Первые опросы в России были проведены в 1864 г. по инициативе местных органов самоуправления (земств) и некоторых губернских газет, заинтересованных в изучении читательской аудитории. В 1870-е гг. развернулось комплексное изучение мнений читателей в России. «Интересным исследователем мнения народа о прочитанных книгах был С.Ан-ский (С.А. Раппопорт). Он первым применил метод включенного наблюдения при изучении мнений и духовной жизни слушателей, с которыми проводил громкие читки… Первые опыты по научному изучению того, что читает народ, каким путем поступает к нему книга, что думает читатель о прочитанном, связаны с программными исследованиями. Первая такая программа была разработана Д.И. Шаховским… Глубокое изучение мнений читателей о выпускаемых «книжках для народа» провел в конце XIX в. выдающийся библиограф, писатель, специалист по психологии чтения Николай Александрович Рубакин… По существу, Рубакиным был проведен социологический анализ отношения читателей к книгам, дана типология читателей, сгруппированы и проанализированы мотивы, которыми руководствуются разные группы при оценке тех или иных книжек».[20]
К концу XIX в. направления тематики опросов изменилось: на первый план вышло изучение вопросов социальной гигиены, условий труда и быта, бюджетов семей рабочих и служащих. «Пожалуй, первым в российской социологии широкое определение общественному мнению и его роли в жизнедеятельности общества дал Вениамин Михайлович Хвостов. Он пишет: «Мы называем общественным мнением то отношение, которое общество принимает к какому-либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу. Таким образом, в состав нашего определения входят два признака: 1) солидарность отношения группы лиц к известному вопросу, 2) сознание с их стороны этой солидарности… На этом и основано значение общественного мнения как социальной силы. Всякая идея неизбежно стремится к реализации; тем с большей силой стремится к осуществлению идея, за которою стоит масса людей, ею воодушевляемая и сплачиваемая»… Хвостов отмечает зависимость развитости и дифференциации общественного мнения от ступени общественного развития».[21]
Надо отметить, что специальные массовые эмпирические обследования общественного мнения по общественным проблемам развития России до революции не проводились. Это было связано с тем, что общественные условия в дореволюционное время не способствовали развитию социологии общественного мнения. В советский послереволюционный период изучение общественного мнения также в основном осуществлялось среди читательской аудитории. Также практиковался анализ мнений, высказываемых в средствах массовой информации, для изучения механизмов и эффективности пропаганды.
В первой половине XX в. исследования с помощью опросов резко сужаются. Опросы проводятся (как источник закрытой партийной информации, но результаты их уже с середины 1930-х гг. практически не публикуются). Лишь в конце 1950-х гг. («оттепель») возрождается интерес к социологии. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. В 1960 г. при газете «Комсомольская правда» начинает работать Институт общественного мнения под руководством Б.А. Грушина. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ создается группа социологических исследований под руководством В.Г. Васильева. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР. В это время изучение мнений и предпочтений российской общественности проводилось в рамках исследований в области социологии труда, социологии печати и т.д. Наибольшее распространение получили массовые опросы о досуговых занятиях и жизненных планах россиян.
В 1960-70-е гг. лидирующее положение получили два направления эмпирических исследований: 1) изучение механизмов формирования общественного мнения в локальных опросах, 2) разработка методологии и создание проектов общенациональных опросов.
Можно выделить несколько успешно выполненных проектов. Институт общественного мнения «Комсомольской правды» (1960-1965 гг.) – «первый в истории страны исследовательский центр, поставивший своей задачей проводить массовые опросы населения… его рождение не было случайностью… Объяснение факта лежало в серьезных исторических подвижках в общественном сознании общества, случившихся в стране в пору хрущевской оттепели… В рамках…собственно научной программы главная задача ИОМ «КП» сводилась к производству разнообразной по содержанию и надежной по качеству информации о состоянии общественного мнения в стране… эта задача решалась Институтом с самых первых шагов его деятельности на основе самообразования… работы по овладению общественным мнением как предметом эмпирических исследований и социологического анализа. Речь шла прежде всего о выработке определенного понимания самой социальной и гносеологической природы изучаемого феномена… работу по фиксированию и измерению этого феномена приходилось начинать в обстановке, когда не было ответа на главный вопрос «Существует ли в стране действительное (а не мнимое) общественное мнение?»… удалось понять самое важное: что общественное мнение – это одна из форм существования и выражения не «всенародного», не группового и не классового, а так называемого массового сознания. Подобное понимание оказалось чрезвычайно плодотворным… помимо всего прочего, оно обнаруживало, что общественное мнение может быть и бывает «всяким»… на первом этапе своей деятельности, с мая 1960 г. по октябрь 1963 г., Институт провел шестнадцать исследований».[22]
В 1967 г. было положено начало проекту «Таганрог», в котором ставились задачи повышения эффективности идеологической работы партии и государства, осуществляемой с помощью средств массовой информации, разнообразных форм устной пропаганды. В рамках таганрогского исследования была создана методологическая лаборатория исследователей общественного мнения под руководством Б.А. Грушина. Результаты деятельности этой лаборатории были опубликованы под названием «47 пятниц». Широкую известность получило исследование читательской аудитории газеты «Правда», осуществленное под руководством В.Э. Шляпентоха.
«Вторая в истории страны служба изучения общественного мнения была создана в конце 1969 г. в стенах за год до того возникшего Института конкретных социальных исследований АН СССР… постановлением Секретариата ЦК КПСС от 10 декабря 1968 г. одним из приоритетных направлений в работе Института объявлялось «изучение общественного мнения по важнейшим вопросам внутренней и внешней политике Советского государства».[23]
В начале 1980-х гг., после июньского (1983) Пленума ЦК КПСС, появляется новый социальный запрос на изучение общественного мнения. В Институте социологических исследований создается центр изучения общественного мнения. Налаживаются контакты с аналогичными центрами за рубежом. Были проведены советско-японское (В.С. Коробейников) и советско-финское (В.А. Мансуров) исследования о том, как воспринимается образ данной страны гражданами страны-партнера. В 1987 г. создается Всесоюзный центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам при ВЦСПС и Госкомтруде СССР (ВЦИОМ) во главе с Т.И. Заславской (заместители – Б.А. Грушин и Ю.А. Левада).
К середине 1990-х гг. в каждом крупном регионе Российской Федерации создается как минимум один профессионально подготовленный региональный центр. Подобные службы стали опорными базами новых общероссийских центров – Фонда «Общественное мнение» (А.А. Ослон, Е.С. Петренко), Службы «Vox Populi» (Б.А. Грушин) и др. В 1995 г. была создана Российская ассоциация изучения общественного мнения и маркетинга (президент – Ю.А. Левада).
В целом же изучению истории исследований общественного мнения в России и за рубежом уделялось пока недостаточно внимания, поэтому основная работа в этом направлении еще впереди.