По мере развития человеческого общества в процессе накопления экономико-географических знаний происходили изменения в структуре экономической географии, направлениях ее исследований, подходах к методике их проведения. Соответственно этому менялось определение науки, содержание ее объекта и предмета изучения.
С точки зрения обобщения информации о становлении и развитии науки, обоснования ее предмета и объекта исследований в настоящее время, анализа перспектив и основных задач социально-экономической географии в текущем столетии, представляет интерес подход к анализу этой науки известного российского экономико-географа А. Ю. Скопина. Основываясь на его точке зрения, в истории развития экономической географии было создано и использовано восемь основных парадигм, сменявших друг друга в строгой последовательности. (Факт – Анализ – Обобщение – Теория - Факт – Анализ – Обобщение – Теория).
Понятие «парадигма» было предложено американским ученым Т. Куном для обозначения единых правил поведения в определенные периоды времени. А. Ю. Скопин определяет парадигму «как совокупность целей, языков, способов и методов научного познания, объединяющих ученых в научное сообщество и позволяющих решать научные задачи на основе единых правил и условий».
Согласно приведенной схемы эволюции экономико-географических знаний, наука преодолела два полных цикла, где на начальных этапах преобладало накопление знаний, далее следовали этапы их анализа и обобщения, а завершающим был этап теоретического осмысливания полученных результатов.
Первая парадигма, получившая название "экспедиционных исследований иземлеописания", действует уже 2,5 тыс. лет, т.е. с момента возникновения географии. С географической точки зрения, суть ее заключается в перемещении по исследуемой территории и записи фактов в хронологическом порядке. В настоящее время данная парадигма используется только на начальном этапе экономико-географических исследований.
Период развития морской торговли и развития мирового рынка, явившийся следствием Великих географических открытий, привел к появлению "коммерческойгеографии", основной задачей которой был анализ разнообразных факторов (парадигма анализа), необходимых для успешного ведения торговых дел. Результат накопления и анализа фактов в процессе экспедиционных исследований и коммерческой географии привели в XVIII в. к обобщающей парадигме "камеральнойстатистики". Камеральная статистика, в конечном итоге, возникла не в результате экспедиционных исследований и торговой деятельности, а вследствие обобщения большого количества фактов учеными с последующим энциклопедическим описанием какой-либо территории. Ее основателем является немецкий географ Ахенваль, определявший это направление как «Описательное государствоведение отдельных стран», необходимое для обслуживания текущей работы правительства и университетской подготовки молодых чиновников. Все необходимые факты описывались в следующей последовательности:
· Территория государства, его границы и административное деление.
· Государственное устройство и государственный аппарат.
· Финансы и бюджет.
· Природные ресурсы, население и отрасли хозяйства.
· Военные силы, флот.
· Отношения с другими странами.
Первым этапом теоретических обобщений накопленных фактов и тенденций (третья парадигма) стали географический детерминизм, возникший как реакция ученых-географов на работу Ч. Дарвина «О происхождении видов» (1859 г.) и, появившийся несколько позже, географический поссиболизм, которые более подробно будут рассмотрены в следующих темах.
В начале XX в. в экономической географии сложилось, в острой борьбе с существующим описательным, новое районное направление. С этим связана так называемая региональная парадигма, согласно которой в качестве основного объекта географических исследований был признан экономический район. Он понимался (по А. Ю. Скопину) как «участок земной поверхности, в пределах которого географические факты (объекты) закономерно связаны друг с другом в особый комплекс».
Наиболее известными представителями этого направления были Р. Харбторн и Н.Н. Баранский, создавший, как уже отмечалось, районное направление в современной российской экономической географии. В последствии это направление стало основой теории экономического районирования, большой вклад в развитие которой внесли И. Г. Александров, Н.Н. Баранский, Н. Н. Колосовский и ряд других ученых.
Региональная парадигма исчерпала себя к середине XX в., поскольку, несмотря на несомненную познавательную ценность для экономико-географов, она в условиях динамичного социально-экономического развития уже не позволяла обеспечить достаточно полной аналитической информацией специалистов других направлений, особенно в экономической, политической и социальной сфере, а лишь давала поверхностный анализ многих процессов и явлений. Выход из этой ситуации был найден в отраслевой парадигме, т. е. в более широком развитии отраслевой географии, с последующей дифференциацией науки на географию природных ресурсов и природопользования, географию населения, географию отраслей хозяйства с последующим более дробным делением этих направлений (например, отраслевой географии на географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.). Углубление географических исследований, естественно, повлекло за собой рост информативности знаний и, как следствие, расширение использования математических методов исследований. Эта тенденция, начавшаяся в 60-е годы, особенно проявилась в 70-е и получила название «экономизации» науки, или «количественной революции».
