Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как стать богатым и знаменитым еще при собственной жизни (пособие для гениев, но может пригодиться талантам и просто способным, а также вылечившимся от невроза)



«Гений не принадлежит себе это рупор Бога», — писал неизвестный автор. Прежде чем начать изложение, хочу посоветовать гениям жить нормальной человеческой жиз­нью и не пытаться делать каких-либо открытий. Не волнуй­тесь за человечество! Если открытию суждено выплыть на свет божий, то это сделают и без вас. Вы думаете, что если бы Колумб не открыл Америку, то этого не сделал бы кто-нибудь другой? Уверяю вас, ее открыли бы и без него. Если бы он был истинным гением, он прожил бы долгую неза­метную счастливую жизнь и умер бы в кругу семьи в возра­сте 80—90 лет, а может быть, прожил и дольше. И не тре­пал бы им нервы дальними путешествиями, жена его была бы сексуально удовлетворенной, а дети воспитывались бы под присмотром умного отца. Наверное, он оставил бы сво­им близким и неплохое состояние. Истинно гениален тот, кто так и посту­пает. А если уж сделал великое открытие, то лучше опиши его на бумаге и никому о нем не рассказы­вай. Эти мысли у меня возникли после знакомства с одним юмористическим рассказом «Правила для начина­ющих ав­торов» (1885) одного малоизвестного врача и великого пи­сателя А. П. Чехова.

«Всякого только что родившегося младенца следует ста­рательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечат­лений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши!..» Если же, несмотря на такую экзекуцию, оный младенец станет проявлять писательские наклон­ности, то следует попробовать ласку. Если же и ласка не поможет, то махни­те на младенца рукой и пишите «пропало». Писательский зуд неизлечим.

То же самое относится и к стремящимся к великому от­крытию. Клиническая практика показала, что ласка не только не отваживает от желания придумывать принципи­ально новое, но, наоборот, подталки­вает на этот скользкий путь. Поэтому я предлагаю не тратить зря время на ласку, а интенсифицировать наказания.

С моей точки зрения, каждого ребенка с момента его рождения надо сечь каждый день и хотя бы один раз в день повторять: «Будь как все! Не высовывайся! Не делай вели­ких открытий!»

Почему так следует поступать с каждым? Потому что наукой уста­нов­лено, что каждый из нас рождается гением. Ведь, как я уже гово­рил, каждому из нас во время нашего зачатия, когда мы были еще сперматозоидами, удалось по­бедить 99 999 999 братьев и сестер. А статистика показыва­ет, что гений рождается один на 100 000 000. Конечно, во время того, как наша мама выращивала нас у себя в живо­те, кое-кто этой гениальности лишился. А кое-кто лишил­ся ее в процессе родительского воспитания. Некоторыми гениями родители не занимались, и, следовательно, они (ге­нии) таковыми и остались. В частности, в семье А. С. Пуш­кина старшая дочь была любимицей отца, а младший сын — любимцем матери. Предоставленный самому себе, Алек­сандр Сергеевич Пушкин лет до шести—девяти развивался фактически сам по себе. А после этого возраста гениаль­ность выбить уже не удается. И нам повезло, что у Пушки­на родителям не удалось выбить ее. Для самого же Алексан­дра Сергеевича было бы лучше, если бы они гениальность у него выбили, тогда, может быть, он прожил бы лет 70. Правда, мы о нем ничего бы не знали.

Обычно, когда родители начинают гениальность выби­вать, ребенок из гения превращается в талант. Многие ро­дители на этом не успока­иваются. С талантом тоже хлопот не оберешься.

Хочу заметить тем, кто пытается выбить из ребенка ге­ниальность: она может в процессе этого «прорваться вбок» в виде «гениальных» болезней типа невроза с такой яркой и неповторимой симптоматикой, с которой не могут разоб­раться даже опытные врачи, а сам пациент достигает своей вожделенной мечты — стать известным и знамени­тым. («Сам профессор Н. занимался мною и не смог меня выле­чить!» — с гордостью заявляет он своим близким или оче­редному врачу, прово­цируя последнего на длительную и бесплатную работу с собой.)

