Стр.
Раздел I. Основные этапы развития и современное представление о
социально-экономической географии…………………………………………4
Тема 1.1. Предпосылки возникновения и краткий исторический
очерк развития экономической географии до средины XX в……………4
Тема 1.2. Современные представления о развитии социально-экономической географии. Предмет и объект исследования науки…….16
Тема 1.3. Методология и методы исследований социально-
экономической географии………………………………………………….24
Раздел II. Взаимодействие природы и человеческого общества. Основы
географии и экономической оценки природных условий и ресурсов………..27
Тема 2.1. Географическая среда и ее свойства…………………………….27
Тема 2.2. Проблемы взаимодействия природы и человеческого
общества……………………………………………………………………...30
Тема 2.3. Основы географии минерально-сырьевых ресурсов…………...32
Тема 2.4. Основы географии земельных ресурсов………………………...35
Тема 2.5. Основы географии водных ресурсов……………………………37
Тема 2.6. Основы географии лесных ресурсов……………………………41
Раздел III. Политическая карта мира. Население земного шара и
основные демографические процессы…………………………………………45
Тема 3.1. Основные этапы формирования политической карты
мира и ее современное состояние………………………………………….45
Тема 3.2. Типология стран по уровню и особенностям социально-экономического развития…………………………………………………..48
Тема 3.3. Типология стран по формам государственного правления
и административно-территориального устройства……………………….51
Тема 3.4. Происхождение человека и древнее расселение людей……….54
Тема 3.5. Расовый и этнический состав населения мира…………………56
Тема 3.6. Динамика численности и воспроизводство
населения земного шара…………………………………………………….59
Тема 3.7. Размещение населения мира……………………………………..62
Тема 3.8. Урбанизация, ее причины и следствия………………………….64
Тема 3.9. Миграции населения, их причины и следствия………………...67
Раздел IV. Основы географии отраслей хозяйства……………………………70
Тема 4.1. Основные принципы размещения промышленного
производства…………………………………………………………………70
Тема 4.2. Основы географии топливно-энергетической
промышленности…………………………………………………………….71
Тема 4.3. Основы географии черной и цветной металлургии…………….84
Тема 4.4. Основы географии машиностроения……………………………92
Тема 4.5. Основы географии химической промышленности……………101
Тема 4.6. Основы географии легкой промышленности………………….107
Тема 4.7. Основы географии сельского хозяйства.
«Зеленая революция»………………………………………………………110
Тема 4.8. История и основные центры происхождения культурных
растений…………………………………………………………………….113
Раздел V. Географическое (территориальное) разделение труда.
Экономическая интеграция……………………………………………………118
Раздел VI. Важнейшие глобальные проблемы современности…………….125
Тема 6.1. Проблемы нерационального природопользования и охраны
окружающей среды и подходы к их решению…………………………...125
Тема 6.2. Проблемы обеспечения населения продовольственными
ресурсами и подходы к их решению……………………………………...130
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Тема 1.1. Предпосылки возникновения и краткий исторический очерк развития социально-экономической географии до середины XX в.
Когда мы произносим слово "география", то, прежде всего, понимаем под этим словом науку, которая включает в себя творческое сочетание трех крупных научных направлений: физической географии, картографии и социально-экономической географии. Каждое из них имеет свой предмет и объект исследования, свои цели и задачи, обладает определенной методологической базой. В совокупности эти научные направления обеспечивают комплексное изучение географической среды, т.е. той части природной оболочки планеты, в которой живет, развивается и действует человеческое общество.
География относится к одной из древнейших наук. Истоки ее зарождения ведут к IV тысячелетию до н.э. Но реальные черты как науки география приобретает лишь в V - II вв. до н.э. Во времена Древней Эллады и Древнего Рима, в античном рабовладельческом обществе, география не считалась самостоятельной наукой, а развивалась внутри философии как ее часть. Эти античные представления отражаются и до сих пор в том, что в ряде университетов зарубежных стран география изучается на философском факультете, а географы получают степень магистра и доктора философии.
