Федеральный компонент Государственного стандарта по специальности «связи с общественностью» требует от дипломированного специалиста по связям с общественностью «постоянного изучать аудиторию; уметь планировать и организовывать рекламные, пропагандистские, информационные кампании, владеть навыками социального и политического маркетинга… уметь использовать методику и технику проведения опросов общественного мнения». [24] При этом предполагается, что квалифицированный ПР-специалист «знаком с основными учениями в области политических, правовых и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности… владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качественный и количественный анализ, способен определить цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарными проектами».[25]
Надо специально отметить, что в современную эпоху резко возрастает роль и значение субъективного фактора в развитии общества, в том числе и такого его феномена как общественное мнение. Специалисты по связям с общественностью должны постоянно и всесторонне изучать общественное мнение, чтобы влиять на него и формировать положительный имидж своей организации. Наверное, не случайным является тот факт, что одна из первых книг, посвященных паблик рилейшнз, называлась «Кристаллизуя общественное мнение».[26]
Одно из известных определений паблик рилейшнз прямо завязано на отнесении ПР-деятельности к общественному мнению: связи с общественностью – это организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования организации и повышения ее репутации. Действительно, специалист по связям с общественностью, будучи передаточной инстанцией информационно-коммуникационного потока между организацией и ее специализированной общественностью, не может квалифицированно и эффективно исполнять свои должностные обязанности и социально-ориентированные функции, если он не понимает и не изучает соответствующего общественного мнения.
Отсюда вытекает однозначный вывод о важности владения теоретико-методологической базой современного знания в области исследований формирования и функционирования общественного мнения. Не случайным является то, что «информационно-социологическая», «научно-исследовательская», «информационно-аналитическая» и иные подобные виды профессиональной деятельности в области связей с общественностью прокламируются Государственным образовательным стандартом (в применении к ПР-специальности) как приоритетные и основополагающие.
Целенаправленное формирование общественного мнения играет важнейшую роль в деятельности ПР-структур большинства организаций и учреждений. Формируя адекватное стратегическим целям общественное мнение, та или иная организация создает во внешней среде такие условия своего функционирования, которые будут благоприятствовать успешной реализации поставленных задач. Некоторые ПР-специалисты рассматривают формирование общественного мнения как исходный и главный этап во всем комплексе коммуникационной политики. Деятельность по формированию общественного мнения трактуется как «правильная закладка фундамента», на котором надстраиваются реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта. Вот что пишет, например, по этому поводу В.С. Комаровский: «Феномен общественного мнения занимает ключевые позиции в теории и практике PR… Основные направления и задачи работы PR-служб, связанных с общественным мнением, сводятся к следующему:
Отслеживание (анализ состояния и интерпретация содержания общественного мнения по тем вопросам и проблемам, которые интересуют фирму, политическую организацию, властную структуру). Интерпретация предполагает оценку состояния общественного мнения, прогноз его развития, выработку рекомендаций для фирмы…по учету состояния общественного мнения.
Определение способов, механизмов, средств воздействия на общественное мнение с целью его формирования (изменения) в желательном для фирмы…направлении и организацию практической работы по реализации этой цели».[27]
Конечно, при этом возникает закономерный вопрос, насколько специалисту по связям с общественностью нужно быть социологом (в том числе, и в отношении изучения общественного мнения)? Фред Палмер, известный специалист в области связей с общественностью, еще в 1948 г. высказал по этому поводу следующее положение: функция социологов – исследователей общественного мнения – заключается в том, чтобы изучать, измерять, анализировать и взвешивать общественное мнение. Функция же специалистов по связям с общественностью – помогать людям конструктивно относится к силе общественного мнения. Таким образом, проблема взаимодействия общественного мнения с внешним миром, а также проблема особенностей восприятия на уровне мнений являются традиционными для теории общественного мнения, но и одним из главных направлений ПР-деятельности.
Выводы
1. Исследование общественного мнения в исторической ретроспективе позволяет выявить основные тенденции и показать динамику развития общественного мнения как специфического социального феномена.
2. В ходе складывания теории общественного мнения сформировались общие теоретико-методологические подходы в изучении данного социального феномена, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, эвристические возможности и известные ограничения.
