Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения. Социологические исследования представляют собой способ получения знаний о социуме, основанный на систематическом сборе фактов и их строгом логическом объяснении. Социологическое исследование является одним из основных способов развития социологического знания.
Социологическое познание включает в себя процедуры описания и объяснения.
Описание – фиксация результатов эмпирического исследования в соответствующих терминах. Собранные в исследовании факты в социологии называются данными. Эти данные – первичная информация, получаемая в результате эмпирических и теоретических исследований и подлежащая вторичной обработке. Первичными данными могут быть статистическая информация, данные конкретно-социологических исследований, выводы и положения работ предшественников и т.д. Описание не претендует на раскрытие сущностных характеристик исследуемого объекта, оно ограничивается перечислением и описанием некоторых характеристик объекта, группировкой этих характеристик и установлением внешне наблюдаемых зависимостей. При описании социальных объектов чаще всего используется математическая статистика. Среди наиболее распространенных форм представления результатов описания социальных явлений можно назвать таблицы, графики, различные группировки, средние величины и характеристики рассеяния значений признаков, социограммы, коэффициенты корреляции или регрессии и т.д.
Объяснение – процесс выявления сущности социального объекта, направленный на воспроизведение функциональных, генетических и причинно-следственных связей. На основе их переработки данных описания выявляются закономерности и тенденции социальных явлений, в том числе в динамике общественного мнения. Объяснение выражается в постановке гипотез, выдвижении законов, формулировке теорий.
В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное (пилотажное) исследование – наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Оно используется в качестве предварительного этапа последующих масштабных исследований, охватывает небольшие обследуемые совокупности и осноывается на упрощенной программе и методике. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос (зондаж общественного мнения), задача которого – выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам.
Описательное исследование – более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно применяется тогда, когда обследуется большая совокупность людей, которая включает самые различные категории населения.
Аналитическое исследование – самый глубокий вид социологического исследования. Его цель – выяснение причинно-следственных связей между отдельными характеристиками изучаемого явления. Разновидностью аналитического исследования является эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, столько процедурой проверки выдвинутых гипотез.
По частоте проведения выделяют разовое (точечное) и повторное социологические исследования. Первое дает информацию о состоянии объекта анализа, фиксирует количественные характеристики изучаемого явления. Второе – позволяет получить данные, отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований – панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.
По масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.
Социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования и интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.
Методологией называют систему принципов научного исследования. Это особый тип познания, направленный на разработку и совершенствование методов исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.[173] Термином «методология», кроме научных принципов, принято обозначать еще и совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Научные принципы, заложенные в основу исследования, предопределяют содержание всех его этапов, так как теория оказывается в то же время и методом дальнейшего проникновения в еще не изученные сферы действительности. При этом выделяются три основные методологические функции теории – ориентирующая, предсказательная и классифицирующая. Первая состоит в направлении усилий исследователя на отбор данных, вторая раскрывает ориентацию теории на установление причинно-следственных зависимостей, а третья состоит в систематизации фактов путем выявления их существенных свойств и связей.
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Научный метод представляет собой сознательный способ достижения результата, решения поставленных исследовательских задач.
Методика – совокупность технических приемов, связанных с конкретным методом, включая частные операции, а также их последовательность и взаимосвязь. Методика, как правило, применяется при решении часто повторяющихся задач. «Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулировать в открытой форме, а часть – в закрытой… Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют в нашем случае методику».[174]
Техника – совокупность специальных приемов по эффективному использованию того или иного метода. Например, приемы контроля надежности первичной информации, измерение количественных характеристик и социальных явлений, приемы качественного и количественного выравнивания характеристик являются специальными приемами для эффективного использования наблюдения, контент-анализа, обследований.
Все три понятия логически связаны друг с другом. Например, основным методом в социологии общественного мнения является анкетирование, при этом методикой выступает это анкетный лист с инструкцией для анкетера, а техникой – способы формулировки вопросов в анкете.
Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Процедура – собирательное понятие, обозначающее систему приемов сбора и обработки социологической информации. «Например, проведенное под руководством Б.А. Грушина исследование формирования и функционирования общественного мнения как типично массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них – это как бы законченное миниатюрное эмпирическое исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу».[175]
Все стадии подготовительной работы социолога отражаются в главном документе – программе социологического исследования, которая задает логику исследования. Программой социологического исследования называется документ, в котором изложены тема, проблема, цели, задачи, объект и предмет исследования, определены типы наблюдения и анализа. В ней излагаются методология и гипотезы исследования, а также процедурные правила и логическая последовательность операций проверки и верификациигипотез.
