В большой совокупности проблем народонаселения (обеспечение нормальной питьевой водой и канализацией, энергоснабжение, обеспечение жильем и медицинским обслуживанием, безработица и др.), наиболее острой является в настоящее время продовольственная.
Глобальная продовольственная проблема является одной из древнейших проблем современности. Она имеет как количественные, так и качественные аспекты. С количественной точки зрения, в соответствии с медицинскими нормами, рассматриваются голод и недоедание. По различным оценкам для нормального развития человеческого организма необходимо от 2400 до 2800 ккал в сутки. Отчетливо выраженное недоедание наступает тогда, когда этот показатель опускается ниже 1800 ккал, а голод, когда он имеет величину ниже 1000 ккал. Наряду с этим, при нормальном питании в структуре пищевого рациона должно быть не менее 100 г белка в день (преимущественно, животного происхождения). Питание, при котором недостает не только калорий, но и белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов, называют неполноценным.
При положительной динамике количественных показателей питания на планете в целом (1930-й г. -2100 ккал, 2000 г. – 2700 ккал в сутки), в региональном разрезе они сильно дифференцированы. Для экономически развитых стран явление голода и недоедания в целом уже не характерно. При доле 15% от общей численности населения мира, эти страны производят и потребляют 3/4 мирового продовольствия. В большинстве из них калорийность питания составляет 3000-3500 ккал в сутки, достаточным и сбалансированным является потребление белков и остальных необходимых компонентов питания. Наиболее обширный пояс голода и недоедания распространяется по обе стороны экватора, но если в Южной Америке и Азии он представлен отдельными ареалами, то в Африке к югу от Сахары (за исключением ЮАР), питание обеспечивает в среднем поступление лишь 2050 ккал в сутки. Положение усугубляется еще и тем, что прирост населения в Африке превышает темпы увеличения сельскохозяйственной продукции. Поэтому Африку сейчас называют «мировым центром голода».
По данным ФАО и других организаций, занимающих продовольственной проблемой, общая численность голодающих на нашей планете составляет от 600 до 800 млн. человек, а от хронического недоедания страдает около 850 млн. человек. Таким образом, как минимум, каждый четвертый житель планеты в настоящее время не получает полноценного питания (в 1970 г. – каждый третий). Особенно серьезная ситуация, как уже отмечалось, сложилась в Африке, и она быстро усугубляется. Если в начале 1970-х гг. там насчитывалось 90 млн. голодающих, то во второй половине 1990-х гг. этот показатель уже превысил 210 млн. Здесь есть страны, в которых доля голодающих превышает 40% (Мозамбик, Сомали, Уганда, Чад), или колеблется в пределах от 30 до 40% (Демократическая Республика Конго, Замбия, Мали, Эфиопия и др.).
Довольно сложная ситуация сохраняется также в Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, где по различным оценкам голодает от 280 до 300 млн. чел., причем это характерно как для крупных государств (Индия, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и др.), так и небольших (Непал, Бутан, Тимор и др.).
Вопрос о возможности и сроках решения проблемы остается дискуссионным, хотя даже те специалисты, которые с оптимизмом относятся к ее преодолению, считают, что это потребует значительных средств и времени. Среди тех, кто рассматривает продовольственную проблему, как неразрешимую, прежде всего, последователи Томаса Роберта Мальтуса.
Т.Р.Мальтус, английский экономист, демограф и священник обосновал свою теорию, получившую впоследствии название «мальтузианство», в своей работе «Опыт о законе народонаселения…» (1798 г.). В ней он впервые высказал положение о решающей роли биологических факторов в воспроизводстве населения и сформулировал так называемый «закон перенаселенности», согласно которому население растет в геометрической прогрессии, а средства его существования могут увеличиваться только в прогрессии арифметической. Несмотря на естественное регулирование численности населения в результате эпидемий, голода, войн и ряда других факторов, всегда проявляется «абсолютное перенаселение», с которым необходимо бороться путем регламентации браков, регулирования рождаемости и т.п.
