Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткое введение в Каббалу



Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

— Откровение Св. Иоанна Богослова, 2:7

 

Цель этого краткого очерка состоит в том, чтобы осветить те аспекты I Каббалы, которые имеют непосредственное отношение к настоящей книге. Каждого, кто интересуется изучением Каббалы, можно адресовать к уже имеющимся подробным введениям, созданным такими авторитетами, как Диен Форчун, Алистер Кроули, Мак-Грегор Матерс и Израэль Регарди. Их труды гораздо более всеобъемлющи, чем то, что я мог надеяться создать; кроме того, большинство изложенного в них материала выходит за рамки данной трилогии.

Собственно Каббала была создана иудеями. Многое из ее учения можно обнаружить в книгах Ветхого Завета, а также частично в Новом Завете. Одним из наиболее ценных свойств Каббалы является ее универсальность — а именно, она не ограничивается догматическими рамками какой-либо отдельной религии. Более того, она не является догматической религией, так что вы не найдете одного-единственного, бесспорно канонического текста, по которому можно постигать Каббалу. Это скорее живая философия, цель которой состоит в поиске истины, а не жестко установленных правил. Говоря словами Е. Блаватской, «нет религии выше Истины». Каббалистическая мысль всегда зиждилась на этом тезисе.

Зримым отражением Каббалы является Древо Жизни (см. рис.); оно состоит из десяти сфер, известных под названием Сефир (в совокупности—Сефирот). Соединяющие Сефирот линии называют путями. Всего в Каббале двадцать два пути. Каждая Сефира представляет собой сугубо индивидуальную сущность, или качество, проявляющее себя во всех известных природных процессах.

Древо Жизни соответствует спектру света — в данном случае каждой Сефире условно соответствует определенный цвет. Цвет — это качество, присущее каждому объекту, но не являющееся собственно объектом. То же можно сказать и о Сефирот: их сущности можно обнаружить в самых различных объектах и процессах, но независимо от этого Сефирот объективно существуют в высших планах.

Сефира может проявлять себя множеством самых различных способов. К примеру, сущностью Сефиры Гебура являются сила и власть. Ее можно отождествить с архетипом воина в человеческой психологии, но эту же сущность мы обнаружим в железе, древесине дуба, огне, мече, боге Марсе и т. д. Это разрушительная, сокращающая сила. Цвет Сефиры Гебура — красный.

Гебура уравновешивается Сефирой Хесед, сущность, которой состоит в Милосердии и Величии. Хесед можно уподобить царю-жрецу, мудрому, милостивому и благородному. Ее сущность можно обнаружить в ветке оливы, воде, единороге, боге Юпитере и прочих соответствиях. Хесед — это созидающая, расширяющая сила; цвет ее синий.

Сама мысль о многогранном проявлении Сефирот может показаться странной, в действительности же в этом нет ничего необычного. Так, например, один человек скажет, что красный цвет теплый, а синий — холодный. Красный также ассоциируется с гневом. Точно также музыка, в зависимости от ее стиля и темпа, может ассоциироваться с мягкими или воинственными чувствами. Совершенно аналогично устанавливаются и соответствия Сефирот. Красный цвет, бог Марс, воинственная музыка, гнев, меч, огонь и железо — все это имеет общие черты, и сущностью всего описанного является Гебура.

Каждая Сефира имеет свой собственный перечень соответствий, которые гармонируют с ее природой; следовательно, каждый элемент жизни, любой объект может быть отождествлен с той или иной Сефирой. Сама идея может показаться упрощенной и подчеркнуто субъективной, но дело в том, что Каббала замечательно подходит для упорядочения не только человеческого опыта, но и объективно существующей Вселенной. Одна из аксиом Каббалы гласит, что субъективный мир человека есть лишь зеркальное отражение объективной Вселенной.

Древо Жизни состоит из четырех основных планов, или миров. Вот они, в порядке возрастания плотности: Ацилут, Бриа, Иецира и Асиа. В сущности, Асиа представляет собой материальную вселенную, тогда как миры Иецира и Бриа — соответственно астральный и ментальный планы. Планом Божественности считают Ацилут.