Программа призвана ответить на два основных вопроса: а) как перейти от общетеоретических положений социологии к конкретному исследованию и как перевести накопленное теоретико-методологическое знание в средства предпринимаемого исследования; б) как от полученных данных снова подняться к новым теоретическим обобщениям. Программа социологического исследования обычно состоит из двух частей – методологической и процедурной.
Надо отметить, что опрос общественного мнения – сбор информации о совокупном мнении (распределении мнений) какого-то сегмента общественности по определенному актуальному вопросу – зачастую не нуждается в развернутой программе. Поэтому при опросах общественного мнения значение программы социологического исследования сводится к минимуму. Например, при опросах во время выборов («За кого будете голосовать?», «Предполагаете ли принять участие в голосовании?» и т.д.), а также при оперативных исследованиях острых общественных ситуаций (на предмет выявления реакции населения по поводу решений органов власти и т.п.) программа не нужна. Как правило, в опросах общественного мнения необходимой является лишь редакция информационного запроса в соответствии с правилами составления анкеты.[176] К тому же, полученные в результате опроса общественного мнения данные представляются, как правило, в виде одномерных распределений на поставленные вопросы или в виде распределения мнений различных сегментов общественности.
Тем не менее, вопрос о программе социологического исследования является важным в социологии общественного мнения, так как опросный метод – это лишь один из способов изучения общественного мнения. Поэтому вопрос о методологическом и методическом основании изучения общественного мнения остается важным и требует подробного рассмотрения.
Определение цели исследования – важный этап разработки программы. На этом этапе исследователь решает вопрос «Для чего проводится данное социологическое исследование?». Цель исследования концентрирует в себе его конечный результат и тем самым подразумевает постановку ряда теоретических, методологических и практически-прикладных задач.
В зависимости от целей исследовательской деятельности выделяют два типа социологических исследований:
1. Теоретико-ориентированное социологическое исследование, направленное на установление объективных закономерностей развития и функционирования тех или иных социальных объектов, в том числе общественного мнения. Данный вид исследования представляет собой идеализацию в форме теории. Цель – разработка новых теоретико-методологических подходов, новая интерпретация или эвристическое объяснение научной проблемы.
2. Прикладное социологическое исследование, направленное на практическое решение конкретной социальной проблемы. Данный тип исследования представляет собой движение от теории к практике, т.е. имеет своей целью предложение конкретных способов и действий по преобразованию эмпирической реальности. Например, «социологическое исследование электората включает четыре основные функции:
Информационная функция направлена на обеспечение заказчика достоверными сведениями обо всех сторонах электоральной ситуации.
Корректирующая функция нацелена на изучение эффективности осуществляемой избирательной кампании, внесение в нее корректив и дополнительных мер.
Прогнозная функция позволяет оценить реальные шансы участников предвыборной борьбы.
Пропагандистская функция призвана ознакомить электорат с результатами работы социологов».[177]
Определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных и дополнительных задач. Неточно сформулированные цели обусловливают рыхлость теоретических предпосылок программы, неполный сбор информации, неконкретность практических рекомендаций. Неверно поставленные цели бывают: а) утопичными и тогда цели отрываются от задач исследования, б) слишком утилитарными, прагматичными, что ведет к стиранию различий задач и целей исследования.
Задачи исследования – это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования. Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанную цепь, в которой каждое звено служит средством удержания и достижения других звеньев. При этом при решении теоретических проблем
Проблема – это противоречие между знанием и незнанием, столкновение качества нового знания с количеством старого знания. Гносеологический аспект проблемы состоит в противоречии между знанием (о потребностях людей в какой-то информации и т.п.) и незнанием средств, методов, способов достижения необходимой информации. Предметная сторона проблемы состоит в осознании того или иного социального противоречия, т.е. выражении проблемной ситуации. Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит от сложности социальных объектов, содержащих те или иные противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании; от уровня зрелости общественной проблемы и степени ее осознанности со стороны сообщества; от текущего состояния научного знания в соответствующей области. Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Для социолога социальная проблема выступает как состояние «знания о незнании» закономерностей и тенденций развития тех или иных сторон изучаемого явления. Без предварительного теоретического анализа проблемы нельзя начинать эмпирическое исследование, ибо именно в ходе первого ставятся те вопросы, на которые исследователь будет отвечать на втором этапе своей работы.
Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности. Объект социологического исследования – свойства, стороны, отношения, процессы не зависимой от исследователя социальной реальности, которые выделяются исследователем для целенаправленного изучения. Выделение объекта социологического исследования подчиняется ряду правил: четкое обозначение социального явления по определенным параметрам (пространственная и временная ограниченность, профессиональная или отраслевая принадлежность и т.п.), возможность количественного измерения статики и динамики.
Предмет исследования – те стороны (связи, отношения, свойства) объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему. Определение предмета исследования есть ответ на вопрос «Что будет изучаться в данном исследовании?». Предмет содержит в себе наиболее существенный для исследователя вопрос, который позволяет обнаружить новую тенденцию или закономерность изучаемого явления. В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования. Выделение предмета социологического исследования диктуется проблемной ситуацией, т.е. необходимостью преодолеть назревшее социальное противоречие. Проблемная ситуация «рождает» предмет исследования.
Теоретическая модель объекта исследования. Это своеобразный теоретический указатель по сбору и обработке поступающей эмпирической информации. Параллельно интерпретации основных понятий осуществляется также предварительный системный анализ объекта исследования, т.е. систематизируются все сведения, касающиеся данного объекта. Теоретическая модель призвана связать воедино одни понятия с другими, применяемые понятия с анализируемыми фактами, выразить в причинно-следственных и функциональных связях приводимые факты. Таким образом, основная цель теоретической модели объекта исследования состоит в построении общей (гипотетической, концептуальной) модели предмета исследования как некоторой системы, что позволяет сформулировать общие и частные гипотезы социологического исследования.
Определение понятий, выражающих существенные стороны исследуемой проблемы, иногда называют концептуализацией проблемы. Цель данной процедуры – создание теории, т.е. идеальной модели, которая способна дать целостное представление о предмете исследования. На основе теоретически оформленного знания формулируются гипотезы.
Выдвижение гипотез. Гипотеза – главный методологический инструмент, призванный организовать весь процесс исследования. Формирование гипотез подчиняет процесс исследования определенной внутренней логике. Гипотезы занимают одно из важнейших мест в исследовательской программе: в них содержится новизна исследования, а подтверждение (неподтверждение) выдвигаемой гипотезы (гипотез) как раз и обеспечивает приращение нового знания. Эмпирическое социологическое исследование как раз и представляет собой, в первую очередь, процесс выдвижения и проверки гипотез.
Гипотеза представляет собой обоснованное логическое предположение о структуре социальных объектов, характере связей между его структурными элементами, причинах и следствиях, о взаимосвязях условий и факторов динамики исследуемого явления, о возможных подходах к решению проблемы. Гипотеза есть научное предположение, которое выдвигается для объяснения явлений и процессов и которое в ходе социологического исследования надо подтвердить или опровергнуть. Хорошо разработанная гипотеза позволяет соединить базовые (теоретические) положения с системой эмпирических данных.
Гипотезы подразделяются (по степени общности предположений) на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Исходные гипотезы развертываются в цепочку выводных гипотез-следствий. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые формулируются в менее общих понятиях, чем исходные предположения.
Проверка гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они сформулированы, были подвергнуты соответствующей эмпирической интерпретации. Только эмпирически интерпретированная гипотеза может быть подвергнута процедуре верификации или фальсификации. Для повышения подтверждаемости гипотетического суждения можно выдвигать большое число взаимосвязанных гипотез и для каждой гипотезы указывать наибольшее число ее эмпирических индикаторов.
Сформулированная гипотеза должна отвечать целому ряду требований:
1. Гипотеза должна быть направлена на объяснение новых информационных данных. При этом гипотеза должна быть доступна проверке в ходе социологического исследования. Она должна подвергаться логическому анализу на предмет ее логической непротиворечивости. Логическая непротиворечивость предполагает отсутствие неясных терминов, четкое описание ожидаемой связи событий. Гипотеза также должна содержать способ ее эмпирической проверки в конкретном социальном исследовании.
2. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили своей эмпирической интерпретации (иначе она будет непроверяемой).
