Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выбор приемов управления риском



1. Избежание риска – это сознательное решение не подвергаться определенному виду риска. Человек может решить не подвергать себя риску, связанному с какой-то профессией или работой в какой-то компании, может уклоняться от работы в определенных отраслях производства, потому что они представляются ему чересчур рискованными.

Но избежать риска удается не всегда. Например, каждый человек подвергается риску заболеть – просто потому, что он человек, а все люди болеют. Это неизбежно.

2. Предотвращение ущерба сводится к действиям, предпринимаемым для уменьшения вероятности потерь и для минимизации их последствий. Такие действия могут предприниматься до того, как ущерб был нанесен, во время нанесения ущерба и после того, как он случился.

Например, вы можете уменьшить риск заболевания, если держаться подальше от тех, кто уже заболел гриппом. Если вы все же «подхватили» простуду, можно перейти на постельный режим и тем самым свести к минимуму вероятность того, что ваше недомогание перейдет в воспаление легких.

3. Принятие риска состоит в покрытии убытков за счет собственных ресурсов. Иногда это происходит само собой, например, когда человек не подозревает о существовании риска или не обращает на него внимания.

Бывают случаи, когда люди сознательно решают пойти на риск. В частности, некоторые отказываются от медицинской страховки, предпочитая в случае заболевания пожертвовать на лечение часть заработанных средств. Предупредительные сбережения семьи – одно из средств

облегчить расходы в связи с принятием риска.

4. Перенос риска*** состоит в перенесении риска на других лиц. Продажа рискованных ценных бумаг кому-то другому или приобретение страхового полиса – примеры такой стратегии управления риском.

Другой пример: вы не предпринимаете никаких действий, чтобы избежать риска, и рассчитываете, что нанесенный ущерб будет покрыт за чей-то счет. Перенос риска выполняется с помощью трех основных методов: хеджирования, страхования и диверсификации.

Реализация выбранных приемов. Вслед за решением о том, как поступать с выявленным риском, следует переходить к реализации выбранных приемов. Главный принцип, которого следует придерживаться на этом этапе управления риском, сводится к минимизации затрат на реализацию избранного курса действий.Другими словами, если вы решили приобрести медицинскую страховку на случай болезни, надо найти страховую компанию, услуги которой обойдутся вам дешевле. Если вы решили вложить деньги в приобретение акций, следует сравнить, чьи услуги вам обойдутся дешевле – компании по управлению взаимным фондом или брокера.

3.1 Методы снижения степени риска

Классификация методов управления рисками

1. Методы уклонения от риска

2. Методы локализации риска

3. Методы диссипации (распределения) риска

4. Методы компенсации риска


Классификация методов управления рисками

Управление риском - это процесс подготовки и реализации мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного решения и уменьшить возможные негативные последствия нежелательного развития событий (НРС) в ходе реализации принятых решений. В условиях производственного предприятия управление риском основы­вается на концепции приемлемого риска, постулирующей возможность рационального воздействия на уровень риска и доведения его до допустимого значения. В реальных хозяйственных ситуациях могут использоваться различные способы сни­жения финального уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Все многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа. Это методы уклонения от риска, локализации риска, диссипации риска и компенсации риска.

1. Методы уклонения от риска
Методы уклонения от риска являются наиболее распространенными. К ним относятся:

отказ от ненадежных партнеров;

отказ от рискованных проектов;
страхование рисков;
поиск гаранта

Ими поль­зуются менеджеры, предпочитающие работать только с убеди­тельно подтвердившими свою надежность контрагентами - потребителями и поставщиками. Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики "уклонения от риска", избегают расширения круга партнеров, отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения.

Другая возможность уклонения состоит в попытке перенести риск на какое-нибудь третье лицо. С этой целью прибегают к страхованию своих действий в страховой компании или поиску "гарантов", полностью или частично перекладывая на них свой риск. Следует отметить, что страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предприятий, принуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию текущих хозяйственных решений, регулярно про­водить превентивные защитные меры в соответствии со страховым контрактом. Вместе с тем предприятие может выступить с инициативой создания региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования.

Надо, однако, иметь в виду, что такие механизмы уклонения от риска, как страхование, неприменимы во многих ситуациях, с которыми сталкиваются произ­водственные предприятия. Это, прежде всего, характерно для предприятий, осваиваю­щих новые виды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения актуарных расчетов, и потому не страхуют эти виды рисков. Поэтому выбор действий для снижения риска следует начинать с выяснения, является ли дан­ный фактор риска предметом страхования или нет. При нестрахуемом риске пере­ходят к рассмотрению других методов нейтрализации риска. Страхо­вание можно также считать одним из методов компенсации риска.