3. В прошлом и в настоящее время общественное мнение изучали и изучают представители разных наук и в рамках разных методологических процедур. Это говорит о том, что общественное мнение имеет чрезвычайно сложную природу, поэтому изучение общественного мнения должно носить комплексный и междисциплинарный характер.
4. Общей тенденцией в истории социологии общественного мнения является постепенный переход от общих, макросоциологических моделей к детализации и фокусированию внимания исследователей на отдельных проблемах, которые становились главными в тот или иной исторический период.
5. Каждый из исследователей внес свой вклад в дело изучения природы, структуры, тенденций и закономерностей развертывания общественного мнения. В частности, этот вклад может быть четко измерен и адекватно оценен в ходе ретроспективного анализа тех новаций (новые идеи, новые понятия, новые методологические подходы, новые методики исследований общественного мнения и др.), которые были привнесены каждым из них в совокупное теоретико-методологическое наследие социологии общественного мнения.
6. Исторический вклад главных представителей теории общественного мнения подлежит тщательному изучению, так как многое в их наследии осталось не замеченным, не реализованным или неправильно интерпретированным.
7. ПР-специалист, с одной стороны, является частью внутренней общественности и как представитель данной организации должен изучать мнения, запросы, потребности внешней общественности, чтобы квалифицированно и эффективно выполнять свои функции (ПР-воздействие на мнение внешней общественности). С другой стороны, ПР-специалист в силу самой логики своих профессиональных занятий должен отражать и выражать интересы внешней общественности, иначе ему нечего будет предложить руководству своей организации в области стратегического планирования, текущего менеджмента и маркетинга (ПР-воздействие на мнение внутренней общественности).
Основные понятия и термины[28]
История общественного мнения, направление исследований, научная школа, общественное мнение, общественность, связи с общественностью, социология общественного мнения, тематика исследования, теория общественного мнения, этапы развития теории общественного мнения.
Контрольные вопросы
1. Раскройте специфику социологического способа изучения общественного мнения.
2. В чем состоит методологическая роль принципа единства теории и истории общественного мнения?
3. Перечислите основные тематические блоки теории общественного мнения. Попробуйте ответить на вопрос, почему те или иные темы являются ведущими для определенных исторических эпох и почему некоторые из важных тем мало или совсем не затрагивались в те или иные времена?
4. Раскройте вклад отечественных исследователей в дело изучения природы, структуры и функций общественного мнения.
5. Опишите характерные особенности становления социологической службы в СССР в 1960-е гг.
6. В чем состоит значение теории общественного мнения для специалистов по связям с общественностью, других родственных специальностей?
Проблемные задания
1. Заполните следующую таблицу, отражающую сходство и различие в подходах к изучению общественного мнения со стороны разных научных дисциплин. Свои записи сопровождайте развернутыми объяснениями.
Параметры
сравнения
Научное направление
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Функции
Философия
Социология
Социальная психология
Психология
История
Политология
Другие науки (впишите)
2. Заполните ячейки предлагаемой ниже таблицы. Обоснуйте свои соображения. Сделайте свои предложения по изменению логики составления таблицы, дополните табличные данные.
Параметры
сравнения
Этапы
развития
теории общественного мнения
Представители
Основные идеи и теории
Достоинства и недостатки
Исторический вклад в теорию общественного мнения
Античность
Средние века
Эпоха Возрождения и Реформации
Новое время
Новейшее время
3. Найдите по предметному указателю в книге Гегеля «Философия права» все, что относится к анализу общественного мнения, законспектируйте и проанализируйте соответствующий материал. Определите значение идей мыслителя для современности (сделайте доклад на семинарском занятии, конференции и т.п.).
4. По той же схеме подготовьте рефераты, раскрывающие значение наследия И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Лебона, Г. Тарда, Ф. Гольцендорфа, Х.Кэнтрила, П. Лазарсфельда, А. Лоуэлла, У. Липпмана, Дж. Гэллапа, С.Сигеле, У. Макгайра, П. Бурдье, П. Шампань, Ю. Хабермаса, Г. Хаймена, Ф. Конверса, Дж. Цаллера и др.
