Эволюция формировала систему иммунитета около 500 млн. лет. Система иммунитета защищает нас от инфекционных агентов: бактерий, вирусов и простейших, т. е. защищает организм от всего чужеродного. Но, в то же время иммунная система необходима для защиты от своего, ставшего чужим. Дело в том, что ежедневно в нашем организме возникают миллионы мутантных клеток, которые могут стать источником смертельных опухолей. Различают специфическую защиту, или иммунитет, и неспецифическую резистентность организма. Последняя, в отличие от иммунитета, направлена на уничтожение любого чужеродного агента. К неспецифической резистентности относятся фагоцитоз и пиноцитоз, система комплемента, естественная цитотоксичность, действие интерферонов, лизоцима, β-лизинов и других гуморальных факторов защиты.
Иммунитет — это комплекс реакций, направленных на поддержание гомеостаза при встрече организма с агентами, которые узнаются - расцениваются как чужеродные, независимо от того, образуются ли они в самом организме или поступают в него извне.
Чужеродные для данного организма соединения, способные вызывать иммунный ответ, получили название «антигены» (АГ). Теоретически любая молекула может быть АГ. В результате действия АГ в организме образуются антитела (АТ), сенсибилизируются лимфоциты, благодаря чему они приобретают способность принимать участие в иммунном ответе. Специфичность АГ заключается в том, что он избирательно реагирует с определенными АТ или лимфоцитами, появляющимися после попадания АГ в организм. Способность АГ вызывать специфический иммунный ответ обусловлена наличием на его молекуле многочисленных детерминант (эпитонов), к которым специфически, как ключ к замку, подходят активные центры (антидетерминанты) образующихся АТ. АГ, взаимодействуя со своими АТ, образуют иммунные комплексы. Как правило, АГ — это молекулы с высокой молекулярной массой; существуют потенциально активные в иммунологическом отношении вещества, величина молекулы которых соответствует одной отдельной антигенной детерминанте. Такие молекулы носят наименование гаптенов. Они способны вызывать иммунный ответ, только соединяясь с полным АГ, т. е. белком.
Концепции синергетики
Синергетика – (греч. sinergos – сотрудник, согласованное взаимодействие и т.п.) наука о сложных открытых системах с самоорганизацией, в которых действуют бифуркационные механизмы.
В последнее время понимание терминов “синергетика”, “синергизм”, ”синергеты”, “синергисты” и др. несколько изменилось, приобрело вольное, толкование. Для уточнения этих терминов, а вернее для возвращения им изначального понимания обратимся к документам научной лексики языка, а именно к словарям. В одном из них, например, в [14] термины “синергеты”, «синергисты” (греч. sinergetes - сотрудник) толкуются как наименование органов, действующих в одном и том же направлении. Там же термины “синергия”, “синергизм” берут за основу другое греческое слово (греч.. synergeia), но толкуются примерно также - как содружественное, совместное действие двух или нескольких органов, агентов в одном и том же направлении. В [15] термин “синергисты” производится уже от третьего греческого слова (от греч. synergos - вместе действующий) и толкуется в применении к физиологии как мышцы, действующие совместно для осуществления одного определенного движения, например, вдоха, в котором участвуют одновременно межреберные, межхрящевые мышцы и мышцы диафрагмы. Причем, в других движениях эти же мышцы могут быть антагонистами. В [10] “синергетика” от того же греческого слова толкуется уже произвольно как междисциплинарная область исследования кооперативных процессов самоорганизации и самодезорганизации в различных системах, в том числе в живых системах, например, в популяциях.
Г. Хакен, который впервые использовал термин “синергетика” в этом смысле [33,86], дополнительно расширил его, полагая, что понятие и образы синергетики необходимо связывать с оценкой упорядоченности поведения, пространственной корреляции, параметрами порядка, взаимной координацией (синхронизацией) подсистем, энтропией. Модели синергетики - это модели нелинейных, неравновесных систем, подвергающихся флуктуациям.
В экологии “синергизм” (синергетическое действие) толкуется как взаимодействие факторов, при котором эффект оказывается большим, чем простая сумма влияний от действия отдельных факторов, или увеличение силы воздействия одного фактора при наличии в среде других однонаправленных факторов [11]. Например, “синергизм действия ядов” или каких-либо токсических веществ одного направления понимается как одновременное действие нескольких вредных веществ на организм. В этом случае (при синергизме) яды оказывают более губительное действие, чем арифметическая сумма последовательных эффектов каждого токсиканта в отдельности (известно, что раздельное употребление водки, пива, шампанского не приводит к резкому отравлению организма, в то же время совместное употребление водки с пивом - “Ерш”, водки с шампанским - “Белый медведь” влечет за собой сильное отравление живого организма). В экологии применяется, так же, термин “синергизм загрязнителей” - это взаимодействие первичных загрязнителей, в результате которого образуются вторичные загрязнители, более опасные для живых организмов: окись азота и углеводороды выхлопных газов, соединяясь в присутствии солнечного света, образуют новые более ядовитые вещества, известные под названием “смога фотохимического”; токсичность фтора в воде увеличивается в присутствии меди; диоксид серы (SO2) становится токсичнее в 2 - 3 раза при поступлении в атмосферу промышленной пыли и т.д. В некоторой литературе [87] “синергетами” называются сторонники теорий связанных с синергетикой.
Анализ употребления терминов, рожденных от разных греческих слов: “synergos”, - вместе действующий; “sinergetes” - сотрудник; “synergeia” и др. показывает, что смысл их варьируется в широких пределах от простого совместного действия каких-либо элементов до эффекта усиления результата действия от нескольких исходных причин. При этом одним и тем же термином могут быть названы как участники действия, так и процесс действия и результат этого действия. Но во всех случаях речь идет о взаимодействии каких-либо факторов, приводящем к тому или иному эффекту, отличающемуся от суммы действия этих факторов. В таком понимании эти термины близки к понятиям катализатор, ассоциация. Кроме того, в понятие синергетики вкладывается признак упорядоченности той или иной системы, меры антиэнтропийности. Таким образом, понятие “Синергетика” и все производные от него имеют очень широкое содержание.
Например, функциональные элементы учебного процесса производят интериоризационное воздействие на обучающегося с целью реализации заданной функции специалиста. Очевидно, что этот результат зависит как от совокупности сведений, входящих в функциональный элемент, так и от их синергетических свойств. Понятно, что следует стремиться к уменьшению времени обучения, при этом не снижая качества интериоризационного воздействия на обучаемого.
Отсюда следует, что синергетические свойства, прежде всего должны подразумевать эффект усиления действия одних преподаваемых знаний в присутствии других. Кроме того, каждое понятие и весь предмет в целом должен формировать синергетическую функцию у обучающегося специалиста в том ее понимании, что он должен представлять полученные знания в синергетическом единстве и относиться к окружающим явлениям с синергетических позиций. Поэтому понятие “синергетика” можно употреблять в смысле согласованного взаимодействия (сотрудничества) преподаваемых знаний, результат которого не является алгебраической суммой знаний, а усилен (или ослаблен) синергетическими свойствами самих предметов и фактом их взаимодействия. При этом каждый предмет нацеливается на формирование у специалиста синергетического взгляда на мир, т.е. видения в последнем согласованного взаимодействия отдельных явлений. Синергетика в учебном процессе это, прежде всего ассоциативная нелинейная связь между его составляющими, между функциональными элементами. Синергетика - это нелинейная ассоциация или ассоциативная нелинейность.