Научные редакторы: АД. Воскресенский, Н.П. Малетин
В78 Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные
проблемы международных отношений.Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Воскресенского. — М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 528 с.
В учебном пособии, подготовленном международным коллективом авторов из России, Китая, Индии, рассматриваются дискуссионные геополитические вопросы, связанные с функционированием региональных подсистем международных отношений.
Книга представляет собой учебную литературу нового типа — с многомерным взглядом на дискуссионные проблемы, с большой долей аналитического компонента и ориентированную как на студентов, так и на исследователей и широкий круг читателей, интересующихся мировыми и региональными проблемами.ISBN 5 - 8243 - 0261 – 8
Московский государственный институт международных отношений (Университет), 2002. Коллектив авторов, 2002. «Российская политическая энциклопедия», 2002.
Предмет и задачи изучения региональных подсистем международных отношений
Объект познания как система функционирует в среде и взаимодействует с другими системами. Из этого положения вытекает целый ряд важных выводов. Во-первых, в основе системы должен лежать материальный объект. Во-вторых, так как человек вырабатывает свой способ отношения к действительности и собственному бытию посредством определенных психических процессов, то появляются нематериальные духовные системы, ориентированные на человека и взаимосвязанные с материальными. В-третьих, структура системы определяется сформулированной целью, так как каждая система состоит из ряда специфичных по решаемым задачам элементов. Таким образом, под системой можно понимать особую организацию специализированных элементов, объединенных (или объединяемых) в единое целое для решения конкретной задачи или выполнения определенной функции. Основное качество системы (целостность) заключается в не сводимости ее свойств к свойствам элементов, и наоборот. Иными словами, система — аналитически созданный объект анализа, характеризующийся рядом переменных факторов, не теряющих идентичности с течением времени, т.е. система — это общность элементов, отличающаяся от составляющих ее единиц.
Системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей между элементами системы, а также элементов системы (подсистемы) со своими локальными (частными) целями и средствами достижения. Отношения между составляющими системы или ее внешним окружением категорируются по степени различия, амбивалентности и являются отношениями тождества, различия, противоположности (или противоречия). Любое из несовпадений между составляющими системы на качественном уровне может вылиться в нечто новое (новое качество или новый элемент), не присущее изначальной системе. Организуясь как самостоятельное, это образование несет в себе категорию отрицания. Цикл завершается сосуществованием двух образований — старой системы и нового образования, приобретающего законченную форму и, быть может, становящегося новой самостоятельной системой. Источником нового в системе могут быть как внутренние противоречия между элементами системы, так и внешние — между системой и средой.
В теории систем термин противоречия часто заменяют понятием конфликт. Именно поэтому проблематика конфликтов и безопасности выделена в настоящей работе в отдельный, заключительный отдел. Некоторые исследователи рассматривают конфликт как частный случай взаимодействия динамических систем, включающих также единство, содружество, содействие, симбиоз. Теория систем позволяет рассматривать всю систему как совокупность участников со своими взаимоотношениями, а взаимодействующие стороны интерпретировать как элементы этой системы со сложными связями между собой.
Основными свойствами любой системы являются: взаимосвязь среды и системы (внешняя характеристика системы); целостность, определяющая ее внутренние свойства (характеристики), т.е. внутреннее единство, принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов; гомеостаз, т.е. соблюдение некоего динамического равновесия, гарантирующего поддержание параметров в определенном диапазоне; информационность, т.е. методы воплощения информационной сущности сигналов и способов кодировки передаваемых системой сообщений (семантика и семиотика системы).
При применении теории систем нам также понадобится определить следующие понятия:
состояние системы — совокупность параметров, характеризующих функционирование системы, которая однозначно определяет ее последующие изменения;
структура — совокупность функциональных элементов системы, объединенных определенными связями;
модель — специально синтезированный для удобства исследования объект, который обладает необходимой степенью подобия исходному, адекватной целям исследования;
движение системы — изменение состояния системы, обусловленное внешними и внутренними причинами;
управление системой — особым образом ориентированное воздействие на систему, которое обеспечивает придание ей требуемых свойств или состояний.
