Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

У нас было бы вдоволь времени, если бы времени не существовало, - уверял писатель Станислав Ежи Лемм, ни на минуточку не сомневаясь в существовании этого самого времени.



Длительностью бытия, пространством в бытии, последовательностью существования, продолжением событий определяют время авторы лингвистических словарей. А что думают о времени «естественники»?

Для того чтобы узнать, что подразумевают под временем «естественники», достаточно открыть словарь единиц измерения. Подразумевают они приблизительно то же, что и гуманитарии: интервал между событиями. По-вашему же, Вадим Петрович, выходит, что и толковать нечего - нет самого предмета для толкования. Нет времени.

-В словаре, о котором вы говорите, есть еще фраза о

длительности. Время там определяется как длительность. Но длительность чего?

- Неких состояний или событий.

- Всем известны песочные часы. Перевернем их. Масса песка наверху начинает сыпаться вниз и оказывается на дне колбы. Через некоторое время, как мы говорим. Мы употребляем слово «время», при этом наблюдаем перемещение массы из одной точки пространства в другую. Понаблюдаем за наручными часами. Что делает стрелка?

- Перемещается, преодолевая расстояние.

- Назначая встречу, я сказал вам - в десять утра, имея в виду определенное положение стрелок на циферблате. Мне трудно было бы описать вам положение стрелок по телефону. Но если бы мы договаривались непосредственно, то я бы мог нарисовать вам расположение стрелок или указать его на циферблате: вот так стрелки встанут, и приходите на кафедру.

- Мы могли бы, иначе говоря, слово «время» не употреблять, и, по сути, это бы ничего не изменило.

- Абсолютно. Когда мы меряем длину, мы берем

эталон, который также представляет собою длину. Длину мы меряем длиной. Массу меряем массой, но, говоря о своем возрасте, мы говорим - двадцать лет. Почему?

Год - это ведь один оборот вокруг солнца, и, по

существу, на вопрос о возрасте надо отвечать - я уже сделал вокруг солнца двадцать оборотов. Фраза длиннее, зато вернее.

А посмотрите, как определяет секунду физический словарь измерений. Секунда - это время, за которое совершается, ну, скажем, восемьсот тридцать один миллион четыреста восемьдесят пять тысяч колебаний излучения желтого цвета атома цезия. Точного числа я не помню. И тут речь идет не о времени, а о числе колебаний. Но что же тогда время?

В быту такого вопроса не возникает. С детства человеку внушают – время, время, и он принимает это, не требуя объяснений.

Но ведь и Аристотелю учителя внушали, что земля плоская. Для доказательства своего утверждения учителям достаточно было вывести Аристотеля в поле и эту плоскость продемонстрировать. И тем не менее он выдвинул мысль о шарообразности Земли. Над ним смеялись. Говорили: ну, ладно – шар. Но как ты на нём снизу-то держаться будешь - упадешь же. На этот вопрос Аристотель не мог ответить.

По-своему он, конечно, доказывал шарообразность - по кривизне тени на луне при лунном затмении, по положению Полярной звезды. О силе притяжения Аристотель не догадывался. Но это не умаляет его гениальности. Он даже рассчитал длину окружности шарообразной Земли. Но гений его не только в том, что он рассчитал длину окружности Земли. Его гений в том, что он попытался сломать стереотип мышления о плоской Земле. Сделать это много труднее, чем произвести какой бы то ни было расчет.

Вот и сейчас будет очень трудно сломать стереотип о существовании времени. Одна оппонентка моя говорила: «Как это, Вадим Петрович, времени нет?! Мы стареем, именно потому, что время идет».

- Похоже на объяснение происхождения ветра: ветер дует, потому что деревья качаются.

- Вот и вы ощущаете эту сомнительность.

Конечно же, мы стареем не потому, что некое время идет.