Подобное описание планов приведено исключительно для наглядности; в действительности же эти планы, безусловно, не напоминают слоеный пирог. Точнее говоря, они сосуществуют вместе, взаимно проникая друг в друга в одном и том же пространстве. Это возможно благодаря различиям в плотности и частоте колебаний каждого плана — так же как звук, электроны, свет и всякие электромагнитные волны состоят из волновых колебаний.

Например, считается, что наивысшей частотой колебаний обладает мир Ацилут, который поэтому является наиболее разреженным планом. Мир Асиа, который мы воспринимаем в виде физической Вселенной, имеет самую низкую частоту колебаний; поэтому данный план имеет высшую плотность и состоит из твердой материи. Неразвитый человек неспособен воспринимать высшие планы, потому что они слишком тонки для его зрения. Однако при надлежащей тренировке большинство людей обретает способность воспринимать астральные формы и существа.

Каждая Сефира существует во всех четырех планах. Из этого следует, что проявления Сефиры Гебура существуют в мирах Ацилут, Бриа, Иецира и Асиа. Будучи планом Божественности, Ацилут обладает непревзойденной духовностью, поэтому в нем Сефира Гебура исходит от самого Божества. В мире же Бриа Сефира Гебура может считаться ее отражением в мире Ацилут; точно таким же образом она отражается и в мире Иецира. Так Гебура передается по всем четырем планам; то же происходит и с остальными Сефирот. По мере приближения к низшему миру Сефирот становятся все менее абстрактными и более материальными.

Подведем итоги: существуют четыре мира с десятком подпланов в каждом. Всего получается сорок подпланов, которые определяются как, например, Сефира Гебура в Мире Иецира, в Мире Асиа и т. д. Каждый из этих подпланов по-своему уникален, хотя несомненно, что, к примеру, четыре проявления Сефиры Хесед будут иметь много общего.

Эти миры структурируют и строение человека — ведь в каждом плане человек имеет свою движущую оболочку (для удобства объяснения мы разделим эти части человека, но при этом следует помнить, что они не могут существовать независимо друг от друга). Физическое тело принадлежит Миру Асиа; астральное — Миру Иецира (соответствует его эмоциональной и механической природе и называется низшим «Я»); ментальное тело принадлежит плану Бриа, оно соответствует интеллекту. Наконец, среда обитания духовного тела человека — Мир Ацилут.

Графически десять Сефирот изображаются в виде Древа Жизни. На Древе они распределены по трем колонкам, или Столпам. Столп Строгости содержит Сефиры Бина, Гебура и Ход Столп Милосердия включает в себя Сефиры Хокма, Хесед и Нетцах. Столп Равновесия содержит Сефиры Кетер, Тиферет, Иесод и Малкут.

Смысл Древа в том, чтобы показать взаимоотношения между Сефирот. Так, Сефиры Столпа Строгости уравновешиваются Сефирами-антагонистами Столпа Милосердия — например, Гебура—Хесед. Когда Древо используют применительно к душе человека, очень важно, чтобы эти силы в личности конкретного индивидуума находились в равновесии. Скажем, кто-нибудь может превозносить Силу Гебура, но ее необходимо укротить Милосердием Хесед. Неспособность достигнуть такого равновесия, с одной стороны, приводит к жестокости, с другой — к слабости.

В каббалистической модели Вселенной зло можно определить как нарушение равновесия. Зло — это любая крайность, как в случае с описанными жестокостью и мягкостью. Каждой Сефире соответствует определенный порок, в отраженном виде представляющий собой сущность данной Сефиры, доведенную до крайности. Эти пороки называются Клиппот, их можно рассматривать в качестве демонов. Правда, здесь зло не рассматривается в качестве объективно существующего, как в христианском понятии Сатаны; скорее, его причина — невежество и отсутствие мудрости. Вселенная зиждется на основе причинно-следственной связи: никто сознательно не решится стать проводником зла, пока на него не начинают действовать внешние обстоятельства — например, несчастливое, трудное детство. Хотя оно и не послужит оправданием злых деяний, но по крайней мере способно вызвать сочувствие. Не испытав чужих тягот, мы не можем судить другого человека.

