Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хотелось бы, эту часть разговора начать с истории мышления человечества. С того, как изменялась картина мира. Когда-то ведь считалось, что Земля плоская.



- И картина мира ограничивалась жёстким небосводом. И за

ним ничего уже не мыслилось. То есть вселенная и наблюдаемый мир тогда, как я уже говорил в предыдущей беседе, совпадали.

Потом благодаря Аристотелю Земля "стала" шарообразной, и полусферу небесную заменила сфера. Но по-прежнему Земля оставалась центром мироздания (картина мира была геоцентрической, от греческого «Геос» - Земля). И по-прежнему еще считалось, что за этой сферой ничего нет.

Далее Коперник солнечную систему «построил». Солнце поставил в центре - Земля оказалась одной из мелких планет, которые вращаются вокруг Солнца. Он заложил основу Гелиоцентрической картины мира (от греческого Гелиос - Солнце).

Коперник убрал Землю из центра мироздания, это противоречило религиозным представлениям. Копернику повезло: он не дожил до выхода своей книги нескольких дней - умер дома естественной смертью. Если бы дожил, его бы сожгли христиане, как еретика на костре инквизиции. Книгу эту «О вращении небесных сфер» сожгли по выходу, как еретическую.

Книгу сожгли, но геоцентрическая теория постепенно овладела умами и как серьезная картина мира прожила до начала двадцатого века.

В начале двадцатого века российский ученый Фридман добавил в нее еще одну "деталь", выдвинув предположение, что вселенная наша пульсирует. Под вселенной он, конечно же, понимал метагалактику. Эйнштейн принял его теорию, а Хаббл, американский астроном, подтвердил некоторые ее части экспериментально.

В результате была построена современная картина мира, и вот она какова. Вселенная бесконечна, однородна и не имеет центра. Где бы мы ни встали в бесконечной вселенной, везде вокруг нас будет простираться бесконечность.

- Центр везде и нигде, и вся эта кровопролитная борьба, что велась вокруг тысячелетия...

- ... оказалась лишенной смысла. Человечество поняло - центра вселенной нет, и мы не в центре, мы просто движемся по какой- то своей траектории. Вселенная бесконечна и однородна...

- …и выражение «расширяющаяся вселенная» неверно?

- Надо говорить о расширяющейся метагалактике. Большой

взрыв родил именно нашу метагалактику, а не вселенную.

Вселенная это бесконечное множество метагалактик, галактик, и одна из них наш Млечный путь. В Млечном пути миллиарды различных звезд, миллиарды звездных систем.

В центре нашей солнечной одна из самых маленьких звезд - Солнце называют желтым карликом. Есть звезды, размером во всю нашу солнечную систему. Громадные звезды. Мы видим их крошечными потому, что разделяют нас с ними огромные - в миллиарды световых лет - расстояния. Такие звезды наблюдаются и в нашей галактике, и в метагалактике, а метагалактик тоже миллиарды, но в отличие от галактики метагалактика не есть нечто конструктивно законченное. Это просто то расстояние, на котором мы можем вести наблюдение.

Радиус нашей метагалактики, то есть расстояние, подвластное нашим средствам наблюдения, примерно 120 мегапарсек.

Парсек это три с половиной световых года. Световой год - расстояние, на которое удаляется свет за один земной год, а только за одну секунду свет удаляется на триста тысяч километров.

Все открытые человеком законы действуют в нашей метагалактике. Но приборы совершенствуются, горизонты расширяются, и мы убеждаемся в том, что законы, действующие внутри метагалактики, действуют и за ее пределами.

- И в черных дырах?

- Лет пятьдесят существует хорошая наука синергетика.

- Ее автор Пригожин?

- Говорят часто, что основоположник синергетики

Пригожин. Не совсем это так. Пригожин поначалу просто рассматривал нелинейную термодинамику (раздел физики, изучающий наиболее общие свойства макроскопических систем, находящихся в состоянии термодинамического равновесия, и процессы перехода между этими состояниями) и в этом направлении сделал очень много. Показал, в частности, что термодинамические законы вероятностны.

