Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ – ЭТО ПРОСТО



В.П. Бровяков

 

 

КСЕ–ЭТО ПРОСТО

Концепции современного естествознания

(Учебное пособие)

 

Самара 2006

 

 

УДК 630.907

ББК 20.1я73

Б88

Бровяков В.П. КСЕ – это просто: Учеб. пособ. - Самара, СФ МГУС, 2006. – 191 с.

Б88

КСЕ – это просто. Учеб. пособ. Самара, СФ МГУС, 2006. – 191 с.

 

Рецензенты - профессор, д.х.н. И.К. Гаркушин

- доцент, к.т.н. Г.П. Токарев

 

 

В книге рассмотрены некоторые концепции современного естествознания, с точки зрения функционального подхода. Совокупность функциональных элементов концепций современного естествознания, даёт более цельное мировоззрение и представление о естестве в целом.

Книга предназначена для всех интересующихся природными и общественными явлениями, а также вопросами мироустройства и понимания естества. Она будет интересна преподавателям гуманитарных дисциплин вузов, и может использоваться студентами различных специальностей, предусматривающих изучение дисциплины «Концепции современного естествознания».

Написанная в доступной форме она может служить, в какой-то мере, обычному познавательному чтению для развития кругозора.

 

Ó Бровяков В.П.

Ó СФ МГУС, 2006 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

Данное учебное пособие предназначено для облегчения усвоения дисциплины “Концепции современного естествознания" студентами гуманитарных специальностей дневной и заочной форм обучения. В нём приведены функциональные элементы некоторых концепций современного естествознания и другие учебные и методические материалы для подготовки и проведению занятий по названой дисциплине.

Пособие предназначено для обучения по специальностям 021100 – «Юриспруденция», 060600 – Мировая экономика, 060800 – «Экономика и управление на предприятии», 061400 - «Коммерция», 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм», и по другим специальностям, предусматривающих изучение дисциплины “Концепции современного естествознания".

Учебное пособие разработано на основании требований государственного образовательного стандарта, и примерной программы, одобренной Министерством общего и профессионального образования РФ.

Данная книга является, по существу, переработкой с дополнениями учебного пособия автора «Беседы о естествознании», вышедшего в 2005 году. Вместе с другими источниками она использует в переработанном виде учебно-методическое пособие авторов Бровякова В.П., Бариновой Е.П. «Функциональные элементы концепций современного естествознания» и монографию Бровякова В.П., Кудрявцевой Л.И., Пурыгина П.П. «Функциональные элементы валеологии. Валеологический сервис», которые отмечены Дипломами Фонда развития отечественного образования. Они стали лауреатами конкурса на лучшую научную книгу года среди преподавателей высших учебных заведений в сентябре 2004 года в городе Сочи.

Из упомянутого учебно-методического пособия исключены разделы 4 и подразделы 2.3, 2.4, 2.13, а разделы 1 - 3, 5 – 9, и др. углублены по содержанию и расширены по вопросам, касающимся естествознания. Из монографии взяты, в основном, вопросы, касающиеся валеологического взаимодействия человека с приборами, излучающими электромагнитные поля.

В этом учебном пособии рассмотрено большее, по сравнению с предыдущими число концепций современного естествознания, с точки зрения функционального подхода – разделения их на функциональные элементы, которые с одной стороны содержат основной смысл того или иного вопроса, а с другой стороны оптимально реализуют интериоризационную функцию при изучении его.

Совокупность функциональных элементов концепций современного естествознания даёт более цельное представление о рассматриваемой мировоззренческой дисциплине и о естестве в целом.

Часть материала изложена популярно в форме беседы, что позволяет на начальном этапе усвоения дисциплины облегчить понимание и ускорить вхождение читателя в сферу знаний по современному естествознанию. Эта часть материала дана в приложении.

Предлагаемое учебное пособие может быть использовано как вспомогательный материал к лекциям и имеющимся учебникам. В конце каждого подраздела помещены контрольные вопросы для закрепления материала.

Пособие может быть использовано и в качестве самостоятельного источника для изучения вопросов, не отражённых или не всесторонне раскрытых в доступной для студентов литературе [10 - 21].

Его можно использовать для обычного познавательного чтения, чтобы в той или иной степени развить кругозор читателя.

С учётом приложений, пособие может служить руководством для студентов при самостоятельной подготовке контрольной работы в части её содержания, оформления и методического единства, а также для подготовки к семинарским занятиям.