Мы стареем потому, что движемся во вселенском

пространстве. Наша Земля, кроме того что вращается вокруг солнца, еще и вместе с солнечной системой перемещается, вращается наша галактика, и т.д. В мировом пространстве мы совершаем очень сложное движение, описывая витки, двигаясь по спирали, и еще с галактикой неким образом поворачиваясь. И, родившись (внимание - это главное) в каком-то месте галактики, метагалактики и вселенной, мы туда уже никогда не возвращаемся. Никогда!

И вот, двигаясь таким образом в мировом пространстве, мы, конечно, пересекаем гравитационные, электромагнитные и другие какие-то поля. То есть мы, как и все живое, да и неживое тоже, постоянно испытываем внешние воздействия и вынуждены приспосабливаться к ним. Успеваем приспособиться - клеточки наши выживают, не успеваем - отмирают.

Постепенно накапливается число отмерших клеток. Клеток не способных уже приспосабливаться к изменяющемуся внешнему воздействию. И появляются морщины, и возникают болезни, и приходит смерть. Мы летим сквозь вселенную, старея - ломаясь в этом полете под воздействием изменяющихся внешних условий. Время здесь ни при чем, и...

- ...и чистого времени получить нельзя.

- Таково мое мнение, но вот советский ученый

Козырев думал иначе. И конструировал приборы для измерения собственно времени. И делал попытку определять местоположение звезд по их временному импульсу.

Звезды еще не видно, но временной импульс уже

дошел до Земли, и его прибор каким-то образом определял этот временной импульс. К сожалению, Козырев умер, и никто из серьезных исследователей не продолжил его работу. Есть самодеятельные, как я говорю, ученые, которым это интересно, у меня большая библиотечка их нетрадиционных теорий.

Понятно что все это фантазии и я отношусь к ним критически. Но, с другой стороны, поддерживаю энтузиазм этих людей, поскольку без фантазии невозможно никакое творчество. Вариаций на тему времени множество...

- Вы убеждены, что времени нет.

- И что ничто не повторяется во вселенной. И действительно нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Необратимо все.

- И путешествие в прошлое невозможно?

- Двигаться можно только от причины к следствию. Хотя свидания с прошлым это реальность.

- ?

Кино. Но можно и иначе встретиться с прошлым. Такие встречи происходят постоянно. Вы же знаете, что мы видим друг друга только потому, что свет, отразившись от вас, дошел до меня, и наоборот - отразившись от меня, дошел до вас.

Свет очень быстро распространяется, но все-таки не

мгновенно, и поэтому я вас, ваше состояние, ваш жест вижу всегда с запозданием, когда вы чуть-чуть уже другая. Поскольку расстояние между нами маленькое, то несоответствие незначительное и им пренебрегают.

Но если я с расстояния в миллионы километров на вас буду смотреть? С Марса, скажем? Я буду видеть прошлую вас. Вас вообще может уже и не быть на Земле, вы, скажем, на Венеру улетите брать интервью.

- Тот самый свет погасших звезд.

- Не только звезд. Мы друг друга всегда видим, строго говоря, в прошлом, и в этом смысле бессмертны, потому что свет, отразившись от нас один раз, распространяется вечно.

- Класс! Слушайте, так мы же можем видеть то, что делалось прошлом на том Марсе.

Есть сложность. Свет распространяется по сфере, и

количество доходящих до нас фотончиков в результате мизерно. А мы пока не умеем восстанавливать образ по малому количеству фотонов.

Информация распространяется с конечной скоростью. Это Эйнштейн доказал. Ньютон думал, что свет распространяется мгновенно. И греческие мыслители так думали. Да и египетские тоже.

Кстати, существует, на мой взгляд, в области знаний некий европейский шовинизм. Считается, что науки родились в Европе, в древней Греции.

Но ведь даже школьная история позволяет сделать вывод о том, что уже разрушились тысячелетние храмы Индии и Египта, когда Греции еще не существовало как общности людей, как государства, поэтому называть Древнюю Грецию колыбелью наук как-то нескромно. Тем более что известны факты, когда греки напрямую брали знания у египтян. Они ж рядом. Достаточно было на лодке переплыть через Средиземное море или пешком пройти по бережку и оказаться в Египте, взять знания, которые у египтян давным-давно уже были.

