В социологии под социальным институтом понимается устойчивый комплекс принципов, регулирующих различные сферы общежития, или система устойчивых общественных отношений, имеющих институциональное оформление. В применении к общественному мнению это означает, что в данном обществе складывается особый механизм реагирования на общественно значимые проблемы, лица и факты, который заключается в высказывании коллективного оценочного суждения. В таком обществе институционально закреплено не только право населения публично высказывать вслух свою точку зрения, но и обязанность управленческих структур прислушиваться и опираться в своей деятельности на это мнение.
Любой социальный институт появляется и функционирует для удовлетворения определенной общественной потребности. В данном случае можно говорить о том, что с помощью такого социального института, как общественное мнение, индивиды и их сообщества удовлетворяют потребность в получении необходимой социальной информации и выражении собственной точки зрения на происходящие события.
Долгая история становления общественного мнения как социального института может быть прослежена и изложена как процесс институционализации данного социального феномена, т.е. как процесс формирования устойчивых механизмов функционирования общественного мнения в самых разных общественных сферах. В настоящее время общественное мнение выступает как неотъемлемый компонент и важный социально-политический институт гражданского общества. В условиях развитой демократии взаимоотношения между государством и гражданским обществом четко определены и сбалансированы. В силу этого место и роль общественного мнения в социальной структуре общества и политическом процессе четко фиксируются. Общественное мнение приобретает четко выраженные и ограниченные законом формы своего выражения и проявления. Таким образом, уровень и характер демократического устройства того или иного общества всегда и весьма точно проявляется как в качестве коллективной оценки, так и в количестве тех людей, которые участвуют в формировании общественного мнения.
Общественное мнение всегда возникает как продукт назревших и требующих осознания, оценки и решения тех или иных социальных проблем. Общественное мнение проявляется в сопоставлении (иногда – в столкновении) различных точек зрения по поводу содержания социальных проблем. Таким образом, как социально-политический институт общественное мнение проявляется, в первую очередь, в одобрении или неодобрении тех или иных позиций по обсуждаемому вопросу или коллективном поведении. При этом общественное мнение выступает как один из способов принятия политических решений (референдумы, выборы) и распределения власти.
Например, на сегодняшний день существует множество теорий демократии. Причем, все они по-разному представляют природу, роль и значение общественного мнения в социуме. Так, элитарная теория демократии всячески подчеркивает невозможность точного выражения народной воли, пассивную роль большинства и руководящую роль немногих людей и общественных групп в образовании общественного мнения. Выпячивается неустойчивость общественного мнения, прокламируется отсутствие в нем положительных указаний относительно конкретных подробностей и путей политической жизни.
Представители теории непосредственной демократии, наоборот, всячески подчеркивают приоритетную роль общественного мнения. Например, можно вспомнить утверждение Ж.-Ж. Руссо о необходимости самостоятельного участия каждого человека в образовании общей народной воли. Естественно, в отличие от первой группы теоретиков, здесь всячески принижается, а то и совсем отвергается необходимость партийных организаций, общественно-политических объединений и иных субъектов в формировании и функционировании общественного мнения. Главная идея состоит в том, что представительство воли народа не может быть опосредовано, иначе оно перестает быть народной волей.
Надо отметить, что в качестве совокупного суждения общественное мнение отправляет свои функции в отношении индивидуального сознания, а в качестве социально-политического института отправляет свои функции в качестве коллективного сознания и группового поведения. У общественного мнения как коллективного суждения и как социально-политического института – разные функции: в первом случае – это достижение согласия рациональными средствами (одинаковость суждений с помощью обмена аргументами), во втором случае – это достижение согласия с помощью социально-политического влияния и социального контроля. В обоих случаях можно говорить о формах превращения общественного мнения (оценки) в те или иные феномены социально-политической жизни (поведение), хотя в первом случае на первом месте стоит индивидуальное, а во втором – коллективное мнение. Когда мы рассматриваем общественное мнение как коллективное суждение, на видное место в его природе выступают отражательные процессы (мыследействие), когда же мы рассматриваем его как социально-политический институт, то на видное место выступает не его отражательная природа (общественное мнение как производный феномен, следствие), а его действенный характер (общественное мнение как причина, фактор социальных перемен).