Пособие содержит рассмотрение некоторых вопросов с нетрадиционной точки зрения, побуждая студентов к объективному взгляду на естествознание и более полному пониманию места экономических, юридических и других гуманитарных дисциплин в общей деятельности человечества по изучению естества. Это поможет становлению студента как специалиста самостоятельно, концептуально мыслящего, понимающего своё место не только в выбранном направлении деятельности, но и в мироздании.

При чтении этой книги, могут встретиться новые термины, понятия, поэтому желательно пользоваться энциклопедическими, толковыми, иностранными и другими словарями. Они являются «документами языка» и следует всякое слово сверять с ними, используя, понимая только этимологически правильное содержание их.

Предлагаемая книга является мировоззренческой, поэтому, при вдумчивом отношении к предмету, читателем может быть использован и другой широкий набор литературы по всем отраслям науки, техники, искусства и т.п. Более того, вопросы, обсуждаемые в книге, также могут быть связаны с любыми направлениями деятельности человечества.

Пособие содержит: цели, задачи и основные положения дисциплины; рассмотрение функциональных элементов некоторых концепций и вопросов; валеологические концепции особенно актуальные для студенческой среды.

Для того, чтобы помочь читателям в усвоении основных мировоззренческих вопросов в конце книги приведён список литературы, в которой в той или иной степени рассматриваются затронутые в книге вопросы.

В приложении приведены списки тем практических занятий и тем контрольных работ и рефератов. В списке тем практических занятий в квадратных скобках указаны номера литературы из списка литературы, в которой в той или иной степени рассматривается данный вопрос. Кроме того, студентами может использоваться и другая литература.

Пособие отражает, прежде всего, существо затронутых вопросов и может служить основой для ответа на зачёте или экзамене по некоторым контрольным вопросам из приведённого в приложении списка. В то же время, пособие побуждает студента к изучению материала по другим учебникам и публикуемым источникам.

Основная цель практических занятий, план которых приведён в приложении, состоит в закреплении знаний, полученных студентами на лекциях по названным выше проблемам. Для достижения этой цели студентам необходимо настраиваться на серьезную работу на лекциях и самостоятельную работу с литературой.

Автор благодарен всем, кто непосредственно способствовал созданию книги организационно, финансово и оформлением. В последнем я особенно благодарен лаборантке Оксане Александровне Никитиной и моей жене Евгении Александровне.

 


ВВЕДЕНИЕ

Любое знание

в конечном итоге

есть знание о естестве.

Автор

 

Рассуждения о соотношении естественнонаучного и гуманитарного в человеке, т.е. «Физического» и «Лирического» встречаются нередко. Часто, а особенно в последнее время, говорят о некотором превосходстве «Лирического» над «Физическим».

Иногда этот разговор возникает и в сравнительно образованных кругах. Например, в студенческой среде гуманитарных специальностей («Лириков») можно услышать вопрос: «Зачем нужно изучать дисциплину «Концепции современного естествознания»»? Она, по их мнению, относится к физическим, техническим дисциплинам и является уделом «Физиков».

Ответ на этот вопрос заключается в том, что:

- естествознание является основой материального производства, которое, в свою очередь, является причиной товарно-денежных отношений, порождающих экономическую, юридическую и др. теории и практики.

- естествознание это познание, изучение «естества», природы человеком, не как сторонним наблюдателем, а как участником, как частью этой природы, включающей его физические, психические и общественные движения;

- естествознание является началом всех других видов деятельности человечества;

Всякая юридическая, экономическая, коммерческая и другая деятельность идёт значительно успешнее, если, например, коммерсант лучше представляет свойства своего товара.

Таким образом, как писал М.В. Ломоносов, «Испытание натуры трудно, … однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства природы разум постигает... Чем далее рачение наше в оной простирается, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских» [29].

Основной целью дисциплины «Концепции современного естествознания» является сближение позиций “Физиков” и “Лириков”.

Это сейчас становится «делом выживания планеты». Потому что человечество овладело уровнями энергий (электрической, атомной, гидроэнергетической и др.) сравнимыми с уровнями энергий в биосфере. И любое неверное решение в отношении взаимодействия человечества и окружающей среды может привести к катастрофе.

Отсюда следует, что в системе образования необходимо воспитывать понимание специфики гуманитарной и естественнонаучной сторон культуры, на основе целостного взгляда на окружающий мир.

Усвоение рационального естественнонаучного метода, его необходимости в применении к гуманитарному восприятию действительности позволяет полнее понять природу.

