При изучении общественного мнения как совокупного оценочного суждения наиболее ценным является всесторонний анализ термина «мнение». Слово «мнение» является заглавным в понятии «общественное мнение», однако строгого понимания данного термина пока не выработано, что крайне осложняет работу по экспликации категориального содержания данного понятия. По крайней мере, в девяти из десяти философских или социологических словарей данное слово вообще не входит в выставляемый категориальный ряд.
Если предельно сузить определение общественного мнения, то оно предстанет как коллективное оценочное суждение (мнение) по поводу тех или иных общественно-значимых проблем. Видно, что слово «мнение» часто (логично или нелогично – это другой вопрос) подменяется иными словами («оценка», «взгляд», «суждение», «убеждение», «высказывание» и т.д.). Возникает проблема разведения и соотнесения понятийного содержания данного ряда терминов. Вот характерная цитата. «Группа суждений составляет общественное мнение тогда, когда признается истинной на ступени очевидности или веры. То, что признается истинным на более низкой ступени, к общественному мнению в данный момент не относится. Хотя критерием общественного мнения выступает способность всех его элементов быть информационной основой деятельности общности, тем не менее здесь существует градация. Суждения, признаваемые истинными на ступени очевидности, ориентируют людей на более эффективные действия, чем суждения, признаваемые истинными на ступени веры».[57]
Как было отмечено ранее, философская традиция не только противопоставляет мнение («докса») знанию («эпистеме») как различные способы и результаты познания, но и соотносит их друг с другом. Отсюда следует, что хотя по своей гносеологической природе общественное мнение представляет собой мнимое знание, но вполне допускает когнитивные мерки своего измерения, т.е. может быть представлено как познавательный процесс, требующий объективного, незаинтересованного суждения о реальности (описание ее такой, какая она есть на самом деле, без всяких прибавлений). Здесь общественное мнение формирует свои суждения в виде рас-суждения, т.е. при участии рассудка.
Действительно, содержание всякого опыта становится знанием только тогда, когда оно осмыслено и тем самым принимает форму высказывания определенного вида. Чувственный уровень очень важен для восприятия, но крайне недостаточен для мыследействия: для любого утверждения или отрицания о социальной реальности (в том числе, в ходе коллективного обсуждения) требуется задействование такой специфической формы мышления, как суждение.
Если не выходить за рамки когнитивного измерения общественного мнения, но учитывать, что здесь знаниевая форма дана исключительно в виде здравого смысла, то общественное мнение предстает как такой познавательный процесс, который основан на субъектированном, заинтересованном суждении (описание действительности не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть в соответствии с оценкой, через «отнесение к ценности»). В этом смысле общественное мнение всегда модально, сопряжено с субъективной реальностью (верой, убеждениями и т.п.), т.е. представляет собой такой вид суждения, в котором всегда присутствует о-суждение (или одобрение) тех или иных взглядов, действий, намерений. Таким образом, теория рационального выбора, которая лежит в основе многих подходов к изучению общественного мнения, явно не способна охватить все категориальное содержание общественного мнения.
Помимо этого надо помнить, что общественное мнение имеет еще одно измерение – оно предстает как потенциальное высказывание, которое есть, но еще по каким-то причинам не актуализировано в той или иной вербальной форме. Такие известные феномены, как «спираль молчания» или «эффект прицепного вагона» прямо указывают на феномен «спрятанного» общественного мнения и ставят исследователей перед задачей определить сходство и различие этих двух реальностей: явленное общественное мнение (например, в виде итогов проведенного опроса) суть то же самое отношение людей к событиям и проблемам общественной жизни, которое складывается стихийно и разрозненно в каждой конкретной голове (до всякого опроса)? Общественное мнение уже было или его еще не было до процедуры воплощения? Логической мысли еще предстоит поломать копья вокруг специфики того типа суждений (как одной из логических форм мышления наряду с понятием и умозаключением), который представлен общественным мнением. В связи с этим несколько замечаний.
Общественное мнение является одной из субъективных форм отражения объективной реальности. Общественное мнение как ментальное явление является продуктом деятельности сознания множества людей, выступает как вид одновременного суждения об окружающей действительности и о личном отношении к социальным явлениям. Поэтому тот вид суждения, который задействован в общественном мнении, отличается как от крайних проявлений обыденного сознания, так и от высших форм теоретического (научного) познания.
Так, общественное мнение включает в себя веру (несомненное суждение: вера предполагает принятие окружения без сомнения). Здесь господствует абсолютная уверенность в своей правоте. Этот вид «знания» не ориентирован на получение нового знания, на получение дополнительной информации, корректирующей исходное знание. Уровень доверия-недоверия, измеряемый в общественном мнении, включает в себя элемент веры, хотя и не сводится к нему, так как необходим определенный уровень знаний, информированности для оценки социальных объектов.
Вместе с тем, тот вид суждения, который задействован в процессах формирования и функционирования общественном мнении, отличается также и от суждений научного плана. В научном знании отсутствуют эмоции, его содержание соотносится с объективной реальностью, а не с ценностями.
Таким образом, общественное мнение использует такие виды суждения, которые позволяют ему балансировать между верой и научным знанием. Например, общественное мнение может существенно повысить степень адекватности, если осуществить «переход от эмоциональных оценочных суждений типа одобрения и неодобрения (да, нет) к преобладанию обосновывающих и конструктивных суждений».[58] Итак, суждения, находящие себе применение в формировании и функционировании общественного мнения, построены отнюдь не на логике субъект-субъектных или объект-объектных отношений, а – на логике субъект-объектных отношений: в общественном мнении, с одной стороны, отражается объективная реальность, с другой – выражаются индивидуальные и коллективные интересы.
Отсюда следует, что не всякое суждение может быть мнением, или, по-другому, любое мнение не может использовать для своего проявления весь имеющийся в наличии набор суждений. «Различают дескриптивные (описательные) суждения, выражающие внешние признаки предмета; нормативные суждения (суждения-предписания), широко применяемые в праве и морали; оценочные суждения, выступающие результатом взаимодействия субъекта и объекта и выражающие одобрение или осуждение, предпочтение или отклонение объекта, т.е. не что иное, как мнение о нем… Высказать мнение – это значит так или иначе оценить что-либо или кого-либо».[59] В общественном мнении представлен не только уровень информированности, но и уровень озабоченности того или иного сегмента общественности.
Существуют различные способы изучения общественного мнения. Ясно, что метод исследования должен соответствовать природе общественного мнения, а оно (как термин) соотносится с обществом в целом. Значит, каждая из наук гуманитарного и социально-экономического профиля способна внести свой вклад в исследование общественного мнения. Философия, вооруженная исключительно качественными методами исследования, пытается раскрыть природу и основные законы общественного мнения. Социология, вооруженная в основном количественными методами, направлена на изучение динамики общественного мнения (направленности, модальности, интенсивности и т.п.). Социологическое знание импонирует своей достоверностью, оперативностью, оптимальностью, лаконичностью. Подобная близость к естественнонаучному знанию как раз и позволяет социологии претендовать на главенствующую роль в междисциплинарном изучении общественного мнения.