Период становления географии как самостоятельной науки непосредственно связан с такими известными именами великих мыслителей, как Геродот (486-425 г. до н.э.), Платон (427-347 г. до н.э.), Аристотель (384-322 г. до н.э.), Эратосфен (273-192 г. до н.э.) и Страбон (64 г. до н.э.- 20 г. н.э.). Перу Страбона принадлежит 17-томный труд под названием "География", однако наибольший вклад в систематизацию географических знаний принадлежит Эратосфену, за что его справедливо называют "истинным отцом географии".
Из названных выше научных направлений географии на начальных этапах ее развития появились физическая география и картография. Что касается экономической географии, то зародилась она гораздо позже и ее возникновение непосредственно связано с развитием капиталистических производственных отношений. Обусловлено это тем, что практически любая наука получает "жизнь" только тогда, когда в ней возникает потребность со стороны человеческого общества. Вместе с тем, следует отметить, что справочно-описательные сведения о хозяйстве стран и народов встречаются уже в трудах античных и средневековых географов. Это, в частности, относится к работе Аристотеля "Политика" и к труду Страбона "География", где он делает вывод, что "большая часть географии относится к предметам политической жизни".
Начальным периодом формирования науки можно считать лишь вторую половину XVI в., когда стали развиваться капиталистические производственные отношения, вследствие чего возникла реальная необходимость в экономико-географических исследованиях. В совокупности основных предпосылок возникновения науки можно выделить следующие:
- интенсивное развитие промышленности и обусловленный этим рост городов;
- расширение и углубление территориального (географического) разделения труда и формирование в результате этого мирового рынка;
- ускорение темпов развития сельского хозяйства, что было связано, с одной стороны, с увеличением потребности в сельскохозяйственном сырье в условиях интенсивного развития промышленности, с другой - с быстрым увеличением численности населения;
- новые крупные географические открытия, способствовавшие развитию географического разделения труда.
Именно интенсивное развитие хозяйства и территориального разделения труда послужили, таким образом, основным толчком в формировании и развитии экономической географии.
Первой опубликованной работой по экономической географии считается "Описание Нидерландов", написанная в 1567 г. итальянским ученым Людовико Гвиччардини. С точки зрения авторства работы и объекта исследования вопросов не возникает, ибо в этот период времени Нидерланды по уровню развития промышленного производства занимали второе место в Европе после Северной Италии. Однако данная работа носила исключительно описательный характер и была в основном посвящена текстильной промышленности Нидерландов.
В качестве первого теоретического труда в области экономической географии чаще всего упоминается работа исключительно талантливого немецкого ученого Варениуса (Варена, Варения), написанная в 1650 г. и названная "Всеобщая география". Основным достижением этой работы является впервые предпринятая Варениусом попытка дифференциации географической науки. По Варениусу география разделяется на генеральную (общую) и собственно географию (частную), изучающую различные страны (страноведение). Далее он в страноведении намечает три раздела, в которых рассматривает свойства: 1) "земные" (положения страны, границы, площадь, рельеф, добыча руд, воды, почвы, растительность, животный мир); 2) "небесные" (широта места и высота солнца, продолжительность сезонов года, климатическая зональность, ход метеорологических явлений, астрономические наблюдения); 3) "человеческие" (состав населения, особенности его жизни, пищи и питья, доходы, образование, ремесло, торговля, политическое устройство, города). Конечно, выделение "человеческих" свойств - это еще не выделение экономической географии как самостоятельной науки, но здесь уже ярко проявились тенденции дифференциации географических знаний.
На протяжении XVIII в. "человеческий" раздел страноведения, определенный Варениусом, получает самостоятельное значение в виде экономической географии. В этот же период формируются первые национальные экономико-географические школы: русская, немецкая, французская. Из них наиболее существенный вклад в развитие теории экономической географии внесла русская экономико-географическая школа, представители которой, прежде всего, отличались гораздо большей широтой мышления с точки зрения развития экономико-географических концепций. В то же время французская школа "географии человека" и немецкая "культурного ландшафта" преимущественно акцентировали свое внимание на подробных описательных характеристиках экономико-географических явлений и живописном описании стран.
