Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДВЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



 

Культура человечества проявляется в двух формах, которые по существу отражают отношение к естеству.

По восприятию естества, в зависимости от склада ума, способностей, характера, воспитания и т.д. человечество разделено на естественников и гуманитариев.

Естественники воспринимают естество аналитически, задаваясь вопросом, как и почему происходит то или иное явление.

Гуманитарии воспринимают естество чувственно, образно, задаваясь вопросом, как, то или иное явление естества влияет на психику человека.

Первые, называясь естественниками, являются носителями естественнонаучного знания.

Вторые, называясь гуманитариями, являются носителями гуманитарного знания.

В популярной литературе нередко первых называют «Физиками», а вторых «Лириками».

В каждом человеке обязательно присутствуют и физическое, и лирическое.

В зависимости от того, что существенно преобладает в человеке физическое или лирическое, он относится либо к «физикам» либо к «лирикам».

При этом не имеет значения, осознаёт он это или нет. Так же как недоросль Фонвизина не понимал, что он говорит прозой, но говорил именно прозой.

Кроме того, принадлежность человека к «физикам» или «лирикам» не зависит от его профессиональной деятельности, хотя в частном случае могут быть совпадения.

Известно, что руководитель рок группы «Кино» В. Цой долго работал истопником в котельной, но по существу, конечно, был «лириком».

 

 

Функциональный элемент: «Физик» или «Лирик» - это черта характера, психологический портрет человека, не зависящий от его профессиональной деятельности.

 

В истории человечества известны случаи, когда в одном человеке и физическое и лирическое сочетались примерно в одинаковых пропорциях.

Вот несколько примеров:

Леонардо да Винчи был художником, математиком, инженером-конструктором, дизайнером и т.д.;

Ломоносов М.В. был учёным энциклопедистом, физиком, химиком, астрономом, инженером-конструктором, поэтом, языковедом. Он написал первый учебник русского языка «Российская грамматика», и т.д.;

Омар Хайям был астрономом, математиком, поэтом;

Бородин А.П. был выдающимся композитором (всемирно известна его опера «Князь Игорь»), химиком;

Циолковский Э.К. - основоположник межпланетных сообщений, был физиком, математиком, астрономом, инженером-конструктором, писателем (например, рассказ «На Луне»), и др.

В истории человечества взаимоотношения между «физиками» и «лириками» всегда были сложными от конфронтации к сотрудничеству.

Примером сотрудничества может быть античный период, когда все науки даже назывались одним словом Философия.

В то время ещё не было специфических языков у отдельных видов деятельности человечества. Не было принято, считалось недостойным проводить эксперименты.

Работа рук предназначалась рабам, а работа мозга, любовь к размышлениям – философия, предназначалась свободным людям.

Конечно, были исключения, например, Архимед, который свои конструкции делал своими руками. За это его порицали философы того времени.

В то время ещё не было формализованного, алгебраического вида записи зависимостей. Всё выражалось в словах. Учёные разных направлений понимали друг друга. Часто научные мысли записывались стихами.

Примером конфронтации может служить средневековый период, когда христианская религия в лице инквизиции подавляла всяческое естествознание, вплоть до уничтожения носителей его. Это продолжалось более тысячи лет.

Даже в эпоху возрождения, когда хватка инквизиции ослабла, был сожжён на костре Джордано Бруно, замучен Галилео Галилей и т. д.

В настоящее время наблюдается сближение позиций “Физиков” и “Лириков” (естественников и гуманитариев). Это сейчас становится делом выживания планеты. Потому, что человечество овладело уровнями энергий (электрической, атомной, гидроэнергетикой и др.) сравнимыми с уровнями энергий в биосфере, и любое неверное решение в отношении взаимодействия человечества и окружающей среды может привести к катастрофе.

Однако, полное слияние позиций «физиков» и «лириков» не желательно. Это приведёт к односторонности восприятия естества и потери объективности познания.

Необходимо только, чтобы позиции «физиков» и «лириков» находились в некоторой области взаимопонимания, сохраняя индивидуальность восприятия естества. Многополюсность взглядов позволяет быть ближе к объективному описанию естества.

Следует отметить, что абсолютной объективности познания принципиально невозможно достигнуть.

Каждый субъект познания может познавать и высказывать только субъективные мнения.

 

Функциональный элемент: Субъект не может быть объективным.

 

Для приближения к объективности познания следует увеличивать и разнообразить число познающих субъектов. Этому и содействует сохранение позиций «физиков» и «лириков» в восприятии естества.

Здесь уместно вспомнить сказ о семи слепцах, пытавшихся познать слона. Каждый из них подошёл к какой-то части слона и ощупал её. Тот, который подошёл к ноге сказал, что слон это цилиндрический столб. Тот, который подошёл к хоботу сказал, что слон это толстая змея. Тот, который подошёл к животу сказал, что слон это большой шар. И так далее.

Все они субъективно познавали, и не познали слона объективно, т.е. всесторонне. И только тот, кто выслушал их всех, и сопоставил услышанное, был ближе к объективному познанию слона.

Чем больше число познающих субъектов, тем ближе к объективности познание. Именно увеличению числа познающих субъектов служит образовательная система человечества.

 

 

Функциональный элемент: Для приближения к объективности познания надо увеличивать число познающих субъектов.

 

Сближению позиций «физиков и «лириков» служит, в частности, дисциплина «Концепции современного естествознания». Она преподаётся студентам гуманитарных специальностей для расширения их естественнонаучного кругозора и помогает осмыслению проблем экологии и общества, их связи с основными концепциями и законами естествознания.

Это формирует представление о революциях в естествознании, о смене картин мира и научных парадигм как ключевых этапов развития естествознания. Способствует формулировке принципов универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципов развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу. Содействует формированию эволюционного, экологического мышления.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.