Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Любовные эллегии. Книга II, глава IV. 10 страница



98. Не стоит гордиться знакомствами со знаменитостями. Лучше, чтобы гордились знакомством с тобой.

99. Интересоваться мало. Нужно еще и осваивать.

100. У многих есть желание улучшить свое положение, но нет желания менять себя. Без последнего невозможно улучшить своего положения.

101. Человек привыкает к ошейнику.

И даже тогда, когда он его лишается и выигрывает от этого, он тоскует по ошейнику и получает удовольствие, если опять его на него накинут. У мужчины это чаще про­является в работе, у женщины — в семейной жизни. Муж­чина возвращается на работу, где над ним издеваются, женщина — к мужчине, который раньше издевался над ней. Бо­лее того, хотят вернуть себе того, кто сделал ей подлость.

Итак: человек привыкает к ошейнику.

102. Взаимная любовь может быть только между
людьми с равными достоинствами по количеству и разными по качеству.

Если нет паритета, то это не любовь, а милость, которую оказы­вает тот, у кого этих качеств больше. А поскольку ра­венства добиться трудно, то отсюда понятно, почему лю­бовь встречается редко и про­хо­дит быстро (из-за наруше­ния паритета).

Итак: взаимная любовь может быть только между людь­ми с рав­ными достоинствами по количеству и раз­ными по качеству.

103. Нет бесполезных вещей. Если она не годна для одной цели, ее можно употребить для другой. Это из Лао-Цзы. Но нет и бесполезных знаний. Найди им применение.

104. Истинно просвещенный человек никогда не воюет. А вот вам и способ сохранения мира — просвещение всех людей.

105. Далее идут мысли из Лао-Цзы. Я к ним кое-что прибавил.

Мысли — начала поступков.

Голос истины противен слуху.

Довольствующийся самим собой — богач. Отсюда: хо­чешь разбогатеть — научись быть довольным собой.

Знающий меру доволен своим положением.

Великая беда начинается с незначительной. Будь внима­телен к маленьким неприятностям.

Правила приличия — это подобие правды и начало вся­кого беспорядка.

Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь ре­зультата, тот ничего не сделает.

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

Нет большего несчастия, чем незнание границ своей страсти.

106. А теперь «размышлизмы» по мотивам Конфуция.
Кое-где точно, кое-что переделано.

Зрелая личность ни от кого не ожидает обмана, но ког­да ее обманывают, первой замечает это.

Зрелая личность знает о своем превосходстве, но избе­гает соперничества.

Зрелая личность стойко переносит беды, а незрелая лич­ность в беде распускается.

Зрелая личность предъявляет требования к себе, незре­лая — к другим.

В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе, в 30 лет я об­рел самостоятельность. В 40 лет я избавился от сомнений. В 50 я познал волю неба. В 60 я научился отличать правду от неправды. В 70 лет я научился следовать желаниям сво­его сердца.

Лишь тот, в ком естество и воспитанность находятся в равновесии, может считаться достойным человеком.

Единственная настоящая ошибка — не исправлять сво­их прошлых ошибок.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учи­телем.

Не дружи с теми, кто тебе неравен, и не бойся исправ­лять свои ошибки.

Есть три пути — размышления (благородный), подража­ния (легкий). Путь личного опыта — самый тяжелый путь к разуму.

Посылать на войну людей необученных — значит пре­давать их.

У обыкновенной женщины ума столько, сколько у ку­рицы, у необык­новенной — столько, сколько у двух.

Маленькой любви не бывает.

Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабе­жи.

107. «Не человек, а мешок запасных частей». Так с горечью высказался о своем талантливом сыне один из моих подопечных. Но так можно сказать по поводу каждого невротика.

108. К сожалению, лекарства помогают, но, к счастью, ненадолго.

Один из моих собеседников поправил меня. «Может быть, наоборот». Нет, именно так. Конечно, эта мысль вер­на по отношению к неврозам и некоторым психосоматичес­ким заболеваниям. Есть болезни, где без лекарств нельзя. Например, сахарный диабет, эпилепсия, шизофрения и пр. Лекарства необходимы и при лечении острых инфекций, травм и пр.

Но если человек разволновался из-за того, что не мог решить какую-то проблему, то у него может подняться ар­териальное давление и нарушиться сон. Лекарство ему по­может. Но оно не научит решать проблему. Через какое-то время он опять попадет в трудную ситуацию, и опять у него поднимется давление и нарушится сон. Опять лекарство ему, к сожалению, поможет, но, к счастью, ненадолго. Че­рез некото­рое время лекарство перестанет действовать. Он вынужден будет искать выход из положения и в своих по­исках наткнется на психотерапевта или психолога, с помо­щью которого он научится решать свои пробле­мы. Давле­ние перестанет подскакивать, сон нормализуется.