Основной предпосылкой быстрого развития экономической географии в России и успехов, достигнутых русской экономико-географической школой, послужило интенсивное развитие хозяйства страны в этот период времени, связанное с так называемой "Петровской эпохой". Достаточно отметить, что во второй половине XVIII в. внешнеторговый оборот России вырос в пять раз, по сравнению с его началом. Еще быстрее развивалась внутренняя торговля, которая в пять раз превосходила объем внешнеторгового оборота.
Наиболее известными представителями русской экономико-географической школы являются Иван Кириллович Кириллов, Василий Никитич Татищев и Михаил Васильевич Ломоносов. Основываясь на результатах предыдущих исследований, именно представители русской экономико-географической школы определили основные направления развития этой науки, раскрыли ее сущность, место в системе других наук, разработали ведущие направления и методы исследований, отвечающие тому периоду времени, руководствуясь при этом необходимостью научного анализа территориального разделения труда в пределах России.
Иван Кириллович Кириллов - один из наиболее известных русских географов начала XVIII в., выдвинутых эпохой петровских преобразований. Дата рождения и другие факты из его жизни до 1712 г. не установлены, ушел из жизни в 1737 г. Известно лишь, что он не знатного происхождения, родился в семье священника и какого-либо систематического образования не получил. Все его успехи в трудовой и научной деятельности - результат способностей и трудолюбия. С 1712 г. И.К. Кириллов начинает службу в правительственном сенате, работая на разных должностях. С начала 1720-х гг. возглавляет астрономические, топографические и картографические работы, принимает участие в организации ряда крупных экспедиций, в т.ч. Второй Камчатской. С 1734 г. по собственной инициативе возглавлял Оренбургскую экспедицию, которая осуществляла военные, экономические и научные исследования. Наиболее известная из его научных работ - "Цветущее состояние всероссийского государства", в которой он осуществил первое систематическое описание России с довольно полной сводкой имевшихся на тот период времени статистических, экономических и географических данных.
Заслугой И.К.Кириллова является начало работы по составлению первого Атласа России. Предполагалось его издание в 3-х томах по 120 карт в каждом. Однако при жизни этого ученого было составлено и издано только 30 карт.
Одним из основателей научной географии в России является Василий Никитич Татищев (1686-1780 гг.). Его родиной был Псков, по происхождению В.Н. Татищев - представитель знатного, но к тому времени обнищавшего дворянского роды. Высшее образование получил в Московской артиллерийской и инженерной школе, которую возглавлял известный представитель Петровской эпохи Я.В. Брюс. С 1704 по 1719 г. состоял на военной службе. В этот период принимал участие в осаде и взятии Нарвы, в Полтавской битве и Прутском походе. С точки зрения научных направлений, занимался геологией, картографией, экономикой, археологией, этнографией, филологией,, правоведением. Однако наибольший научный вклад внес в развитие истории и географии.
В 1719 г. В.Н. Татищев получил личное указание Петра I о написании истории и географии России для организуемых в этот период времени так называемых Петровских школ. Однако вскоре он назначается начальником Уральских заводов, вследствие чего поручение Петра I реально воплотилось в жизнь лишь в 1724 г. после издания работы В.Н. Татищева "История Российская". С исторической точки зрения она настолько сильна, что ее автора часто называют первым российским историком. Параграф 43 этой работы, названный "О географии вообще и о русской" имел исключительно важное значение для дальнейшего развития географической науки, в т.ч. экономической географии. В.Н. Татищев трактует географию как землеописание и, частично основываясь на научных взглядах Б. Варениуса, осуществляет трехмерную типологию географической науки. Сначала он подразделяет науку по масштабам исследований, выделяя:
- географию универсальную или генеральную, основной задачей которой является общее описание Земли и ее отдельных крупных частей;
- географию специальную или участную, которая, по его мнению, должна была заниматься описанием отдельных стран;
- топографию или пределоописание, в задачу которой вменялось описание частей стран, включая малые (топографические) территории.
Вторым критерием стало разделение географии по качеству, на основании которого В.Н.Татищев выделил географию физическую, политическую (в настоящее время, экономическую) и математическую (в настоящее время, картографию). Таким образом, он стал первым из ученых, кто гениально предвидел, в каких научных направлениях станет развиваться географическая наука.