Еще одним важным свойством системы является ее безопасность. Понятие безопасности имеет две стороны — внешнюю, т.е. определяющую воздействие объекта на среду, и внутреннюю, т.е. характеризующую свойства сопротивляемости объекта по отношению к действиям среды. Таким образом, внешняя безопасность — это способность системы взаимодействовать со средой так, чтобы не происходили необратимые изменения или нарушения важнейших параметров, характеризующих допустимое состояние среды. Внутренняя безопасность — характеристика целостности системы, т.е. способность системы поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий. Следовательно задачей безопасности является определение угрозы распада системы в целях своевременного принятия мер по недопущению этого процесса.
Вне зависимости от того, является ли система естественной или искусственной, планируемой или существующей, она отражает некоторую объективную реальность. Иными словами, функционирующая система обладает свойствами, носителями которых является существующая реальность. Однако оценивать эти свойства может только над системная структура, т.е. для вынесения суждения о системе (подсистеме) надо выйти из нее (показатель качества системы есть мера субъективной оценки объективной действительности).
Системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины 50-х годов XX в., хотя многие из положений теории международных отношений были разработаны и раньше. Однако особенно широкое распространение системные идеи получили после выхода работ классиков политической науки Т. Парсонса и Д. Истона, в которых политическая система рассматривалась в виде определенной совокупности отношений, находящейся в непрерывном взаимодействии со своей внешней средой через механизмы «входов» и «выходов» в соответствии с базовыми идеями кибернетики. Исследователи определили, что международные отношения имеют свою специфику — по характеру они являются социальными отношениями, а значит, международные системы и подсистемы относятся к типу социальных систем. Это означает, что они должны рассматриваться как сложные адаптирующиеся системы, анализ которых невозможен по аналогии с анализом моделей механических систем. Эти системы, как правило, принадлежат к типу открытых и слабоорганизованных, т.е. в них сложно провести четкую границу и подвергнуть анализу систему в отрыве от среды, и наоборот. Пространственные границы таких систем носят вполне условный характер. Подсистемы Европы или Азиатско-Тихоокеанского региона хотя и отличаются характером своих отношений со средой, однако не только существуют в реальности, но и имеют некоторые пространственные границы, часто весьма условные. Это в той или иной степени верно для всех региональных международных (под)систем. Они представляют собой не просто аналитические объекты, а конкретные связи между реально существующими социальными общностями, взаимодействие которых имеет определенные черты системной организации.
Еще одна особенность международной системы отношений связана с тем, что ее основные элементы представлены социальными общностями (включая отдельные индивиды), т.е. они являются социальными системами особого типа со слабой степенью интеграции элементов в целостность и со значительной автономией элементов. Третья особенность связана с тем, что международные отношения являются по преимуществу политическими отношениями, главным звеном которых являются межгосуударственные отношения.
Общая теория систем, разработанная в общественных науках, рассматривалась в наиболее радикальной форме применительно к международным отношениям американским исследователем М. Капланом в классической книге «Systems and Process of International Relations» (N.Y., 1964). Впоследствии с резкой критикой этого подхода выступил другой классик теории международных отношений К. Уолтц в своих работах «Theory of International Relations» (L., 1975) и «Theory of International Politics» (Reading, 1979). После того как подход К. Уолтца стал фактически общепринятым в науке о международных отношениях (пусть в некоторых странах он напрямую и не ассоциировался с его именем), подход М. Каплана был подвергнут критике практически всеми западными авторами, которые сколько-нибудь серьезно занимались теорией международных отношений. Однако без краткого анализа концепции М. Каплана непонятно, что из системной теории может применяться и успешно применяется в сегодняшнем теоретическом анализе международной и региональной систем отношений.
Согласно теории М. Каплана и в соответствии с классической теорией систем, система представляет собой некий аналитически созданный объект анализа, который характеризуется рядом переменных факторов, не теряющих идентичности с течением времени. Эта предпосылка позволяет применять системный подход к анализу исторического процесса. Используя свой набор переменных факторов, М. Каплан вычленяет шесть типов международных систем: баланс сил; мягкую биполярную систему; жесткую биполярную систему; систему, состоящую из объектов, обладающих правом вето («unit veto» system); а также иерархическую и универсальную системы, часть из которых не поддается подтверждению историческими примерами, а является простыми аналитическими моделями. Основная посылка М. Каплана в отношении всех систем состоит в том, что система есть явление, которое в определенном смысле отличается от составляющих ее обособленных единиц. «Чистый» системный подход и его слабые стороны в плане объяснения явлений международных отношений были проанализированы К. Уолт-цем и рядом других, в том числе и отечественных, авторов (см. литературу в приложении к книге).