Я занимаюсь лечением больных неврозами. Если лече­ние проходит успешно, то гениальность восстанавливает­ся. Вот поэтому я и пишу не только для гениев, но и для больных неврозами. Ведь когда они, выздоровев, попыта­ются эту гениальность реализовать, они должны уметь вес­ти себя так, чтобы их гениальность не забили, но теперь уже не родители, а взрослые «дяди» и «тети». Эти бьют покреп­че, чем мамы и папы. Вспомните судьбу многих гениев, из которых роди­телям не удалось выбить гениальность: тот же А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Высоцкий и многие другие.

Но продолжим рассказ о типичной судьбе таланта. Он тоже забивается, и человек становится способным. Это уже несколько терпимее для окружающих, ибо способный че­ловек только старается усовершенствовать известное, не пытаясь придумать принципиально новое.

Дорогой мой читатель, если ты смог дочитать до этого места, то как минимум способности у тебя еще выпирают, и может возникнуть желание вытащить из глубин своей личности забитый ранее талант, а может быть, и гениаль­ность. Так что дочитай уж до конца этот подраздел. Это поможет тебе избежать многих неприятностей, а может быть, стать богатым и знаменитым еще при собственной жизни.

Хочется заметить, что и способный человек может выз­вать у окружающих неудобства. Поэтому нередко его про­должают воспитывать до того, что он становится серятиной или тупицей. Когда ребенку исполняется семь лет, к этому делу подключается школа, естественно, плохая. А вот хоро­шая может даже разобрать завалы, сделанные родителями и детским садиком. Но, к сожалению, многие учителя, так­же забитые гении, только увеличивают эти завалы, и из‑под них гениальность в виде тяжелого невроза только подает сигналы о том, что она еще дышит.

Я сейчас расскажу вам, как это происходит. Дело в том, что неко­то­рые учителя требуют от ребенка не просто пра­вильного выполнения задания, но и выполнения его имен­но тем способом, которому обуча­ют они. Тем самым выбивается творческий потенциал. Как-то помогал я решать арифметическую задачу своему сыну, когда он учился во втором классе. Сын сказал, что я решил неправильно, хотя ответ совпадал. А я просто решил ее другим способом, так как не знал способа, которому обучала его учительница, и считал, что нет разницы, каким способом решена задача, лишь бы она была решена правильно. Как ты думаешь, по­лучил ли сын замечание от учительницы? Конечно! Тогда я вспомнил, что, когда мы учились в институте, то готовясь к экзаменам, выясняли, как тому или иному преподавате­лю надо отвечать на тот или иной вопрос. Это знание име­ло большое значение для получения хорошей оценки.

Кстати, мои попытки организовать семинары для учи­телей школ по психологии педагогического процесса окон­чились полной неудачей, хотя проводил я их бесплатно. Они считали это глупостью и сове­товали мне самому пре­подавать в школе. Я последовал этому совету — стал пре­подавать психологию в 10-м классе школы и убедился, что учитель очень много может сделать. Свои впечатления и методы работы я описал в книге «Психотерапевтические этюды».

Если твоим родителям и учителям не удалось сделать доброе для тебя дело — отвадить от желания творить, то помни, что желание творить, как и писательский зуд, неиз­лечимо. И здесь правила, предло­женные А. П. Чеховым на­чинающим авторам, подходят и для начина­ющих творцов, поэтому привожу эти правила полностью. А ты уж, доро­гой мой читатель, сам «приложи» их к своему увлечению или страсти (все-таки пишу-то я ведь для гениев).

Привожу эти правила с некоторыми сокращениями.