По своей сути эта теория была реакционной, поскольку изначально противопоставляла человека человеку, чем не преминули воспользоваться последователи Мальтуса, которых впоследствии, за новые идеи ограничения рождаемости и уменьшения численности населения земли, стали называть неомальтузианцами (новыми мальтузианцами). К наиболее известным из них относятся американцы А.Пикок, К.Боулдинг и У.Фогт, англичанин Ф.Осборн, француз Г.Бутуль и др. В главном, их идеи сводятся к тому, что обострение экологических проблем, увеличение разрыва в уровнях развития разных регионов и стран обусловлены ускоренным ростом населения Земли. А поскольку это происходит в основном за счет развивающихся стран, то именно в них, прежде всего, и следует ограничивать рождаемость. Однако, многочисленные попытки по ограничению рождаемости в развивающихся странах, в основном, Азии и Африки (государственная политика, стереализация населения и др.) к каким-либо существенным изменениям не привели. Единственным исключением из правила является Китай, где путем жестких экономических и идеологических мер удалось существенно снизить рождаемость. Еще в 1973 г. при Госсовете КНР была образована комиссия по контролю над рождаемостью и был провозглашен лозунг «Двое родителей – двое детей», который уже к концу 1970-х гг. приобрел другое содержание «Двое родителей – один ребенок». Был существенно повышен возраст вступления в брак, в некоторых провинциях для рождения ребенка требовалось разрешение трудового коллектива, где работают родители, в случае рождения второго ребенка к семье применялись жесткие экономические санкции, вплоть до увольнения с работы и т.п.
Основная ошибка Мальтуса и его последователей, случайная, или осознанная, состоит в том, что они распространили на все этапы развития мировой цивилизации единый закон народонаселения, соответствующий первобытнообщинному строю, в котором не действуют социальные факторы ограничения рождаемости. В то же время, их влияние, по мере развития человеческого общества, устойчиво растет, что наглядно отражают тенденции в воспроизводстве населения, начиная со второй половины двадцатого столетия.
В совокупности возможных путей решения продовольственной проблемы, в качестве наиболее эффективных рассматриваются экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный заключается в расширении площадей сельскохозяйственных угодий, прежде всего, пахотных земель. В оценках резервных пахотных земель, т.е. тех, которые могут быть еще введены в эксплуатацию, имеются значительные отличия – от 1 млрд. га до 2 млрд. га (по расчетам ФАО). Однако, в любом случае, их освоение потребует значительных капиталовложений, ибо подавляющая часть таких земель малопригодна для сельскохозяйственного использования по тем, или иным причинам. Кроме того, 70% этих земель приурочено к территориям развивающихся стран, что делает их ввод в эксплуатацию еще более проблематичным
С этих позиций представляется, что решение глобальной продовольственной проблемы должно, преимущественно, ориентироваться на интенсивный путь. Интенсивный путь основан, прежде всего, на механизации, химизации, ирригации, повышении энерговооруженности, использовании более урожайных и болезнеустойчивых сортов культур, наиболее продуктивных пород домашнего скота, т.е. собственно на том, что входит в понятие «зеленая революция». По имеющимся расчетам, при условии, что, если бы сельское хозяйство всех стран мира достигло уровня экономически высокоразвитых государств, можно было бы обеспечить продовольствием уже сейчас до 10 млрд. человек.
Однако, при оценке интенсивного пути в решении продовольственной проблемы, следует иметь в виду, что потенциал некоторых путей интенсификации уже в значительной степени исчерпан. В наибольшей мере это касается ирригации и химизации, в несколько меньшей – механизации и электрификации. С этой точки зрения, наиболее реальные перспективы увеличения производства продовольствия связаны с достижениями генной инженерии и биотехнологии в развитых странах, которые позволяют существенно повысить урожайность сельскохозяйственных культур и увеличить продуктивность животноводства. В то же время, внедрение этих достижений в сельскохозяйственное производство вызывает в настоящее время определенные трудности, в связи с существующим мнением об опасности их употребления.
В определенной мере проблему продовольственных ресурсов может обеспечить расширение использования биологических ресурсов Мирового океана. Однако и на этот счет у специалистов нет единого мнения. Эксперты ФАО установили, что в 17 основных рыболовных районах мира рыбные ресурсы изымаются в размерах, превышающих допустимую норму, причем в 9 из них они уже находятся на грани полного исчерпания. Как следствие, делается вывод, что на эти ресурсы в решении продовольственной проблемы в ближайшей перспективе рассчитывать не следует. В то же время, ряд ученых считает, что при условии развития мари культуры (искусственного разведения и выращивания морских растений, животных и рыб), из Мирового океана можно будет извлекать до 400 млн. т морепродуктов в год, что увеличит его долю в продовольственных ресурсах приблизительно в четыре раза (до 7-8%).
С точки зрения возможностей решения продовольственной проблемы, представляют интерес оценки «продовольственной емкости Земли», т.е. количественные показатели, показывающие численность населения, которую наша планета в состоянии в должной мере обеспечить продуктами питания. Из большой совокупности прогнозов и оценок, наиболее объективными представляются, в определенной мере вследствие их совпадения, оценки экспертов ФАО, а так же американских ученых Т.Торнтуайтта и К.Кларка. По их мнению, исходя из плодородия почв, природно-климатических условий Земли и современного уровня сельского хозяйства развитых стран продовольственная емкость планеты составляет 30-35 млрд. человек. В целом же, оценочные показатели продовольственной емкости колеблются в пределах от 10 до 100 млрд. человек.