Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ген – информационная молекула. Он участвует в образовании иммунитета.



 

 

Эволюция формировала систему иммунитета около 500 млн. лет. Система иммунитета защищает нас от инфекционных агентов: бактерий, вирусов и простейших, т. е. защищает организм от всего чужеродного. Но, в то же время иммунная система необходима для защиты от своего, ставшего чужим. Дело в том, что ежедневно в нашем организме возникают миллионы мутантных клеток, которые могут стать источником смертельных опухолей. Различают специфическую защиту, или иммунитет, и неспецифическую резистентность организма. Последняя, в отличие от иммунитета, направлена на уничтожение любого чужеродного агента. К неспецифической резистентности относятся фагоцитоз и пиноцитоз, система комплемента, естественная цитотоксичность, действие интерферонов, лизоцима, β-лизинов и других гуморальных факторов защиты.

Иммунитет — это комплекс реакций, направленных на поддержание гомеостаза при встрече организма с агентами, которые узнаются - расцениваются как чужеродные, независимо от того, образуются ли они в самом организме или поступают в него извне.

Чужеродные для данного организма соединения, способные вызывать иммунный ответ, получили название «антигены» (АГ). Теоретически любая молекула может быть АГ. В результате действия АГ в организме образуются антитела (АТ), сенсибилизируются лимфоциты, благодаря чему они приобретают способность принимать участие в иммунном ответе. Специфичность АГ заключается в том, что он избирательно реагирует с определенными АТ или лимфоцитами, появляющимися после попадания АГ в организм. Способность АГ вызывать специфический иммунный ответ обусловлена наличием на его молекуле многочисленных детерминант (эпитонов), к которым специфически, как ключ к замку, подходят активные центры (антидетерминанты) образующихся АТ. АГ, взаимодействуя со своими АТ, образуют иммунные комплексы. Как правило, АГ — это молекулы с высокой молекулярной массой; существуют потенциально активные в иммунологическом отношении вещества, величина молекулы которых соответствует одной отдельной антигенной детерминанте. Такие молекулы носят наименование гаптенов. Они способны вызывать иммунный ответ, только соединяясь с полным АГ, т. е. белком.

 

Концепции синергетики

 

Синергетика – (греч. sinergos – сотрудник, согласованное взаимодействие и т.п.) наука о сложных открытых системах с самоорганизацией, в которых действуют бифуркационные механизмы.

В последнее время понимание терминов “синергетика”, “синергизм”, ”синергеты”, “синергисты” и др. несколько изменилось, приобрело вольное, толкование. Для уточнения этих терминов, а вернее для возвращения им изначального понимания обратимся к документам научной лексики языка, а именно к словарям. В одном из них, например, в [14] термины “синергеты”, «синергисты” (греч. sinergetes - сотрудник) толкуются как наименование органов, действующих в одном и том же направлении. Там же термины “синергия”, “синергизм” берут за основу другое греческое слово (греч.. synergeia), но толкуются примерно также - как содружественное, совместное действие двух или нескольких органов, агентов в одном и том же направлении. В [15] термин “синергисты” производится уже от третьего греческого слова (от греч. synergos - вместе действующий) и толкуется в применении к физиологии как мышцы, действующие совместно для осуществления одного определенного движения, например, вдоха, в котором участвуют одновременно межреберные, межхрящевые мышцы и мышцы диафрагмы. Причем, в других движениях эти же мышцы могут быть антагонистами. В [10] “синергетика” от того же греческого слова толкуется уже произвольно как междисциплинарная область исследования кооперативных процессов самоорганизации и самодезорганизации в различных системах, в том числе в живых системах, например, в популяциях.

Г. Хакен, который впервые использовал термин “синергетика” в этом смысле [33,86], дополнительно расширил его, полагая, что понятие и образы синергетики необходимо связывать с оценкой упорядоченности поведения, пространственной корреляции, параметрами порядка, взаимной координацией (синхронизацией) подсистем, энтропией. Модели синергетики - это модели нелинейных, неравновесных систем, подвергающихся флуктуациям.

В экологии “синергизм” (синергетическое действие) толкуется как взаимодействие факторов, при котором эффект оказывается большим, чем простая сумма влияний от действия отдельных факторов, или увеличение силы воздействия одного фактора при наличии в среде других однонаправленных факторов [11]. Например, “синергизм действия ядов” или каких-либо токсических веществ одного направления понимается как одновременное действие нескольких вредных веществ на организм. В этом случае (при синергизме) яды оказывают более губительное действие, чем арифметическая сумма последовательных эффектов каждого токсиканта в отдельности (известно, что раздельное употребление водки, пива, шампанского не приводит к резкому отравлению организма, в то же время совместное употребление водки с пивом - “Ерш”, водки с шампанским - “Белый медведь” влечет за собой сильное отравление живого организма). В экологии применяется, так же, термин “синергизм загрязнителей” - это взаимодействие первичных загрязнителей, в результате которого образуются вторичные загрязнители, более опасные для живых организмов: окись азота и углеводороды выхлопных газов, соединяясь в присутствии солнечного света, образуют новые более ядовитые вещества, известные под названием “смога фотохимического”; токсичность фтора в воде увеличивается в присутствии меди; диоксид серы (SO2) становится токсичнее в 2 - 3 раза при поступлении в атмосферу промышленной пыли и т.д. В некоторой литературе [87] “синергетами” называются сторонники теорий связанных с синергетикой.

Анализ употребления терминов, рожденных от разных греческих слов: “synergos”, - вместе действующий; “sinergetes” - сотрудник; “synergeia” и др. показывает, что смысл их варьируется в широких пределах от простого совместного действия каких-либо элементов до эффекта усиления результата действия от нескольких исходных причин. При этом одним и тем же термином могут быть названы как участники действия, так и процесс действия и результат этого действия. Но во всех случаях речь идет о взаимодействии каких-либо факторов, приводящем к тому или иному эффекту, отличающемуся от суммы действия этих факторов. В таком понимании эти термины близки к понятиям катализатор, ассоциация. Кроме того, в понятие синергетики вкладывается признак упорядоченности той или иной системы, меры антиэнтропийности. Таким образом, понятие “Синергетика” и все производные от него имеют очень широкое содержание.

Например, функциональные элементы учебного процесса производят интериоризационное воздействие на обучающегося с целью реализации заданной функции специалиста. Очевидно, что этот результат зависит как от совокупности сведений, входящих в функциональный элемент, так и от их синергетических свойств. Понятно, что следует стремиться к уменьшению времени обучения, при этом не снижая качества интериоризационного воздействия на обучаемого.

Отсюда следует, что синергетические свойства, прежде всего должны подразумевать эффект усиления действия одних преподаваемых знаний в присутствии других. Кроме того, каждое понятие и весь предмет в целом должен формировать синергетическую функцию у обучающегося специалиста в том ее понимании, что он должен представлять полученные знания в синергетическом единстве и относиться к окружающим явлениям с синергетических позиций. Поэтому понятие “синергетика” можно употреблять в смысле согласованного взаимодействия (сотрудничества) преподаваемых знаний, результат которого не является алгебраической суммой знаний, а усилен (или ослаблен) синергетическими свойствами самих предметов и фактом их взаимодействия. При этом каждый предмет нацеливается на формирование у специалиста синергетического взгляда на мир, т.е. видения в последнем согласованного взаимодействия отдельных явлений. Синергетика в учебном процессе это, прежде всего ассоциативная нелинейная связь между его составляющими, между функциональными элементами. Синергетика - это нелинейная ассоциация или ассоциативная нелинейность.

Функциональный элемент:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.