Третьим критерием стало разделение географии "по времени". И это было исключительно важно, поскольку впервые в географических исследованиях был выделен один из важнейших принципов большинства научных разработок - принцип историзма.
Одной из заслуг В.Н.Татищева, несомненно, является впервые предпринятая им попытка сбора информации, которую предполагалось использовать для составления Атласа Российского, с помощью анкет. Однако, из-за большого объема (198 вопросов, касающихся истории, географии, политики, экономики, населения и др.) эта анкета не была одобрена Российской Академией наук и распространялась только в Сибири (включая Урал). Однако и в этих регионах анкетирование не принесло ожидаемых результатов.
Наиболее ярким представителем русской экономико-географической школы является М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.), который известен своими исследованиями и работами практически во всех сферах научных знаний. Первый российский академик, основатель МГУ внес существенный вклад в развитие разных научных направлений географии. Наряду с экономической, это гидрология, гляциология, геоморфология, почвоведение, ландшафтоведение и др. С 1757 г. М.В. Ломоносов становится во главе Географического департамента России, в числе основных задач которого в этот период времени было продолжение работы по составление Атласа Российского и организация географических экспедиций. Основываясь на опыте и ошибках В.Н. Татищева, для составления карт им была разработана анкета, включающая всего 30 вопросов. Они касались характеристики городов, природных ресурсов, промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения и ряда других экономико-географических аспектов. И уже в данном случае опыт анкетного сбора географической информации принес положительные результаты.
В 1760 г. в "Записке Сенату о географических экспедициях" М.В. Ломоносов подчеркивает, что география имеет не только большое просветительное значение, но и играет огромную роль в развитии хозяйства. Там же он отмечает, что география, по сути, состоит из географии математической, физической и экономической. Таким образом, именно М.В. Ломоносов определил современное название науки, хотя и после него она еще долго называлась политической географией.
Большое внимание М.В. Ломоносов уделял изучению проблем народонаселения России. Результатом его исследований стала работа "О сохранении и размножении российского народа".
Реализуя свои научные идеи, М.В. Ломоносов непосредственно участвовал в выборе мест под строительство металлургических предприятий, уделяя при этом особое внимание наличию руды, топлива, путей сообщения и трудовых ресурсов. Таким образом, он является одним из основоположников разработки принципов размещения промышленного производства.
В 1760-1763 гг. под руководством М.В. Ломоносова были разработаны планы и маршруты нескольких географических экспедиций, которые состоялись уже после его ухода из жизни.
Подводя итог научных достижений русской экономико-географической школы в развитии экономической географии, можно сделать вывод, что их результаты стали фундаментом для последующего комплексного географического описания России и послужили основой для большинства экономико-географических исследований XVIII и XIX веков.
Одним из самых дискуссионных вопросов с момента развала СССР и Мировой системы социализма, является вклад в развитие теории экономической географии классиков марксизма-ленинизма (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). Не смотря на отсутствие специального географического образования, этот вклад очевиден, поскольку они заложили философский и экономический фундамент для развития науки. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые доказали ведущую роль способа производства материальных благ, т.е. сочетания общественного характера производства с производительными силами, которыми общество располагает в данный момент, в развитии человеческого общества. В соответствии с этим, ими были научно разработаны и обоснованы положения о способе производства материальных благ, производительных силах, производственных отношениях, территориальном (географическом) разделении труда. Принципиально по-новому был решен вопрос о взаимоотношениях человека и природы. Исходя из научных представлений того времени, было доказано единство человека и природы и, в то же время, обосновано, что общество развивается по своим, отличным от природы, законам. В работе "Диалектика природы" К. Маркс показал, что взаимодействие природы и общества на разных этапах развития человеческой цивилизации приобретает иной характер, и что воздействие человеческого общества на окружающую среду находится в зависимости от уровня развития производительных сил и существующего способа производства материальных благ. Важную роль, наряду с вышесказанным, имело обоснование основных экономических законов в развитии общества в работе К. Маркса "Капитал". Интересные, с точки зрения конкретного этапа развития экономической географии, положения раскрыты в ряде работ В.