Ведь для того чтобы построить пирамиду, надо обладать целой системой знаний и инженерных, и математических, и строительных, и культурных. И система эта вдруг не возникает. Знания передаются из поколения в поколение, и процесс этот долгий. По некоторым косвенным данным, история цивилизованного Египта (Египта, имеющего грамоту, школы) насчитывает не пять-шесть тысяч лет, которые существуют пирамиды, а более ста тысяч лет.

- И могли быть не менее, если не более развитые цивилизации, которые исчезли бесследно?

- Не знаю. Это будет, пожалуй, самый точный ответ. Но пофантазировать на эту тему можно. Представим сейчас термоядерную войну. У человечества уже достаточно зарядов, чтобы разорвать кору земли. Тем более что толщина ее колеблется от тридцати километров до нуля метров.

- Это где эти нули?

- В жерлах вулканов. Так вот, если мы устроим термоядерную войну, то, возможно, какие-то сгруппированные, пусть случайно, взрывы прорвут земную кору и хлынет лава, которая цивилизацию погребет. Ну и пройдут опять миллиарды лет, и все начнется сначала. Вероятность этого есть. Есть множество спекуляций на эту тему, но нет ни одного достоверного факта, подтверждающего наличие цивилизаций более ранних, чем нынешняя человеческая цивилизация.

- Множество вариаций на тему количества человеческих цивилизаций, множество вариаций на тему времени. А Движение, обозначенное в позапрошлом веке физиологом Дюбуа-Реймоном как одна из мировых загадок, сегодня толкуется однозначно?

- Движение – это тоже очень интересно. Даже Пушкина – лирика, которому вроде бы и дела нет до естественных наук, настолько проблема движения волновала, что он написал стихотворение, которое так и назвал "Движение":

 

Движенья нет - сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить,

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако прав упрямый Галилей!

 

- Так все же есть оно или его нет? Движение?

- И есть, и нет. И вы об этом знаете, хотя, может быть, и не отдаете себе отчет. В школе портили уголки тетрадок и книг?

- Вы о бегущих человечках?

- О них. Нарисовали, пролистали - бежит человечек, но вы же точно знаете, что на каждой странице у вас неподвижное изображение. И именно поэтому Зенон говорил, что движения нет: движение это совокупность неподвижных положений, и лишь в нашем несовершенном мозгу возникает иллюзия траектории движения. Кино именно эту иллюзию использует.

Движение есть, и движения нет. Доказать можно и то, и то. Вспомним принцип дополнительности Бора - "Если предложение не допускает противоположного, то оно неверно". Можно утверждать, что движение есть. И можно утверждать, что движения нет. В макромире последнее не столь очевидно. Но в микромире мы столкнулись с тем, что частицы перемещаются именно рывками.

Частица представляет собою совокупность волн, пакет волн, и этот пакет волн не просто перемещается по оси. Но, оказывается, он сначала в одной точке, затем как бы размывается и вновь появляется в новой точке.

- Материя как бы исчезает.

- Есть такие моменты, когда мы не можем сказать, где частица. И мы достоверно не можем также сказать, в какой именно точке вот эта частица возникнет.

 

О жизни во вселенной

(«Человек это часть на шкале живого» [7])

 

Жил в 17 веке некто по фамилии Ван-Гельмонт. Его до сир пор считают серьезным ученым, мастером точного эксперимента, много поспособствовавшим превращению алхимии в химию. Весьма интересовала Ван-Гельмонта и тайна происхождения жизни. И вот как-то, вырастив в горшочке из семени деревце, человек решил, что аналогичным образом сумеет получить из зернышка мышь. Воду он считал зарождающим началом в случае с деревом. В создании мыши ставку делал на свои собственные испарения. Запихал в емкость вместе с пшеничным зерном старенькую не стираную рубаху и довольно скоро и впрямь обнаружил в ней новорожденных мышат. Повторил опыт - мышата появились снова. Ученый был счастлив, но вопрос, как вы понимаете, остался открытым. Перед этим вопросом в нерешительности остановился и Дарвин, вполне, на взгляд материалистов, разобравшийся с происхождением видов этой самой жизни.

