Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



 

Извечная мечта человечества о построении картины мира из единых основополагающих понятий недостижима, поскольку при каждом новом шаге познания открываются явления, заставляющие корректировать исходные представления, т.е. они перестают быть основополагающими и становятся промежуточными, частными случаями более общих законов.

Однако стремление к этой мечте позволяет находить области знаний, явлений природы с одинаковыми, аналогичными закономерностями, что приводит к описанию их уравнениями одинакового вида. Это может относится к физическим, психическим и общественным явлениям.

Классическим примером того служат силы взаимодействия между массами или между зарядами:

где F – сила гравитационного (индекс «т») или электрического (индекс «q») взаимодействия;

G – системный, размерный коэффициент (гравитационная постоянная);

m – гравитационные заряды (массы);

- системный, размерный коэффициент;

q – электрические заряды.

Другим примером могут служить уравнения гармонических колебаний одинаково описывающих движения механических, электрических и других величин.

где А – текущее значение колеблющейся величины; - циклическая (круговая) частота колебаний;

t – текущее время;

- начальная фаза колебаний.

Эффективность психической или общественной деятельности всегда можно оценить как результат отношения достигнутого к затраченным усилиям.

Можно привести и другие примеры.

Прежде всего, эта одинаковость, аналогичность позволяет легче осваивать, учить уже существующее, сложившееся естествознание. Студенту достаточно уловить закономерности в одном разделе естествознания и формально использовать их при изучении другого раздела.

Для этого у студента надо создать соответствующую целевую обучающую установку. Такую установку позволяет создать, так называемый системный подход к обучению вообще и к изучению естествознания, в частности.

Кроме того, системный подход позволяет более плодотворно проводить исследовательские работы и получать новые знания, открывать новые явления. Поскольку он помогает целенаправленно сформулировать парадигму исследования.

Известно, например, что Фарадей предполагая аналогию законов электрического и магнитного полей открыл закон электромагнитной индукции.

Суть системного подхода заключается в разделении, расчленении характеристик энергетических систем на функциональные элементы, выполняющие, реализующие сходные, одинаковые функции независимо от энергетической системы, которую они характеризуют.

Под энергетической системой будем понимать устоявшиеся в естествознании понятия:

- механическая система (кинематика, динамика);

- электрическая система (электродинамика);

- гидро-, пневмосистемы (гидродинамика, аэродинамика и т.п.);

- тепловые системы (термодинамика);

- общественные системы;

- и так далее.

Все мыслимые характеристики системы можно

разделить на две функциональные группы:

- активные характеристики;

- пассивные характеристики.

Активные характеристики являются мерой,

причиной взаимодействия в системе. Пассивные характеристики являются мерой преобразования взаимодействий, мерой потерь энергии.

Отсюда логически следует, что основные взаимосвязи активных и пассивных характеристик – результат их взаимодействий можно записать в следующем виде:

Р= К А /П,

где Р – результат взаимодействия;

А – активная характеристика;

П – пассивная характеристика;

К – системный (размерный) коэффициент.

Например, для конкретных энергетических систем результат взаимодействия активных и пассивных характеристик имеет вид, приведённый в таблице 1.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ

Таблица 1

Механическая система Поступа тельное движение -результат взаимодействия; -активная характеристика; -пассивная характеристика.
Враща тельное движение -результат взаимодействия; -активная характеристика; -пассивная характеристика.
Электри ческая система   -результат взаимодействия; -активная характеристика; -пассивная характеристика.
Гидро-, пневмо система   -результат взаимодействия; -активная характеристика; -пассивная характеристика; -пассивная характеристика.
Тепловая система   -результат взаимодействия; -активная характеристика; -пассивная характеристика.
Общественная система   -результат взаимодействия; -активная характеристика; -пассивная характеристика.

 

В таблице обозначено:

- ускорение линейное;

- сила;

- масса;

- ускорение вращения;

- момент силы;

- момент инерции в механической системе или

сила тока в электрической системе;

- напряжение на участке цепи (разность

потенциалов);

- сопротивление электрическое, гидро-,

пневмо-, или тепловое (индекс соответствует рассматриваемой системе);

- скорость гидро- или пневмопотока;

- объём жидкости или газа;

- сечение канала, трубы, по которому

движется поток;

- температура;

- количество теплоты;

Э - эффективность психической или общественной деятельности;

С – спрос на данный вид деятельности, например, на услуги сервиса;

З – затраты на данный вид деятельности

Следует заметить, что выражение для сопротивления одинаково для всех систем

,

где - удельное сопротивление материала, среды, в котором распространяется поток (индекс, такой же как и для сопротивления, соответствует рассматриваемой системе);

- длина пути, по которому распространяется

поток;

- сечение потока, проводника, трубы.

Такой подход позволяет составить таблицу подобия характеристик систем.

 

 

ТАБЛИЦА ПОДОБИЯ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ

Таблица 2

Энергетическая система Характеристики системы
Активного типа Пассивного типа
Поток Потенциал Резистивная Зарядовая   Циркуляционная
Механическая система. Поступ. Ускорение линей ное, пото к частиц Сила -разно сть энергети ческих потен циалов Трение ско льже ния Масса-инерционный заряд Упругость изгиба
Механическая система. Вращат. Ускорение угло вое –вра щение по тока час тиц Момент силы -разность энергетиче ских потен циалов Трение каче ния Момент ине рции –инерци онный заряд вращательно го движения Упругость скручива ния
Элект ричес кая система Ток -поток заряженных частиц Напряжение -разность эле ктрических потенциалов Элек тросоп ротивление Электро ёмкость -мера количест ва заряда Электроиндуктивнос ть –цирку ляция маг нитного по ля
Гидро-, пневмо система Скоро сть, рас ход -по ток час тиц Объём, давле ние -перепад давлений как разность энер гетических потенциалов Гидро, пне вмосопротивление Объёмная ёмкость -мера количества инерцион ного заряда Гидро, невмо индуктивность -вихри
Тепло вая система Темпера тура, теп ловой по ток, пото к частиц Количество теплоты -раз ность энерге тических потенциалов Теп ловое сопро тивление Теплоёмкость –мера количе ства частиц с заданным уро внем энергии Теплоиндуктивность
Общественная система Спрос на что либо – услугу, устройство, орга низацию Объём финанси рования Сопротивление су ществующих стру ктур Инерция мышления общества Индукция общественных отноше ний, повто рение по сп ирали пред ыдущего ис торическо го опыта

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.