Делать обобщающие выводы проще простого. Например, морализатор заявит, что убивать вообще — это зло. Но как быть тому, кто (гипотетически) знает, что, убив Адольфа Гитлера, он тем самым предотвратит Вторую мировую войну? Будет ли это убийство злом? Ответить на подобный вопрос нелегко, ибо этика — нечто весьма личное. Тем не менее приведенный пример показывает, что зло не является чем-то объективным, поддающимся однозначному определению. Все зависит от нашего восприятия. Недалекие люди часто видят зло в природных явлениях. Так, огонь оказывается удивительно полезным всем членам общества, ибо он дает тепло и возможность готовить пищу; однако вы вряд ли улучшите свое здоровье, сунув в пламя, скажем, голову. Значит ли последнее, что огонь — зло?

Сефирот среднего Столпа Древа соотносятся с центрами силы, или чакрами, находящимися внутри человеческого тела. Чакры достаточно подробно описаны в восточной философии. Сефирот также являются источником аспектов человеческой психологии — так, архетипы по Карлу Юнгу можно поместить под Сефирой Хокма.

Тесно связана с Каббалой и реинкарнация. Считается, что человеческий дух исходит от Бога в Мире Ацилут и существует в каждом из нижележащих миров. Естественно, низшим телом является физическое. Однако существование физического тела зависит от астрального, ментального и духовного тел. Если их удалить, физический организм немедленно погибнет.

Согласно каббалистической доктрине, люди переживают воплощение в физической Вселенной ради обучения посредством приобретения опыта. Чтобы пояснить идею, представим себе избалованного ребенка и мудрого, лишенного эгоизма старика, много настрадавшегося за свою жизнь. Последний будет в гораздо большей степени в мире с самим собой, он будет жить скорее для других, чем для исполнения собственных прихотей.

Прежде чем получить необходимые уроки, человеческая душа переживает множество воплощений, проживает много жизней. Воспоминания о прошлых жизнях не сохраняются из-за своей губительности для процесса обучения. Если бы мы рождались с памятью о прошлых инкарнациях, то с детства вели бы себя словно дряхлые старики. При этом наш разум был бы закрыт для новых идей и понятий, так что научились бы мы немногому. Между тем каждое воплощение имеет большое значение, а воспоминания прошлых жизней могут быть сознательно восстановлены. Каждая инкарнация накладывает совершенно определенный отпечаток на «душу» индивидуума.

Одно из наиболее ценных применений Каббалы связано с ее способностью классифицировать религии и мифологии. Практически в каждой культуре древнего мира число семь имело мистическое значение. Это справедливо даже для первобытных племен, совершенно оторванных от остального мира. Так, во всех культурах неделя состоит из семи дней, и это традиционное счисление гораздо старше первых межконтинентальных путешествий. Объясняется это тем, что в древности люди были гораздо более чувствительны к тонким энергиям. Мегалитические памятники вроде Стоунхенджа доказывают, что тогдашний человек был великолепно настроен в унисон с временами года и мог воспринимать куда более тонкие энергии.

Во всякой независимо созданной астрологической системе всегда присутствовали семь «планет» (тогда в понятие планеты вкладывали совершенно иной смысл, чем в наши дни), причем эти планеты соответствовали одним и тем же понятиям и идеалам. Понятия такого рода можно обнаружить в мифологиях самых различных культур, где в качестве персонификаций этих энергий фигурируют боги и демоны. С давних пор ученые сопоставляют богов греческой и римской мифологии; однако лишь немногие догадываются, что таким же образом можно провести сравнительное изучение всех мировых мифологий. Именно в этом отношении прекрасным подспорьем является Каббала.

Долгое время мифологии высмеивались, как примитивная карикатура на религию. Именно здесь скептики и являют свое полное невежество. Нельзя воспринимать буквально даже те мифологии, которые включают в себя миф о Сотворении (сюда же относится и библейская Книга Бытия — как можно было создать Землю за семь дней, если не существовало самого понятия «день»?). Как буквальное понимание этих мифов, так и полное их отвержение — элементарная вульгаризация. Мифы — это реликты мудрости древних народов, и хотя бы уже поэтому они не заслуживают насмешек. Повествования о битвах между богами и демонами отражают различные аспекты человеческой души, поскольку все божества соответствуют различным аспектам нашей психики.