Вначале было Слово, - утверждают авторы Библии. А вы, Вадим Петрович считаете, что здесь это «слово» не причем. Но был такой фильм в семидесятых годах, очень красивый и впечатляющий - "Воспоминание о будущем". Древнейшие гальванические приборы, гигантские, видимые только с птичьего полета рисунки поданы были в нем как свидетельства участия в человеческой эволюции внеземных цивилизаций. Да и сама жизнь рассматривалась авторами фильма как привнесенный извне продукт.

-Возникновение жизни на Земле объясняется несколькими теориями. Точнее сказать - теорий очень много, но по существу все их можно свести к этим трем.

Первая теория - это теория самозарождения жизни.

Не зависимо ни от чего, случайно, как мы с вами уже рассуждали, говоря о синергетике, создались некие условия и образовалась молекула живого - РНК, ДНК. До этого момента шла так называемая химическая эволюция - ДНК больше нигде не присутствует, только в живых системах. Потом из этих живых молекул образовалась сама жизнь: клетки, мембраны, органы, организмы... Экспериментально химическая эволюция уже получена. В лабораториях мы уже можем создавать такие условия, при которых из какого-то раствора или, как модно говорить, первичного бульона получаются молекулы живых систем - РНК и ДНК. Мы их не конструируем, они сами получаются. Живого из этих РНК и ДНК таким образом пока в лабораториях получить не удалось. Но ведь, может быть, и не удастся. Почему? Да потому, что в природе этот процесс случается, может быть, один раз в миллиарды лет. Для Вселенной что миллиард, что миллиард миллиардов. Вселенная бесконечна, вечна, и жизни для нее - это явление частое. А вот мы можем и не дождаться самопроизвольного возникновения жизни в лабораториях: существование цивилизации по разным оценкам - 2-4 миллиарда лет.

В нашей стране родоначальник теории самозарождения - Опарин, советский ученый, академик, и сейчас она имеет самое широкое распространение в мире.

Вторая теория - теория занесения жизни извне. То, о чем вы говорили, вспоминая о фильме. По этой теории молекулы живых систем попали к нам из космоса. Или, может быть, прямо клетки были занесены. Им тут понравилось, они начали развиваться. Сторонником её в нашей стране был академик Вернадский В.И. Вроде бы неплохая теория, но она не самодостаточна, потому что требует ответа на вопрос, а как зародилась жизнь там, откуда она попала на Землю. Ну и так далее. Теория панспермии («пан» - всеобщий, «спермия» - инициатива зарождения) - так её определяют. Для какого-то локального места метагалактики она, возможно, и верна. Но как принцип не работает.

И третья теория – религиозная, или креативная. Она предполагает, что жизнь была создана Богом. Но возникает вопрос, а сам он откуда. Или он неживой? Если Бог - живое, то кто тогда его создал?

Вот эти три теории позволяют нам рассуждать о том, как зародилась жизнь на Земле, и личное дело человека - следование той или иной теории. Сторонник каждой, естественно, как-то обосновывает свою точку зрения. Аргументы какие-то приводит.

Некоторые приверженцы креативной идеи выдвигают предположение, что естество - это часть бытия, другой частью которого является духовное – неестественное - начало. Это осознанная или нет, попытка вывести естествознание за рамки духовного гуманитарного знания. Но ведь невозможно оспорить целостность знания. В нем есть и физическое, и лирическое, и соотношение того и другого определяется способностью человека воспринимать естество, а не самим естеством. То есть именно человек создает духовное. Оно не существует без человеческого сознания. Духовное вне человека не существует - естество является вездесущим.