Итак: к сожалению, лекарства помогают, но, к счастью, ненадолго.

109. Несчастья заполняют нашу жизнь глубоким содержанием. Вот почему многие люди к ним тянутся. Или сами создают себе неприятности, а потом с честью и с болезнями и большими потерями из них выходят, в общем, психологические альпинисты.

110. Синдром Собакевича, или и к хорошему нужно привыкнуть, относится к категории постневротических синдромов, или синдромов выздоровления.

Синдромом Собакевича, или синдромом постневроти­ческой тревоги, я назвал такое состояние, которое возни­кает у больного неврозом, когда все его симптомы прошли и трудности жизни ликвидированы. Его начинает мучить тревога, которую можно выразить словами Соба­кевича из поэмы Гоголя «Мертвые души»: «Нехорошо, нехорошо, — сказал Собакевич, покачивая головою. — Вы посудите, Иван Гри­горье­вич: пятый десяток живу, ни разу не был бо­лен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил... Нет, не к добру! Когда-нибудь придется поплатиться за это. — Тут Собакевич погрузился в меланхолию».

Впрочем, к хорошему привыкают довольно быстро. Но иногда это состояние затягивается. Одна моя подопечная заплакала, когда решался вопрос о ее поездке в круиз по Средиземному морю. «Я никогда не думала и не мечтала, что смогу себе это позволить. Ведь еще недавно я не могла себе позволить проехать на автобусе-экспрессе. Я до сих пор не могу к этому привыкнуть и думаю, что все это может вдруг закончиться». Я знаю довольно большое количество людей, которые добившись вполне честными методами хорошей жизни, боятся, что времена коммунистического рая могут вернуться. Что относится к действительности, а что к реаль­ности — не всегда легко разобраться.

Итак: синдром Собакевича, или и к хорошему нужно при­выкнуть, относится к категории постневротичес­ких синдромов, или синдромов выздоровления.

111. Когда ты доволен своей работой, то не нуждаешься в оценке других.

Зависимость от чужой оценки — самая тяжкая зависи­мость.

112. С друзьями общаться приятно, а с врагами — полезно.

113. Общаться с завистниками — значит общаться с врагами.

114. Легче всего жить в соответствии с собственной природой. (Почти по Марку Аврелию.)

Человек живет по юридическим законам, житейским . правилам, традициям и обычаям, а не по своей природе, т. е. инстинктам. Если все эти социальные установки не состы­ковываются и противоречат природе человека, то человеку становится плохо. Поэтому все социаль­ные установки дол­жны проходить биологическую проверку на соот­ветствие. Те социальные установки, которые не соответствуют при­роде человека, нужно уничтожать или подгонять под при­роду. Правила, соответствующие природе, всегда проще правил, разработанных обществом, ибо правила, разрабо­танные обществом, носят усреднен­ный характер. Может быть, наступит время, когда законы государства будут проходить не только экономическую и юридическую экспер­тизу, но и биологическую и психологическую. Если законы и поста­нов­ления противоречат биологической и психоло­гической природе человека, они никогда выполняться не будут.

Издайте закон, в соответствии с которым человек дол­жен есть один раз в две недели, и посмотрите, будет ли он выполняться. Мы уже видели, как выполнялись запреты на разводы, частную собствен­ность и т. п. Мы уже видели, как выполнялись требования морали, когда они входили в про­тиворечие с биологической и психологи­ческой природой человека.

Итак: легче всего жить в соответствии с собственной природой.

115. Если тебе тяжело, значит, ты живешь неправильно. (Продолжение 114.)

Если тебе тяжело нести 20 кг, не неси 20 кг, неси 5, но неси долго, пока не станет нести совсем легко. Через какое-то время станет легко нести и 20. А короче, не надрывайся.

Итак: если тебе тяжело, значит, ты живешь неправиль­но.

116. Счастливый человек — это бельмо на глазу невротического общества.

Он всех раздражает. Вот почему счастье нужно скрывать накидкой конвециональности. Но это опасно. Счастьем нужно поделиться. Это еще более необходимо, чем поде­литься горем. Счастье нужно выплеснуть наружу, иначе оно же тебя и задушит. Ни тебе пользы, ни другим.