М. Каплан в своих работах, применив функциональный метод анализа социальных явлений Т. Парсонса (Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997), также выявил различие между функциями в системе, определив некоторые из них как позитивные, другие — как негативные, а третьи — как
функции «иного уровня» (в его терминологии «ступенчатого уровня» (step-level, т.е. уровня, повышающего на ступень). Согласно такой классификации, при одних отношениях между объектами международных отношений сохраняется статус-кво, другие отношения частично его изменяют, а третьи (на «уровне другой ступени») влияют на систему в целом (скажем, на уровне подсистем или элементов системы) и трансформируют ее в новую систему. В концепции М. Каплана важна также идея о том, что единица анализа представляет собой и систему, и подсистему одновременно.
В то же время модель баланса сил (или баланса мощи) в системе М. Каплана является некоей международной системой без политических подсистем с пятью или более участниками (другие аналитики говорят о двух-трех участниках), а также определенными правилами, по которым играют эти участники. Правила состоят в следующем: участники стремятся увеличить свои возможности и, не желая потерять это преимущество, предпочитают вести борьбу; они прекращают борьбу, если появляется опасность уничтожения всех участников; любое государство будет препятствовать чрезмерному усилению другого государства или коалиции государств; любое государство будет препятствовать объединению других государств в целях создания наднациональной организации; потерпевшим поражение государствам разрешается вновь вступить в систему. На практике некоторые из этих посылок не подтверждаются на эмпирическом уровне; кроме того, правила зависят от таких вспомогательных понятий, как возможности и мощь, которые трудно поддаются количественному измерению. В то же время определенные важные предположения, сформулированные в рамках этого подхода, при должной модификации хорошо применяются при анализе международных отношений, а значит, продолжают активно использоваться практиками.
Существуют и другие подходы к международным отношениям как системе, из которых наиболее известными являются традиционно-исторический (международная система — это дипломатические отношения между государствами в тот или иной исторический период), историко-социологический (с идеей социальной детерминированности конкретной исторической системы международных отношений), структурный (выделяются исторические системы международных отношений, основанные на различиях структуры), эмпирико-региональный или, в другой терминологии, социоестественный (определенные географические регионы, как (под)системы), структурно-дипломатический (система — это понимание, предположения, усвоенные навыки, виды реакции, правила, нормы и процедуры, приобретаемые и используемые акторами при осуществлении их различных индивидуальных целей в рамках совместной
практической деятельности). Общим или наиболее важным во всех этих подходах является вычленение общей (планетарной) системы международных отношений, т.е. самодостаточной системной целостности, позволяющей описывать и анализировать международные отношения вообще.
В 90-е годы некоторые теоретики международных отношений заговорили о настоятельной необходимости разграничить общие и частные проблемы систем международных отношений. Связано это было с нарастанием тенденций к глобализации, с одной стороны, и регионализации и региональной фрагментации, с другой.
Под глобализацией здесь и далее понимается возникновение новой системы мирового хозяйствования, заключающейся в слиянии национальных экономик в единую общемировую систему, основывающуюся на новой ступени либерализации движения товаров и капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, телекоммуникационном сближении регионов и стран, возникновении межнациональных социальных движений, интернализации образования, сопровождающаяся стандартизацией процессов глобального управления, политических интересов, культуры и ценностей, информационных и коммуникационных потоков и выражающаяся в параллельно идущих процессах регионализации и фрагментации мира. Некоторые аналитики (В. Федотова, к примеру) вообще понимают глобализацию как новый процесс социальной трансформации, который вытесняет выбор путей отдельных обществ в их локальные пространства.
Под регионализацией понимается формирование экономических связей в регионе на основе географической расположенности государств, а под регионализмом — формирование экономических сообществ близко расположенных государств посредством торговых соглашений преференционного типа. Некоторые аналитики под регионализмом (точнее международным регионализмом) понимают взаимозависимость стран и выход интересов национальных субъектов за их границы, но в региональных рамках. В главе 6, раздел III предложено и другое, более узкое, понимание регионализации как региональной экономической интеграции.
