Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Позиции России по глобальным проблемам



Внешнеэкономическое сотрудничество

Перспективы российского государства, в том числе его без­опасность, будут определяться нашими успехами в социально-экономическом развитии. Эти успехи, в свою очередь, напря­мую зависят от эффективного использования внешнего факто­ра. Россия должна в кратчайшие сроки полноправно интегри­роваться в мировую хозяйственную систему, обеспечить себе

надежные и устойчивые каналы получения финансовых и тех­нологических ресурсов, рынки сбыта собственных товаров. Конкретные задачи на данном направлении в порядке приори­тетности следующие:

привлечение в национальную экономику иностранных ин­вестиций, прежде всего, в современные, наукоемкие, техноло­гические отрасли;

подключение российских компаний к крупным транснаци­ональным проектам, в том числе по разработке и передаче энергоносителей;

всемерная поддержка российского экспорта за счет созда­ния, в частности, соответствующего федерального агентства, продвижения на мировые рынки конкурентоспособной продук­ции, решительного противодействия дискриминации отечест­венного производителя за рубежом;

приостановление бегства из России капиталов и бескон­трольного вывоза ценных ресурсов;

защита отечественных производителей;

вступление России в ВТО и другие ведущие организации, наше участие в регулировании международных экономических отношений, в преодолении негативных побочных последствий глобализации — растущего разрыва между «богатыми» и «бед­ными» нациями, интернационализации локальных политичес­ких, финансово-экономических, техногенных и других кризи­сов и т.д. Решая упомянутые задачи, необходимо осознавать и учитывать, что никто ни на Западе, ни где бы то ни было еще не собирается «нянчиться» с Россией, никто не горит желани­ем «выкормить» нового супергиганта. Но по-иному и быть не может. Ни одно государство не стремится создать себе конку­рента и соперника. Смешно думать, что французы не спят но­чами, озабоченные тем, как бы усилить Германию. Или что ис­панцы трудятся в поте лица, чтобы вернуть былое величие Анг­лии, а китайцы грезят о превращении Японии в сверхдержаву.

Конкуренция — неизбежное и естественное явление. Поэ­тому России, как и другим странам, придется бороться за место под солнцем. При этом борьба вполне сочетается с со­трудничеством и сотрудничество может преобладать, как это происходит в послевоенной Западной Европе (несмотря на то, что на протяжении веков нынешние партнеры почти беспре­рывно воевали между собой).

Формирование устойчивой системы международных отношений в XXI веке

В условиях глобализации, углубляющейся взаимозависимос­ти государств формирование устойчивой системы международ­ных отношений является неотложной потребностью. Устойчивой же может быть лишь многополярная система, базирующая­ся на равноправии, взаимном уважении и взаимовыгодном со­трудничестве, способная обеспечить всестороннюю безопас­ность каждого государства. Мировое сообщество должно на­учиться совместно, на основе кооперативных механизмов, уп­равлять процессами глобализации и всеми другими аспектами современного бытия.

Решающее значение имеет здесь ООН — это проверенный временем, закаленный в баталиях «холодной войны» универ­сальный институт по обеспечению мира и безопасности на нашей планете. Другого нет, и изобрести его невозможно. Именно ООН должна стать «краеугольным камнем» многопо­лярности в международных отношениях, коренным образом отличной от прежней системы баланса сил, которые неодно­кратно приводили к войнам, в том числе в XX в.: ООН будет сотрудничать с региональными организациями, сливая их в многоярусные, разноцелевые механизмы обеспечения безопас­ности, координации усилий в политической, экономической и других областях.

Насущная задача ООН — всемерно укреплять ее роль на международной арене, в частности:

сохранить главную ответственность СБ ООН за поддержа­ние мира, усиливая его контрольные функции за возникнове­нием и урегулированием конфликтов;

добиваться всеобщего признания того, что только этот орган правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру;

повышать эффективность Совета безопасности за счет рас­ширения состава, наращивания и модернизации его потенциа­ла антикризисного реагирования, осуществления миротворчес­кой деятельности;

отстаивать нерушимость основополагающих принципов ООН и универсальный характер их применения.

Упрочение всей международно-правовой основы миропо­рядка, обеспечение верховенства права должны постоянно на­ходиться в центре внимания мирового сообщества. Это пред­полагает:

неуклонное соблюдение общепризнанных принципов меж­дународного права и международных обязательств, выработка их согласованного и целостного толкования в общечеловечес­ких интересах, прогрессивное развитие международного права;

недопустимость военных акций в обход СБ ООН, в т. ч. для предотвращения гуманитарных катастроф, необходима выра­ботка ясного толкования этих катастроф; мировое сообщество вправе и даже обязано реагировать на массовые нарушения прав человека, но делать это исключительно от имени СБ ООН и в строгом соответствии с нормами международного права, в

адекватных размерах; следует исключить использование лозун­гов самоопределения для подрыва территориальной целостнос­ти и политического единства суверенных и независимых госу­дарств, для поощрения и поддержки сепаратистских движений;

более широкое использование контрольно-имплементаци-онных и судебных механизмов и процедур для дополнительных гарантий против обхода международного права;

совершенствование и активное применение методов мирно­го разрешения споров, включая повышение роли Международ­ного суда, а также всемерное поощрение практики «добрых услуг» Генерального секретаря ООН, посреднических усилий его представителей.