«1) Следует помнить, что случайное авторство и авторство а propos (между прочим), лучше постоянного писательства. Кондук­тору, пишу­щему стихи, живется лучше, чем стихотворцу, не служа­щему в кондукторах.

2) Следует зарубить себе на носу, что неудача на литературном поприще в тысячу раз лучше удачи. Первая наказуется только ра­зоча­ро­ванием да обидною откровенностью почтового ящика, вто­рая же влечет за собою томительное хождение за гонораром, полу­чение гонорара купонами 1899 года, «последствия» или новые попытки.

3) Писанье как «искусство для искусства» выгоднее, чем твор­чество за презренный металл. Пишущие домов не покупают, в купе первого класса не ездят, в рулетку не играют и стерляжьей ухи не едят. Пища их — мед и акриды приготовления Саврасенкова, жи­лище — меблированные комнаты, способ передвижения — пешее хождение.

4) Слава есть яркая заплата на ветхом рубище певца, литератур­ная же известность мыслима только в тех странах, где за уразуме­нием слова «литератор» не лезут в «Словарь 30 000 иностранных слов».

5) Пытаться писать могут все без различия званий, вероиспове­даний, возрастов, полов, образовательных цензов и семейных по­ложе­ний. Не запрещается писать даже безумным, любителям сце­нического искусства... Желательно, впрочем, чтобы карабкающиеся на Парнас были люди зрелые, знающие, что слова «Ъхать» и «хлЪб» пишутся через «ять». (То же годится и для тех, кто хочет просла­виться на ниве науки. Жела­тельно, конечно, иметь диплом о высшем образовании. Но если ты добива­ешься Нобелевской премии и не претен­дуешь на получение степеней и званий, то такой мелочью, как диплом о высшем образовании, можно пренебречь. Само же образование про­сто необходимо. — М. Л.)

8) Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей... Клади перед собой бу­магу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи. Строчи о чем хочешь: о черносливе, погоде, говоровском квасе. Вели­ком океане, часовой стрелке, прошлогоднем снеге... Настрочивши, бери в руки рукопись и, чувствуя в жилах священный трепет, иди в редак­цию. Снявши в передней калоши и справившись «тут ли г. ре­дактор?», входи в святилище и, полный надежд, отдавай свое тво­рение... После этого неделю лежи дома на диване, плюй в потолок и услаждай себя мечтами, через неделю же иди в редакцию и полу­чай свою рукопись обратно. Засим следует обивание порогов в дру­гих редакциях... Когда все редакции уже обойдены и нигде рукопись не принята, печатай свое произведение отдельным изданием. Чита­тели найдутся. (Полностью согласен! Два года я пытался пристроить свою первую брошюру, а затем опубликовал ее за свой счет. Читатели действительно нашлись. Я хочу модифицировать совет А. П. Чехова: не ходи по редакциям, а сразу печатай свое произведение за свой счет. Пока у тебя нет имени, с тобой никто даже разговаривать не ста­нет — не то что читать твои произведения. Я хотел, чтобы на меня не обиделись издатели и редакторы, являющиеся исключением из это­го правила. Бас так мало, что шансов у гения попасть к вам почти нет! М. Л.)

Остальные советы также хороши, но прочтите их сами. Замечу, что, с моей точки зрения, юмор обязательно должен сопутствовать всем серьезным делам. Кто-то из философов определил человека как животное, которое умеет смеяться.

Чувство юмора тесно связано с творческим мышлением. Поэтому что-то серьезное можно сделать только с улыбкой. Отсюда вытекает, что несерьезно быть серьезным. Нельзя делать серьезные дела с серьез­ным видом. Это несерьезно. Итак, пойдем дальше. Еще раз вспомним, что история всех великих открытий имеет три этапа:

I — этого не может быть потому, что не может быть ни­
когда;

II — в этом что-то есть;

III — только так и должно быть.