Божества любой мифологии могут быть отождествлены с различными Сефирот Древа Жизни. Подобно тому как Древо отражает отношения между Сефирот, точно так же оно отражает и взаимоотношения между божествами. При этом оно создает карту нашего бессознательного разума и в основном соответствует открытиям психолога Карла Юнга — единственного ученого, который провел серьезные исследования в данной области.

Юнг назвал богов «архетипами» и показал, что боги во все времена повсеместно были вполне привычными понятиями для человеческой души. Кроме того, Юнг продемонстрировал наличие «коллективного бессознательного» разума.

Даже в традиционной психологии существует общепринятое мнение, что человек может оказаться во власти ущербной личности. Наиболее драматическим образом это проявляется в случаях раздвоения личности (множественных личностей), когда каждая из них оказывается наделенной своим собственным сознанием, иначе говоря, представляет собой отдельное свободно мыслящее существо. Независимо от того, считаются ли эти личности субъективными фрагментами души или объективно существующими демонами (каковыми они считались в древности), это в определенном смысле не имеет значения. Зато их воздействие оказывается вполне реальным — и психологии известно об этом весьма немногое. В каббалистической философии они различаются некоторым образом поверхностно, поскольку и субъективные, и объективные намерения считаются одинаково значимыми. Личные верования человека определяют его собственную Вселенную настолько же, насколько и его объективную реальность. Нередко можно услышать, что человек видит то, что хочет увидеть; это не совсем верно. Мир — это зеркало, и мы, глядя на него, смотрим на самих себя. Проклиная отрицательные события в нашей жизни, мы должны помнить, что именно мы несем за них ответственность — ведь каждый аспект нашей Вселенной создается на основе проекции нашей психики. Вот почему все плохое и обидное, что происходит с нами, есть плод наших сознательных или бессознательных действий. Это, пожалуй, самый трудный урок, который необходимо усвоить каждому человеку.

Данный очерк о Каббале в значительной степени упрощен; более того, в определенном смысле он является сугубо личной интерпретацией, поскольку Каббала есть личное путешествие к открытию самого себя, а не жесткая религиозная догма. Каждый изучающий Каббалу несет личную ответственность за свои верования и за результаты воплощения этих верований в его личной реальности. Внутренняя и внешняя жизнь человека взаимно дополняют друг друга; во имя прогресса в каждом из миров обе они должны находиться в гармонии.


Глоссарий

 

Адепт — мужчина или женщина, достигшие самоосознания. Личность Адепта совершенно уравновешена; сам Адепт обладает властью над стихиями. Сознание Адепта в значительной степени расширено в сравнении с неразвитым человеческим разумом, зациклившимся па бесконечном сновидении. Существуют три ступени института Адептов: Младший Адепт, Старший Адепт и Совершенный Адепт (они соответствуют уровням Тиферет, Гебура и Хесед).

Асана — санскритский термин; букв, означает «поза». Кроме того, асаной называют упражнение в виде длительного пребывания в определенной позе. Цель подобного упражнения — в тренировке тела и обуздании физических чувств. Эта техника является первоначальным этапом некоторых вариантов йоги, направленных на достижение мистических состояний.

Асиа — один из Четырех Миров Каббалы. Асиа — это материальная вселенная, наиболее плотный из всех Четырех Миров. Несмотря на то что из-за своей удаленности от Божественного Асиа является наименее духовным из миров, он, тем не менее, представляет собой воплощение Бога.

Астрал — план, расположенный непосредственно над физической вселенной; в Каббале соответствует миру Иецира. Материя, из которой состоит астральный плац, весьма тонкая, так что ее можно воссоздавать при помощи мыслей и чувств. Размерами этот план, как минимум, соответствует физической вселенной, поэтому в нем обитает множество существ. Этот план очень приятен для пребывания, поскольку в нем живут различные фантастические существа; однако в нем не меньше и злонамеренных созданий. По своей природе астральный план крайне эмоционален. Именно в нем человек встречается со своими сновидениями. В астрале существуют все мифические и вымышленные создания; фактически, этот план является их домом, из которого все они произошли.