Метод "поиска гаранта" используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гаранта для них выполняются разными субъектами: первые "просятся под крыло" к крупным компаниям (например, банкам, страховым обществам, фондам), вторые — к органам государственного управления. При этом возникает вопрос, чем можно оплатить приобретаемую защищенность от рискованных ситуаций. Общего ответа, по-видимому, нет, но принцип равной взаимной полезности должен быть соблюден. Желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами, полити­ческой поддержкой, безотказной благотворительностью и т.п. - резервы фантазии неисчерпаемы. Но, как и в других случаях, важно сопоставить плату и приобретаемые выгоды.


2. Методы локализации риска:
Создание венчурных предприятий;
Создание специальных структурных подразделений для выполнения рискованных проектов.
В тех сравнительно редких случаях, когда удается четко и конкретно вычленить и идентифицировать факторы риска, используют методы локализации риска. Выделив в структурно или финансово самостоятельное подразделение "опасный" этап работы или участок деятельности предприятия, риск можно сделать контролируемым и обеспечить условия для своевременного развертывания антирисковых мероприятий. Так, например, выделяют так называемые Центры финансовой ответственности и Бизнес-единицы, разной степени автономности — от выделенного учета по балансу для превращения в самостоятельное юридическое лицо.

Подобные методы получили распространение в крупных производственных компа­ниях промышленно развитых стран при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения. Как правило, это виды продукции, требующие для своего освоения интенсивных НИОКР либо использования новейших научных достижений, еще не апробированных промышленностью. Для реализации таких высокорискованных проектов создают дочерние, так называемые "венчурные" (рисковые) предприятия. Наиболее риско­ванная часть деятельности предприятия по внедрению инновации локализуется в пределах вновь организованной сравнительно небольшой автономной фирмы; в то же время сохраняются условия для эффективного подключения научного и технического потенциала "материнской" компании.

3.Методы диссипации (распределения) риска:
Диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования;
Диверсификация сбыта и поставок;
Диверсификация инвестиций;
Распределение ответственности между участниками производства;
Распределение риска во времени.


Методы диссипации представляют собой более тонкие инструменты управления риском. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Таким способом предприятие уменьшает уровень собственного риска, отодвигая границу "стихийного" рынка, привлекая к решению проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физических лиц. Для этой цели создаются акционерные общества и финансово-промышленные группы; предприятия приобретают или обмениваются акциями друг друга, вступают в различ­ные консорциумы, ассоциации и т.п.

^ Интеграция предприятий может быть горизонтальной — объединением нескольких предприятий одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, разделения зон хозяйствования и т.п.; либо вертикальной — по последовательности технологических переделов, операций снабжения и сбыта. При этом достигается дополнительный антирисковый эффект, состоящий в том, что на входах и выходах предприятия создаются островки предсказуемого товарного рынка, надежного долго­временного спроса и таких же поставок изделий, необходимых для производства продукции.

При реализации некоторого долгосрочного инвестиционного проекта или стратеги­ческого решения может оказаться эффективным распределение общего риска мероприятия по этапам реализации (по времени), т.е. сочетание локализации и диссипации риска.

К этой же группе способов управления риском относятся различные варианты диверсификации:

а) диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг; выбор продукции, ориентированной на различные социальные группы потребителей и т.п. - достаточно хорошо изученный в теории маркетинга способ снижения риска;

б) диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других; при этом желательно равномерное распределение долей каждого контрагента, чтобы отказ даже нескольких из них не приводил бы к срыву производственно-сбытовой программы предприятия в целом;

в) диверсификация закупок сырья и материалов, предполагающая взаимодействие со многими поставщиками, чтобы при нарушении графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства и т.п.), предприятие смогло безболезненно переключиться на работу с другими поставщиками того же или аналогичного продукта.

Естественно, эти методы смягчения последствий от проявления факторов риска усложняют работу звеньев аппарата управления, отвечающих за снабжение и сбыт, и, скорее всего, вызовут их явное или скрытое сопротивление. Именно поэтому руко­водство предприятия, используя методы диссипации риска, должно систематически контролировать такие показатели, как количество партнеров и их долю в общем объеме закупок и поставок данного предприятия. Так, консультируя завод по производству особо чистых металлов, мы обратили внимание руководства на то, что в списке поставщиков два предприятия закрывают более половины сырьевой потреб­ности завода, и рекомендовали расширить состав поставщиков. Следуя этому совету, завод смог избежать критической ситуации при отказе одного из поставщиков сырья.