- Ну, с жизнью более-менее понятно. Давайте о смерти поговорим. Космологическое объяснение благодаря вам у нас уже есть: несемся сквозь Вселенную, не успевая адаптироваться к новым и новым космическим воздействиям, стареем и умираем.

- У смерти есть и биологический смысл. Образованная случайно и без какой бы то ни было цели жизнь как процесс - это история приспособления живого к окружающему воздействию, в том числе и космическому. И этот процесс приспособления имеет только одну цель - выживание живого. Смысл процесса жизни - это самосохранение живого.

Вернадский определял все живое как биосферу, основное предназначение которой сохранять самое себя. Как это происходит? А вот как. Все, что есть в биосфере, разбивается на так называемые пищевые (трофические) цепи. Все живое вещество, мы все - участники пищевых цепей: сами кого-то едим, и себя отдаем на съедение. Каждый элемент пищевой цепи является пожирающим и пожираемым.

- И это условие глобального выживания?

- Цепей и состоящей из них биосферы.

- Мало эстетичная, конечно, картинка. Так, может быть, из-за отсутствия в ней красоты креативная идея, идея творца, и посещает современного человека? Анатомию изучая, нельзя, по-моему, не восхититься и не помыслить об остроумном замысле и совершенном исполнении.

- Человек совершенно исполнен? Не согласен. Мы очень многое не можем познать, понять, увидеть. У нас очень обужен канал связи с окружающей средой. Мы видим в диапазоне всего одной октавы - от красного до синего. Это всего лишь удвоение по частоте: частота красного в два раза меньше частоты синего. Звуковые восприятия у нас пошире - мы слышим несколько октав.

- Но не станете же вы отрицать, что в сравнении с другими живыми существами, человек существует наиболее успешно.

- А что вы считаете успехом? Человек сильнее волка, крокодила и может их убить. Вот это вы считаете успешностью? То, что он сильнее, способен подавлять других? Не может быть совершенным тот, кто способен к насилию. А человек – это существо, которое способно и себе подобного убить.

- Некоторые в ненасилии живут и левые щеки подставляют, когда их по правой колотят.

- Заповедь христианства - подставь правую щеку ударившему тебя по левой. Но посмотрите они - ставят вопрос о реституции. Требуют вернуть им недвижимость, земли. А вспомните средние века. Да убивали только за одну мысль о существовании внеземных цивилизаций. Джордано Бруно только за это сожгли.

- Покаялись недавно.

- Как-то... запоздало. И не все. А инквизицию никто не отменял. Она существует до сих пор.

- Но неужели же нравы не смягчаются, человек не гуманизируется, природа человеческая не улучшается со временем?

- Давайте рассуждать. Две тысячи лет назад телевизора не было. Две тысячи лет назад не было книг, не было авторучек. Но две тысячи лет назад были подлость, трусость. Что в этом плане изменилось? Ничего. Человек прежний - изменилось лишь его техническое обеспечение.

- Каннибализм большинству не свойствен.

- Да разве мы перестали есть друг друга? В начале девяностых в Российской Федерации было 160 миллионов человек. Сейчас где-то сто сорок. Куда делось двадцать миллионов? Это ведь, несмотря на то, что у нас приток очень большой из стран ближнего зарубежья. Разумеется, из них не сварили бульона, но они умерли от деятельности общества.

- При всем при этом вы не производите впечатления человеконенавистника.

- Я не человеконенавистник. Я просто рассуждаю, и, к сожалению, рассуждения приводят к таким выводам.

Впрочем, мы с вами брали лишь двухтысячный период, но если бы взяли миллионный, а по многим оценкам, человечество родилось больше миллиона лет назад (на миллионе сходятся все исследователи), то, конечно бы, обнаружили, что мы значительно лучше тех наших пращуров. У них и мысли-то гуманитарного свойства не возникало…

- …поскольку воздействий культурного толка не было, и человеку не нужно было приспосабливаться и к ним еще. То есть процесс вочеловечивания, пользуясь терминологией Мамардашвили, идет.