Отсюда вытекают следующие приметы:

1. Если то, что ты придумал, встречается публикой вос­торженно, значит, ты не придумал ничего принципиально нового. В лучшем случае усовершенствовал старое.

2. Если то, что ты придумал, вызывает бурный протест, возмуще­ние, иронию, насмешку, а тебя пытаются поместить в сумасшедший дом, посадить в тюрьму или сжечь на кос­тре, то не исключено, что ты сделал великое открытие. Ибо великое открытие заставляет людей пересмотреть и пере­строить столь многое, что лучше от него отказаться, а его создателя уничтожить.

Точно не знаю, но почти уверен, что изобретателю авто­мобиля чиновник транспортного ведомства, который имел свой выезд, гово­рил, что повозка без лошадей не поедет, так как этого не может быть потому, что не может быть никог­да. А когда была представлена действующая модель автомо­биля, думаю, он со скепсисом сказал, что в этом что-то есть.

В свое время идеи Фрейда вызвали бурный протест. В средние века его точно сожгли бы на костре. Его работа «Толкование сновиде­ний», факт существования которой сейчас известен практически каждому культурному челове­ку, в течение восьми (!) лет после ее выхода была продана в количестве 600 экземпляров. Сейчас многие издатели на ней неплохо заработали (правда, я не уверен, что количе­ство читателей этой книги соответствует количеству про­данных экземпляров... Просто Фрейд сейчас в моде).

В. Райх сидел в тюрьме. Поняли его и приняли, и то не все, уже после его смерти. Ф. Перле, создатель гештальттерапии, считался со школьных лет паршивой овцой.

Эти примеры можно было бы продолжить. Если неко­торые и достигли славы и признания еще при своей жиз­ни, то это, скорее, исключение, о чем в свое время писал А. Шопенгауэр. Он советовал не добиваться славы, изба виться от гордости, особенно национальной. Но кто же слу­шается мудрецов? Так вот, он поступки человека, кото­рые могут привести к славе и деньгам, разделил на творения и деяния. При жизни к внешнему успеху быстрей приводят деяния (путешес­твия, спортивные рекорды, покорение гор­ных вершин, общественная и политическая деятельность и т. д.). Творения редко ведут к славе еще при жизни их со­здателя. Но именно эту славу А. Шопенгауэр называет истин­ной. Она разгорается медленно и достигает апогея только после смерти создателя творения, нередко насильственной. Примером тому могут быть Иисус Христос, Сократ, Джор­дано Бруно. А если творца не убивают, то создают такие условия, что долго не проживешь. (Вспомним В. Маяков­ского, В. Высоцкого.)

Поэтому хочу еще раз повторить, что родители правиль­но посту­пают, что выбивают из своих детей гениальность и доводят их до состояния тупости. Они тем самым спасают им жизнь. Но делают ли они их счастливыми? Ведь, как утверждает создатель гуманисти­ческой психологии А. Маслоу, ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ СМОЖЕТ ДОСТИЧЬ ЛИШЬ ТОТ, КТО РЕАЛИЗУЕТ СВОИ СПОСОБНОСТИ, СВОЮ ГЕНИАЛЬНОСТЬ.

К сожалению, многих гениев можно назвать гениотами: гениаль­ными идиотами. Гениями — потому что делают ве­ликие открытия, идиотами — потому что они пытаются их сразу же внедрить в жизнь, т. е. перестроить весь мир. Вот помочь нашим гениям избавиться от идиотизма и оставить одну гениальность я и хочу.

С моей точки зрения, все гении должны пройти психо­логическую подготовку, чтобы суметь еще при своей жиз­ни увидеть плоды своих трудов, стать богатыми и остаться здоровыми.

Дорогой мой гений! Если посещать тренинги и читать психологи­ческую литературу у тебя нет времени, постарай­ся хотя бы следовать таким правилам.