И. Ленина. В этом отношении, прежде всего, следует отметить "Развитие капитализма в России", которая была завершена в 1898 г. В ней автор обосновывает идею о том, что экономические районы должны выделяться не только по уровню развития производительных сил, а, прежде всего, по характеру сложившихся в данном регионе производственных отношений. Проведя по разработанным им критериям экономическое районирование страны и дав описание ряда выделенных экономических районов, В. И. Ленин доказал, что их формирование неразрывно связано с капиталистическими производственными отношениями. Еще одним из важных теоретических аспектов этой работы является то, что в ней автор критически относится к изучению и анализу экономических данных в целом по стране и доказывает необходимость их порайонного анализа. Таким образом, В.И.Ленин создал основу для закрепления в научной экономической географии так называемого "районного направления". Несколько позже, в 1915 г., в работе "Новые данные о законах развития капитализма в земледелии" он осуществил, основываясь на своих критериях, экономико-географическое районирование США, выделив там три крупных экономических района: промышленный Север, бывший рабовладельческий Юг и колонизуемый Запад. Несмотря на огромные территориальные изменения хозяйства США за прошедший период времени, границы этих крупных экономических районов пока не утратили своей объективности.
О большом значении, которое В.И. Ленин придавал экономической географии говорит и тот факт, что именно по его указанию в 1921 г. изучение экономической географии стало обязательным во всех высших учебных заведениях России, и этот предмет сдавался в качестве вступительного экзамена в партийные учебные заведения
Дальнейшее развитие "районного направления" в экономической географии в определенной степени связано с Планом государственной электрификации России (ГОЭЛРО), который был утвержден VIII съездом Советов в 1921 году.
С теоретической точки зрения значение плана ГОЭЛРО можно определить, во-первых, исходя из того, что он стал первым перспективным планом развития хозяйства и, во-вторых, в нем впервые был практически разработан районный подход в решении задач экономического подъема и развития страны. При этом подчеркивалось, что изучение и определение перспектив развития хозяйства регионов должно идти в сочетании с анализом развития экономики в целом и в разрезе отраслей.
В целях решения вышеназванных задач, при Госплане России была создана специальная комиссия по районированию России под председательством Г.П. Кржижановского. Однако "душой" этой комиссии был И.Г.Александров. Уже на первых этапах своей работы комиссия встретилась с огромным числом проблем при проведении районирования и одной из основных оказалась национальная проблема. Именно это послужило причиной создания специальной комиссии по районированию при ВЦИКе, которую возглавил М.И. Калинин. Естественно, что эта комиссия имела гораздо большие возможности по сравнению с чисто "научной" комиссией Г.П. Кржижановского.
В результате деятельности этих комиссий были разработаны так называемые "госплановские" принципы экономико-географического районирования 1920-х гг., часть из которых не утратила своей актуальности до настоящего времени:
- Каждый из экономических районов должен представлять собой крупный территориально-производственный комплекс (ТПК) со специализацией в масштабе всей страны. В этот комплекс входят природные условия и ресурсы, население, исторические накопления, материально-техническая база производства, местное потребление и обмен с другими районами.
- В основу районирования кладется энерго-экономический принцип, то есть энергетика является стрежнем экономической жизни района.
- Каждый район специализируется во всесоюзном масштабе на тех производствах, которые в нем наиболее выгодны в соответствии с его природными и трудовыми ресурсами, производственными возможностями, географическим положением и транспортными условиями. Местные отрасли развиваются в той степени, чтобы обеспечить развитие специализированных отраслей и необходимые потребности местного населения.
- Между районами должны осуществляться только перевозки грузов, на которых этот район специализируется в масштабе всей страны.
- Районирование является перспективным, то есть границы выделенных районов не являются стабильными.
- Экономическое районирование должно учитывать исторические, политические и национальные факторы развития регионов и в этом отношении важным является совмещение экономического деления страны с ее административно-территориальным делением.