Но дело заключается в том, что чужое счастье может раз­делить только счастливый человек. При этом увеличивает­ся его собственное счастье.

Несчастный чужим счастьем воспользоваться не сможет. Он при виде чужого счастья становится еще более несчас­тным. Несчастный психотерапевт — это не психотерапевт. Он и своим счастьем поделиться не смеет, и счастью боль­ного не сможет порадоваться. Поэтому фор­мулой жизни несчастного психотерапевта становится следующая: «Я все сделаю для твоего счастья при условии, если ты останешь­ся несчастным». В общем, к несчастному психотерапевту на прием идти нельзя. Наконец, до меня со всей полнотой дошел тезис Гиппократа «Врач, да исцелися сам!».

И еще немного об этом.

Самая большая мука, если не пытка, для несчастного человека — видеть чужое счастье. А необходимость поздра­вить счастливого чело­века превращается в самоистязание. Тогда несчастный человек не столько хочет стать счастли­вым, сколько сделать несчастным другого человека. Тогда он злорадствует или мстит счастливому только за то, что тот счастлив. Злорадство — это счастливое мгновенье несчаст­ного человека.

А счастьем обязательно поделиться надо. Еще Ницше писал, что «сорадость, а не соучастие создает друга».

Дорогой мой читатель, если вы стали счастливым, пиши­те мне. Я буду рад вашему счастью!

117. Если ты не становишься самим собой, ты изменяешь Богу. (По мотивам Лейбница. «Для того чтобы мир сохранил Божественную гармонию, человек не должен изменять себе — иначе реальность в ответ начнет изменять ему».)

118. Человеку, у которого есть цель, никогда не бывает скучно.

Он или идет к цели, или ищет дорогу к цели, или при­обретает навыки, которые помогают ему эту цель достичь. Учитель должен помочь ученику приобрести навыки и при этом не сбить его с цели, а помочь эту цель ему найти и поддержать в трудную минуту.

Итак: человеку, у которого есть цель, никогда не бывает
скучно.

119. Образование будет только тогда эффективным,
когда оно сможет вызывать интеллектуальное наслаждение.

Тогда происходит удовлетворение не потребности в зна­нии, а потреб­ности делать открытия. Их ты получишь толь­ко тогда, когда сам будешь делать открытия. Задача педа­гога — помочь учащемуся делать эти открытия, задавая наводящие вопросы и, тем самым, заставляя думать. Про­свещение — это посвящение. К сожалению, про­свещение приобрело смысл накопления информации. В общем, нужно почаще задавать вопросы и на них отвечать, чем расска­зывать. Вы не представляете, как светятся лица учащихся, когда они сами додума­лись до того правила, которое им нужно освоить.

Итак: образование будет только тогда эффективным, когда оно сможет вызывать интеллектуальное на­слаждение.

120. Претендовать нужно на первое место, тогда как большинство претендуют на второе, а главное, довольствуются этим.

121. Не нужно завоевывать мир. Нужно завоевать себя, и весь мир будет у твоих ног.

122. Формула счастья по О. Хайяму:

Если есть у тебя для житья закуток — В наше подлое время — и хлеба кусок. Если ты никому ни слуга, ни хозяин — Счастлив ты и воистину духом высок.

Обратите внимание — насчет секса ничего не сказано, ибо это следствие, а не причина. При наличии жилья и куска хле­ба, да еще и полная независимость всегда приведут к тому, что сексуальный партнер, не пытающийся тебя скрутить и не ста­рающийся служить тебе, обязательно отыщется.

123. Одномерность — это неспособность отдельного
человека вырваться за границы общественного
мнения или принятой в обществе системы взглядов.

Эта личность, если пытается выйти за принятые в дан­ном обществе рамки мышления, полностью разрушается (диссоциируется). К одномерным личностям можно отне­сти и такую личность, которая стоит в оппозиции всем взглядам общества лишь только потому, что это — взгляды общества. «Одномерный человек — это человек, над созна­нием которого полностью доминирует общество», — писал Герберт Маркузе.

124. О соотношении зависти, злорадства, счастья и не­
счастья.

Тот, кто завидует, смотрит по сторонам и видит, как дру­гим хорошо.

Тот, кто злорадствует, смотрит по сторонам и видит, как другим плохо.

Тот, кто счастлив, смотрит на себя и замечает свой лич­ностный рост.

Тот, кто несчастлив, смотрит на себя и видит у себя не­достатки.

Получается четырехугольник.