1. Прежде чем приступать к свершению великих откры­тий, подго­товь себя к тому, что ЕДИНСТВЕННЫМ источ­ником положительных эмоций будешь ты сам (здесь необ­ходим длительный психологи­чес­кий тренинг). Никто, кроме тебя самого, тебя не похвалит. За гениаль­ность при­ходится расплачиваться одиночеством. Мы все нуждаемся в похвале. Но мы, рядовые люди, делая обычные дела, по­лучаем необходимые нам «поглаживания» от окружающих.

Гений лишен этих источников «поглаживания» именно в тот момент, когда он больше всего в них нуждается. И здесь я советую прислушаться к мнению А. С. Пушкина:

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник ?

Доволен ? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Шопенгауэр считал, что основной источник счастья — это соб­ственная личность. У гениев, совершивших великое открытие, личность развита особенно высоко, и следует на­учиться довольствоваться именно этим высоким развити­ем, что может избавить гения от многих муче­ний и издева­тельств. Шопенгауэр писал: «Жизнь идет так быстро, а ваше понимание медлительно; поэтому я не дождусь моей сла­вы и не получу моей награды».

2. Сделав великое открытие, не выбегай голым на ули­цу, как Архимед, и не кричи «Эврика!», а притворись дурач­ком (по-моему, так поступал А. Эйнштейн); выскажи свою мысль, но припиши ее другому (можно какому-нибудь древнегреческому мудрецу).

Если ты ее преподнесешь как свою и покажешь большо­му автори­тету, то тебя ждет судьба Г. Менделя, скромного монаха, открывшего законы генетики. Плоды своих много­летних исследова­ний он показал одному авторитету. Тот сказал ему, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Мендель ему поверил и больше научными исследованиями не занимался. Хорошо, что добросовест­ным ученым Моргану и Меллеру удалось отыскать эту бро­шюру и процитировать его работу. Иначе его имя так и ос­талось бы неизвестным даже потомкам. Несколько слов по поводу словосочетания «добросовест­ный ученый». Слово­сочетание довольно нелепое. Ученый всегда добро­со­вест­ный, а если недобросовестный, то не ученый, а принявший вид ученого. У нас есть ряд слов, к которым присоедине­ние любого эпи­тета неуместно: любовь, друг, честность, счастье и т. д. Как можно говорить «искренняя любовь», «преданный друг», «настоящая честность», «полное счас­тье»? Любовь она и есть любовь. Искренность является ее составной частью. Когда мы говорим, что есть искренняя любовь, то значит допускаем, что есть и неискренняя лю­бовь. Может ли быть друг предателем, честность ненастоя­щей, а счастье неполным?

3. Избавься от миссионерских тенденций. Если убе­дишься, что твое открытие может перевернуть все представ­ления и осчастливить многих людей, не говори об этом вслух и попытайся помочь хотя бы несколь­ким людям. Так у тебя постепенно сформируется группа поддержки.

4. Строй свою систему вне той официальной пирамиды, где нахо­дишься. Но в той системе, которую построил сам, ты должен занимать первое место.

5. В официальной пирамиде не будь вторым лицом. Вто­рой в своей деятельности все время выполняет указания первого. Но нельзя занимать и самое низкое положение, иначе тобой будут все помыкать.

6. Беседуй с нужным человеком один на один.

7. Четко выполняй обязанности, за которые платят день­ги, но прослыви чудаком. Тогда не уволят и не предложат заниматься адми­ни­стративной или общественной работой (общественная работа сгубила не одного гения, так как они тратили на нее свою энергию и свое время, и на проявле­ние гениальности их уже не хватало. В конце концов у них возникало субдепрессивное состояние и они уже не жили, а доживали.)

8. Веди себя так, чтобы начальник не видел в тебе кон­курента. Тогда он не только не будет против тебя выступать, но и кое в чем поддержит. Если тебе удастся прослыть чу­даком, то автоматически выполнится и это правило.