В свое время Гегель писал, что в общественном мнении «каждому открыта возможность высказывать и утверждать значимость своего субъективного мнения о всеобщем».[60] И добавлял: «государство имеет своим определением объективное, а не субъективное мнение и собственное доверие к этому мнению».[61] Таким образом, общественное мнение может ошибиться, как ошибаются отдельно взятые индивиды, однако, в отличие от индивидуального мнения, общественное мнение обладает всеобщей регулятивной силой (действует от лица государства, общества, корпорации), воздействуя на многие индивидуальные сознания.
В современной социологической литературе есть разные способы описания места и роли общественного мнения в общественной жизни, в том числе – влияния на власть. Так, Б.А. Грушин отмечает, что влияние на институт власти у общественного мнения может быть экспрессивным: оно выражено, заявлено определенную позицию по отношению к ней, существует как объективная данность. Влияние общественного мнения может быть консультативным: оно дает совет по поводу решения социальных проблем. Может быть и директивным: в ходе референдумов, плебисцитов и т.п.[62] Многие современные представители теории общественного мнения пытаются разработать адекватный и эффективный инструментарий анализа взаимосвязей и взаимовлияния общественного мнения и государственной власти. Так, Д.П. Гавра[63] вводит целую систему критериев, на основе которых предлагает проследить и классифицировать различные «режимы взаимодействия власти и общественного мнения».
Общественное мнение – как механизм социального контроля – оказывает влияние на все стороны общественной жизни, а не только на власть. В этом отношении общественное мнение является одним из современных механизмов поддержания достаточного уровня согласия внутри сообщества (в отношении целей и ценностей данного общества). Таким образом, всеми и достаточно давно признано влияние общественного мнения на социально-политическую жизнь, однако теоретическая модель этого влияния остается малоразработанной, а механизмы влияющего воздействия на социальные и политические процессы описаны фрагментарно и эскизно. Как замечает Э. Ноэль-Нойман, современные исследования общественного мнения весьма недалеко продвинулись в этом вопросе со времен Д. Юма. Мыслитель в свое время писал: «…ничто не кажется более удивительным, чем легкость, с какой многими управляют немногие, а также чем готовность людей свои собственные ощущения и желания подчинить ощущениям и желаниям правительства. Если попытаться проанализировать, каким образом осуществляется такое чудо, то мы увидим, что управляющие не могут опереться ни на что, кроме мнения, кроме одобрения. Правительство основывается единственно на мнении. И это справедливо как для деспотических и милитаристических режимов, так и для самых свободных и популярных правительств.[64] Проблема каналов взаимовлияния общественного мнения и политических институтов остается одной из самых злободневных на данный момент времени.
В заключение можно отметить следующее. Общественное мнение является лишь одним из многих и многих социальных институтов, появляющихся и исчезающих в общественной жизни. Естественно, как и все остальные социальные институты, общественное мнение может выступать одновременно и как цель, и как средство деятельности различных социальных организаций и функционирования социальных институтов. Например, антидемократические режимы используют общественное мнение, в основном, как средство, а продвинутые демократии видят в общественном мнении одну из целей своей деятельности.
Общественное мнение связано тысячами нитей со всеми другими социальными институтами, функционирующими в обществе в данный период времени. При этом статус, а значит, место, роль и значение общественного мнения проявляются как раз набором и характером взаимосвязей общественного мнения с другими социальными институтами. Например, низкий статус общественного мнения в современной России объясняется, с одной стороны, его недостаточной собственной зрелостью, а с другой – незрелостью большинства гражданских институтов. Для своего практического воплощения общественное мнение нуждается в целой системе соответствующих структурных элементов в социальной структуре общества, соответсвующих социальных институтов и общественных отношений: определенный уровень экономического развития (К. Маркс, С. Липсет), наличие среднего класса (Р. Бендикс), подходящая политическая культура (Г. Алмонд и С. Верба), своеобразная последовательность процесса демократизации (Р. Даль) и т.д.[65]
Выводы
1. Общественной мнение – это такой феномен общественного сознания, который пронизывает все формы общественного сознания, при этом испытывает определенное воздействие теоретического уровня, но функционирует преимущественно на эмпирическом уровне различных форм общественного сознания.