В интересах России самым энергичным образом участвовать в ООН, «большой восьмерке», других международных органи­зациях и форумах, отстаивая там и продвигая в жизнь наше ви­дение новой международной системы.

Военная безопасность

Проблема распространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и обычных вооружений имеет самое непосредственное отношение к обеспечению военной безопасности России, а также глобальной и региональной ста­бильности. Наши усилия следует сосредоточить на целом ряде аспектов этой проблемы:

всемерно укреплять режим, базирующийся на Договоре 1968 г. о нераспространении ядерного оружия и Договоре 1996 г. о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; ока­зывать соответствующие воздействие на все страны, ставящие своими действиями под угрозу упомянутый режим (США, Индия, Пакистан, Израиль, Ирак, КНДР и т. д.);

идти дальше по пути сокращения своего ядерного потен­циала на основе двусторонних договоренностей с США (СНВ-2, СНВ-3) и в многостороннем формате с участием других ядер­ных держав при условии, что стратегическая стабильность не будет нарушена; Россия должна добиваться соблюдения духа и буквы Договора по ПРО — основы такой стабильности;

уделять первостепенное внимание контролю за распростра­нением обычных вооружений, в частности, незаконных передач легкого и стрелкового оружия (ЛСО), всячески поддерживать инициативы, направленные на предотвращение этой практики;

участвовать в режимах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил и мер доверия в военной области; добиваться адаптации существующих соглашений по контролю над воору­жениями и по разоружению к изменившимся условиям, а также разработки при необходимости новых соглашений, в первую очередь, по мерам укрепления доверия и безопасности;

содействовать созданию зон, свободных от оружия массово­го уничтожения.

Одновременно Россия должна поддерживать на высоком уровне свой оборонный потенциал, в том числе обладать ядер­ными силами, способными гарантированно обеспечить нанесе­ние заданного ущерба любому агрессору.

Вооруженные силы РФ обязаны обеспечить решение задач по отражению агрессии в локальной, а также крупномасштаб­ной войнах, осуществление миротворческой деятельности. Рос­сии целесообразно сохранять за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, для отражения агрессии, если все другие меры исчерпаны или оказались неэффективными.

Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необхо­димость военного присутствия России в некоторых стратеги­чески важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах парт­нерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил военно-морского флота) должно содействовать формирова­нию устойчивого военно-стратегического баланса сил и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее началь­ной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Борьба с международным терроризмом, наркомафией и организованной преступностью

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснаци­ональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий междуна­родного сообщества, повышения эффективности борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Основываясь на международных соглашениях, следует со­трудничать с иностранными государствами, их правоохрани­тельными органами и специальными службами, а также между­народными организациями. Необходимо создать скоординиро­ванный механизм противодействия терроризму, надежно пере­крыть каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых ве­ществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.

Рост угрозы России со стороны наркомафии и организован­ной преступности связан с открытостью границ со странами СНГ, притоком значительного числа иммигрантов, наличием в прилегающих регионах крупных очагов экстремизма. Незакон­ная утечка капиталов с территории нашей страны провоцируется социально-экономическим кризисом и вялостью правоохра­нительных органов.

Перед российской внешней политикой встает задача целе­направленного противодействия всем этим опасным явлениям в двустороннем и многостороннем форматах, прежде всего в рамках специализированных международных органов.

Гуманитарные вызовы

Будучи приверженной ценностям демократического обще­ства, включая уважение прав и свобод человека, Россия видит свои задачи в гуманитарной сфере международных отношений в том, чтобы:

защищать интересы российских граждан и соотечественников за рубежом; выступая за урегулирование проблем на основе международного права и двусторонних соглашений, РФ готова в случае необходимости принять тех из соотечественников, кто по­желает вернуться на Родину, оказав им необходимое содействие;

расширять участие в международных конвенциях и согла­шениях в области прав человека;

продолжать приведение внутреннего законодательства в со­ответствие с нормами международного права и международны­ми обязательствами России.

Информационно-технологическая безопасность

Новым направлением является обеспечение информацион­но-технологической безопасности, прежде всего, за счет пред­отвращения использования достижений научно-технического прогресса и информационных технологий в военных целях.

Очевидны также попытки достижения глобального инфор­мационного доминирования. В этих условиях приобретает ак­туальность задача сформировать эффективные российские ин­формационно-пропагандистские средства для своевременного и точного доведения наших позиций до широких кругов миро­вой общественности, продвижения достижений российской культуры и науки на внешний информационный рынок.

Обеспечение национальной безопасности Российской Фе­дерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм обще­ственной жизни, сохранение культурного достояния всех наро­дов России, а также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Экологические угрозы

С учетом повышения риска глобальных катастроф природ­ного и техногенного характера Россия должна выступать за расширение международного сотрудничества в целях обеспече­ния экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий.

К числу приоритетных направлений сотрудничества в эко­логической сфере относятся:

рациональное использование природных ресурсов, воспита­ние экологической культуры населения;

предотвращение загрязнения природной среды за счет по­вышения степени безопасности технологий, связанных с захо­ронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствия произошедших радиацион­ных аварий и катастроф;

экологически безопасное хранение и утилизация выведен­ного из боевого состава вооружения;

создание и внедрение безопасных производств, поиск спо­собов практического использования экологически чистых ис­точников энергии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.