стратегическое значение для всеобщего мира и мировой экономики и России, в частности.

В сфере безопасности очевидно, что нарушение мира и ста­бильности на Ближнем и Среднем Востоке создаст угрозу и может втянуть Россию в разрушительные конфликты, подо­рвать российские экономические интересы, вывести из строя транспортные и коммуникационные артерии. Москве необхо­димо также следить за тем, чтобы государства, движения и граждане региона сохраняли позитивное отношение к Россий­ской Федерации и не предпринимали действий, угрожающих нашей территориальной целостности, суверенитету и внутрен­нему миру в целом.

В политической области Россия заинтересована в тесных контактах со всеми государствами региона в решении глобаль­ных проблем и создании стабильной многополярной системы международных отношений.

Экономический аспект нашей политики на Ближнем и Среднем Востоке должен включать в себя полновесное участие в разработке и транспортировке каспийских нефти и газа, бес­препятственный доступ к энергоресурсам Персидского залива, быстрый рост взаимной торговли, привлечение из региона ин­вестиций в российскую экономику, возвращение нам долгов такими государствами, как Ирак, Сирия, Ливия.

В культурном плане регион важен, учитывая религиозный фактор. Необходимо способствовать контактам мусульман РФ с единоверцами на Ближнем и Среднем Востоке, следя за тем, чтобы они не приводили к негативным политическим послед­ствиям. Ресурс нашей политики — наличие большого числа выходцев из России в Израиле.

Требует внимания Африка — с учетом как исходящих с этого континента рисков для глобальной стабильности, так и его значительных резервов для наращивания сотрудничества. России следует способствовать урегулированию региональных конфликтов на африканском континенте, используя для этого свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, рас­ширять сферу политического взаимодействия с этими странами в международных организациях.

Стабильно развиваются отношения со странами Латинской Америки. Привлекательность этих стран как партнеров связана с их заинтересованностью в сотрудничестве с Россией, емкос­тью и динамичностью их рынков, увеличением роли Латин­ской Америки в международных делах.

Для реализации изложенной выше внешнеполитической стратегии от России потребуются немалые усилия. Важнейший залог успехов — укрепление государства и его обороноспособ­ности, оздоровление национальной экономики, повышение благосостояния и социальной защищенности граждан. От этого, в конечном итоге, будет зависеть упрочение междуна­родных позиций России, ее веса и влияния в мире.

Литература

Внешняя политика России 1991—2000 // Pro et Contra. 2001. № 1—2.

Внешняя политика и безопасность современной России. 1991— 1998. В 2-х томах. М., 1999.

Внешняя политика Российской Федерации. 1992—1999. М., 2000.

Военная доктрина России (Официальный сайт МИД России — www.mid.ru)-

Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000.

Концепция внешней политики России (Официальный сайт МИД России — www.mid.ru).

Концепция национальной безопасности РФ (Официальный сайт МИД России — www.mid.ru).

Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России — пробле­мы и перспективы. М., 2000.

Отношения между великими державами в Восточной Азии после окончания холодной войны. М., 2000.

Расстановка сил в Азии // Internationale Politik. 2001. № 4.

Россия, Китай и новый миропорядок XXI века. М., 2001.

Современные международные отношения / Под ред. А.В.Торкуно-ва. М., 2000.

 

Глава 2.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.