Как уже отмечалось, и в самой теории систем была заложена возможность рассмотрения частей «большой системы» в качестве подсистем — несмотря на определенную целостность планетарной международной системы, в ней неизбежны онтологические разрывы, обусловленные тем, что ряд международных взаимодействий не вписывается в нее и обладает определенной автономией, а также и тем, что существуют частные закономерности, связанные со спецификой (прежде всего географической, территориально-экономической, цивилизационной,
культурной, этнопсихологической) функционирования частей системы, т.е. подсистем. Эти более узкие (частные) закономерности описывают функционирование региональных и субрегиональных подсистем, т.е. совокупности специфических международных взаимодействий, в основе которых лежит общая географическая и культурно-цивилизационная принадлежность. Так проблематика теории систем была воспринята регионове-дением, во всяком случае теми представителями этой дисциплины, которые исходят из определения регионоведения как комплексной, интегральной социально-экономической дисциплины, изучающей закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, при-родно-ресурсных особенностей, места и роли в международном разделении труда и системе (подсистемах) международных отношений.
Под регионом в широком смысле понимается определенная территория, представляющая собой сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть отграничен признаками наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географических, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию.
Некоторые исследователи (к примеру, А.С. Мальгин), опираясь на ранее разработанные в отечественной науке о международных отношениях подходы, посчитали продуктивным использовать понятие международно-политический регион и соответственно понимать под регионом в международных отношениях (или международно-политическим регионом) совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, объединенных общей логикой таким образом, что эта логика и координаты ее существования являются взаимообусловленными.
Предлагаемое ниже и частично отраженное в данной книге условное членение мира на региональные подсистемы и регионы исходит из широкого определения понятия регион: географические макрорегирны — Азию, Африку, Америку, Европу, Австралию и Океанию; мезорегионы (средние регионы): Центральную, Северную, Южную Америку, Европу, Австралию и Океанию, Северо-Восточную, Юго-Восточную, Южную, Западную и Центральную Азию, Северную (арабскую) Африку и Африку южнее Сахары, а также регионы (субрегионы) с подразделением Америки на Центральную, Северную и Южную, Европы на Северную, Восточную, Центральную и Южную (в другом членении — Западную, Центральную и Восточную, причем в разных классификациях в состав региона Европа в целом и в ее части включают разное число стран), а Западную, точнее Юго-Западную, Азию — на Ближний и Средний Восток. Рднако понятие Ближний и Средний Восток шире, чем Юго-Западная Азия, так как в него включают не только шестнадцать государств последней, но также и Египет и Судан. Такое понимание региона опирается на его определение как обширной территории, охватывающей главные подразделения континентов или их целостные части.
Кроме того, выделяются историко-культурные регионы: китайский, корейский, вьетнамский (Вьетнам, Лаос, Камбоджа), индийский (Индия, Непал, Бутан, Шри-Ланка), индоиранский (Пакистан, Афганистан, Иран, Таджикистан), тюркский (состоящий из шести государств), арабский (состоящий из семнадцати государств), российский (Россия, Украина, Беларусь или, в другой интерпретации, двенадцать стран СНГ), европейский (состоящий из тринадцати стран).
Североамериканский, латиноамериканский, африканский регионы объединяются в соответствующие региональные общности по таким параметрам, как геополитическая традиция (принадлежность к единому государственному образованию), современная тенденция к интеграции (межгосударственному взаимодействию), этнолингвистическое, этнокультурное или этнопсихологическое единство.
Можно также говорить и о культурно-религиозных макрорегионах или цивилизационных комплексах, где под цивилиза-ционным комплексом понимается социокультурная система, а под локальной цивилизацией предложенное Б.С. Ерасовым понятие социокультурной общности, формируемой на основе универсальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусстве. К культурно-религиозным макрорегионам обычно относят: конфуцианско-буд-дийский, индуистский, мусульманский, православный, западно-христианский, латиноамериканский, африканский, тихоокеанский. Такая классификация опирается на понимание региона как некоей части, характеризующейся общностью исторического развития территории, географического положения (в большей степени), природных и трудовых ресурсов, специализацией хозяйства (в меньшей степени).