- Медленней, чем хотелось бы, однако идет. Но все-таки не нужно называть человека венцом. Мы часть естества. Ну вот, скажем, на линейке есть миллиметр, и где- то есть километр. И то и другое - это просто место на шкале. И мы просто место на шкале живого. Вот таракан, вот муравей, вот человек.

- ...единственный могущий мыслить.

- Единственные ли мы, кто мыслит? Не знаю, хотя

считается, что именно этой способностью человек отличается от животного. Мы во многом животные. Так же едим, так же пьем, выделяем продукты жизнедеятельности. У нас интересы есть общие – самосохранение, например. Почему же тогда мы все-таки люди, а не животные? Где граница? Павлов её показал, введя понятие «высшая нервная деятельность».

Высшая нервная деятельность существует вместе с низшей нервной деятельностью и отличается тем, что умеет формировать понятия. Формировать и формулировать их в словах - второй сигнальной системе.

Речь - это вторая сигнальная система, которая оперирует понятиями. В комнате, где мы беседуем, три стола. Для собаки, располагающей лишь низшей нервной деятельностью, это три разных предмета, с разным цветом, расположением, запахом. Обладатель высшей нервной деятельности – человек - может, абстрагировавшись, объединить все эти три вещи в одном понятии - стол.

Сто столов учебной аудитории для собаки будут сотней разных предметов. Если бы человек не обладал этой способностью формировать понятия, то вынужден был бы воспринимать, как и собака, каждый из ста столов по отдельности.

Оперировать сотней предметов тяжело, мыслить при этом невозможно, потому что объем памяти ограничен пределами нашего мозга. Сто предметов, сто разных предметов в мозгу, и нет свободного места для того, чтобы мыслить и творить, сочетая эти понятия.

К счастью, для человека, для существа, обладающего высшей нервной деятельностью, эти сто предметов ( и сколько бы их ни было на Земле, столов) всего одно понятие.

Мозг существа, которое обладает высшей нервной деятельностью, во многом свободен для мышления - свободное место служит полем для рассуждений. Мы рассуждаем понятиями. Как только из понятий сформировалась мысль, она формулируется в словах, и мы передаем эту мысль другому существу, обладающему высшей нервной деятельностью.

Мы понимаем только тогда, когда формулируем в словах: сказать не можешь, значит, не понимаешь. По вузам ходит анекдот про студента, который, как собака, все понимает, но сказать не может. Этот анекдот придумали двоечники, чтобы как-то себя оправдать.

Это животное понимает, но сказать не может, потому что у него нет второй сигнальной системы. Человек понимает только тогда, когда может сказать.

- А что такое личность с точки зрения естественника? Я где-то читала, что это память. Некое информационное поле, сформировавшееся за годы существования человека.

- Информация всегда сидит на чем-нибудь, на каком-нибудь носителе. Меняются параметры носителя - амплитуда, частота, набор знаков - меняется информация. И личность - это не что иное, как психическое состояние. Личность - это психологический портрет, который отдельный индивидуум пытается создать в себе и реализовать на других. Психика же - это импульсы мозга.

- И личность можно, условно говоря, пощупать?

- Щупают. Уже есть специальные датчики, которые

снимают импульсы с головы. Они сконструированы, как шлем, и создают электромагнитную картину мозга, и её сейчас можно и контролировать, и моделировать. Еще плохо это делают, но в принципе этим владеют.

Наступит время, мне кажется, оно уже и недалеко, когда мы сможем читать мысли. Причем читать не посредством телепатии, это мечта, а посредством таких вот, но только усовершенствованных приборов. Подключился и почитал. И эти опыты можно будет повторить в отличие от телепатических. Телепатия - это фокус. И я умею делать нечто подобное. Вот смотрите - пишу на бумажке, закрыв ее от вас. А теперь, прошу - назовите фамилию какого-либо великого русского поэта..

- Пушкин.

- Смотрите, что я написал.

- Пушкин. Догадываюсь, каков механизм вашего чтения мыслей. Стереотип.

