Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепции валеологии (экология человека)



 

Советский ученый И.И. Брехман поставил вопрос о разработке новой науки и в 1980 г. ввел её название - «валеология» (от латинского valeo — «здоровье», «быть здоровым»).

Здоровье – (по формулировке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)) это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального благополучия индивида. Из определения видно, что понятие «здоровье» многопланово. Медицинские критерии дополняются понятиями оптимальной трудоспособности и социальной активности. Хорошее здоровье является главным ресурсом социального, экономического развития общества и индивидуального развития отдельного человека, а также важнейшим параметром качества жизни.

Непременными условиями здоровья являются чистый воздух и вода, высококачественные продукты питания, всё разнообразие флоры и фауны. При анализе стратегии здоровья населения необходимо учитывать экологические проблемы, решение которых должно быть направлено на улучшение его. Здоровье это не только отсутствие болезней, а полнокровная и полноценная в своём многообразии жизнь.

Валеология - наука о здоровье человека, его обеспечения, формирования и сохранения в существующих условиях жизнедеятельности человека.

Объект валеологии — здоровый, или находящийся в состоянии «предболезни» человек во всем многообразии психофизиологического, социально-культурного и других аспектов существования.

Основные задачи валеологии:

Исследование и оценка состояния и резервов здоровья человека;

Формирование установки на здоровый образ жизни;

Сохранение и укрепление здоровья и его резервов через приобщение человека к здоровому образу жизни;

Валеология отличается от других наук тем, что в сфере интересов её находится здоровье и здоровый человек, в то время как, например, у медицины — болезнь и больной, у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности человека и т.д..

Чтобы исследовать здоровье, необходимо понять феномен человека, принципы его организации. Этого понимания не может дать медицинская наука, ориентированная на исследование преимущественно физического тела, а не на глубокие представления о человеке как целостной системе, связаной с миром. Валеология переводит эти представления на свой язык, положив в основу результаты квантовой физики, нейрофизиологии и психологии.

Исследования учёных двадцатого века (К. Прибрам, Д. Бом, И. Пригожин, Р. Шелдрейк, В. Вульф и др.) позволили приблизиться к пониманию человека как микрокосмоса. Применяется голограммный принцип строения Вселенной, голограммная модель сознания человека, представления о человеке как носителе информации во Вселенной.,

К пониманию целостности человека можно приблизиться с помощью системного подхода. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое и имеющих единую цель функционирования. Человек представляется системой с пирамидальным принципом построения (так называемая пирамида Maslow). Вслед за древними греками в ней выделяется три уровня –, телесный (греч. Soma — тело), психический (греч. psyche — душа), и – духовный элемент (греч. nous — дух). Взаимоотношение между элементами внутри пирамиды подчинены законам гармонии (правило золотого сечения). Эти особенности системы обеспечивают ее динамическую устойчивость и возможность развития. Каждая подсистема неизбежно вовлекает в работу другую и человек реагирует на воздействия как единое целое. Исследование человека как единого целого составляет принцип холизма (лат. holos — целостный).

Валеология как наука изучает:

1) индивидуальное физическое здоровье (диагностика, прогнозирование, формирование, сохранение и укрепление) и адаптация, проецирующиеся на стратегию выживания;

2) репродуктивное здоровье во всем многообразии этой проблемы;

3) психическое здоровье и управление им;

4) роль высших аспектов сознания в сохранении здоровья.

Как биосистема организм имеет следующие особенности, обусловленные реализацией реакций самосохранения (смотри выше п. 2.5 – концепции живого):

1) Способность к сохранению индивидуального существования за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся: а) Способность к самообновлению. Это качество связано с постоянным взаимным обменом организма с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Организм – это система открытого типа. В процессе самообновления биосистема поддерживает свою упорядоченность, препятствует разрушению. б) Способность системы к саморегулированию. Особая роль при этом принадлежит обратным связям, информирующим регуляторные структуры о результате полезного действия элементов-исполнителей. Обратные связи могут быть отрицательными (тормозящими, стабилизирующими) и положительными (стимулирующими), обеспечивающими развитие системы либо ее разрушение. Как правило, слабые сигналы являются активизирующими, а сигналы большей силы, оказывают тормозящее действие в) Способность к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения отдельных его частей.

2) Способность к саморазвитию. Известно, что онтогенез является генетически запрограммированным. Одна гистогенетическая программа закономерно сменяет другую, будучи подготовлена ею. Обеспечивается это в биосистеме главным образом положительными обратными связями.

3) Самовоспроизведение. В.И. Вернадский выделял два главных свойства живого – асимметрию пространства и времени и «энергию» размножения. Реализация этого свойства, обслуживающего интересы вида, основывается на передаче потока генетической информации следующим поколениям организмов. Биологический аспект существования связывает человека с животным миром. Но свою эволюцию человек совершает, прежде всего, в психической сфере, расширяя сознание, осваивая его новые уровни. Вся психическая сфера человека делится на осознаваемую часть (сознание) и неосознаваемую (подсознание и сверхсознание). Неосознаваемая часть составляет около 90% всего психического материала. Эволюция сознания предполагает увеличение доли осознаваемого материала и освоение высших уровней сознания.