Астральная проекция — для человека — процесс сознательного высвобождения астрального тела из физического с последующим его перемещением в физическом либо астральном плане. Овладеть этой техникой невероятно сложно, однако все Адепты умеют совершать это таинство.

Астральный вампир— существо, которое живет, питаясь астральной энергией других.

Аура — яйцеобразное тело, состоящее из эфирного света и окружающее физическое тело. Является видимым для существ, которые обладают эфирным зрением. Размеры ауры колеблются от нескольких дюймов до нескольких футов, в зависимости от состояния здоровья и других факторов. Благодаря цветовым колебаниям, а также изменениям в вибрации ауры опытный Адепт способен считывать с нее чувства и даже мысли человека. Любой объект, включая неодушевленные, имеет свою ауру. Фактически, это астральный субстрат, из которого формируется физическое.

Ацилут — первый мир Каббалы. Ацилут — наиболее утонченный мир, мир Божественности. Существует над Бездной абсолютно вне границ человеческого восприятия. Несмотря на это, самая сердцевина каждого из нас обитает именно в мире Ацилут.

Бездна — великий барьер, который необходимо преодолеть, чтобы соединиться с Богом. Чтобы пересечь Бездну, личность должна преодолеть границы так, чтобы осталось лишь чистое сознание. Когда человек становится всеведущим и всемогущим Богом, все его несовершенство и все ограничения остаются позади. При преодолении Бездны сохранить собственное эго невозможно: все должно быть утрачено во имя высшего приобретения. Земным людям понятие Бездны недоступно — оно для них слишком абстрактно и возвышенно.

Бо (японск.) — японский боевой шест.

Бодзюцу — буквально «искусство владения шестом». Боевое искусство, основанное на владении шестом «бо». Шест удерживают двумя руками; при помощи разнообразных вариантов удержания шеста его можно использовать как в ближнем, так и в дальнем бою. Техника бодзюцу включает в себя удары, тычки, колющие и парирующие движения, блоки, махи и удержания.

Боккен — буквально «деревянный меч». Представляет собой деревянную копию меча катана; используется преимущественно в тренировочных целях.

Будокай (японск.) — букв, «военный путь». Понятие включает в себя все боевые искусства, особенно те из них, которые направлены в основном на духовное совершенствование.

Буси (японск.) — японский термин, тождественный понятию самурай.

Бусидо (японск.) — букв. «Путь Воина». В сущности, понятие является не доктриной в письменном виде, а означает дух учения.

Вакидзаси (японск.) — японский короткий меч со скошенным острием. Вакидзаси всегда носили в паре с мечом катана. Применялся для ритуала лишения себя жизни (харакири).

Гавриил — имя, которое носят два совершенно различных существа: Архангел Вод и Архангел Сефиры Иесод,

Гебура — пятая Сефира Древа Жизни. Буквально означает «строгость», но иногда переводится также как «сила». Находится внутри Столпа Строгости и уравновешивает силу Хесед. Цвет — карминно-красный, персонифицируется в облике царя-воина.

Ги — буквально «униформа», «костюм». Традиционное название одеяния мастера боевых искусств; обычно изготавливается из хлопчатобумажной ткани либо из льняного холста (более прочного).

Даат — псевдо-Сефира Древа Жизни; располагается между Кетер и Тиферет. Само понятие означает «знание».

Дайме (японск.) — в феодальной Японии — господин самураев, которому самураи были обязаны подчиняться по законам чести. Самурай, не имеющий дайме, считался никчемным и презренным человеком — ронином.

Дао (кит.) — сложное и парадоксальное понятие. Само слово в переводе с китайского обозначает «путь». Принцип Дао соотносится с жизненным путем и вечными истинами.

Двеомер — буквально «магия».

Дзюдзюцу — буквально «искусство мягкости»; боевое искусство, применявшееся самураями в XIII в. Приемы дзюдзюцу включали в себя удары руками и ногами, броски, удушающие техники и особенно захваты суставов. Кроме того, в дзюдзюцу применялось оружие.