2. Гносеологический подход акцентирует внимание на проблемах изучения общественного мнения как способа отражения действительности на определенных уровнях общественного сознания. В рамках социологического подхода больший интерес проявляется к проблемам социальной детерминации общественного мнения, его места, роли и функций, выполняемых в жизни общества. Сосуществование этих двух подходов в науке оказалось весьма плодотворным для теории общественного мнения.
3. Единичное (индивидуальное сознание) и общее (общественное сознание) не существуют сами по себе, взаимопроникают друг в друга, причем делают это через опосредующее звено, а именно через сознание определенных социальных общностей («особенное» на философском языке). Именно этот уровень анализа и интересует социологию. Ведь именно здесь индивидуальное сознание сливается с коллективным (например, через идентификацию с лидером, расой, национальностью, конфессиональной, территориальной, государственной и иными типами «мы»-принадлежности). Специфика механизма взаимосвязи «индивидуальное сознание – самосознание больших и малых социальных групп» как раз и состоит в том, что здесь сливаются воедино два относительно самостоятельных (социально-психологических) процесса – духовного производства и информационного потребления («талант и масса», «герой и толпа» и т.д.). Именно в этом поле протекают известные процессы социализации (социология), экстериоризации и интериоризации (психология и социальная психология), прочие важные процессы взаимодействия и взаимопроникновения индивидуального и коллективного сознания.
4. Общественное мнение не может сводиться к простой сумме индивидуальных мнений, так как оно высказывается исключительно по вопросам, представляющим совместный интерес, и выражается в совокупном коллективном действии. Это – главная характеристика общественного мнения, подчеркивающая его интегративный и эмерджентный характер.
5. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение (субъективная данность, форма отражения действительности) и как социально-политический институт (объективная данность, форма выражения и исследования действительности) представляет собой единое, но сложное явление.
Основные понятия и термины
Групповое сознание, индивидуальное сознание, коллективное оценочное суждение, массовое сознание, мнение, общественное сознание, общественное мнение, общественные настроения, обыденное сознание, оценка, природа общественного мнения, социальные функции, социальный институт.
Контрольные вопросы
1. Общественное мнение – это определенное суждение об окружающем мире – событиях, фактах и лицах. Как таковое, оно включает в себя определенное знание, предполагает определенный уровень информированности для вынесения оценки по поводу события, факта или лица. Дайте характеристику знаниевому компоненту общественного мнения, сравнив его с научным знанием, иными формами (вненаучным и т.п.) знания .
2. Общественное мнение – это оценочное суждение, которое по своему характеру отличается от ряда других видов суждений. Проанализируйте специфику тех типов суждений, которые наиболее часто используются при формировании общественного мнения.
3. Общественное мнение – это коллективное оценочное суждение, в котором оценке подлежат только те события, которые представляют совокупный интерес. Общественное мнение судит не обо всем, а лишь о том, к чему привязано в данный момент. Подумайте, есть ли смысл опрашивать людей (в ходе социологического опроса) по поводу, например, философских вопросов?
4. Все индивидуальные мнения, входящие в совокупное общественное мнение, претерпевают известное превращение. Выявите, что и как при этом происходит с индивидуальными сознаниями, с одной стороны, с различными группоцентризмами – с другой, с самим общественным мнением – с третьей. В чем проявляется регулятивная, воспитательная, социализирующая, директивная и иные функции общественного мнения в отношении индивидуальных мнений?
5. Мнение может быть высказано личное и заимствованное, в рациональной и эмоционально-чувственной форме, отстраненное и с готовностью действовать. Дайте типологию мнений и представьте веские основания возможных классификаций видов, типов и форм различных мнений.
6. Приведите, по возможности, полный перечень каналов взаимовлияния общественного мнения и политических институтов, выявите специфику каждого из них, попробуйте составить наглядную схему (модель) системы этого взаимовлияния (выборы, референдумы, митинги и т.д.).
7. Диалектика общего, особенного и единичного проявляется и в том, что всегда остается неясным: в массовом опросе высказываемое респондентом мнение отражает его личное убеждение (знание, оценку и т.д.) или моду, коллективное мнение, заимствованную точку зрения (например, под влиянием тех или иных «лидеров мнений»)? Данная проблема занимает его лично или она навязана ему извне средствами массовой информации? Что фиксируют конкретно-социологические исследования и что должен учитывать поллстер – индивидуальные запросы, совокупное мнение или нечто среднее между ними? Попробуйте ответить на эти вопросы.