В соответствии с этими принципами экономико-географического районирования было сформулировано определение экономического района: «Экономический район - это своеобразная, по возможности экономически законченная, территория страны, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого и населения с его подготовкой для производственной деятельности, представляет одно из звеньев общей цепи народного хозяйства».
Это определение актуально до наших дней и составляет одно из основных понятий экономической географии, поскольку до настоящего времени экономический район рассматривается как крупный ПТК со специализацией межрайонного значения.
Из российских (советских) экономико-географов наиболее значительный вклад в развитие теории и практики экономической географии внес Н.Н. Баранского (1881-1963 гг.). Родился он в г. Томске, высшее образование получил в Московском коммерческом институте. В 1921 г. организовал кафедру экономической географии в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, где преподавал до перехода в МГУ в 1929 г. Совместно с А.А. Борзовым создал в МГУ географический факультет, где впервые проблемы экономической географии стали комплексно решаться с физико-географическими, что в тот период времени не находило должного понимания. Наряду с этим, в качестве наиболее важных заслуг Н.Н. Баранского в развитии географической науки, и прежде всего экономической географии, можно выделить следующие:
- В 1920-е годы - это научная борьба со старым "традиционным" статистическо-отраслевым направлением в экономической географии, которое представляла экономико-географическая школа В.Э. Дена. В противовес ему Н.Н. Баранский разработал и обосновал приоритетность нового "районного" направления в науке, не исключая при этом необходимость отраслевого подхода к экономико-географическим исследованиям. Следствием этого стало появление новой научной экономико-географической школы, получившей название "районной". В рамках научных представлений этой школы в разные периоды времени творчески работали такие известные ученые как С.В. Бернштейн-Коган, И.А. Витвер, Р.П. Кабо, В.А. Каменецкий, Б.М. Каминский, Н.Н. Колосовский, А.А. Рыбников, Н.П. Никитин и др.
- Н.Н. Баранскому принадлежит большая роль в разработке теории экономико-географического положения, которой он придавал огромное методологическое значение. Н.Н. Баранский рассматривал эту категорию как историческую, т.е. меняющуюся в соответствии со сменой географического разделения труда. Таким образом, он широко внедрил в практику экономико-географических исследований принцип историзма, берущий свое начало в географии с научных взглядов Б. Варениуса и В.Н. Татищева.
- Значительная роль принадлежит Н.Н. Баранскому в развитии теории экономического районирования. Во многом, это определило становление "теории экономических районов", включающей такие важные положения, как:
- формирование и дифференциация экономических районов;
- система экономических районов и межрайонные связи;
- районные территориальные комплексы;
- типология экономических районов и их иерархия;
- научные методы изучения экономических районов и их экономико-географическая характеристика.
- Н.Н. Баранский является создателем нового направления в экономической географии, получившего название «географии городов». Естественно, что они изучались и ранее, но Н.Н. Баранский, опираясь на теории географического разделения труда, экономического районирования и экономико-географического положения, убедительно доказал роль городов как «активных, творческих, организующих элементов», центров экономических районов разного масштаба и узлах транспортной сети. Он рассматривал города в качестве командного состава страны, организующей ее во всех отношениях. В рамках этого направления Н. Н. Баранский разработал:
- понятие о системе городов;
- типологию городских поселений;
- представление о функциональных различиях городов;
- научные методы изучения и характеристики городских поселений.
- Н.Н. Баранский первым широко внедрил в практику экономико-географов метод полевых экспедиционных исследований, развеяв представление об этих специалистах, как типично "кабинетных ученых".
- Существенный вклад внес Н.Н. Баранский в развитие географического образования в средней и высшей школе. Во многом по его инициативе в 1934 г. было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании географии в школе" и Постановление Президиума Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК "О преподавании экономической географии в вузах и втузах". При этом основной упор был сделан именно на изучение экономической географии в районном разрезе.
- Н.Н. Баранский являлся первым редактором журнала "География в школе" (1934 – 1948 гг.). Его учебник для средней школы "Экономическая география СССР" с 1935 по 1955 год был переиздан 16 раз. Большим успехом пользуется учебное пособие Н.Н. Баранского "Методика преподавания экономической географии".