Дзянсин (японск.) — буквально «совершенная поза». Состояние абсолютного равновесия разума, высшего осознания всего окружающего. Достигалось за счет предельного обострения всех чувств.

Древо Жизни — графическое изображение свода каббалистических знаний в виде диаграммы из десяти сфер, соединенных между собой двадцатью двумя путями.

Енохиаиский язык — древнейший язык. В различных странах мира обнаружены его отрывочные письменные фрагменты. Был заново открыт Джоном Ди и Эдвардом Келли. Утверждают, что язык имеет божественное происхождение и обладает огромной силой.

Знак — отличительное изображение конкретного человека (любого другого живого или неживого объекта) либо средство, несущее определенную смысловую нагрузку.

Иай — букв, «игра мечами»; также вид поединка, в котором противники перед атакой опускаются на колени лицом к лицу. Как правило, поединок заканчивался с первым ударом меча, который либо возвращал честь дуэлянту, либо лишал его жизни.

Иайдзюцу — буквально «искусство рисования мечом». Занимавшиеся этим боевым искусством совершенствовались в первом движении меча, за которым следовала немедленная атака противника. Особое значение иайдзюцу имело для самураев. Современная форма данного боевого искусства — иай-до, т.е. «путь меча».

Иесод — девятая Сефира Древа Жизни; соединяется с астральным планом. Название переводится как «основание», так как Иесод представляет собой матрицу, поддерживающую физическую вселенную. Ассоциируется со сновидениями. Цвет — пурпурный.

Иецира — один из четырех каббалистических Миров. Соответствует астральному плану. Особо ассоциируется с Иесод

Инфернальные поселения— непредсказуемые и полные зла Клиппот. Обычно называются Кругами Ада, каждый из которых соответствует определенной Сефире Древа Жизни.

Инь-Ян(кит.) — Инь — женское, воспринимающее начало; соответствует Луне, отрицательному полюсу, тени, воде, сокращению. Ян — мужское, активное начало, связанное с Солнцем, положительным полюсом, светом, огнем, расширением. Философия «Инь-Ян» гласит, что каждому объекту присущ его собственный баланс этих полярных начал. Например, Солнце является Ян относительно Луны, однако Инь — по отношению к Галактике. Следовательно, это относительный принцип.

Ипсиссимус (глава, хозяин, господин, «сам по себе» — Степень Кетер, присуждаемая после, прохождения Пути Верховного Жреца. Ипсиссимус преодолевает Бездну, сливаясь в единое целое с Богом. Таким образом, он (или она) торжествует над собственными ограничениями, становясь бессмертным и непостижимым. Одного импульса силы Ипсиссимуса достаточно, чтобы вмиг уничтожить или, напротив, создать Вселенную.

Йои (японск.) — в Будокай — сочетание естественной позы тела (обычная стойка, ноги расставлены на ширину плеч) и состояния дзянсин, в котором находится разум.

Йорои (японск.) — вид доспехов, защищавших японских воинов от холодного оружия. Йорои представляли собой весьма сложную конструкцию из множества кожаных и металлических деталей, каждая из которых должна была крепиться на теле.

Каббала — система духовного совершенствования у магов и мистиков.

Каратэ — буквально переводится как «пустая рука». Боевое искусство, в котором не использовалось оружие. Каратэ включает в себя удары руками и ногами в различные части тела противника, а также блоки. Каратэ — более агрессивный вид боевых искусств в сравнении, например, с дзюдзюцу и айкидо, которые являются скорее оборонительными (но отнюдь не менее эффективными).

Карма (санскр.) — термин дословно переводится как «действие» (в еврейском языке — «тикун»). Кармическая доктрина гласит, что любое предпринимаемое человеком деяние впоследствии возвращается к нему, если не сразу, то во всяком случае через несколько жизненных циклов. Даже смерть не приводит к избавлению от кармы, преследующей человека в последующих воплощениях (инкарнациях). Нейтрализовать (преодолеть) закон кармы можно лишь перейдя через Бездну.