Необходимо изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений.

Представление о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы приводит к пониманию принципов преемственности и непрерывности в изучении природы. Оно способствует выбору соответствующего языка описания природы по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу, к экономическим и другим теориям.

Все это служит более грамотному отношению ко всему, что окружает нас и содержится в нас.

Задачей изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» является помощь студентам в осмыслении проблем экологии и общества, их связи с основными концепциями и законами естествознания, понимания картины мира.

Это формирует представление о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как этапов развития естествознания, а также представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу.

Всё это приводит к пониманию роли исторических и социокультурных факторов, законов самоорганизации в процессе развития естествознания, диалога науки и практики общества, о совместной эволюции человечества, техники и природы.

Научно-техническая революция двадцатого века расширила сферы промышленного и бытового применения различных технических средств и, в частности, источников электромагнитных полей (ЭМП) различных частотных диапазонов.

Это, например, радио, телевидение, мобильная связь, компьютеризация, детские радиоуправляемые игрушки, радиолокационные антенны, попытки воздействия на человека электромагнитными волнами в лечебных и других целях и т.д.

Они, строго говоря, всегда, а практически, при определенных условиях, могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека.

Однако, существующая информация о воздействии ЭМП на человека очень противоречива, так как освещает либо узкие технические или медицинские аспекты, либо выполняет рекламное назначение.

Такое освещение не дает полного представления о совокупности различного рода влияний электромагнитных излучений, а главное о концепции безопасных пределов нахождения в ЭМП человека.

Всё это не позволяет концептуально определить область здоровья, в которой возможно использование радиосредств.

Кроме того, пользователи мобильных телефонов невольно подвергают опасности облучения ЭМП стоящих рядом людей, которые в этом случае оказываются в роли «пассивных курильщиков».

Это означает, что культура пользования мобильными телефонами и другими средствами, излучающими ЭМП касается не только их владельцев, но и всех нас, всего человечества. Это составляющая валеологического поведения [1 - 3].

Из отечественных и зарубежных исследований следует, что хотя воздействие ЭМП на эксплуатационный персонал в современных условиях возрастает, но уменьшить их опасное влияние техническими и организационными мерами возможно. При этом, безусловно, потребуется значительное повышение культуры работы и дисциплинированности эксплуатационного персонала.

В промышленности существует контроль за техническим состоянием аппаратуры, а также применяются средства защиты от облучения. Они заключаются в устройстве временных экранирующих приспособлений или использования экранирующей одежды, в инструктировании обслуживающего персонала и т. п.

В быту же эти вопросы часто не освещаются, им не придаётся важного значения, потребители бытовой аппаратуры не информируются об опасности бытовых приборов с ЭМП, не разрабатывается валеологическая культура поведения, взаимодействия человека-потребителя с приборами имеющими ЭМП.

Считается, что эти вопросы являются прерогативой фирм разработчиков бытовой аппаратуры. Этим исключается сознательное и безопасное участие потребителя в использовании бытовых приборов с ЭМП, что может повредить здоровью человека [24 - 26 ].

Особенно это касается студентов, которые используют мобильные телефоны и как элемент игры, розыгрышей, подчас не безвредных для здоровья. Потому один из разделов этой книги посвящён валеологическим концепциям, как составляющей естествознания…

Какой бы формой контроля ни заканчивалось изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» экзаменом, зачётом и т.п. студенту необходимо при ответе показать:

1. Понимание того, о чём он говорит.

Это значит, что студент должен уметь давать определение каждому термину, понятию, слову, которое он произносит в своём ответе.

Очевидно, что это относится к любому общению и пользованию языковыми средствами передачи информации. Стыдно перед иностранцами. Они не понимают, что мы говорим, когда изучают наш язык: «чипсы», «лэйсы», «баксы» это для них тарабарщина. Мало того, что «бак», «бакс» в благопристойном обществе за границей не прилично произносить, но если мы говорим «баксы», то должны говорить «долларсы»…;

2. Ориентирование во временном пространстве жизни человечества и в персоналиях.

Это значит, что студент должен свободно оперировать при ответе датами открытий, этапов развития естествознания, фамилиями учёных и т.п.;

3. Связь существа ответа с современным состоянием рассматриваемого вопроса.

Это значит, что следует отмечать современное развитие или использование результатов того или иного научного открытия, рассматриваемого в вопросе и ответе.

С учётом всего предыдущего, начнём изложение материала с основных определений.

 

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ – ЭТО ПРОСТО

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.