Извечная мечта человечества о построении картины мира из единых основополагающих понятий недостижима, поскольку при каждом новом шаге познания открываются явления, заставляющие корректировать исходные представления, т.е. они перестают быть основополагающими и становятся промежуточными, частными случаями более общих законов.
Однако стремление к этой мечте позволяет находить области знаний, явлений природы с одинаковыми, аналогичными закономерностями, что приводит к описанию их уравнениями одинакового вида. Это может относится к физическим, психическим и общественным явлениям.
Классическим примером того служат силы взаимодействия между массами или между зарядами:
где F – сила гравитационного (индекс «т») или электрического (индекс «q») взаимодействия;
G – системный, размерный коэффициент (гравитационная постоянная);
m – гравитационные заряды (массы);
- системный, размерный коэффициент;
q – электрические заряды.
Другим примером могут служить уравнения гармонических колебаний одинаково описывающих движения механических, электрических и других величин.
где А – текущее значение колеблющейся величины; - циклическая (круговая) частота колебаний;
t – текущее время;
- начальная фаза колебаний.
Эффективность психической или общественной деятельности всегда можно оценить как результат отношения достигнутого к затраченным усилиям.
Можно привести и другие примеры.
Прежде всего, эта одинаковость, аналогичность позволяет легче осваивать, учить уже существующее, сложившееся естествознание. Студенту достаточно уловить закономерности в одном разделе естествознания и формально использовать их при изучении другого раздела.
Для этого у студента надо создать соответствующую целевую обучающую установку. Такую установку позволяет создать, так называемый системный подход к обучению вообще и к изучению естествознания, в частности.
Кроме того, системный подход позволяет более плодотворно проводить исследовательские работы и получать новые знания, открывать новые явления. Поскольку он помогает целенаправленно сформулировать парадигму исследования.
Известно, например, что Фарадей предполагая аналогию законов электрического и магнитного полей открыл закон электромагнитной индукции.
Суть системного подхода заключается в разделении, расчленении характеристик энергетических систем на функциональные элементы, выполняющие, реализующие сходные, одинаковые функции независимо от энергетической системы, которую они характеризуют.
Под энергетической системой будем понимать устоявшиеся в естествознании понятия:
- механическая система (кинематика, динамика);
- электрическая система (электродинамика);
- гидро-, пневмосистемы (гидродинамика, аэродинамика и т.п.);
- тепловые системы (термодинамика);
- общественные системы;
- и так далее.
Все мыслимые характеристики системы можно
разделить на две функциональные группы:
- активные характеристики;
- пассивные характеристики.
Активные характеристики являются мерой,
причиной взаимодействия в системе. Пассивные характеристики являются мерой преобразования взаимодействий, мерой потерь энергии.
Отсюда логически следует, что основные взаимосвязи активных и пассивных характеристик – результат их взаимодействий можно записать в следующем виде:
Р= К А /П,
где Р – результат взаимодействия;
А – активная характеристика;
П – пассивная характеристика;
К – системный (размерный) коэффициент.
Например, для конкретных энергетических систем результат взаимодействия активных и пассивных характеристик имеет вид, приведённый в таблице 1.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ
Таблица 1
Механическая система
Поступа
тельное движение
-результат взаимодействия;
-активная характеристика;
-пассивная характеристика.
Враща
тельное движение
-результат взаимодействия;
-активная характеристика;
-пассивная характеристика.
Электри
ческая система
-результат взаимодействия;
-активная характеристика;
-пассивная характеристика.
Гидро-, пневмо система
-результат взаимодействия;
-активная характеристика;
-пассивная характеристика;
-пассивная характеристика.
Тепловая система
-результат взаимодействия;
-активная характеристика;
-пассивная характеристика.
Общественная система
-результат взаимодействия;
-активная характеристика;
-пассивная характеристика.
В таблице обозначено:
- ускорение линейное;
- сила;
- масса;
- ускорение вращения;
- момент силы;
- момент инерции в механической системе или
сила тока в электрической системе;
- напряжение на участке цепи (разность
потенциалов);
- сопротивление электрическое, гидро-,
пневмо-, или тепловое (индекс соответствует рассматриваемой системе);
- скорость гидро- или пневмопотока;
- объём жидкости или газа;
- сечение канала, трубы, по которому
движется поток;
- температура;
- количество теплоты;
Э - эффективность психической или общественной деятельности;
С – спрос на данный вид деятельности, например, на услуги сервиса;
З – затраты на данный вид деятельности
Следует заметить, что выражение для сопротивления одинаково для всех систем
,
где - удельное сопротивление материала, среды, в котором распространяется поток (индекс, такой же как и для сопротивления, соответствует рассматриваемой системе);
- длина пути, по которому распространяется
поток;
- сечение потока, проводника, трубы.
Такой подход позволяет составить таблицу подобия характеристик систем.
ТАБЛИЦА ПОДОБИЯ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ
Таблица 2
Энергетическая система
Характеристики системы
Активного типа
Пассивного типа
Поток
Потенциал
Резистивная
Зарядовая
Циркуляционная
Механическая система. Поступ.
Ускорение линей
ное, пото
к частиц
Сила -разно
сть энергети
ческих потен
циалов
Трение ско
льже
ния
Масса-инерционный заряд
Упругость изгиба
Механическая система. Вращат.
Ускорение угло
вое –вра
щение по
тока час
тиц
Момент силы
-разность
энергетиче
ских потен
циалов
Трение каче
ния
Момент ине
рции –инерци
онный заряд вращательно
го движения
Упругость скручива
ния
Элект
ричес
кая система
Ток
-поток заряженных частиц
Напряжение -разность эле
ктрических потенциалов
Элек
тросоп
ротивление
Электро ёмкость -мера количест
ва заряда
Электроиндуктивнос
ть –цирку
ляция маг
нитного по
ля
Гидро-, пневмо система
Скоро
сть, рас
ход -по
ток час
тиц
Объём, давле
ние -перепад давлений как разность энер
гетических потенциалов
Гидро, пне
вмосопротивление
Объёмная ёмкость -мера количества инерцион
ного заряда
Гидро, невмо индуктивность -вихри
Тепло
вая система
Темпера
тура, теп
ловой по
ток, пото
к частиц
Количество теплоты -раз
ность энерге
тических потенциалов
Теп
ловое сопро
тивление
Теплоёмкость –мера количе
ства частиц с заданным уро
внем энергии
Теплоиндуктивность
Общественная система
Спрос на что либо – услугу, устройство, орга
низацию
Объём финанси
рования
Сопротивление су
ществующих стру
ктур
Инерция мышления общества
Индукция общественных отноше
ний, повто
рение по сп ирали пред
ыдущего ис
торическо
го опыта