9. Не выступай на производственных совещаниях со сво­ими предло­жениями. Здесь к ним никто не прислушается. Большинство совеща­ний не имеет никакого смысла и яв­ляется потерей времени. Тихонечко читай книгу или зай­мись каким-нибудь своим делом (я, например, стараюсь скопировать позу и выражение лица кого-нибудь из присут­ству­ю­щих. Так мне удалось лучше узнать своих сослужив­цев. Ведь наши мышцы тесно связаны с эмоциями, а эмо­ции — с мыслями. Когда я копирую позу и выражение лица человека, я начинаю чувствовать, как он, и меня посещают те же мысли).

10. Публикуйся где-нибудь на стороне. И делай это как можно чаще и как можно больше. Рано или поздно ты вы­растешь так, что «прополоть» тебя уже не удастся.

Эти правила я вывел, опираясь на опыт тех, кому после прохож­дения психологической подготовки удалось выра­зить свою гениаль­ность, добиться известности хотя бы в узком круге специалистов и не бедствовать материально.

В заключение хочу привести несколько изречений А. Шопенга­уэра, которые помогут тебе выстоять и побе­дить. Кроме того, они действуют так успокоительно!

«Что гарантирует мне подлинность, а с нею и непроходимость моего учения, это то, что я вовсе его не сделал, а оно сделалось само. Оно возникло во мне безо всякой помощи с моей стороны, в мо­менты, когда всякое хотение во мне как бы погружалось в глубокий сон и когда интеллект, освобожденный от своего господина и по­тому незанятый, отдавался самому себе, воспринимал интуиции реального мира и ставил их в параллель с мышлением, точно играя, соединял их вместе, причем воля моя даже нисколько не касалась этого дела, и все происходило безо всякого моего содействия, со­вершенно само собой. А вместе с хотением исчезала и уничтожалась также и всякая индивидуальность; поэтому мой индивидуум совсем не участвовал в этом процессе, а это была интуиция, чистая сама по себе, т. е. чисто объективное воззрение или сам объективный мир, который в чистой форме и сам собой претворялся в понятия. Ин­туиция и понятия — обе избрали мою голову ареной для этой опе­рации, потому что голова моя была пригодна для этой цели. (Вот готовить свою голову, т. е. изучать логику и повышать общее образо­вание, для этой цели следует обязательно. М. Л.) Что исходило не от индивидуума, то и принад­лежит не одному индивидууму: оно принадлежит только познава­емо­му и только познающему миру, только интеллекту, а этот последний по своим свойствам (но не по степени) — один и тот же во всех индивидуумах; следовательно, должно встретить когда-нибудь при­зна­ние у всех индивидуумов.

Только то, что мне являлось в такие моменты освобождения от воли познания, я записывал как простой зритель и свидетель, и только этим пользовался я для своего творения. Это гарантирует подлинность его и позволяет мне не сбиваться с пути, несмотря на отсутствие всякого участия и всякого признания».

«Нет ничего более редкого, чем самостоятельное суждение. Меньше всего его можно ожидать от ученых по профессии. Узкое пространство их головы наполнено традиционным материалом: а послед­нему всякое самостоятельное мышление опасно.

На что может надеяться тот, кто славу за добытое собственной мыслью должен принимать из рук таких людей, которые не могли мыслить сами и хотят возместить этот недостаток с помощью тра­диционного материала, коего они служат хранителями?»

«Фундаментом всякой истинной славы является сознательное уважение; но большинство людей способно уважать только то, что похоже на них, т. е. посредственность. Оттого большинство людей будут питать уважение к гениям только на словах. Истинное же ува­жение опирается на сознательное же уважение очень малого числа высших индивидуумов, которые способны оценить создания гения: в этом и заключается причина той медленности, с которой вырас­тает истинная слава».

«Быть великим вот единственное средство показать маленьких людей в их малости. Кто прибегает к иным средствам, тот показы­вает этим, что в его распоряжении нет первого средства».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.