 

Подумайте, где в этом четырехугольнике находитесь вы, дорогой мой читатель! Где-то вычитал.

Ум все меняет. Добавь ум к упрямству, получится настой­чивость. Добавь ум к бесшабашности, получится храбрость. Добавь ум к ску­пости, получится рачительность. Добавь ум к расточительности, полу­чится щедрость. Добавь ум к вле­чению, получится любовь.

125. Успехи растворяют обиды. Добейся успеха, и все ошибки превратятся в тонкий расчет.

126. Советский человек своей профессии не знает, но зато разбирается во всех остальных.

127. Цель не осознается, ее надо осознать, а потом найти.

128. В голове могут быть пули, а может гулять ветер.

Пули хоть можно во что-то другое перелить. А что сде­лать с ветром? Мысли возникли после общения с женой одного из моих подопечных. Так вот у него были пули. Он хоть возражал мне. У нее в голове гулял ветер. Она просто не понимала, о чем я говорю.

129. У нас часто человек, живущий плохо, пытается
учить жить того, кто живет хорошо, тому, как надо жить.

130. Часто лицемерив у нас называют правилами приличия. (По мотивам Ф. Ницше.)

131. Очень плоха хорошая тактика при плохой стратегии — быстрее в пропасть попадешь.

132. На окружающих нужно плевать вежливо и так, чтобы они не заметили, что на них плюют.

133. Один мудрец в 20 лет хотел помочь всему миру, затем стране, затем городу, затем району, затем улице, затем дому, затем семье, и только потом в 90 лет понял, что, если он поможет себе, то тем самым он поможет семье, улице, городу, области, стране, миру.

134. Несчастные люди влюблены в свое несчастье и не хотят с ним расставаться, так как больше у них нет ничего, кроме своего несчастья. Они интересны только своим несчастьем. Они жить без него не могут и видят смысл жизни в своем несчастье.

135. Все начинается после победы. Побеждать мы можем, но пользоваться результатами победы — нет.

136. Драгоценность не всегда знает, что она драгоценность, а дерьмо никогда не знает, что оно дерьмо.

137. Раз человек больше зарабатывает, значит, он и лучше сможет распорядиться деньгами. Как только человек начинает зарабатывать сам, он сразу начинает иначе относиться к деньгам.

138. Жизнь без здоровья — это не жизнь, а существо­вание. Но и здоровье — это не счастье, а условие, необходимое для счастья.

139. Все люди делают эпизодически глупые поступки. Но умный знает, что он сглупил, а глупый об этом иногда даже не подозревает. Умный понимает, что он может быть и не прав, у дурака же не бывает сомнений в том, что он не прав.

140. Совесть нужна дураку. Умному она не нужна.

141. Если по человеку видно, что у него нет ни стыда, ни совести, то, следовательно, у него нет и ума.

142. Стыд стимулирует образование. Но это плохой стимулятор. Или он будет мешать овладению знаний, или сам стыд может погибнуть.

143. Устраивать нужно жизнь, а не бал. К сожалению, у многих жизнь уходит на устройство балов.

144. Многие люди живут дома как на вокзале, а нужно и на вокзале жить как дома.

145. Нет дорогих вещей, есть плохие заработки.

146. Есть только два вида борьбы, где заботишься о победе партнера, также, как и о своей собственной: венерины бои и психологическое айкидо.

147. Из конкретных условий жизни нужно выжимать только то, что есть в этих условиях, также как и из человека.

148. Когда человек один раз изменит своему ХОЧУ, он потом вынужден подчиняться всю жизнь чужому ДОЛЖЕН. (Мысль Ленгле.)

Особенно это заметно при насильственном выборе про­фессии, а трагично при насильственном выборе спутника жизни. Тяжело, когда тебя заставили это сделать. В десять раз тяжелее, когда ты сам себя заставил это сделать в резуль­тате неправильного выбранного решения. И вместо пово­рота в сторону хочу, при помощи психологических защит человек сам себя убеждает, что он поступает правильно, и загоняет себя в тупик. В общем, он не живет, а делает вид.

Итак: когда человек один раз изменит своему «ХОЧУ», он потом вынужден подчиняться всю жизнь чужому «ДОЛЖЕН».

149. Часто, когда человек советуется или настойчиво
просит совет, он или отдает свою свободу или снимает с себя ответственность.

150. Лучше жить своею жизнью, чем жизнью книжных
героев.