- Я и спички могу оживлять - я могу показать вам, как движутся они под воздействием моих рук. При этом не буду морочить вам голову биополем, а честно скажу, что это фокус.

Люди, однако, рады обманываться. Помните, у Пушкина: "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад". И это несмотря на то, что о чудесах всегда говорят в прошедшем времени. Мне никто еще никогда не говорил - приходите завтра в половине двенадцатого, сядьте вот на этот стул, и вокруг вас будут летать предметы. И уверен – не скажут. Чуда в прогнозе не бывает. Чудо всегда в прошлом. Не заставляет ли это вас думать, что чудо сочинили?

- Но дело еще в том, что на чуде, на "сладостном обмане" держится и искусство, без которого наша жизнь была бы много бедней, согласитесь.

- Соглашаюсь, потому что сам сочиняю стихи.

 

 

О Валеологии

(«Полюбите себя такими, какие вы есть» [8])

 

Насколько новая и не устоявшаяся наука Валеология, насколько она не сформировалась как направление деятельности человечества в общественном, бытовом понимании можно судить по следующим диалогам, репликам достаточно образованных людей:

«Валеология? А, это о половом воспитании? Такие лекции нам нужны» – сказала завуч одной из школ; «Валеология? Это, что-то о закаливании организма, моржевании, «Детка» Иванова, да?» - спрашивал кандидат философских наук; «Валеология – это всё о рациональном питании» - утверждал специалист по туризму; «Валеология – это психология выздоровления» – говорил медик; «Валеология – это наука о том, как жить, не болея, рационально взаимодействуя с окружающей средой» - рассуждал биолог.

Биолог оказался ближе всего к пониманию сути валеологии, и вместе с тем другие высказывания, также отражали ту или иную её сторону. Всё дело именно в процессе жизни, во взаимодействии человека с окружающей средой.

Ретроспективный анализ процесса жизни человечества показывает, что этот процесс не оптимален с точки зрения взаимодействия с природой. С того момента, когда биосфера начала переходить в ноосферу, т.е. когда в биосфере появились разумные существа (люди), нагрузка на природу резко возросла. Возникло понятие «окружающая среда» - окружающая человека среда. Эта среда постепенно стала в основном антропогенной, т.е. созданной человеком. Любой населённый пункт, а особенно крупные промышленные центры, мегаполисы образуют антропогенную среду, которую создал и, в которой существует человек. Антропогенная среда является здоровье-образующей средой, и процессы жизнедеятельности человека могут рассматриваться только в конкретной среде обитания с точки зрения физико-химических, психофизических и общественных движений индивида.

Существует не правильное мнение, что только в последнее время здоровье человека стало сильно зависеть от окружающей среды и ухудшаться. Поэтому и возникла необходимость в науке валеологии. Это не так, потому что вопросы оптимального взаимодействия человека с окружающей средой всегда были остры. И валеология, как таковая, строго говоря, существует давно. Острота валеологических вопросов возникла не «сегодня» и не «вчера» она существовала всегда, обуславливаясь различными причинами:

- на заре человечества (более миллиона лет назад) уже существовали, так называемые, экологические беженцы – люди уходящие от пожаров и их последствий, ухудшающих здоровье человека. Эти пожары возникали стихийно, например, после разряда молнии. Человек боялся огня не умел управлять им и потому пожар и его последствия были бедствием для него и, конечно, влияющим на его здоровье;

- позже, когда люди научились есть мясо и охотиться, они вынуждено меняли места обитания, уходя от антропогенных загрязнений – гниющих остатков пищи, костей и других продуктов жизнедеятельности вокруг стоянок племени, которые вызывали различные пищевые отравления и кишечные болезни;

- вплоть до двадцатого века люди освещались, обогревались, готовили еду, сжигая дерево, уголь, керосин, парафин, стеарин, различные масла и т.п. Таким образом, человек, в основном дышал продуктами сгорания этих веществ, поскольку известно, что человек проводит более 80% своей жизни в помещении (спит, работает, принимает пищу, отдыхает). Это снижало качество жизни и ухудшало здоровье. Во многом от этого лёгочные болезни были широко распространены, а средняя продолжительность жизни была низкой (не превышала 45 лет).