Основоположником «количественной революции» считается американский географ Ф. Шеффер, а суть ее заключается в том, что в то время как другие социально-экономические науки направлены на изучение сути (законов) происходящих процессов, экономическая география на основе использования математических методов должна обеспечить их пространственную географическую интерпретацию (объяснение, обоснование и т.д.). В этом, собственно, и заключается самое существенное отличие географической науки от других.
Переход ведущей роли от регионального к отраслевому подходу в экономической географии в середине XX в. нашел свое отражение в определении ее предмета и объекта исследований в этот период времени. В частности, на II съезде Географического общества СССР в 1955 г. было принято следующее определение: «Экономическая география - это наука, которая изучает территориальное размещение общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах». В качестве объекта изучения экономической географии рассматривались «территориальные особенности развития и размещения производительных сил». Таким образом, подчеркивалось, что научная деятельность экономико-географов прежде всего связана с хозяйственной (производственной) деятельностью человека. Последовавшие за этим структурные изменения в науке в 60-е и 70-е годы получили названия «социологизации» и «экологизации». Первая была связана с существенным расширением изучения проблем, связанных с территориальными особенностями развития и деятельности человеческого общества, этапами формирования и удовлетворения его потребностей. Это привело к ускоренному развитию совокупности социально-географических наук, в частности, географии сферы услуг, рекреационной географии, политической географии, медицинской географии, географии культуры и др. Вторая тенденция была обусловлена осложнением проблем, связанных с влиянием на природу человеческого общества, что проявилось в расширении к ним внимания, в том числе и со стороны экономико-географов. Таким образом, уже в 70-е годы определение предмета и объекта исследований экономической географии, ее название перестали соответствовать как структуре науки, так и совокупности разрабатываемых в ней научных проблем. Вследствие этого, было признано целесообразным называть ее социально-экономической географией, или экономической и социальной географией. Соответственно, изменилось также содержание ее предмета и объекта изучения.
По мнению Ю. Г. Саушкина, социально-экономическая география – «это наука о процессах формирования, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем и об управлении этими системами». В качестве объекта ее исследований он рассматривает «территориальные системы, которые формируются в процессе жизни общества, территориальные проявления производственной и некоторых других видов общественной деятельности людей». Эти системы могут быть экономическими (промышленный узел; территориально-производственный комплекс; система путей сообщения и др.), социальными (расселения; городов; сельских поселений и др.), либо социально-экономическими (город; административный район; экономический район и др.).
Э. Б. Алаев рассматривал социально-экономическую географию «как комплекс научных дисциплин, изучающих закономерности размещения общественного производства и расселения людей, т. е. территориальные особенности их проявления в различных странах, районах, местностях», либо в качестве «комплекса наук, изучающих социосферу». В качестве предельного объекта ее исследований он понимал «заселенную и освоенную часть географической оболочки, с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества (т.е. географическую среду, или ойкумену).
Что касается структуры социально-экономической географии, то систему составляющих ее научных направлений целесообразно дифференцировать по компонентному принципу: география природных ресурсов; география промышленности; география сельского хозяйства: география транспорта; география населения; рекреационная география: география сферы обслуживания; география культуры; медицинская география и т. д. Часть этих научных направлений формируют экономическую географию, часть – социальную. Особое положение в этой совокупности занимает география мирового хозяйства и экономическая география зарубежных стран. При этом, социальная география и экономическая география – это не отдельные науки, а диалектическое целое, поскольку социально-географический аспект, как правило, имеет место при изучении экономических объектов.
Подобные трактовки предмета и объекта изучения науки соответствуют периоду так называемого системно-структурного подхода в развитии социально-экономической географии. Переход к нему был обусловлен тем, что использование математических методов, во-первых, нередко приводит к получению общеизвестных выводов и установлению очевидных закономерностей, и, во-вторых, не всегда позволяет выявить единичные факты, существенно влияющие на изучаемые процессы или явления.
Суть системно-структурного подхода при изучении территориальных социально-экономических систем заключается в сочетании количественных расчетов с качественными оценками. При этом в качестве основных понятий этого подхода выступают:
-элемент – как далее неделимый объект изучения;
-связь – отношение между элементами;
-структура – совокупность связей (отношений) между элементами;
-субстрат – среда, в которой существуют эти элементы;
-система – целостная совокупность элементов, связей и субстрата:
-подсистема – часть рассматриваемой системы;
-суперсистема – как совокупная (целостная) система.
Экономическая география – это направление в социально-экономической географии, изучающее пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения самого производства и производительности труда как его важнейшей составляющей. В качестве объектов ее исследований выступают территориальная структура народного хозяйства и ее важнейшие элементы (экономические районы, территориальные производственные комплексы, промышленные узлы, отдельные предприятия и др.), а также формы расселения.
