Важнейшие научные открытия, обусловившие предпосылки появления химической промышленности, были сделаны во второй половине XIX в., а ее становление и превращение в важнейшую многоотраслевую отрасль промышленного производства связаны с двадцатым столетием. Уже к средине XX в. она, наряду с топливно-энергетической промышленностью и машиностроением, она стала отраслью, определяющей развитие научно-технического прогресса. По времени своего возникновения химическая промышленность должна относиться к группе новых отраслей промышленного производства. Однако, по темпам своего развития, расширению структуры, появлению и совершенствованию новых технологий, особенно в области органической химии во второй половине двадцатого столетия, она, несомненно, входит в число новейших.
Наиболее высокими темпами мировая химическая промышленность развивалась с начала 1950-х до средины 1970-х гг. Наступивший затем спад, вызванный энергетическим кризисом, в средине 1980-х гг. сменился новым и, самое важное, стабильным подъемом. В результате, по стоимости производимой продукции эта отрасль в настоящее время уступает только электронной промышленности (свыше 150 млрд. долл.).
Отраслевая структура химической промышленности, как и машиностроения, отличается очень большой сложностью, насчитывая свыше 200 подотраслей и производств. Что же касается ассортимента выпускаемой продукции, то он превышает 1 миллион видов.
Структурно химическая промышленность подразделяется на три подотрасли:
- горно-химическая промышленность, которая занимается добычей и обогащением сырья для основной (неорганической) химии (апатитов, фосфоритов, серы, калийных и каменных солей и др.);
- основную химию (производство минеральных удобрений, солей, кислот, щелочей и др.);
- химию органического синтеза (органическую химию, или промышленность полимерных материалов, осуществляющую производство синтетических смол и пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, синтетических красителей и др.).
Считается, что две первые подотрасли формируют «нижние этажи» химической промышленности, а третья образует «верхний», к которому также относятся производство фармацевтических препаратов, парфюмерно-косметических изделий, моющих средств, фотохимия и другие производства, обеспечивающие потребности людей и связанные при этом с органическим синтезом. Производство фармацевтических препаратов и парфюмерно-косметических изделий часто называют также «тонкой химией».
Основная тенденция, касающаяся динамики структуры химической промышленности, связана со снижением доли отраслей «нижних этажей» и увеличения «верхних». Это, соответственно, обусловило изменения в перечне основных факторов размещения химической промышленности. При остающейся значительной ориентации на сырьевой, топливный и водный факторы, возрастает роль энергетического и трудового (наукоемкого), важных для размещения химии органического синтеза. В последнее время значительно возрастает, особенно в развитых странах, роль экологического фактора.
Так же, как и в металлургии, в химической промышленности, особенно ее «нижних» этажей, четко прослеживается политика на вынос «грязных» производств из развитых в развивающиеся страны.
Однако, даже с учетом этого, в настоящее время около 80% мировой продукции химической промышленности обеспечивают развитые государства. И это при том, что многие предприятия химической промышленности слаборазвитых стран находятся под контролем ТНК, прежде всего таких как «Дюпон» и «Доу кемикал» (США), «Байер», «БАСФ», «Хехст» (Германия), «Империэл кемикл индастриз» (Великобритания), «Монтэдисон» (Италия) и др.
К главным производствам основной химии относятся выпуск серной кислоты и минеральных удобрений. Серную кислоту производят из самородной серы, серосодержащего минерала – пирита, а также путем извлечения серы из нефти и природного газа при их переработке. В настоящее время последний способ является наиболее технически простым и экологически чистым. К началу текущего столетия производство серной кислоты превысило 120 млн. т в год. В число ее крупнейших производителей входят из развитых капиталистических государств США, Япония, Канада, Франция, Испания, из постсоциалистических – Россия и Украина, из развивающихся – Китай и Бразилия.