3. Гипотеза должна логически вытекать из уже существующих теорий и не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Это требование играет роль критерия при отборе научных гипотез и для отсева ненаучных гипотез. Гипотеза должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области социума, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области исследования уже доказана. «В социологических исследованиях, особенно прикладного характера, не всегда оказывается возможным опереться на достаточную научную базу. В таких случаях приходится пользоваться системой гипотез, получивших название рабочих гипотез. Как правило, они бывают пригодны для относительно узкого круга изучаемых зависимостей и в известной степени локализованного объекта исследования».[178] Если выдвигается несколько гипотез, как правило, формулируется и общая гипотеза по предмету исследования. При этом важным требованием является наличие логической связи между гипотезами и развернутостью гипотез в виде доказательного объяснения.
4. Гипотеза должна быть достаточно простой, исходить из простого и общего основания. Хорошая гипотеза оказывается приложимой к более широкому кругу явлений, чем та область, которая непосредственно наблюдается или описывается в данном социологическом исследовании.
Для того чтобы гипотезы успешно прошли процедуру верификации-фальсификации необходимо стремиться к выдвижению как можно большего числа взаимосвязанных гипотез, а также указывать для каждой из них как можно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных.
Логический анализ исходных понятий. В любой программе намечается логическое структурирование основных понятий, которые определяются предметом исследования и которые в свою очередь сами определяют предметную область данного социологического исследования. Чем сложнее планируемое исследование, тем емче и разветвленнее структура логического анализа основных понятий.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий является необходимым этапом в разработке методологии исследования, на котором решаются три основные задачи: а) определение тех понятий, которые используются в данном исследовании; б) перевод обсуждения практической проблемы на уровень теоретического знания; в) обеспечение измерения и регистрации изучаемых явлений с помощью количественных показателей. Конечной целью данного этапа работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации.
Логический анализ основного понятия в каждом социологическом исследовании состоит из двух этапов:
1) определение важнейших сторон предмета исследования с помощью выделения такого понятия (исходного), которое наиболее полно выражает сущность исследуемого явления;
2) определение (выявление) совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.
Эмпирическая интерпретация (операционализация) понятий – это научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных явлений и их классов, которые составляют содержание данных понятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). Эмпирически интерпретировать то или иное понятие и означает нахождение такого показателя (индикатора), который отражал бы важную часть категориального содержания этого понятия и который к тому же можно бы было тем или иным способом измерить.
Операционализация – это процедура, в результате которой понятия переводятся в переменные. По сути дела суть процесса операционализации заключается в трансформации научного языка в язык повседневной жизни. «Поиск эмпирических значений понятия называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением».[179] Операционализация – это перевод теоретической модели на язык ограниченного набора эмпирически наблюдаемых индикаторов, которые находят применение в данном исследовании. Таким образом, вопрос «Что изучается?» преобразуется в вопрос «Чем будет измеряться предмет исследования?».
По своей направленности данная процедура противоположна операции концептуализации данных. В научной литературе существует деление переменных на показатели и индикаторы. Так, в ПР-деятельности выделяют четыре группы показателей:
1. Зависимые (пассивные) переменные – то, на что мы хотим повлиять, т.е. конечная цель планируемой ПР-кампании (общественное мнение, потребительское поведение и т.д.).
2. Независимые (активные) переменные – то, чем мы хотим повлиять, т.е. средства воздействия на зависимые переменные (специально организованные мероприятия, пресс-релизы и т.д.).
3. Неконтролируемые переменные – условия окружающей среды, в которой реализуется ПР-кампания.
4. Частично контролируемые переменные – факторы, которые находятся в причинной связи как с независимыми, так и зависимыми переменными. Например, ПР-менеджеру зачастую приходится планировать увеличение информационного воздействия на общественное мнение через средства массовой информации, однако в его распоряжении могут быть ограниченные временные или финансовые возможности.
Конечно, полный перевод понятий в переменные невозможен, ибо любое понятие включает в свое содержание как наблюдаемые, так и ненаблюдаемые (неизмеряемые) признаки предметов. Поэтому все индикаторы делятся на прямые и косвенные. Прямые индикаторы непосредственно характеризуют содержание понятия, а косвенные (сопутствующие) делают это в силу какой-то связи с интересующим исследователя свойством объекта.