Ката (японск.) — важнейший ритуал Будокай. Применяется для совершенствования технических навыков и концентрации. Отрабатывая ката, ученик должен достигнуть наиболее полного состояния дзянсин. Имеется множество ката, каждое из которых представляет собой определенную последовательность атакующих и оборонительных движений.

Катана (японск.) — японский меч с клинком длиной от двадцати четырех до тридцати шести дюймов и скошенным острием. Меч изготавливали так: сгибали полоску железа пополам, затем проковывали согнутую полоску, снова сгибали, проковывали, и так далее. Получавшаяся полоска могла содержать до четырехсот слоев. Такая техника изготовления придавала оружию невероятную прочность и остроту. Над каждым сгибом мастер-оружейник читал особую молитву, чтобы сообщить клинку не только физическую, но и духовную силу. В феодальной Японии мечом-катаной мог владеть только самурай. Набор рубящего холодного оружия у самураев состоял из катаны (длинного меча) и вакидзаси (короткого меча); считалось, что эти клинки взаимно дополняют друг друга. Меч катана был оружием чести, содержащим в себе душу самурая.

Кетер — первая Сефира Древа Жизни. Содержит в себе все возможности и вероятности, посему является источником всех остальных Сефирот. Сущность Кетер слишком чиста и возвышенна, чтобы человек мог по достоинству оценить ее. Кетер — та сила, к которой бессознательно стремится каждое живое существо.

Киме — букв, «фокус». Для достижения наибольшей эффективности удара мастер боевых искусств в момент контакта переносит всю свою физическую и духовную силу в точку, расположенную в части тела, участвующей в контакте (напр., в костяшках пальцев). Киме используется во всех боевых техниках, требующих значительной силы. Особенно разрушительный эффект получается при использовании киме вместе с кьяи.

Клиппот — этим словом обозначают либо сами инфернальные поселения, либо их обитателей.

Кронзон — существо, в обязанности которого входит управление физической вселенной и планами, располагающимися непосредственно над нею. Кронзон является испытателем человечества и охраняет Бездну, не давая преодолеть ее тем, кто этого недостоин. Во многих современных религиях выступает в качестве бога: например, по учению гностиков Кронзон — незначительное божество Ветхого Завета.

Кьяи (японск.) — в Будокай — крик, исходящий от духа воина, чтобы сконцентрировать силу последнего и вселить страх в противника. Часто используется в сочетании с киме, при котором боец в момент контакта с противником на долю секунды напрягает все мышцы тела, чтобы сделать удар максимально эффективным.

Маг — здесь: человек, в совершенстве владеющий искусством магии, который преодолел Бездну и обрел Степень Хокма. Вооружившись Словом Божьим, Маг способен положить начало новой Эпохе.

Малкут — физическая вселенная; иногда также употребляется как синоним планеты Земля.

Михаил — Архангел Огня.

Мотсу — вид медитации, использующейся в боевых искусствах. Также применяется в магии. Иногда называется «позой дракона».

Неофит— прошедший первую ступень инициации в любой из Школ Магии.

Пантакль — земное оружие борьбы с духами-элементалами; в частности, используется для управления элементалами стихии Земли.

Пентаграмма — пятиконечная звезда, каждый луч которой соответствует определенной стихии. Пентаграмма с одним из лучей, расположенным выше других, символизирует власть духа Божьего над остальными стихиями и считается благоприятной. Если же пентаграмма изображается с двумя лучами наверху, то такой знак символизирует зло.

Печать Соломона— гексаграмма, составленная из двух взаимопроникающих треугольников; известна также под названием Звезды Давида. Имеет много символических значений, но преимущественно воплощает единство и гармонию противоположностей.

Пранаяма — техника выработки и поддержания особого ритма дыхания. Овладение техникой пранаямы нередко сопутствует овладению асанами в йоге. Рафаил — Архангел Воздуха.

Ронин (японск.) — самурай, не имеющий хозяина и чести. Сефира (множ. Сефирот)— одна из десяти сфер проявления (см. Древо Жизни).

Стихии — всего существует пять стихий («элементов»). К обыкновенным стихиям относятся Земля, Воздух, Вода и Огонь. Пятая стихия — Дух, или Божественная сила, — управляет остальными четырьмя и соединяет их.