До Пригожина считали, что переход теплоты от холодного тела к горячему невозможен, Пригожин обосновал возможность такого процесса. Хотя и показал, что вероятность его мала.

Это как раз и определяет явление самоорганизации, и, основываясь на нем, можно объяснить происхождение звезд и черных дыр.

Представим себе тот самый хаос, где молекулы движутся беспорядочно. Возможно, что когда-нибудь вдруг, случайно две молекулы станут двигаться в одном направлении? Близко? Некоторое время хотя бы? Вероятность такого события есть.

А это значит, что в данной точке уже вместо одной массы молекулы две массы молекулы. То есть увеличенная сила тяжести, увеличенная гравитация, и значит, близлежащие молекулы имеют теперь преимущественное притяжение в этом направлении. Если к тем двум молекулам присоединится еще и третья (вероятность этого хоть и мала, но тоже есть), сила тяжести в этом месте еще более увеличится.

Таким образом, рассуждая, мы можем прийти к построению в этом месте тела, состоящего из многих молекул. А тело обладает уже значительным притяжением и, конечно, будет расти. Один раз сошедшись вместе две молекулы, оказывается, могут явиться первопричиной образования тела. Есть ли тут нарушение логики? Нет.

В 1964-м, если память не изменяет, году Хаккен, германский ученый, написал статью, где сформулировал науку синергетику, используя вот эту нелинейную термодинамику Пригожина, в логике этой науки очень просто получается образование любого тела во вселенной.

- Образовалось тело. Что дальше?

- А дальше образованное нами теоретически тело, притягивая окружающие молекулы, растет. Наша Земля растет, каждый год, увеличиваясь в диаметре примерно на одну десятую миллиметра, увеличивая свой вес на многие сотни тонн. Вся пыль, которая есть у нас на Земле, весь чернозем, который есть у нас на Земле, все это притянулось из космоса.

- То есть, выходит, по утрам с подоконника я стираю пришельцев?

- Космическую пыль. Так вот, тело начинает расти и постепенно обретает размеры, при которых давление верхних слоев на внутренние настолько увеличивается, что ядра атомов начинают разрушаться - возникают ядерная и термоядерная реакции и...

- ...освобождается энергия. Тело начинает отдавать тепло.

- То есть мы имеем уже нагретое тело, тело с собственной температурой. Но процесс продолжается. Тело растет, увеличивается притяжение, все большее количество частиц падает на это тело, масса возрастает настолько, что с некоторого момента притяжение достигает такой величины, что уже ничто не может от этого тела оторваться. Все только к нему притягивается. Даже электромагнитные поля, свет - фотоны света - не могут вырваться. С этого момента мы перестаем видеть это тело.

- И начинаем звать его черной дырой. Вы описываете черную дыру как тело огромных размеров, а я сталкивалась с иным описанием - тело величиной с протон и весом в три солнца.

-Противоречия тут нет. Речь идет о разных этапах существования черной дыры. Всёболее утяжеляясь, тело более и более уплотняется, и уплотнение это может дойти до того, что вся эта огромная масса "утрамбуется" в объеме протона.

-А вот в этой описываемой вами эволюции тела оно могло быть звездой?

- Вполне вероятно.

- То есть и у нашего желтого карлика есть шанс превратиться в черную дыру?

- В принципе любое тело в космосе может пройти по этому пути.

- И вот этот ключ от квартиры, если я оброню его где-нибудь в космосе?

-Не исключено. Независимо от чьей-то воли, и, не имея никакой цели, может образоваться тело в космосе и достичь состояния «Черной дыры». Без каких бы то ни было внешних воздействий. Зарождение тела это случайное явление, но поскольку вселенная вечна и бесконечна, то вероятность того, что в какой-то момент времени где-то началось возникновение «Черной дыры», не такая уж и маленькая.