Под саногенезом (валеогенезом) понимают происхождение здоровья (лат. Sanus – здоровый; греч. Genesis – происхождение). Механизмы саногенеза, согласно современным представлениям, — это автоматические механизмы самоорганизации человека, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление его здоровья. В основе их лежат регуляторные контуры, представленные прямыми и обратными связями. За счет самоорганизации живое существо поддерживает свою упорядоченность, препятствует разрушению. Механизмы саногенеза обеспечивают поддержание регуляторного, энергетического и структурного гомеостаза. Гомеостаз при этом понимается как состояние динамического равновесия внутри организма. Приспособление к внешним воздействиям проявляется через механизмы адаптации и адаптивности.

Адаптивность — это стойкость к невзгодам, выносливость, работоспособность, устойчивость к болезням и в болезни. Адаптивность — это общительность, способность ориентироваться в людях и легко налаживать контакты. Адаптивный человек редко совершает ошибку, а совершив ее, не повторит. Адаптивность, таким образом, это и способность приобретать опыт на своих и чужих ошибках, она — способность к обучаемости в широком смысле слова. В итоге адаптивность — первейшее условие благополучия и здоровья.

Адаптированность также определяется по объективному социальному статусу человека, которого он достиг к преклонному возрасту. Жизнь начинается на пенсии - если шестидесятилетие отмечает профессор, директор, генерал, президент — это одно, а если уборщик мусора, мелкий чиновник, прапорщик или домработница — совсем другое. Считается, что первые лучше адаптировались в жизни.

Однако это формальный и не всегда верный критерий адаптированности. Профессор может ощущать себя несчастным,. а уборщик мусора может ощущать себя счастливым. Тогда он более адаптирован, чем профессор, а потому имеет больше шансов быть здоровым и долголетним.

Адаптированность – это удовлетворенность, а дезадаптация это неудовлетворенность, понимаемая как постоянное, гнетущее самоощущение человека.

Это высокие или нормальные врожденные и приобретенные качества и возможности человека, реализованные в его жизни таким образом, что он в основном удовлетворен своей жизнью и судьбой, уверен в себе и его свобода, достоинство не ущемлены. Человек, который не уверен в себе, свобода, достоинство которого ущемлены, здоровым быть не может. Психосоматические болезни для него — фатальная неизбежность. Сохранение неотъемлемых прав человека — непременное условие здоровья.

Удовлетворённость или нет проявляется через эмоции. Эмоции (от лат. emovere — потрясаю, волную) — субъективное переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Эмоции — один из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. В эмоциях и чувствах отражается оценка значимости происходящего для человека. Вот почему эмоциям и чувствам придается большое значение. Они определяют душевное здоровье, адаптацию, работоспособность и успех всей жизнедеятельности человека. Среди эмоций выделяют настроение, аффект, стресс.

Настроение — это длительное эмоциональное состояние, эмоциональный фон. У здорового человека настроение обычно оптимистическое.

Аффект — сильное, слабоуправляемое волей, непродолжительное состояние, возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией.

Стресс (от англ. stress — напряжение) — состояние психофизиологического напряжения.

Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и связана с меньшими трудностями. Неспособность противостоять психологическим стрессам влечет за собой соматические, нервные и другие психические болезни.

Г. Селье определяет стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызванных каким-либо стрессовым фактором. В самом общем виде стресс — это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды. Стрессовый фактор (или стрессор) — это любое воздействие на организм, которое вызывает реакцию стресса. Изучая ответные реакции организма на действия разнообразных факторов внешней среды, Г. Селье обнаружил, что, несмотря на количественные и качественные различия, они всегда однотипны и включают огромное число физиологических реакций, которые можно оценить с помощью объективных методов. В момент формирования стрессового ответа на первой стадии – стадии мобилизации – происходит усиление активности симпатической нервной системы, что является необходимым и обязательным условием общего адаптационного синдрома. Однако длительно поддержание симпатической активности может оказать резко отрицательное влияние на состояние здоровья. При этом страдают все те системы и органы, которые вовлекаются в стрессовый ответ. Это сердечно-сосудистая и пищеварительная систе­мы, нервная и эндокринная системы, репродуктивная система.

Действие стрессора и развитие стресса наряду с очевидными отрицательными последствиями для здоровья человека могут быть и полезными. Это наблюдается в тех случаях, когда действие стрессора не очень значительно, но происходит на достаточно высоком уровне и организм сравнительно легко справляется с нагрузкой. В этот момент (стойкой активности) организм человека, его тело и разум действуют наиболее четко и слаженно. Селье назвал такое состояние айстрессом (от греч. «ай» — хороший или настоящий).

Функциональный элемент:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.