В области формирования инвестиционного портфеля предприятия тактика дис­сипации риска рекомендует отдавать предпочтение программам реализации несколь­ких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта, который, поглотив прак­тически все резервы предприятия, не оставит возможностей для маневра. Этот метод управления риском можно назвать диверсификацией инвестиций.

Если предприятие вынуждено вести работы по реализации одного крупного и долгосрочного проекта совместно с одним-двумя партнерами, то для уменьшения риска необходимо провести четко документированное разграничение (например, в много­стороннем договоре) сфер действий и ответственности каждого участника, тщательно описать и согласовать "стыки", т.е. условия передачи результатов работ и перехода ответственности от одного участника к другому. Непременным требованием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью. В некотором смысле этот метод является естественным развитием метода "локализации риска". Таким же образом целесообразно распределять и фик­сировать риск по времени выполнения долгосрочного проекта или хозяйственного мероприятия. Это позволит по ходу работ сравнительно легко корректировать свои воздействия, управляя уровнем финального риска.

4.Методы компенсации риска:

стратегическое планирование деятельности предприятия;
прогнозирование внешней среды;
мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды;
создание системы резервов;
активный целенаправленный маркетинг.


Еще одно направление борьбы с риском, связанное с созданием механизмов преду­преждения опасности или смягчения возможных негативных последствий наступления нежелательных событий, представлено группой методов компенсации риска. По виду воздействия эти методы относят к упреждающим методам управления (в теории автоматического управления этому соответствует термин "управление по возму­щению"). К сожалению, эти методы, как правило, более трудоемки, требуют об­ширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.

К числу наиболее эффективных методов данного типа принадлежит стратегическое планирование. Как средство компенсации риска стратегическое планирование дает ощутимый эффект в том случае, если процесс разработки стратегии пронизывает буквально все сферы деятельности предприятия. Профессионально поставленные работы по стратегическому планированию на предприятии, которым обычно пред­шествует детальное изучение потенциала предприятия, могут снять большую часть неопределенности, позволят предугадать появление "узких" мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данного предприятия, а следовательно, разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план развер­тывания и подключения резервов.

В некоторых частных случаях может оказаться достаточным проведение прогно­зирования внешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается в регулярной разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия: в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает или собирается выступить продавцом или покупа­телем и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.

Разумеется, эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответствующих процессах. Поэтому упомянем об еще одном важном и эффектив­ном методе - мониторинге социально-экономической и нормативно-правовой среды. Существенным подспорьем здесь может стать "информатизация" - приобретение актуализируемых компьютерных систем нормативно-справочной информации, подклю­чение к сетям коммерческой информации, проведение собственных и заказных прог­нозно-аналитических исследований с использованием компьютерных моделей и "микроэкономических экспериментов", в консультационные фирмы. Полученные данные позволят уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, "на ходу" скорректировать тактические и стратегические планы.

^ Метод создания системы резервов очень близок к страхованию, но сосредоточен­ному внутри самого предприятия. Он не предполагает узкой направленности на сни­жение риска конкретного хозяйственного мероприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, временно кон­сервируются свободные мощности, устанавливаются, как бы впрок, новые контакты и связи.

Надо отметить, что в настоящее время, несмотря на чрезмерно широкое распро­странение бартерных отношений, обнаруживается отдаваемое предприятиями явное предпочтение финансовым резервам перед товарными. Финансовые резервы формируются в виде накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки "горячих" кредитных линий и использования залогов на случай непредвиденных затрат и т.п.

В составе антирисковых планов должно быть задействовано использование ре­зервов внутренней среды предприятия, возможностей его личностного и структурного самосовершенствования - от обучения и тренинга персонала в условиях действия факторов риска, расстановки кадров в соответствии с их склонностью к риску до выработки специфической корпоративной культуры. Руководители предприятия должны выяснить собственные психологические установки и, если они не соответст­вуют требованиям работы в условиях неопределенности и риска, постараться изменить их. Для этого имеются апробированные методики и подходы, есть и фирмы, специализирующиеся на такого рода задачах. Если руководитель меняет отношение к риску, то уже одно это может стать фактором высвобождения внутренних ресурсов руководящего (да и не только) персонала, повышающим успешность работы предприятия.

Для предприятий "рыночного типа", т.е. обладающих достаточно гибкой техно­логией и широкими возможностями перенастройки производства под изменчивые потребности рынка, активный целенаправленный маркетинг - эффективное средство борьбы с проявлением факторов риска. Для этого предприятие не должно интенсивно формировать спрос на свою продукцию, используя неоднократно проверенные маркетинговые инструменты: сегментацию целевого рынка, оценку его емкости; организацию рекламной кампании; анализ поведения конкурентов, выработку стратегии конкурентной борьбы, разработку политики и мер управления издержками.