Ясно, что по этим классификациям отдельные страны могут входить в соответствии с различными параметрами не в один, а в два или даже три региональных кластера. Кроме того, часто выделяются и другие культурно-географические агломерации государств, которые могут строиться по принципу экономической кооперации и совместной системы безопасности, и/или «скрепляться» историческими конфликтами, спорными про блемами, традиционной враждой, т.е. правомерно деление мира на геоэкономические и геополитические регионы. К ним относят сообщества соразвития — американское, европейское и азиатско-тихоокеанское. Интересно, что такое членение соответствует делению на торговые блоки.
Некоторые исторические регионы в последнее время приобретают довольно четко выраженные геоэкономические очертания, к примеру, Юго-Восточная Азия, страны арабского Магриба, страны Персидского (Арабского) залива, страны Бенгальского залива. Такое членение, как правило, опирается на более узкое определение региона как сложного культурно-территориально-экономического комплекса, имеющего ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства и социальных отношений, определенные (специфические) потребности в связях с внешней средой. Таким образом, кроме широкого и узкого определения региона можно говорить также и о расширительном понимании региона как территории шире, чем территория национального государства и об узком понимании региона как определенной территории в составе национального государства.
Возможно и другое членение мира на регионы и субрегионы, поскольку не существует общепринятого определения понятия регион. В частности, иногда говорят о географо-полити-ческом субрегионе Юго-Западная Азия, выделяя в нем Присре-диземноморье (Левант), Двуречье и Аравию; в Африке также можно выделить три (Северная и Северо-Восточная Африка и весь остальной континент) и пять регионов (субрегионов) — восточный, средний, северный, южный и западный, а три государства северо-востока Африки образуют регион Африканского Рога. Часто в Северо-Восточной Азии выделяют Дальний Восток.
Иногда исследователи делят Азию на Южную, Юго-Восточную и Восточную, таким образом исключая из нее Океанию и Австралию, Ближний и Средний Восток и государства Центральной Азии. При этом некоторые исследователи считают, что Афганистан принадлежит скорее региону Ближнего и Среднего Востока, чем Южной Азии, в которую объединяют семь государств Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества (SAARC — South Asian Association for Regional Cooperation) — Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланку. Внутри этой ассоциации Бангладеш, Индия и Шри-Ланка образовали объединение стран Бенгальского залива. Десять стран Юго-Восточной Азии (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам) образовали ассоциацию государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН (ASEAN — Association of Southeast Asian Nations).
В Восточную Азию обычно включают Китай (КНР), Японию, Северную и Южную Корею, Монголию и Тайвань. Одна ко в последнее время все большее распространение получает и расширительное понимание Восточной Азии как геоэкономического ареала, в который входят Япония, Китай (КНР), Южная Корея, Тайвань, Гонконг (сегодня он снова часть КНР), Малайзия, Сингапур, Таиланд и Индонезия. С некоторыми оговорками в это геоэкономическое образование также включают Вьетнам, Камбоджу, Лаос и Мьянму, а в самое последнее время — и Монголию, российский Дальний Восток, некоторые из государств на Тихоокеанских островах, Австралию и Новую Зеландию, но не Северную Корею. Все эти государства (плюс Антарктика) входят в Восточное полушарие (в противовес государствам Западного полушария).
По-видимому, сегодня с той или иной степенью определенности можно говорить о панамериканской (межамериканской), европейской, африканской, азиатской региональных подсистемах международных отношений, а также и о некоторых более или менее четко определяемых субрегиональных подсистемах — западноевропейской (как части европейской), североамериканской и южноамериканской (или латиноамериканской) как частях панамериканской (межамериканской), Ближнем Востоке, Среднем Востоке, Восточной Азии, Южной Азии, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе (как частях азиатской (под)системы международных отношений), в которых Ближний и Средний Восток, АТР, Южная Азия группируются в субрегиональные подсистемы (регионально-субрегиональные подсистемы).