Мировое производство минеральных удобрений, по сравнению со срединой XX в., к началу XXI выросло в 10 раз, что свидетельствует о высоких темпах развития подотрасли. Особенно характерно это было для периода с 1950-х до конца 1970-х гг. Затем наметился некоторый спад, связанный, главным образом, с тем, что в развитых странах стал серьезно дискутироваться вопрос о вредных последствиях широкого использования минеральных удобрений в сельскохозяйственном производстве. В 1990-е г. производство минеральных удобрений оставалось весьма стабильным на уровне 145-150 млн.т. Наряду с вышесказанным, это было обусловлено значительным сокращением их производства в странах СНГ и, наоборот, увеличением в развивающихся и постсоциалистических странах, имеющих большую численность населения. Следствием этого стало, с одной стороны, расширение географии производства минеральных удобрений, с другой, изменение в контингенте их основных производителей. В частности, если в 1950 г. 40% минеральных удобрений производилось в Западной Европе, где в число ведущих стран входили ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия и Нидерланды, около 30% в Северной Америке (США, Канада) и около 20% давал СССР, то к началу XXI в. в лидеры вышла Зарубежная Азия (около 40%), почти сохранили свою позицию Северная Америка и СНГ (соответственно, 25% и 15%), и резко снизила показатель Зарубежная Европа – до 12%. Соответственно, произошли изменения и в десятке крупнейших производителей, связанные, главным образом, с уменьшением роли европейских и увеличением - азиатских государств. Лидирующее положение занял Китай (27,6 млн.т., или почти 1/5 мирового производства, 2000 г.), почти не отстают от него США (27,0 млн.т). Отставание остальных уже весьма заметно: Канада – 12,5 млн.т., или 8,3% мирового производства, Индия – 11,2 млн. т (7,5%), Россия – 9,5 млн. т (6,3%). Кроме них, в десятке ведущих Германия, Беларусь, Индонезия, Франция, Украина.
Химическая промышленность обеспечивает выпуск трех основных видов минеральных удобрений – азотных, фосфорных и калийных. Более половины общего производства (85 млн. т) приходится на азотные. В начале XX в. их производили в основном их природного сырья (чилийской натриевой селитры), в средине столетия главным сырьевым ресурсом стал сульфат аммония, чем определилось тяготение азотных предприятий к районам размещения черной металлургии, а к концу 1990-х г.в 90% азотных удобрений уже производили на основе природного газа и, в гораздо меньшей степени, нефти и угля. Как следствие, превалирующим принципом в размещении промышленности азотных удобрений стал потребительский. В результате, в числе наиболее крупных производителей оказались страны Зарубежной Азии, прежде всего, Китай, Индия, Индонезия и Республика Корея. Значительно уменьшилась роль Зарубежной Европы и СНГ, где в качестве наиболее крупных производителей выступают Россия, Украина, Польша и Нидерланды, стабилизировалось производство в Северной Америке (США, Канада). В то же время страны Зарубежной Европы, Северной Америки и СНГ продолжают оставаться главными поставщиками азотных удобрений на мировой рынок.
Сырьем для производства фосфорных удобрений являются апатиты и фосфориты. Поскольку для производства одной тонны суперфосфата (основной вид фосфорных удобрений) требуется лишь полтонны полезного вещества (Р2О5), размещение промышленности фосфорных удобрений определяется, главным образом, потребительским фактором.
Производство фосфорных удобрений составляет в настоящее время около 35 млн. т (приблизительно, 23% от общего выпуска минеральных удобрений).
География производства фосфорных удобрений, также как и азотных, во второй половине XX в. претерпела значительные изменения. Если в 1950-х гг. их основными производителями были США, СССР и страны западной Европы, то к началу XXI в. в числе ведущих удалось удержаться только США (первое место), России (четвертое) и Франции (восьмое). Наряду с ними, в десятку ведущих производителей сейчас входят Китай, Индия, Бразилия, Марокко, Тунис, Индонезия и Республика Корея. Как по объему производства фосфорных удобрений, так и по их потреблению Зарубежная Азия существенно опережает все другие регионы.
География производства калийных удобрений не претерпела столь существенных изменений, как азотных и фосфорных, с одной стороны, из-за сравнительно небольшого количества стран, имеющих запасы калийных солей, с другой, по причине сырьевого принципа размещения промышленности калийных удобрений. К началу XXI в. в мире ежегодно производилось около 25 млн. т калийных удобрений. Первенство в этом удерживают Северная Америка (Канада, США), СНГ (Россия, Беларусь) и Западная Европа (Германия, Франция, Великобритания, Испания). Несколько возросла роль Зарубежной Азии, в основном, за счет Израиля и Иордании. Этот же регион занимает первое место по потреблению калийных удобрений.
