Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеи принципа сперматозоида у Ницше



Фридрих Ницше (1844—1900) родился, по его словам, на поле битвы при Лютцене. Учился в Бонне, позже в Лейп­циге. В 1868 г, когда ему еще не было и 24 лет, ему предло­жили место профессора в Базельском университете, на сле­дующий год Лейпцигский универ­ситет присвоил ему степень доктора наук без какой-либо защиты, даже без дис­сертации. Всю свою жизнь он страдал от головных болей, которые мучили его до 200 дней в году. Но он пришел к сле­дующему выводу: «В конце концов, болезнь принесла мне величайшую пользу: она выделила меня среди остальных, она вернула мне мужество к себе самому...» Как-то он на­писал об одной книге: «По сути дела, это музыка, случай­но записанная не нотами, а словами». Это можно отнести ко всем его книгам. Но, как заметил К. А. Свасьян, «какой случайностью можно было объяснить, что меньше всего в этой музыке была услышана сама музыка и больше всего — насильно отторгнутые от нее и не отвечающие за самих себя слова?»

Влияние Ницше на развитие психотерапевтической мысли трудно переоценить. Его идеи можно проследить в работах Фрейда, Франкла, Фромма, Берна и многих других. Его по недоразумению считали идео­логом фашизма, но ведь и на знамени инквизиторов и крестоносцев стояло имя Иисуса Христа. Конечно, вырванные из контекста отдель­ные высказывания можно использовать в различных целях, но в целом творчество Ф. Ницше направлено против фа­шизма, в основе которого лежали пангерманизм, антисеми­тизм и славянофобия. Но послушаем самого Ницше.

«Немцы — их называли некогда народом мыслителей: мыс­лят ли они вообще?» «Этот народ самовольно одурял себя почти в течение тысячи лет». «Определение германцев: послу­шание и длинные ноги...». «Я страдаю от того, что мне при­ходится писать по-немецки, хотя я, пожалуй, пишу лучше, чем когда-либо вообще писал какой-нибудь немец. В конце кон­цов, французы уловят на слух глубокую симпатию, которую они заслуживают; я же объявляю Германии войну». «Проис­хождение немецкого духа — из расстро­енного кишечника...».

Следует ли считать Ф. Ницше врагом немецкого народа? Конечно, нет! Еще при жизни Ф. Ницше некоторые немец­кие философы обвиняли его в сознательном предательстве. И неизвестно, что ждало бы Ницше, доживи он до дней Третьего рейха.

Он выступал против антисемитизма, о чем говорят такие строки: «Евреи, без сомнения, самая сильная, самая цепкая, самая чистая раса теперь в Европе». «Мыслитель, на совести которого лежит будущее Европы, при всех планах, которые он составляет себе относительно будущего, будет считаться с евреями и русскими как с наиболее надежными и вероятными факторами в великой игре и борьбе сил». «Было бы, может быть, полезно и справедливо удалить из страны антисемитских крикунов», и даже в последних письмах, когда Ницше был глубоко болен, он писал о необходимости «ликвидации Вильгельма, Бисмарка и антисемитов».

Не было у Ницше и малейших признаков славянофобии. Во-первых, он то и дело подчеркивал преимущества свое­го польского происхож­дения. Полагаю, что приверженцам фашизма не понравились бы следующие фразы: «Одарен­ность славян казалась мне более высокой, чем одаренность немцев, я даже думал, что немцы вошли в ряд одарен­ных на­ций лишь благодаря сильной примеси славянской крови». Просто недоразумением следует считать заявления неко­торых политиков, которые свой долг видели в освобождения мира от этого «дьявольского немца». Между прочим, он предвидел, что XX век будет веком «восходящего нигилизма», «эпохой чудовищных войн, крушений, взрывов»: «Начинается эпоха варварства; науки будут поставлены ей на службу». «Насту­пает время борьбы за господство над шаром — она будет вес­тись во имя основных философских учений».А будущее мира он видел в сращении немецкой и славянской расы.

Но приступим к изложению психотерапевтических идей в работах Ф. Ницше.

«Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение». Образно сказано о механизме проекции. Но Ниц­ше не указывает, из какого материала «сочиняется» человек. Психотера­певты отвечают на этот вопрос. Образ другого человека создается из вытес­ненных в бессознательное сво­их собственных, чаще отрицательных, качеств. Юнг говорил, что человек общается не с другим человеком, а с соб­ственной тенью. Хорни предлагала использовать это как жизнен­ное правило. Многие положительные качества сво­ей личности также вытесняются в бессознательное и про­ецируются на других. Так, многие ждут от своих партнеров, что «они наконец поймут...», что «у них проснется со­весть...», что «они наконец сделают...». И не надейтесь! Не поймут, не проснется совесть, не сделают! Не поймут, по­тому что не хватает ума; не проснется совесть, потому что она и не спала, ее просто нет; не сделают, потому что не умеют. Это вы бы поняли, это у вас бы проснулась совесть, это вы бы сделали! Послушай Ницше и не сочиняй себе людей.

«Все безусловное принадлежит патологии», «Безумие еди­ниц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен — правило». Здесь хорошо прослеживаются идеи трансактного анализа. Взять хотя бы наши ритуалы: свадь­бы, дни рождения. А войны, а национальная, сословная, возрастная, половая рознь? Разве это не безумие масс и разве это не правило? Больные, находящиеся в пси­хиатри­ческих больница», конечно же, являются исключением.

Человеком он считает того, кто в своих мыслях, чувствах, поступках, желаниях, действиях сообразуется с существую­щими правилами, ценностями, наставлениями, моралью, требованиями авторитетов, которые зачастую выступают против природы человека, против его сути, а сверхчелове­ком он считает такого человека, который живет в соответ­ствии с требованиями своей природы.

А теперь послушай самого Ницше.

«Не к народу должен говорить Заратустра, а к спутникам. Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада.

Мне нужны спутники, которые следуют за мною, потому что хотят следовать сами за собой <...>

Сманить многих из стада — для этого пришел я. Негодо­вать будет на меня народ и стадо: разбойником хочет назваться Заратустра у пастухов.

У пастухов, говорю я, но они называют себя добрыми, пра­ведными и правоверными.

Посмотри на добрых, праведных и правоверных! Кого не­навидят они больше всего? Того, кто разбивает их скрижали и ценности. Разрушителем и преступником они называют его, но это и есть созидающий.

Спутников ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не верующих. Создающих, так же, как и он, ищет созидаю­щий, тех, кто пишет новые ценности на новых скрижалях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.