Вопрос о региональных и субрегиональных подсистемах международных отношений, как и о регионах вообще, является крайне дискуссионным. Когда мир описывался в категориях биполярного взаимодействия или в категориях взаимодействия двух центров и двух типов периферий, наличие региональных и субрегиональных подсистем не вызывало сомнений и оживленных дискуссий, поскольку закономерности их функционирования связывались прежде всего со спецификой функционирования планетарной международной системы, основанной на биполярное™, сам механизм функционирования которой не подвергался сомнению. С момента распада биполярной структуры отношений ситуация усложнилась и возникло очень много вопросов, на которые пока или нет ответа, или эти ответы представляются крайне неоднозначными и дискуссионными: если биполярная система исчезла, то что пришло ей на смену? Если мы пока не можем сказать, что пришло ей на смену, то, может быть, мир вообще распался на относительно компактные территориально-экономические регионы и субрегионы, а значит, нет и не будет общих закономерностей функционирования международной системы, а есть только сочетание взаимодействия региональных и субрегиональных подсистем? Если,так, то к каким подсистемам относятся Россия, Китай, Индия? Составляет ли Южная Азия региональную подсистему или же это субрегиональная подсистема? Каково взаимоотношение между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Восточной, Южной, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азией не в географическом смысле, а с точки зрения образования региональных и субрегиональных подсистем международных отношений? Как соотносятся региональные подсистемы и цивилизационные миры, в частности, в связи с нашумевшей теорией С. Хантингтона о конфликте цивилизаций? Каково соотношение между процессом глобализации и регионализации, и не является ли процесс регионализации отражением того, что планетарная международная система фактически распалась на региональные (субрегиональные) подсистемы, каждая из которых является фактически независимой системой? Или же все-таки не системой, а лишь подсистемой, т.е. существует лишь модификация неких общих закономерностей (общих параметров), связанная с географической и культурно-цивилизационной спецификой?
На большинство из поставленных вопросов сегодня пока нет однозначного ответа, и именно этим объясняется аналитическая размытость многих параметров понятия региональная подсистема, географический, экономический и геополитический срезы которых не всегда совпадают, а часто и накладываются друг на друга либо достаточно быстро видоизменяются с течением времени. В этом смысле в самом системном подходе заложена гносеологическая ограниченность — ни одна система, достигшая определенного уровня сложности не может быть познана полностью, т.е. как только аналитик выходит за рамки относительно простых систем, уменьшаются основания для правильности делаемых им выводов. Системный подход вкупе с другими подходами дает исследователю богатый теоретический и методологический материал для поиска адекватного ответа на многие вопросы.
Если обратиться к современной отечественной литературе, то становится ясно, что книг по международным отношениям не так уж и много, а большинство изданий обобщающего страноведческого, и особенно регионоведческого характера, откровенно устарело. Значительная часть проблем, о которых пишут авторы соответствующих глав, пока обсуждается в отечественной аналитике лишь на уровне круглых столов и конференций либо в малотиражных изданиях, практически не достигающих студенческой аудитории. К тому же мир развивается так стремительно и многие работы устаревают так быстро, что накопленный материал не позволяет сформулировать обобщения долгосрочного характера. Авторы полностью отдают отчет о всех сложностях, которые их подстерегают. Но учебный процесс настоятельно требует новой учебной литературы, поэтому цель данного пособия ввести в систематизированном и концентрированном виде дискуссионную проблематику, связанную с функционированием восточных подсистем международных отношений (в сравнении с западными), в учебный процесс по международным отношениям регионоведческого профиля.
Учебное пособие представляет собой литературу нового типа — с многомерным взглядом на дискуссионные проблемы, с большой долей аналитического компонента, ориентированную как на студентов и магистрантов, обучающихся по курсам «Региональные подсистемы международных отношений», «Региональные проблемы современных международных отношений», «Актуальные проблемы стран Азии и Африки» по специальностям: международные отношения, регионоведение, история, так и широкий круг читателей, интересующихся мировыми проблемами.
В нем рассмотрены закономерности (в том числе — исторические) функционирования региональных подсистем и межрегионального взаимодействия, представлен анализ региональных проблем международных отношений на Востоке через призму проблем глобализации, интеграции, регионализации, а также исследованы проблемы региональной безопасности. Конечно же, такое членение условно, оно отвечает прежде всего задачам более доходчивой подачи эмпирического материала.
Книга подготовлена кафедрой Востоковедения факультета Международных отношений при участии кафедр Истории международных отношений и внешней политики, Истории и политики стран Европы и Америки факультета Международных отношений, а также факультета Политологии МГИМО (У) МИД России, дипломатов МИД России, исследователей Дипломатической академии МИД России, ИМЭМО РАН, Института востоковедения РАН, Института Дальнего Востока РАН, Китайского института международных проблем МИД КНР и Хайдарабадского университета (Индия).