Проблемные задания
1. Опишите, как соотносятся следующие пары понятий: «общественное мнение – общественное сознание», «общественное мнение – индивидуальное сознание», «общественное мнение – обыденное сознание», «общественное мнение – массовое сознание». Подумайте, какие другие пары понятий также могут прояснить категориальное содержание понятия «общественное мнение».
2. С точки зрения диалектики общего, единичного и особенного опишите субъектную базу общественного мнения.
3. Подготовьте эссе на тему «Мое личное мнение в структуре общественного мнения: место, роль, значение».
4. Попробуйте описать природу общественного мнения как суждения. Проанализируйте специфику общественного мнения с точки зрения взаимосвязи понятия, суждения и умозаключения.
5. Произведите сравнительный анализ природы, структуры и функций общественного мнения как коллективного оценочного суждения и социально-политического института. Заполните и, по возможности, дополните следующую таблицу.
Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
Общественное мнение как социальный институт
Субъект
Объект
Структура
Функции
Место и роль
Закономерности формирования и функционирования
Другое (впишите)
6. Общественное мнение как социально-политический институт – это элемент политической организации общества (функции легализации и легитимации государственной власти); это один из признанных (узаконенных) механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества; это один из способов «выпускания пара»[66] и т.д. Расшифруйте данный ряд утверждений и продолжите характеристику общественного мнения как социального института собственными словами.
7. Подумайте, какие принципиальные отличия общественного мнения, как коллективного оценочного суждения, и общественного мнения, как социального института, зафиксированы в следующем замечании известного социолога П. Бурдье: «…зондаж общественного мнения в сегодняшнем виде – это инструмент политического действия; его, возможно, самая важная функция состоит во внушении иллюзий, что существует общественное мнение как императив, получаемый исключительно путем сложения индивидуальных мнений… «Общественное мнение», демонстрируемое на первых страницах газет в виде процентов («60% французов одобрительно относятся к…») есть попросту чистейший артефакт. Его назначение – скрывать то, что состояние общественного мнения в данный момент суть система сил, напряжений и что нет ничего более неадекватного, чем выражать состояние общественного мнения через процентное отношение».[67]
Что имеет в виду П. Бурдье, когда специально заковычивает словосочетание «общественное мнение»?
Какие реалии бывают упущены, если общественное мнение рассматривать только как коллективное оценочное суждение или только как социальный институт?
8. Насколько Вы согласны с точкой зрения Л. Липари,[68] что опросы общественного мнения это «политический ритуал, некая культурная форма, поддерживающая в современном обществе основополагающие мифологические представления относительно социальной общности, демократии и vox populi»?
Можно ли признать полученные в результате репрезентативных массовых опросов данные за полноценное выражение общественного мнения, которое должно приравнять по своей социально-политической значимости к результатам выборов и референдумов?[69]
Рекомендуемая литература
Андрюшенко М.Т., Александрова О.С. Общественное мнение в системе познания // Философия и общество. 2000. № 1. С. 100-112.
Аникеев В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Ростов-на-Дону, 1980.
Брайс Д. Природа общественного мнения // www.ndi.ru/ARCHIVE/
Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 161-178.
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.
Гавра Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995.
Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М., 1988.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. М., 2003. С. 104-115.
Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967.
Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
Грушин Б.А. О двух подходах к изучению общественного мнения // Социологические исследования. 1982. № 4.
Даль Р. О демократии. М., 2000.
Ерунов Б.А. Мнение в системе человеческого познания. М., 1973.
Житенев В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск, 1987.
Коробейников В.С. Пирамида мнений. М., 1981. С. 36-50.
Коробейников В.С. Социологические проблемы изучения общественного мнения. М., 1985.
Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. СПб., 2000.
Лапкин В.В., Пантин В.И. Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С.100-135.
Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С. 7-52, 339-382.
Михайлов В.А. Общественное мнение как социальное явление // Вестник УлГТУ. 2002. № 2. С. 22-28.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
«50/50»: Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 214-220.
Скалецкий М.П. Общественное мнение: его место в структуре общественного сознания. Львов, 1986.
Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. С. 94-116.
Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004. С. 6-105, 401-495.
Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра // Политические исследования. 1992. №3.С. 177-180.