С открытием электричества и изобретением различных электроприборов воздух в помещениях стал принципиально чище, а распространение лёгочных болезней снизилось, поскольку освещение, обогрев, приготовление пищи не требует сжигания чего-либо, и в воздухе помещений перестали присутствовать продукты сгорания. Читатель может проверить разницу. Достаточно зажечь в помещении хотя бы одну свечу и через некоторое время будет ощущаться дискомфорт.

В основном из-за чистого воздуха в помещениях, в двадцатом веке улучшилось здоровье человечества, повысилась средняя продолжительность жизни до 65 – 70 лет (у религиозных служителей культовых обрядов, требующих горения свечей, масел и т.п. продолжительность жизни по-прежнему не большая);

- автомобилизация человечества в начале двадцатого века, особенно в крупных городах, проходила насильно под флагом очищения улиц от навоза гужевого транспорта – навозная пыль, навозная грязь и т.п. делала жизнь в городе невыносимой и вредной для здоровья;

- сейчас резко изменился химический состав загрязнителей, особенно выбрасываемых в атмосферу и в гидросферу. Появился новый вид загрязнителя – электромагнитные излучения, порождаемые теле и радиостанциями, мобильными телефонами и т.п. Скорость производства антропогенных загрязнителей превышает скорость приспособляемости к ним природы.

Если это будет продолжаться, то здоровье человечества неминуемо окажется перед катастрофой – необратимыми, неуправляемыми процессами в окружающей среде, ведущими к быстрой смене её физико-химического состава, состояния. Организм человека не сможет, не успеет приспособиться к этому. Это будет означать гибель человечества. Кроме этого, неправильное питание, наркомания, алкоголизм, курение и другие распространяющиеся язвы человечества способствуют приближению названной катастрофы.

Потому во второй половине двадцатого века советским учёным И.И. Брехманом разработаны основы новой науки о здоровье человека и в 1980 г. он назвал её «Валеология» (от латинского valeo — «здоровье», «быть здоровым») [1]. Труды И.И. Брехмана, посвящённые предмету, методологии, и целям новой науки позволяют считать его основоположником Валеологии [1 - 7]. Сейчас это название прижилось, и сама наука бурно развивается [8 - 88], переживая «болезни роста» - различные наслоения околонаучных теорий [56,60,101,105,109,138,142, 186].

В этой книге рассмотрены некоторые вопросы валеологии дающее более цельное представление о ней как о науке здорового образа жизни. Вместе с теоретическими вопросами взаимодействия человека с окружающей средой с точки зрения физико-химических, психических и социальных движений индивида, рассмотрены практические способы коррекции поведения личности в антропогенной среде для обеспечения и поддержания здоровья и здорового образа жизни.

Беседу - интервью о валеологии провела со мной

Валентина Коноплева журналистка приложения к «Социальной газете» «Безопасная жизнь». По существу, наука о здоровом образе жизни – Валеология тоже часть естествознания.

«Встаньте утром, улыбнитесь своему отражению в зеркале – там дорогой вам человек и он вас очень любит, - сделали так? Значит, ваш день пройдет удачно и все у вас получится», считаете вы, Вадим Петрович.

Недавно в Самаре вышла ваша монография «Функциональные элементы валеологии. Валеологический сервис» [11], написанная в соавторстве. Это скорее своего рода учебник или пособие для тех, кто профессионально занимается валеологией, наукой о здоровом образе жизни. Но и всем нам хотелось бы побольше знать об этом.

Сегодня некоторые политики даже готовы провозгласить здоровый образ жизни своего рода национальной идеей, ведь не секрет, живем мы стыдно мало, значит надо что-то менять в нашем образе жизни, в наших представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо для нас, нашего здоровья, нашего долголетия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.