Но если нет своей жизни, своих путешествий, то прихо­дится читать о чужих. Если тебе нечего рассказать самому, то тогда прихо­дится слушать. Но нельзя же все время слу­шать. Хочется и что-то рассказать. Но для того, чтобы что-то рассказать, нужно вначале что‑то сделать.

Итак: лучше жить своею жизнью, чем жизнью книжных героев.

151. Совесть — это религия атеиста.

152. Счастье — вещь тяжелая. Если ты не готов, то тогда, когда оно на тебя свалится, в лучшем случав оно с тебя скатится, в худшем — раздавит.

153. Знать философию нужно хотя бы для того, чтобы не бояться смерти.

154. Свободный человек никогда не ограничивает свободы другого человека, ибо может жить сам по себе в отличие от раба (тирана).

155. Когда прибыль падает, ее использование почему‑то растет. Получается, что чем дела идут хуже, тем есть хочется больше. (Рассуждения одного из моих подопечных.)

156. Когда говоришь в обществе, нужно бояться высказывать умную мысль, но смело можно говорить глупую. Ибо, когда ты высказываешь умную мысль, то тебя возненавидят и увидят в тебе соперника. Когда же высказываешь глупую мысль, то выглядишь безопасным. Тебя даже могут полюбить, ибо всегда становится легче дураку, когда он видит человека глупее себя, да еще и рядом с собою. На этом основана любовь некоторых к мыльным операм. Там он видит людей глупее себя и становится немного легче.

157. Любовь в ненависть перейти не может. А если и перешла, то и раньше это была ненависть, но оде­тая в одежды любви.

Вот рассказ одного из моих учеников. «Моя пациентка с длитель­ным и тяжелым течением заболевания успешно у меня лечилась. Она хотела как-то меня отблагодарить. Яв­ление довольно обычное. Денег я у нее не взял. Она стала приносить мне цветы довольно регулярно и ставить их у меня в кабинете. Потом она стала их регулярно менять. Купила к ним вазы. Через какое-то время это стало меня тяготить. Мне часто приносят цветы. Обычно я их тут же раздариваю своим сотрудникам. Теперь я это уже делать не мог. Постепенно она стала вмешиваться в обустройство моего кабинета, заботиться о моем чае, приносить фрукты. Я уже с содроганием ее встречал. Дни, когда она не появ­лялась, были для меня праздником. Потом она объяснилась в любви, сообщив мне, что никогда не изменяла за 30 лет нелюбимому мужу. Естественно, я вскоре отказался и от ее цветов, и от «лестного» предложения интимных отношений. По вечерам она мне звонила по телефону и, не называя себя, крутила любовные песни.

В конце концов, она обиделась и исчезла из моего поля зрения.

Но года через два опять нарисовалась. Ее «любовь» ста­ла еще более агрессивной. Она опять стала ходить ко мне на занятия и срывала их совершенно нелепыми высказы­ваниями. Как-то я на них реагировал. После одного из за­нятий она мне позвонила и сказала, что «ее любовь пере­шла в ненависть».

Комментарий к этой истории у меня был короткий. Ведь она и раньше его не любила, а преследовала «любовью», а теперь будет преследовать ненавистью. К сожалению, у нас много разводов. Но самое страшное в этом то, что супруги после развода ненавидят друг друга. Следовательно, и жили они не в любви, а в ненависти.

Итак: любовь в ненависть перейти не может. А если и пе­решла, то и раньше это была ненависть, но одетая в одежды любви.

158. Болезнь уничтожает многие земные блага, но болезнь и сама — благо.

159. Хочешь отомстить своему врагу — не мсти ему.

Навеяно наблюдениями одного из моих подопечных «Я причинял неприятности людям, которые делали мне не­приятности, тем, что не делал неприятностей в ответ. А ведь они их ждали и находились длительное время во взвешен­ном и напряженном состоянии».

Итак: хочешь отомстить своему врагу — не мсти ему.

160. Умный человек — это человек, который управляет своими чувствами.

161. Дурак — это человек, чей ум находится на службе у его чувств.

162. Если ты долго делаешь одно и то же и точно так же, то труд превращается в работу.

163. Самое большое несчастье в жизни — не состояться в своем призвании (предназначении). Это все равно, что не родиться. Или умереть. И еще лет 60 наблюдать свою смерть каждый день. (Афоризм одной из моих учениц.)

164. Главное — быть первым, а не называться первым.

165. Межличностные проблемы — это внешние прояв­ления проблем внутриличностных. Обычно они связаны с неумением зарабатывать.

166. Большие неприятности начинаются тогда, когда они не были улажены, когда были маленькими.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.