 

4. Оценка результатов. Управление риском – это динамический процесс с обратной связью, при котором принятые решения должны периодически анализироваться и пересматриваться. Время идет, обстоятельства меняются и несут с собой перемены: появляются новые виды риска, или новые сведения об имеющихся видах риска, или дешевеет стратегия управления риском.

   

Принципы управления финансовым риском

Конечная цель управления риском должна способствовать реализации общей стратегии ведения бизнеса. В финансовом менеджменте она заключается в получении наибольшей выгодыпри оптимальном или приемлемом для предпринимателя соотношении дохода и риска. Управление финансовыми рисками базируется на определенных принципах, основными из которых являются следующие. Управление риском в широком смысле представляет собой особый вид деятельности, направленной на снижение или полное устранение влияния его неблагоприятных последствий на результаты проводимых хозяйственных операций. На практике это предполагает поиск компромисса между выгодами от уменьшения риска и необходимыми для этого затратами, а также принятия решения о том, какие действия для этого следует реализовать (включая отказ от каких бы то ни было действий). Конечная цель управления риском должна способствовать реализации общей стратегии ведения бизнеса. В финансовом менеджменте она заключается в получении наибольшей выгоды при оптимальном или приемлемом для предпринимателя соотношении дохода и риска. С современных позиций принятия решения по упреждению возможных потерь различают следующие подходы к управлению рисками: активный, адаптивный и консервативный (пассивный).
  1. Активное управление означает максимальное использование имеющейся информации и средств для минимизации рисков. При таком подходе управляющие воздействия должны опережать или упреждать рисковые факторы и события, которые могут оказать влияние на реализацию проводимой операции. Очевидно, что данный подход предполагает затраты на прогнозирование и оценку рисков, а также организацию их непрерывного контроля и мониторинга.
  2. Адаптивный подход к управлению риском строится на принципе «выбора меньшего из зол», т. е. на адаптацию к сложившейся ситуации. При таком подходе управляющие воздействия осуществляются в ходе проведения хозяйственной операции как реакция на изменения среды. В этом случае предотвращается лишь часть возможных потерь.
  3. При консервативном подходе управляющие воздействия запаздывают. Если рисковое событие наступило, ущерб от него поглощается участниками операции. В данном случае управление направлено на локализацию ущерба, нейтрализацию его влияния на последующие события. Обычно затраты на управление риском при таком подходе минимальны, однако возможные потери могут быть достаточно велики.
Система управления финансовыми рисками состоит из двух подсистем: управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления):
  1. Объектом управления здесь выступают рисковые операции и возникающие при этом финансовые отношения между участниками хозяйственной деятельности в процессе ее осуществления. Подобные отношения возникают между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, заказчиком и подрядчиком, партнерами по бизнесу и т. п.
  2. Субъект управления — это группа людей (финансовый менеджер, специалист по рискам и др.), которая посредством различных приемов и методов осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.
Важнейшее значение для эффективного управления финансовыми рисками имеет адекватное информационное обеспечение. Оно включает широкий спектр различных видов деловой информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой, юридической, технической и т. д.Наличие надежной и актуальной информации позволяет быстро принимать управленческие решения, оказывающие влияние на снижение рисков и увеличение прибыли. Надлежащее информационное обеспечение и его эффективное использование при проведении рисковых операций сводит к минимуму вероятность ущерба и потерь. Управление финансовыми рисками базируется на определенных принципах, основными из которых являются следующие: 1. Осознанность принятия рисков. Менеджер должен сознательно идти на риск, если он надеется получить соответствующий доход от осуществления той или иной операции. Несмотря на то что по некоторым операциям можно принять тактику «избегания риска», полностью исключить его из деятельности предприятия не представляется возможным, поскольку финансовый риск — объективное явление, присущее большинству хозяйственных операций. 