- Но плотность такого космического тела не может увеличиваться беспредельно? Или может?

- Возникает момент, когда плотность ставится настолько высокой, что ядра атомов начинают ломать друг друга. И если, скажем, в начальных случаях возникает просто термоядерная реакция (она идет внутри Земли), способствующая лишь разогреву каких-то слоев этого тела, то в случае сверхплотного вещества реакция становится цепной и идет со взрывом.

- То есть, уплотнившись до объема протона и продолжая, поглощать и поглощать космическое вещество, уплотняться дальше, тело в конце концов превращается в ту самую первопричину - устройство для осуществления большого взрыва, лежащего в основе нашей метагалактики.

- Большого взрыва, из которого может образоваться

очередная метагалактика.

Если наблюдать за поверхностью уже готовой, но еще преющей, как говорят, каши, то можно увидеть то там, то здесь набухающие и лопающиеся пузыри - пых, пых. Вселенная это, образно говоря, вот такая вот каша. А большой взрыв в нашей метагалактике это тот самый "пых". Дословный перевод с английского, «Big Bang» и есть большой бах. Мы в нём, этом «пыхе» или «бахе», условно говоря, и живем.

Мы живем в расширяющейся (разбегающейся) после большого взрыва метагалактике. И количество таких метагалактик бесконечно, поскольку вселенная не только бесконечна, но и, как я уже говорил, однородна. Как та самая каша.

Вселенная однородна. А это значит, что если бы мы взяли какой-то воображаемый большой объем и, двигаясь по бесконечной вселенной, то здесь его ставили, то там, считая число галактик в нем, то всюду бы получали примерно одно и то же - плотность вселенной везде примерно одинаковая.

И, наконец, третья характерная деталь нынешней картины мира - вселенная изотропна. Это значит, что где бы мы ни встали в этой вселенной и ни посмотрели бы вокруг, то увидели бы примерно одно и то же во всех направлениях.

- Мы установили с вами, что метагалактика, видимая нами часть вселенной, расширяется после большого взрыва. Но как долго это будет продолжаться?

- Конечно же это не будет длиться вечно. На каком-то этапе энергия взрыва закончится, а энергия притяжения всегда есть и...

- ...и начнет все стягивать обратно?

- Метагалактика начнет сжиматься. Вот отсюда теория пульсирующих метагалактик. Одна взорвалась - другая сжалась. В одном месте вселенной метагалактика расширяется, в другом сжимается - в однородной вселенной происходит рождение метагалактик и гибель их. Вот эти пульсации, переливы энергий, масс, вещества, полей из одной метагалактики в другую метагалактику во всей вселенной существуют всегда, постоянно. Это и есть ЖИЗНЬ ВСЕЛЕННОЙ.

Такова современная картина мира. Она очень простая, и в ней нет ничего мистического. Но существуют, конечно же, вариации. Любое рассуждение имеет право на существование...

- В порядке гипотезы?

- Да. Появится доказательная база, будем рассуждать, будем

вписывать в существующую картину мира. Дополнять. Или переписывать заново. Как было с ньютоновской механикой, которую теория относительности Эйнштейна определила в частные случаи. И это нормально.

 

О иерархии материи

(«Начало всех вещей» [5])

 

«Начало всех вещей - вода, из воды все происходит и все возвращается к воду», - утверждал древнегреческий философ Фалес. Древнегреческий философ Демокрит полагал, что "вещи отличаются друг от друга атомами, из которых они состоят, их порядком и положением".

Свои труды Демокрит писал костяным стилом на дощечках из сырой глины. Вывод о строении вещества делал, будучи не в состоянии произвести ни необходимого математического расчета, ни эксперимента - две с половиной тысячи лет назад не было еще ни соответствующих методик, ни техники, ни технологий. Но тем удивительнее сходство представлений мудреца из Абдеры с атомистическим учением несравнимо более вооруженных коллег из девятнадцатого века

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.