5. С помощью Интернета найдите публикации (на английском и других языках), обзоры и отзывы, посвященные творчеству наиболее ярких представителей теории общественного мнения. Сделайте соответствующий обзор (используйте материалы журнала «Public Opinion Quarterly» и др.). В целях углубленного изучения вопроса при подготовке каждого обзора можно объединить усилия 2-3 студентов.
6. Попробуйте применить принцип «совпадения исторического и логического» к анализу последовательного развертывания теории общественного мнения. Так, начало формирования «массового общества» совпало по времени с появлением множества работ, посвященных наступлению «эры масс». Работы Г. Тарда, Г. Лебона, Х. Ортеги-и-Гассета и других мыслителей, направленные на изучение массы как носителя массового сознания, оказались синхронизированы с появлением массовой культуры, развертывания средств массовой информации и т.д. Дайте развернутый и поэтапный анализ корреляции двух сопряженных рядов социальных явлений – крупных социальных перемен и смены парадигм в теории общественного мнения.
7. Охарактеризуйте особенности марксистского подхода к изучению общественного сознания на примере работы «Немецкая идеология».[29] Проанализируйте взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на природу, структуру и функции общественного мнения по следующим рубрикам:
а) классовый характер общественного мнения: т. 9, с. 188; т. 16, с. 164; т. 22, с. 284, 339; т. 23, с. 11;
б) общественное мнение как отражение общественного движения: т. 1, с. 642; т. 22, с. 40;
в) общественное мнение и государственная политика: т. 1, с. 50, 539; т.7, с. 530; т. 8, с. 158; т. 13, с. 164-165, 503, 604; т. 17, с. 207, 278, 286-287; т.19, с. 145, 158; т. 21, с. 321; т. 22, с. 26, 28, 40;
г) общественное мнение и печать: т. 1, с. 69, 97, 178, 206, 212, 494, 527, 538; т. 7, с. 11, 103, 331, 338, 476, 546; т. 9, с. 74; т. 12, с. 154, 170; т. 15, с.314, 326-330, 441-442, 450-453, 475; т. 14, с. 164; т. 17, с. 286.
Можно привлечь работы других известных марксистов (Г.В.Плеханова, А. Грамши и др.).
8. По оглавлениям подборки журнала «Социологические исследования» («Вопросы философии», «Политические исследования» и т.д.) проанализируйте место, характер и значение публикаций, посвященных изучению общественного мнения. Сделайте сравнительный анализ публикаций применительно к различным научным дисциплинам.
9. В России активно действуют около трех десятков центров изучения общественного мнения: Всероссийский центр изучения общественного мнения (www.wziom.ru), Независимый исследовательский центр «РОМИР» (www.romir.ru), Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru), Российский независимый институт социальных и национальных проблем (www.riisnp.ru), Национальный институт социально-психологических исследований (www.nispi.ru), Компания Gallup Media (www.gallup.ru) и др. Посетите веб-сайты данных организаций и проанализируйте на их примере характер и направленность социологических исследований в России.
Рекомендуемая литература
Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.
Беляева Л. А. Социология общественного мнения // Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие. М., 2004. С.135-150.
Грушин Б.А. К истории научного изучения общественного мнения в России // Вопросы философии. 2004. № 8. С. 50-69.
Докторов Б. Джордж Гэллап: «В жизни нет «среднего человека» (к 100-летию со дня рождения) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2000. № 5 (49). С. 48-58.
Докторов Б. Элмо Роупер. Ключевая фигура в изучении общественного мнения // www.fim.org.ru/archive/.
Докторов Б. Эмиль Хурья – волшебник политического анализа // www.fim.org.ru/archive/.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 6 томах. М., 1965. Т.3.
Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1971. Т. 3.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.
Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.
Мансуров В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мнения в России // Социология в России. М., 1996.
Маршак А.Л. Социология. М., 2002. С. 195-225.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 127-149.
Павленок П.Д. Социология. М., 2002. С. 690-695.
Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998.
Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 2.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998.
Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1905.
Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. С. 117-143.
Хвостов В.М. Общественное мнение и политические партии. М., 1906.
Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004. С. 6-20.