2. Управляемость принимаемыми рисками. В состав портфеля финансовых рисков должны включаться только те из них, которые поддаются нейтрализации в процессе управления, независимо от их объективной и субъективной природы. Риски неуправляемые, например форс-мажорной группы, можно либо игнорировать, либо передать внешнему страховщику или партнерам по бизнесу. Несмотря на очевидность этого принципа, менеджеры предприятий часто принимают на себя «непрофильные» виды рисков, не владея при этом знаниями, навыками и инструментами, необходимыми для управления рисками. Так, многие предприятия реального сектора, не имея достаточного опыта и квалифицированного персонала в финансовой сфере, занимаются кредитованием своих клиентов, проводят операции на рынке ценных бумаг и производных инструментов. В результате они сталкиваются с непредвиденными и весьма значительными потерями, падением курсов акций, что подрывает их деловую репутацию в глазах клиентов, инвесторов и сотрудников. Например, в 1993 г. немецкий промышленный гигант «Металлгезельшафт» потерял 1,5 млрд. долл. на операциях с нефтяными фьючерсами. Убыток японской компании Sumimoto Corporation по форвардам и фьючерсам на медь в 1996 г. составил 2,6 млрд. долл. Резкое падение цен на палладий в 2002 г. привело к списанию корпорацией Ford, имеющей его значительные запасы, суммы в 952 млн. долл. и т. д. 3. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности проводимых операций. Этот принцип является основополагающим в финансовом менеджменте. Он заключается в том, что предприятие должно принимать в процессе осуществления своей деятельности только те виды финансовых рисков, уровень которых компенсируется адекватной величиной ожидаемой доходности. Операции, риски которых не соответствуют требуемому уровню доходности, должны быть отвергнуты или, соответственно, должны быть пересмотрены размеры премии за риск. На практике величина требуемого уровня доходности будет варьироваться даже в рамках одного бизнеса, будучи зависима в том числе и от расположенности к риску менеджмента. Одни руководители предпочитают идти на большой риск ради высокой прибыли; другие, более консервативные, устанавливают предельный объем риска вне зависимости от уровня доходности. Однако ожидаемая доходность должна как минимум превышать стоимость капитала, необходимого для покрытия принимаемых рисков. Соответственно, как итоговые, так и прогнозируемые результаты хозяйственной деятельности или конкретной операции необходимо корректировать с учетом степени риска, принимаемого фирмой либо менеджером для их получения. 4. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с возможными потерями предприятия. Возможный размер финансовых потерь предприятия в процессе проведения той или иной рисковой операции должен соответствовать доле капитала, которая зарезервирована для его покрытия. Иначе наступление рискового случая повлечет за собой потерю определенной части активов, обеспечивающих операционную или инвестиционную деятельность предприятия, т. е. снизит его потенциал формирования прибыли и темпы дальнейшего развития. Размер рискового капитала, включающего необходимые фонды и резервы, должен быть определен заранее и служить критерием принятия тех видов финансовых рисков, которые не могут быть переданы партнеру по операции или внешнему страховщику. 5. Учет фактора времени в управлении рисками. Чем длиннее период осуществления операции, тем шире диапазон сопутствующих ей финансовых рисков, тем меньше возможностей обеспечивать нейтрализацию их негативных последствий. При необходимости осуществления таких операций предприятие должно включать в требуемую величину дохода не только премии за соответствующие риски, но и премию за ликвидность (т. е. за связывание на определенный срок вложенного в нее капитала). 6. Учет стратегии предприятия в процессе управления рисками. Система управления финансовыми рисками должна базироваться на общих принципах, критериях и подходах, соответствующих избранной предприятием стратегии развития. Ориентация на генеральную стратегию развития позволяет сосредоточить основные усилия на тех видах риска, которые сулят предприятию максимальную выгоду, определить предельный объем рисков, которые можно взять на себя, выделить необходимые ресурсы для управления ими. В свою очередь, знание этих параметров дает возможность руководителям подразделений оценивать свои стратегии в координатах «риск — доходность» и привести их в соответствие с общей корпоративной стратегией. Формулировка корпоративной стратегии в отношении рисков обычно возлагается на генерального или финансового директора предприятия при участии членов совета директоров и других руководителей высшего звена управления. Вместе с тем важно, чтобы сотрудники структурных подразделений понимали общую стратегию развития, систему управления рисками в компании и несли ответственность за их принятие. 7. Учет возможности передачи рисков. Принятие ряда финансовых рисков несопоставимо с возможностями предприятия по нейтрализации их негативных последствий. В то же время необходимость реализации той или иной рисковой операции может диктоваться требованиями стратегии и направленности хозяйственной деятельности. Включение их в портфель рисков допустимо лишь в том случае, если возможна частичная или полная их передача партнерам по бизнесу или внешнему страховщику. Критерий внешней страхуемости рисков должен быть обязательно учтен при формировании портфеля финансовых рисков предприятия. На основании рассмотренных принципов на предприятии формируется политика управления финансовыми рисками. Эта политика представляет собой часть общей стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы мероприятий по нейтрализации их возможных негативных последствий рисков, связанных с осуществлением различных аспектов хозяйственной деятельности.  



©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.