Химия органического синтеза обеспечивает производство нескольких тысяч полимерных продуктов и полупроводников, используемых практическими всеми отраслями народного хозяйства и в быту. Эта подотрасль химической промышленности включает две последовательные стадии: получение первичных полимеров на базе процессов органического синтеза и производство на их основе конечных полимерных материалов.
Обе эти стадии начали развиваться в первой половине XX в. и первоначально ориентировались на угольное сырье, что и определяло размещение. Однако к средине XX в. они весьма быстрыми темпами переориентировались на нефть и, несколько позже, природный газ, что существенно отразилось на географии отрасли. Наряду с ориентацией на районы добычи нефти и природного газа, предприятия этой отрасли приобрели возможность размещения вблизи магистральных нефте- и газопроводов, а также в портовых городах.
К числу первичных полимерных материалов относятся этилен, пропилен, бензол и ряд других. Из них наибольшее значение имеет этилен, география производства которого в настоящее время быстро расширяется за счет развивающихся стран. Еще в 1950-е гг. почти весь этилен производили в США, затем, в 1960-е - 1970-е гг., значительные мощности по его выпуску были введены в Западной Европе, США, СССР и Японии, а в 1980-е – 1990-е гг. в развивающихся странах, главным образом Азии и Латинской Америки (страны Ближнего Востока, Индонезия, Индия, Китай, о. Тайвань, Республика Корея, Малайзия, Таиланд, Венесуэла, Мексика и др.). Как следствие, в настоящее время, на развивающиеся страны приходится уже 1/3 производства этилена.
В производстве и потреблении конечных полимерных продуктов ведущая роль принадлежит синтетическим смолам и пластмассам, химическим волокнам и синтетическому каучуку.
Мировое производство синтетических смол и пластмасс в течение второй половины XX в. имеет колоссальные показатели – с 1,6 млн. т в 1950 г. до 130 млн. т к началу XXI в., т.е. более чем в 80 раз. Лидирующие позиции здесь занимают США (около 1/4 мирового производства), далее следуют Япония (11,4%), Германия (8,7%), Республика Корея (6,5%), о. Тайвань (6,4%). В десятку входят также Китай, Франция, Нидерланды, Великобритания и Бельгия.
Химические волокна подразделяют на искусственные, получаемые на основе природных полимеров (целлюлозы), и синтетические, сырьем для которых служат углеводороды. С 1950 г. их производство увеличилось в более чем 20 раз (с 1,7 до 36 млн.т). Наряду с этим, коренным образом изменились структура выпуска химического волокна. Если в средине XX в. соотношение искусственных и синтетических волокон составляло 90:10, то в конце столетия уже 15:85. Ведущие позиции в их производстве сохраняют США, Китай и о. Тайвань (соответственно, 17,0%, 15,8% и 12,0%). Далее следуют Республика Корея, Индия, Япония, Индонезия, Германия, Италия и Таиланд.
Производство синтетического каучука впервые было освоено в 1930-х гг. в СССР на базе спирта. В настоящее время для этих целей в основном используют углеводородное сырье. С 1950 г. мировое производство синтетического каучука к настоящему времени увеличилось почти в 17 раз (с 0,6 млн. т до 10 млн. т), превысив производство натурального каучука более чем вдвое. ¼ его мирового производства обеспечивают США, и более 15% Япония. Занимающая третью позицию Россия уступает Японии по объему производства в два раза. В десятке крупнейших производителей также Франция, ФРГ, Китай, Республика Корея, о. Тайвань, Великобритания и Италия.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что в производстве конечных полимерных материалов роль Зарубежной Европы, Северной Америки и стран СНГ постепенно уменьшается при устойчивой тенденции роста значимости государств Зарубежной Азии, в основном Восточной и Юго-Восточной, а также стран Ближнего Востока.
Что касается производства продукции химической промышленности в целом, то в этом отношении лидирующую позицию продолжает сохранять Зарубежная Европа (примерно 1/3 мирового производства), сравнительно мало уступает ей Северная Америка (около 30%), где ведущая роль принадлежит США, и третьим регионом мирового значения, при этом наиболее интенсивно развивающимся, является Восточная и Юго-Восточная Азия с четко выраженным центром – Японией. Очень перспективным, с этой точки зрения, считается регион Ближнего Востока. Что касается стран СНГ, то их значимость имеет стабильную тенденцию к уменьшению.