Любые факты, которые используются для социологического измерения, можно назвать индикаторами. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в социологическом исследовании выступают в качестве вариантов ответов на вопросы и которые, если их расположить по позициям (в какой-либо последовательности), образуют шкалу измерения. Шкала измерения, в свою очередь, распределяется на позиции. Примером операционализации понятия «образование» является: образование – уровень образования – начальное, среднее, высшее образование.
Индикаторы «рассматриваются как частичные проявления показателей. Операционализация в этом случае выглядит как перевод понятий в показатели, а показателей – в индикаторы, значения которых измеряются непосредственно. Операционализация делает возможной следующую процедуру социологического исследования – квантификацию. Благодаря квантификации мы можем представить в виде чисел выделенные нами в процессе концептуализации исходные качественные признаки изучаемого явления и использовать современные математические методы обработки и анализа информации».[180]
На завершающем этапе основные понятия помогут правильно интерпретировать полученные результаты. В качестве итога логического анализа основных понятий выступает теоретическая модель предмета исследования.
Кроме методологической и теоретической частей, в программе содержится методическая и процедурная части. Они включают план исследования, описание методов и техники сбора первичной социологической информации, описание способов анализа данных по доказательству или опровержению гипотез, первичные документы и формы представления результатов исследования – макеты таблиц, графиков, коэффициенты, вид уравнений и др. Измерение в социологии – это способ изучения социальных явлений с помощью количественных оценок, это процедура, с помощью которой объект исследования отображается на числовую или графическую систему. Порядок проведения измерений описывается в методической части программы. Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов.
Методологическими основами измерений в социологии является определение и обоснование объекта измерения, свойств, шкалы, выборки, методов сбора информации и инструментов.
Выбор методов зависит от ряда факторов. Это может быть характер изучаемой проблемы: при изучении мнения пожилых людей наиболее эффективны опросные листы или опросы экспертов, а анализ внутреннего мира девиантов требует применения метода включенного наблюдения. Выбор того или иного метода зависит также от теоретической позиции исследователя. Например, представители символического интеракционизма предпочитают метод прямого наблюдения, тогда как работу со стандартизированными переменными применяют редко. Выбор метода зависит от типа исследования, от наличия финансов, времени и т.д.
Рабочий план исследований – определенный порядок, организационно-методический план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования. План содержит указание календарных сроков, материальных и людских затрат. Составляется после завершения разработки программы исследования. Рабочий план необходим для четкой организации труда и научного планирования всех видов работ. Основными элементами рабочего плана являются – пилотажное исследование методик сбора первичных данных, полевое обследование (массовые сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, анализ и интерпретация данных, изложение итогов проведенного исследования в виде отчета.
Цель заключительных этапов исследования – обобщить, проанализировать, проинтерпретировать, сделать выводы и дать рекомендации. Материал представляется в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм. Интерпретация должна носить научный характер. Завершается социологическое исследование формулированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
Полученные в ходе эмпирического социологического исследования данные – сами по себе – не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезу. Их необходимо обработать, т.е. проделать обратную операцию и перевести индикаторы в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования. Ввиду того, что обработка больших объемов проводится на ЭВМ, необходимо закодировать информацию. После того, как данные переведены в удобный для исследования вид, приступают к их обработке и анализу. При этом широко используются самые различные методы. В основном, используются статистические методы обработки данных. Сначала производят группировку непрерывных количественных признаков в интервалы. В некоторых случаях строятся ряды распределения данных. После этого вычисляют на ЭВМ проценты, коэффициенты, индексы, основные характеристики распределения рядов данных.
Отчет о социологическом исследовании – форма подведения итогов социологического исследования. Отчет содержит описание всех разделов программы исследования, изложение использованных в ней теорий, методологии и методики, описание и объяснение полученных данных, основные выводы и практические рекомендации. Отчет содержит информацию о решении поставленных в исследовании задач. Как правило, к отчету даются приложения, где приводятся цифровые, графические и иные показатели, а также все методические материалы (анкеты, тесты, бланки и т.п.).
По структуре отчет подразделяется на введение (обоснование места данного исследования в ряду других аналогичных исследований), первый раздел отчета (общая характеристика исследования), раздел второй (анализ результатов исследования, выводы и рекомендации). Различают промежуточный и итоговый виды отчета. В первом отражаются предварительные итоги результатов или полные итоги какого-то этапа исследования. Второй дает полное и всестороннее представление о проделанном исследовании.