- Неоценимый вклад внес Н.Н. Баранский в укрепление единства географической науки. Многие из его исследований непосредственно связаны с проблемами воздействия человеческого общества на природу, с ее превращением в окружающую среду, а также с обратным влиянем географической среды на развитие человеческого общества. С его точки зрения основными объектами географических исследований являются страна или любой регион во всем их своеобразии, включающем природные, хозяйственные, культурные и политические аспекты. Подчеркивая единство географической науки, целей и задач ее исследований Н.Н. Баранский отмечал, что «если бы географическая среда никак не влияла на человеческое общество, то человеческому обществу незачем было бы стараться эту среду видоизменять, приспосабливать к своим нуждам, вообще, так или иначе на нее влиять». Что касается экономико-географической характеристики страны или региона, то ее «надо давать так, чтобы она ногами упиралась в «землю» - с геологией, геоморфологией, климатологией, почвоведением и т.п., туловищем проходила через историю, а головой упиралась в политику и идеологию».
Одним из наиболее известных учеников и последователей Н.Н. Баранского является Н.Н. Колосовский. В мировой экономической географии он известен, прежде всего, как представитель «районного» направления в экономической географии и теоретик «экономического районирования». Развивая вышеназванные научные направления, Н.Н. Колосовский обосновал в своих работах конструктивный характер экономико-географической науки.
Н.Н. Колосовский родился в Н.Новгороде в 1891 г., из жизни ушел в 1954 г. В 1916 г. закончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1932 г. периодически читал лекции в МГУ, полностью перешел туда работать в послевоенное время. Разрабатывая теорию экономического районирования, пришел к выводу, что оно неразрывно связано с формированием территориальных производственных комплексов (ТПК).
Под экономическим районированием он понимал «метод рационального размещения не отдельных предприятий и даже не отдельных отраслей хозяйства, а их закономерных комбинаций, т.е. производственных комбинаций». Развивая представление о производственных комбинациях, Н.Н. Колосовский в своей работе «Производственно-территориальное сочетание (комплекс) в советской экономической географии» (1948 г.) впервые дал научное представление о территориальных производственных комплексах (ТПК) как основе районообразующего процесса. Под ТПК Н.Н. Колосовский понимал «соподчиненное сочетание производственных предприятий и населенных мест либо на ограниченной территории, либо на территории экономического района или подрайона».
Исходя из того, что изучение ТПК и экономических районов (подрайонов) традиционно используемыми в экономической географии методами исследований не позволяет получить о них комплексного представления, прежде всего, о внутренних связях формирующих их структур, Н.Н. Колосовский разработал новый метод исследований – метод энерго-производственных циклов (ЭПЦ). Этот метод предполагает изучение ТПК и экономических районов через технологию производства как бы по цепочке, каждое звено которой представляет определенную стадию производственного процесса от добычи сырья до получения готовой продукции. Каждый ЭПЦ складывается на основе сочетания сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и включает весь комплекс процессов от добычи и обогащения сырья до получения всех видов продукции, которые возможно производить на месте, исходя из приближения производства к источникам сырья, топлива и энергии и рационального их использования.
Н.Н. Колосовский был активным сторонником единства географической науки. Проектируя и изучая экономические районы и ТПК, он на практике пришел к вывод о том, что при их формировании необходимо иметь точную информацию как о природных процессах, так и о хозяйственной деятельности человека. Исходя из этого, Н.Н. Колосовский отмечал, что физическая и экономическая география – это две стороны одной географической науки, которая изучает во взаимной взаимосвязи природную среду и производительные силы.
Уже после ухода из жизни Н.Н. Колосовского было опубликовано его своеобразное научное теоретическое заявление – статья «Научные проблемы географии», в которой четко выражены две основные идеи:
-преобразование мира, а не только его описанием – вот одна из линий борьбы с пережитками в географии, что подчеркивает конструктивность географической науки;
- принципиальное и практическое единство всех географических знаний о мире природы, о мире общественной жизни и о мире технического творчества людей… - вот вторая линия продолжающейся борьбы за новую географию», что определяет необходимость ее развития в тесной взаимосвязи и сочетании разных направлений географической науки.