(«Вера базируется на догме, наука – на сомнении» [3])
Это интервью С. Внукова начала с вопросов о соотношении науки и религии у человечества [3].
"Система воззрений, отвергающая, исходя из данных естествознания, всю совокупность религиозных представлений; существенная сторона материалистического мировоззрения" - так трактуют атеизм толковые словари.
Предполагают, что в зачаточном состоянии атеизм существовал еще в первобытном обществе. Возникновение астрономии, математики, географии и медицины развило и религиозную критику. Аргументированные атеистические замечания обнаруживаются в литературе Древних Вавилонии, Египта, Китая, Индии.
Наибольшего развития в античный период атеизм достиг в Древних Греции и Риме - в учениях мыслителей-материалистов милетской школы - Гераклита, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара. Эразм Роттердамский, Николай Коперник, Джордано Бруно, Барух Спиноза, Людвиг Фейербах, Вольтер, Дидро, Гельвеций, Чернышевский, Маркс, Ленин - это те, кто продолжил традицию, заложенную античными материалистами, делая здесь собственные открытия и активно используя, во утверждение атеизма, достигнутое в этой области другими.
Частью государственной идеологии стал атеизм в России после смены режима в октябре семнадцатого. Атеистическая пропаганда была мощнейшей, но искоренить религиозное мировоззрение не удалось.
Сегодня российское религиозное мировоззрение переживает ренессанс, но жив и атеизм. Вы, Вадим Петрович, - один из атеистов. «...Не может быть двух электронов, находящихся в одинаковых состояниях» - гласит физический принцип Паули.
- Тема вашей кандидатской: "Фильтры сверхвысоких частот с нетрадиционным расположением полос пропускания". Где они применяются?
- Генераторы радиостанций производят широкий частотный
спектр, но каждая радиостанция имеет свой канал, свои частоты, и, чтобы только эти частоты выходили от этой радиостанции на антенну, внутри радиопередатчика ставят фильтр, пропускающий сигналы обусловленной частоты.
У меня восемнадцать авторских свидетельств и патентов и работы нашей научной группы были связаны с радиотелеметрией ракеты «Энергия», что изготавливали на «Прогрессе».
В 1978 году мы сообщили об этих фильтрах в отечественном журнале "Радиотехника". Лишь два года спустя японцы сделали аналогичное сообщение в американском научном журнале «Институт инженеров радиоэлектроники". Сейчас в области техники СВЧ у нас работы все меньше и меньше: на изыскания средства не выделяются.
В нашем филиале Московского Государственного университета сервиса существует научно-исследовательская лаборатория «Автоматизация проектирования, измерения и контроля» - АПИК, научным руководителем которой я являюсь.
Вот тут нынешние научные интересы в основном и сосредоточены. Потенциал серьезный – три доктора на нашей кафедре «Естественнонаучные дисциплины», которой я заведую, именно к ней относится НИЛ АПИК: кандидаты наук, соискатели, аспиранты. Руководство вуза, директор филиала А.В. Малафеев всячески поддерживают работы в НИЛ АПИК и на кафедре.
- Университет сервиса, и такое вроде бы сугубо техническое направление?
- Но ведь вы пользуетесь мобильным телефоном? Это сервис. Радиотехникой, впрочем, мы не ограничиваемся. У нас есть работы по педагогике. Монография наша недавно вышла – «Функциональные элементы валеологии. Валеологический сервис».
- И юбилей у одного из её авторов случился.
- Да, 22 июня 1944 года, благодаря своим родителям я появился на свет.
- 22-го 44-го... Пифагор верил в магию цифр, утверждая, что между всеми явлениями природы существуют простые числовые соотношения. А вы в магию цифр верите?
- Давайте в нашем разговоре слово "верю" не употреблять. Состояние веры недостойно человека. У него есть аппарат для анализа - мозг. Его нам дала природа, и если мы будем пренебрегать этим аппаратом, мы подведем природу.
- Есть мнение, что посредством логики можно ответить лишь на вопрос «Как?». И вот этим и занимается наука. Вопрос "Зачем?" - компетенция религиозного сознания.
- Я атеист, и полагаю, что на все вопросы отвечает
естествознание.
Естествознание это наука о естестве. А естество это всё, что
окружает нас, включая и нас, все наши физические, психические, общественные движения, а также наше отношению к естеству. Естество бесконечно. В этом смысле оно синонимично - бесконечной вселенной...
- А я вот боюсь думать в направлении бесконечности. Мне кажется, если отдаться этой мысли, то можно сойти сума.
- Человеку гораздо легче воспринять бесконечность, чем конечность, и я вам сейчас постараюсь это доказать. Допустим, что во вселенной есть граница. Допустим, мы до нее добрались (не важно как: на трамвае, пешком, на ракете... мысленно) и выглянули за эту границу. Что мы там увидим?
- Что-то увидим?
- Мы что-то там, конечно, увидим. Но даже, если сказать страшное - ничего не увидим...
- А что такое ничего?
- Отлично спрошено! «А что такое - ничего?» Вот это у меня, что в руке? Ключ. Как вы узнали, что это ключ? А очень просто - с самого детства вам внушался образ ключа, и теперь, когда вы глядите на вещь, то ее параметры (зрительные, тактильные и другие) поступают к вам в мозг, и там как в библиографическом отделе библиотеки выискивается соответствие вот этим параметрам, Выискивается ящичек, на котором написано - в нашем случае – «ключ». «Пустота», как и «ключ», - это часть естества, имеющая свои параметры. «Пустота» - не ничего. Но вернемся к бесконечности. Вы достигли границы, выглянули за границу и увидели там ту самую пустоту. Перешли границу, "идете" по пустоте, опять дошли до некоего предела, опять выглянули за него, и там...?
- Снова что-то?
- Упражнение можно повторять бесконечно.
Потому что если вы устанавливаете хоть какую-то границу, то обязаны отвечать на вопрос - а что за границей. А когда вы, повторяя это упражнение, обнаруживаете, что предела нет, то и отвечать на этот вопрос не надо.
-И ставить его не имеет смысла?
-Да. Вселенная вокруг нас бесконечна. Мы наблюдаем только часть вселенной. Часть, которая с начала двадцатого века стала называться метагалактикой. До того она называлась мир, а до того - при Аристотеле, да еще и при Ньютоне - вселенной. Вселенной считалось то, что человек видит, за чем способен наблюдать. Но не было и мысли о том, что есть что-то большее. Понятие «вселенная» совпадало с понятием мира, и до сих пор еще многие понимают под словом вселенная место вселения человека.
Но теперь вселенная это то самое естество, которое бесконечно, полного знания о котором мы никогда не получим, потому что бесконечность можно познать лишь через бесконечное время, а это значит никогда.
Есть явления (и будут явления), не доступные для изучения, просто потому, что мы до них не дотягиваемся, мы их не видим. Есть явления, которые недоступны нам для изучения потому, что мозг наш ограничен, ограничена наша жизнь. Но даже если мы не изучим никогда явление, оно принадлежит естеству, как и мы с вами.
Вот это базовое рассуждение, и, если вы не будете от него отрываться, у вас не возникнет отношения к непонятным явлениям, как к чуду. Непонятное явление будет понятно завтра или через тысячу лет, или не будет понято человеком никогда. Но независимо от этого, это явление естественно. Естественны все явления естества.
- При этом среди естественников были и есть
люди верующие. Буквально за день до нашей с вами встречи "Известия" опубликовали беседу с ведущим российским астрономом специалистом в области черных дыр. В разговоре возникла тема веры.