Суккуб — демон женского пола; по ночам посещает мужчин, чтобы совокупиться с ними и лишить их астральной энергии. Суккубы находятся под властью Лилит. Аналогичный демон мужского пола называется инкубом.

Сэнсэй — буквально «учитель» или «наставник». Собственно, термин имеет более широкое значение, не сводящееся к двум указанным.

Тай-сабаки— буквально «телодвижение»; принцип уклонения от нападения противника за счет ухода с линии атаки. Используются круговые и маховые движения. Особенно характерен принцип тай-сабаки для таких боевых искусств, как айкидо.

Талмуд — свод религиозных правил в иудаизме. Записан в двух отдельных книгах.

Теллус — древнее название планеты Земля (по имени римской богини земли).

Тиферет — шестая Сефира Древа Жизни. Название переводится как «красота» или «гармония»; Тиферет отождествляется с благотворным равновесием. Данная Сефира дает Посвященному звание Адепта; связана с самоосознанием. Цвета: желтый и золотистый, персонифицируется трояко: в облике Бога, Царя и Ребенка.

Ундина — дух-элементал Воды,

Уриил — Архангел Стихии Земли.

Фратер — это слово в оккультных орденах применяется при обращении членов ордена друг к другу; синоним обращения «брат».

Харакири (японск.) — ритуал, при помощи которого обесчещенный либо поссорившийся со своим дайме самурай лишал себя жизни. Для выполнения ритуала использовался короткий меч вакидзаси. Официальное название ритуала — сеппука.

Хесед — четвертая Сефира Древа Жизни. Название переводится как «милосердие». Второе название четвертой Сефиры — Гедула — «благодать». Располагается внутри Столпа Милосердия и уравновешивает силу Гебура. Цвет — темно-синий, персонифицируется в облике мудрого царя-жреца.

Чакра — точка силы внутри астрального тела, в которой концентрируются определенные виды энергии. Обладающие эфирным зрением видят чакры в виде сфер, наполненных интенсивным свечением. У обычного человека чакры невелики, но увеличиваются в размерах по мере духовного совершенствования.

Элементал — существо, принадлежащее к одной из стихий — Земле, Воздуху, Воде или Огню; один из низших духов иерархии. Элементалы могут быть добрыми, лукавыми или злыми. Упоминаются во многих сказках. Соответственно принадлежности той или иной стихии делятся на гномов, сильфид (фей), ундин (русалок) и саламандр.

Эпоха («Эон») — период времени, в течение которого на планете (на одном из планов) доминируют определенные духовные факторы. Продолжительность Энианской Эпохи составляет две тысячи лет. Смена Эпох, или Эонов, всегда сопровождается сменой Мага, приносящего новый закон Бога.

Эфирный (план) — фактически, подплан астрала; иногда понятие эфирного плана употребляют как синоним астрала. В практическом смысле эфирный план представляет собой более грубую, плотную часть астрала и находится в непосредственной близости от физической вселенной.

Ясновидение — способность видеть (либо иным образом воспринимать информацию) на расстоянии. Понятие может относиться как к физическому плану, так и к неземным реальностям. Ясновидение может производиться различными способами.


Литературно-художественное издание

 

Д. Э. Хили

Лилит. Свет и тьма.

Книга 1

 

Перевод: В. Ижакевич

Редактор: И. Старых

Приложение «Каббала» — М. Неволин

Корректура: Е. Введенская, Е. Ладикова-Роева, Т. Зенова

Оригинал-макет: И. Петушков, Т. Ткаченко

Обложка: С. Михай, Е. Ющенко

 

Лицензия ЛР № 064633 от 13.06.96.

 

Подписано в печать 14.07.98.

Формат 84Х 108/32. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 18,00

Тираж 5000. Заказ 0645

 

Издательство "София",

252055, Украина, Киев-55, ул. Полковника Потехина, 2

109172, Россия, Москва, а/я 55

 

Отпечатано с готовых диапозитивов на Книжной фабрике № 1 Госкомпечати России.

144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.