Промышленный узел – это блок промышленных предприятий, имеющих между собой производственные связи. Под блоком промышленных предприятий понимается группа промышленных предприятий и элементов производственной инфраструктуры, размещенных на единой площадке и возводимых, как правило, на основе общего проекта.
Территориальный производственный комплекс (ТПК) – это сочетание в пределах определенной территории предприятий и учреждений, объединяемых выполнением определенной народнохозяйственной функции (специализацией) и связанных между собой тесными производственными отношениями. К основным особенностям функционирования ТПК относятся:
- Значительная устойчивость взаимных связей. Проявляется в том, что при нарушении каких-либо элементов комплекса или связей внутри него понижается эффективность деятельности комплекса в целом, ограничивается или вообще делается невозможным выполнение народнохозяйственной функции;
- Ритмичность производственных процессов, которая достигается за счет устойчивых взаимных связей элементов комплекса;
- Рациональное использование всех видов местных ресурсов и более благоприятные условия для маневрирования ими за счет соответствующего подбора производств и технологий;
- Оптимальные условия для сочетания отраслевого планирования и управления с территориальным планированием и управлением.
Экономический район – это целостная часть территории страны, стремящаяся к комплексному (тесно взаимосвязанному) развитию, имеющая специализацию в масштабе национальной экономики, внутреннюю природную и социально-экономическую однородность. Важнейшим признаком экономического района является также управляемость, т.е. возможность совершенствования отраслевой и территориальной структуры хозяйства.
Социальная география – это направление в социально-экономической географии, изучающее пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения человека – условий его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни. В ней, таким образом, сначала исследуются проблемы самого человека, общество, процессы, происходящие в нем и уже затем это связывается с производственными интересами.
В большой совокупности научных проблем, решаемых социально-экономической географией в настоящее время, наиболее актуальными становятся те, которые связаны со взаимодействием человеческого общества и природы. Соответственно происходят изменения в объекте и предмете исследований. В связи с этим, наиболее отвечающими современному состоянию и содержанию науки представляются определения предмета и объекта ее изучения, данные А. Ю. Скопиным. Он рассматривает социально-экономическую географию как науку «о взаимосвязанном размещении и распределении природных условий и ресурсов, населения и хозяйства в геопространстве (на поверхности Земли и в акватории Мирового океана), о влиянии природы на жизнь общества и влиянии хозяйственной деятельности на природу, а под объектом ее изучения понимает «антропосферу (экосферу), т.е. часть геопространства, где развивается хозяйственная деятельность». Объем антропосферы, по его мнению, составляет около 10,2 млрд. км³ (площадь Земли помноженная на сумму, которую образует глубина Марианского желоба и высота г. Эверест).
В качестве предмета, таким образом, выступает «изучение трансформации (изменений) антропосферы и поиск решения геоэкономических проблем на основе системного и информационного подходов». Под геоэкономическими проблемами, при этом, понимаются только негативные социальные, политические, экономические, экологические, технологические или системные изменения, вызванные взаимодействием общества и природы. С этим нельзя согласиться, поскольку наука не должна замыкаться на изучении только негативных последствий, а исследовать процесс и результаты взаимодействия общества и природы в комплексе, т.е. с учетом всей совокупности происходящих явлений.
Что касается тенденций развития и задач мировой социально-экономической географии в настоящее время, то, основываясь на направлениях и результатах работы трех последних Международных географических конгрессов (27-го в 1992 г. в США, Вашингтон; 28-го в 1996 г. в Нидерландах, Гаага; 29-го в 2000 г. в Республике Корея, Сеул) в настоящее время к ним можно отнести следующие:
- природные ресурсы, природопользование и устойчивое развитие;
- проблемы горной геоэкологии, деградация земель и опустынивания;
- население, его здоровье в зависимости от состояния окружающей среды;
- география населения и городов, развитие городов и городской среды;
- проблема женщин (бедность, роль в экономическом развитии);
- организация индустриального пространства;
- устойчивость сельскохозяйственных систем;
- география голода;
- география коммерческой деятельности;
- проблемы глобального долгового кризиса;
- политическая география на мировом и региональном уровне;
- проблемы новой Европы и взаимодействий в Тихоокеанском
регионе;
- динамика пограничных и критических регионов;
- проблемы устойчивости жизни в XXI в.;
- проблемы использования новых (космических и информационных) технологий для развития географии;
- геоинформационные системы, математическое моделирование и создание электронных атласов;
- региональное и локальное развитие;
- география туризма;
- проблемы продвижения географических открытий в сферу образования и массового пользования и др.